Научная статья на тему 'Организация и проблемы лечения больных наркоманией в учреждениях уголовно-исполнительной системы России'

Организация и проблемы лечения больных наркоманией в учреждениях уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
288
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и проблемы лечения больных наркоманией в учреждениях уголовно-исполнительной системы России»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14 апреля отмечается День медицинской службы уголовно-исполнительной системы.

Предлагаем вниманию читателей несколько материалов о медико-санитарном направлении служебной деятельности

Подполковник внутренней службы Э. В. СТЕПАНОВА, главный психиатр-нарколог УОМСО ФСИН России

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

РОССИИ

Организация эффективной борьбы с наркоманией - одна из основных задач медицинской службы УИС.

Нет необходимости останавливаться на антисоциальной, криминогенной сущности наркомании. Следует лишь подчеркнуть, что медицинские работники острее, чем кто-либо видят последствия употребления наркотиков и пагубность наркотизации не только для отдельно взятого пациента или группы наркозависимых лиц, но и для всего общества.

Несмотря на частные достижения в области наркологии, ситуация с потреблением наркотиков в России остается напряженной и трудно прогнозируемой. Очевидно, что одними медицинскими мерами здесь не обойтись, необходимы не только комплексное лечение, но и личностная реконструкция наркозависимых больных.

Существенное значение в решении обозначенной проблемы имеют следующие социально-психологические аспекты:

выведение больного наркоманией из «патогенного» окружения;

расширение круга его интересов;

помощь в обретении достойного уровня человеческой культуры;

формирование надежной стрессоустойчивости.

Таким образом, ресоциализация больного наркоманией - задача не только медицинских служб, но и всего общества.

В прошлом в Российской Федерации по отношению к наркологическим больным применялись недобровольные медицинские меры, которые носили характер принудительного лечения. Под этим термином понимается такая мера, которая назначается судом и требует проведения судебно-психиатрической (судебно-наркологической) экспертизы. До недавнего времени существовали две разновидности принудительного лечения.

Первой была мера, применяемая к больным наркоманией и алкоголизмом, не совершившим преступ-

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ления, но уклоняющимся от медицинской помощи. Правовым основанием для ее применения являлась ст. 54 Закона РСФСР «О здравоохранении». Принудительное лечение проводилось в специализированных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (лечебно-трудовых профилакториях) и длилось от одного года до двух лет. Просуществовала данная недобровольная мера 26 лет (с 1967 по 1993 год).

Второй являлось осуществление амбулаторного принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманией, совершивших преступление (осужденных к лишению свободы). Данный вид лечения назначался в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 97 Уголовного кодекса Российской Федерации. Принудительное лечение осужденных проводилось в учреждениях уголовно-исполнительной системы наряду с исполнением наказания. Просуществовала эта принудительная мера 30 лет - с 1973 по 2003 год.

Возложение на медицинскую службу УИС функции обязательного лечения (взамен принудительного) повлекло за собой необходимость не только лечения больных наркоманией, но и решения задачи по выявлению и диагностике этого заболевания, что в свою очередь потребовало незамедлительного укрепления лабораторно-диагностической базы учреждений УИС для обнаружения наркотических веществ в организме человека.

Благодаря участию ФСИН России в федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы», действие которой было продлено на 2005-2009 годы, удалось оперативно решить возникшую проблему и оснастить медицинские части учреждений УИС 140 современными скрининговыми комплексами для первичного выявления потребителей наркотиков.

8 декабря 2003 года издан Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изме-

нений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», упразднивший принудительное лечение осужденных наркологических больных. Одновременно был издан Федеральный закон № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», изменивший ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации таким образом, что вместо принудительного лечения, назначаемого судом, было введено обязательное лечение, назначаемое непосредственно в учреждениях УИС медицинской комиссией во время отбывания осужденным наказания.

С отменой в уголовном законодательстве такой меры, как принудительное лечение наркомании, нивелировалось правовое основание для проведения недобровольного лечения больных наркоманией.

При этом действующими в настоящее время нормативными правовыми актами не определены критерии для назначения терапевтических курсов, процедуры продления или прекращения обязательного лечения больных наркоманией.

Сложившаяся ситуация требует внесения федеральными органами исполнительной власти, ответственными за государственную политику в области здравоохранения и борьбы с наркоманией, изменений в соответствующие нормативные правовые акты с четким определением понятия обязательного лечения наркоманов, а также разработки и нормативного закрепления механизма осуществления обязательного лечения данной категории больных.

В отличие от правового медицинский и реабилитационный аспекты в пенитенциарной наркологии не вызывают сомнений и проработаны на основании современ-

ных подходов к диагностике, лечению и реабилитации наркологических больных.

Следует отметить, что в учреждениях УИС, с учетом условий изоляции и отсутствия доступа к наркотикам, лечение может проводиться без прерывания курса и эффективно контролироваться.

Как известно, большинство потребителей наркотиков рано или поздно совершают правонарушения и преступления. Высокие показатели заболеваемости наркоманией среди преступников еще раз доказывают это.

За последнее время количество осужденных, больных наркоманией, резко увеличилось. Если в 2003 году в учреждениях УИС находилось всего 17,6 тыс. таких больных, то в 2008 году их количество превысило 55,7 тыс., а в 2010 году - 60,4 тыс. человек и составило более 8 % от общего числа лиц, находившихся в местах лишения свободы.

Особую тревогу вызывает подростковая наркомания. Из 4,3 тыс. человек, содержащихся в воспитательных колониях, каждый седьмой ранее употреблял наркотические вещества, а 475 подросткам установлен диагноз наркомании.

Представляется крайне важным учитывать специфику данного контингента, связанную с особенностями личности, уровнем образования.

Медицинской службой ФСИН России совместно с НИИ ФСИН России и другими заинтересованными научными центрами постоянно ведется разработка и внедрение индивидуальных дифференцированных лечебных и реабилитационных программ для осужденных, больных наркоманией. Это позволяет индивидуализировать лечебно-реабилитационные мероприятия, повысить их эффективность, спрогнозировать течение ремиссий и предотвратить рецидивы заболевания.

Применяемые программы терапии и реабилитации наркозависимых в уголовно-исполнительной системе России осно-

ваны на полном отказе от употребления наркотиков, формировании осознанного отношения к отказу от их приема, становлении стойкой и длительной ремиссии с дальнейшей установкой на здоровый образ жизни.

Лечение больных наркоманией в пенитенциарных учреждениях России проводится поэтапно.

Первый этап - оказание специализированной помощи лицам с наркотической зависимостью в условиях следственных изоляторов.

На первичных медицинских осмотрах среди подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений выявляются лица, страдающие наркоманией, а также эпизодически употребляющие наркотики. При необходимости купируются абстинентные проявления, начинается лечение сопутствующей патологии.

В следственных изоляторах наркозави-симым лицам предлагается пройти курс лечения добровольно. Пациенты получают всестороннюю информацию о методах лечения и современных технологиях, которыми располагают специализированные лечебные учреждения. В случае отказа от лечения медицинской комиссией по показаниям назначается обязательное лечение.

С 2003 года после активного внедрения новых реабилитационных программ наблюдается рост желающих добровольно пройти лечение от наркотической зависимости. Полагаем, что данную тенденцию можно считать положительной.

Нам удалось добиться того, что процесс лечения стал более привлекательным для лиц, содержащихся в учреждениях УИС, многие из них осознали серьезность своего заболевания. Причем следует отметить: почти 100 % лиц, соглашающихся на добровольное лечение, до заключения под стражу никогда сами не обращались к врачам-наркологам и, соответственно, не лечились.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Второй этап проводится в лечебноисправительном учреждении (ЛИУ). Для содержания и обязательного лечения осужденных от алкоголизма и наркомании в уголовно-исполнительной системе созданы девять таких учреждений (восемь мужских и одно женское), а также имеются специализированные участки в исправительных учреждениях с разными видами режима.

Все осужденные, прибывшие в ЛИУ, проходят первичное обследование в течение двух недель. Затем следует курс стационарного лечения в течение месяца. После чего осуществляется поддерживающее амбулаторное лечение под наблюдением психиатра-нарколога.

На базе ЛИУ осуществляется комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, включающий медико-биологические и социально-психологические методики.

После курса активной стационарной терапии на амбулаторном этапе делается акцент на социально-психологические методики, направленные на коррекцию социально-образовательного и социально-трудового статуса, формирование новых эффективных моделей поведения.

При проведении полноценных курсов лечения прослеживается последовательное снижение влечения к наркотикам до полного его исчезновения. Нивелируются также поведенческие нарушения, связанные с поиском наркотика.

Успех профилактики и реабилитации больных наркоманией или другими социально обусловленными заболеваниями зависит не только от принятия медицинских мер. К примеру, завершающим этапом этой работы является комплекс социальных и трудовых реабилитационных мероприятий, основанных на возможности получения осужденными полного среднего и профессионального образования, последующего трудоустройства и реализации полученных трудовых навыков.

Значимость трудовой реабилитации определяется тем, что большинство этих лиц вели асоциальный образ жизни - не работали, не имели профессии. А при отсутствии профессии и трудовых навыков вероятность совершения новых преступлений остается очень высокой.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года УОМСО ФСИН России совместно с НИИ ФСИН России разработан проект Программы развития медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями в учреждениях уголовноисполнительной системы. Основными направлениями программы являются совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере оказания медицинской и медико-социальной помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, научно-методическое обеспечение, организация сети подразделений медикосоциальной реабилитации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Реализация положений программы будет способствовать повышению эффективности оказания наркологической помощи в местах лишения свободы и возвращению в общество людей, избавившихся от зависимости, с восстановленным социальным статусом и трудоспособностью.

Как показывает предварительный анализ рецидивной преступности среди наркозависимых, большинство «срывов» наблюдается в первые три месяца после освобождения из мест лишения свободы и связано с социальными проблемами. Серьезные трудности возникают сразу после освобождения. Это проблемы с семьей, жильем, трудоустройством, что зачастую может спровоцировать у освобожденных рецидив заболевания.

Многие освободившиеся нар-козависимые граждане прекращают обращаться за медицинской помощью, избегают контактов с наркологической службой, начинают совершать противоправные поступки, так или иначе связанные с потреблением наркотиков.

С целью предотвращения развития подобного сценария событий необходимо организовать работу по созданию реабилитационных центров для пребывания лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В них можно было бы проводить комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи бывшим осужденным при первичной адаптации в обществе, решение социальных и жилищных вопросов, организацию их ресоциализации и трудоустройства (по типу «Дом на полпути», «12 шагов», «Врачи - детям»).

Реализация социальных программ, участие неправительственных организаций в данной работе несомненно дали бы положительный эффект именно на завершающем этапе реабилитации.

Использование поэтапной комплексной модели проведения медицинских, психологических и социальных реабилитационных мероприятий позволит решать проблемы адаптации и ресоциализации больных наркоманией как в учреждениях УИС, так и после их освобождения из мест лишения свободы, что даст значимый эффект в деле предотвращения рецидивов употребления наркотиков, а также снижения уровня преступности в целом. ф

Капитан внутренней службы

Т. В. МЫСЕНКОВА, главный специалист-вран ФКУЗГКЦМСР ФСИН России

ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС

При решении столь сложной задачи, как реформирование уголовно-исполнительной системы нельзя не учитывать его социально-медицинских последствий, ведь успешное выполнение служебных обязанностей сотрудниками УИС в значительной мере зависит от состояния их здоровья.

Руководством ФСИН России уделяется пристальное внимание решению проблем, связанных с разработкой и осуществлением профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Так, в 2003 году было создано государственное учреждение здравоохранения «Центр медицинской и социальной реабилитации Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации». В настоящее время - это федеральное казенное учреждение здравоохранения «Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации» (ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России).

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.