СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
© О.А. Макушкина, Э.В. Степанова, 2015 УДК 616.89-008.12-08
Для корреспонденции
Макушкина Оксана Анатольевна - доктор медицинских наук, руководитель Отдела судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-34-10 E-mail: makushkina@serbsky.ru
О.А. Макушкина, Э.В. Степанова
Актуальные вопросы и перспективные задачи оказания психиатрической помощи в учреждениях исполнения наказания
Current issues and long-range objectives of mental health care delivery in custodial facilities
O.A. Makushkina, E.V. Stepanova
ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow
В статье рассмотрены вопросы организации медицинской помощи лицам с психическими расстройствами в учреждениях исполнения наказания. На материале уголовно-исполнительной системы представлены сведения об организации психиатрической службы, структуре заболеваемости психическими расстройствами лиц, осужденных к лишению свободы. Проанализированы данные об исполнении принудительного наблюдения и лечения у психиатра в амбулаторных условиях в отношении больных, содержащихся в учреждениях исполнения наказания. Предложены пути повышения эффективности психиатрической помощи в уголовно-исполнительной системе. Обоснована необходимость развития более тесного межведомственного взаимодействия и полипрофессионального сотрудничества, включая психиатров, наркологов и психологов.
Ключевые слова: психическое расстройство, профилактика
общественно опасных действий, пенитенциарная психиатрия, обязательное лечение, принудительное наблюдение и лечение у психиатра в амбулаторных условиях, правовое регулирование, организационно-методическое обеспечение
Ф
The paper highlights issues of organization of medical care for persons with mental disorders incarcerated in correctional facilities. Based on records of penal enforcement system data are provided on the organization of psychiatric service, pattern of psychiatric morbidity among the persons sentenced to imprisonment. Data are scrutinized on the enforcement of compulsory supervision and treatment by a psychiatrist in the out-patient setting with regard to patients being kept in custodial facilities. Ways
Российский психиатрический журнал № 3, 2015 13
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
of improving the efficiency of mental health services in the correctional environment are suggested. A case is made for the need to develop closer interdepartmental interaction and multiprofessional cooperation, including psychiatrists, experts in narcology and psychologists. Keywords: mental disorder, prevention of socially dangerous acts,
penitentiary psychiatry, mandatory treatment, compulsory supervision and treatment by a psychiatrist outpatiently, legal regulation, organizational and methodical support
Психические расстройства и расстройства поведения, включая наркологическую патологию, болезни зависимости, имеют большую распространенность среди лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) [7], что определяет актуальность анализа оказываемой им медицинской помощи, поиск путей повышения ее эффективности.
Наличие пенитенциарного стресса, способствующего декомпенсации психической патологии, проблемы адаптации заключенных к условиям исправительного учреждения определяют специфику деятельности врача-психиатра в пенитенциарной системе. Одна из важных ее задач - профилактика конфликтов и нарушений режима содержания, а также рецидивов противоправного поведения после освобождения.
Медицинское обеспечение психически больных лиц в местах лишения свободы можно разделить на 3 составляющие: психиатрическая помощь на общих основаниях; обязательное лечение от алкоголизма и наркомании; исполнение принудительных мер медицинского характера (ПММХ).
Согласно ч. 1 ст. 101 Уголовно-исправительного кодекса (УИК) РФ, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством РФ [9], т.е. на тех же правовых основаниях, что и в общей системе здравоохранения. Таким образом, осужденные обеспечиваются психиатрической помощью на основаниях и в порядке, установленном Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10] и Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [1]. Медицинская (в том числе психиатрическая) помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным в учреждениях УИС России организована также в соответствии с приказом Минз-дравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы».
Оказание психиатрической помощи на общих основаниях проводится с соблюдением принципа добровольности. В зависимости от состояния больного устанавливаются дифференцированные виды наблюдения, назначаются соответствующее обследование и лечение. Если из-за тяжести психического состояния лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, является беспомощным либо имеющееся у него тяжелое психическое расстройство обусловливает существенный вред здоровью при неоказании психиатрической помощи, к нему могут быть применены предусмотренные законодательством в сфере охраны здоровья недобровольные виды психиатрической помощи (недобровольное освидетельствование, недобровольная госпитализация). К функциям психиатра относится также психиатрическое освидетельствование осужденных по вопросу о наличии у них психического расстройства, препятствующего дальнейшему отбыванию наказания (ч. 1 ст. 81 УК, ст. 362 УПК).
Обязательное лечение применяется к осужденным к лишению свободы больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). Ранее в УК РФ было предусмотрено принудительное лечение больных алкоголизмом и наркоманиями, которое отменено Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Основанием для назначения обязательного лечения является заключение медицинской комиссии, состоящей из начальника медицинской части исправительного учреждения, 2 врачей психиатров-наркологов или врачей-психиатров. Действующим законодательством не регламентирован порядок его проведения, процедура продления и прекращения. Решение о прекращении такого лечения принимается комиссионно по аналогии с назначением.
С 1997 г. после вступления в действие новой редакции Уголовного кодекса РФ [8] законодатель определил возможность применения к осужденным наряду с наказанием принудительных мер медицинского характера в виде принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у врача-психиатра (АПНЛ) (ч. 2 ст. 99 УК РФ). АПНЛ назначается
14
О.А. Макушкина, Э.В. Степанова
судом осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, которые во время совершения преступления в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (так называемым ограниченно вменяемым лицам) (ч. 2 ст. 22, п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Его целью является не только оказание квалифицированной психиатрической помощи, но, как следует из текста ст. 98 УК РФ, предупреждение совершения новых преступлений. Ранее в законодательстве отсутствовал данный вид ПММХ, равно как и какие-либо нормы относительно принудительного лечения ограниченно вменяемых лиц.
В действующем в настоящее время уголовном законе существуют 2 возможности назначения АПНЛ -как самостоятельно, так и наряду с наказанием (ч. 2 ст. 99 УК РФ). Как самостоятельный вид ПММХ данная мера назначается лицам с тяжелыми психическими расстройствами, совершившим уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости (ст. 21 УК РФ), а также совершившим преступления и заболевшим психическим расстройством, исключающим назначение или исполнение наказания (ч. 1 ст. 81 УК РФ). В этом качестве АПНЛ может использоваться как первичная принудительная медицинская и как заключительная мера после лечения в стационаре перед полным прекращением применения ПММХ [4].
Исполнение АПНЛ назначенного в качестве самостоятельной принудительной меры медицинского характера или соединенного с наказаниями, не связанными с лишением свободы, включая лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), возложено на государственные психиатрические учреждения, оказывающие амбулаторную психиатрическую помощь. Для этой цели в структуре психоневрологических диспансеров (отделений) создаются кабинеты активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 566н. Организация АПНЛ в учреждениях здравоохранения, подведомственных МЗ РФ, регламентирована также совместным приказом МЗ РФ и МВД РФ от 30.04.1997 № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами», определившим порядок наблюдения за данной категорией больных, включая обмен информацией между учреждением, оказывающим амбулаторную психиатрическую помощь, и органом внутренних дел, на территории которого это учреждение находится.
Что касается АПНЛ, назначенного наряду с лишением свободы, согласно ч. 1 ст. 104 УК РФ, оно исполняется по месту отбывания наказания. Данный вид ПММХ с учетом специфики его исполнения требует отдельного правового и организационно-методического сопровождения.
На сегодняшний день уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не содержат положений, раскрывающих содержание ПММХ и конкретизирующих правоограничения, связанные с назначением таких мер, а также порядок их исполнения в местах лишения свободы. Между тем в соответствии с ч. 3. ст. 97 УК РФ порядок исполнения ПММХ в целом должен устанавливаться уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами, однако это предписание уголовного закона фактически остается не реализованным.
Изложенное определяет актуальность формирования единой стратегии организации АПНЛ с учетом изучения складывающейся на территориальном уровне практики его исполнения в отношении лиц, содержащихся в учреждениях УИС, как относительно нового для отечественного здравоохранения вида ПММХ.
В соответствии с существующим организационно-штатным построением медицинской службы УИС, организациями, созданными для медицинского обеспечения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, являются Федеральные казенные учреждения здравоохранения «Медико-санитарные части Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУЗ МСЧ ФСИН). В их составе имеются различные структурные подразделения: медицинские части, здравпункты, больницы (в том числе психиатрические и многопрофильные с психиатрическим отделением), отделения государственного санитарно-эпидемиологического надзора и др. (рис. 1).
К основным задачам психиатрической службы МСЧ УИС относятся: диагностика психических расстройств у заключенных и осужденных; отграничение болезненных состояний от ситуационно обусловленных асоциальных форм поведения, включая личностные реакции и реакции дезадаптации; осуществление принудительного наблюдения и лечения осужденных с психическими расстройс-
Управление медико-санитарной части
Главный психиатр Федеральной службы исполнения наказаний
Ф
Рис. 1. Организационная структура медико-санитарной части уголовно-исполнительной системы
15
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
твами, не исключающими их вменяемости в отношении инкриминируемого деяния; проведение комиссионного освидетельствования больных наркоманией, алкоголизмом или токсикоманией для решения вопроса об обязательном лечении; направление осужденных, нуждающихся в стационарном лечении, в психиатрические больницы ФСИН России и др.
С принятием ФЗ № 83-ФЗ от 08.05.2010 изменение финансового механизма и организация медико-санитарных частей по типу федеральных казенных учреждений позволили обеспечить независимость медицинских специалистов в принятии профессиональных решений, повысить результативность бюджетных расходов за счет перехода к целевому одноканальному принципу финансирования, обеспечить эффективное перераспределение сил и средств медицинской службы УИС, организовать проведение плановых мероприятий по включению медико-санитарных частей в территориальные программы обязательного медицинского страхования, создать условия для интеграции медицинской службы УИС в государственную систему здравоохранения.
На сегодняшний день психиатрическую помощь в учреждениях УИС подозреваемым, обвиняемым и осужденным с психическими расстройствами оказывают специалисты 5 психиатрических больниц, расположенных в Москве, Ярославле, Смоленске, Магнитогорске и Республике Бурятия. Также организовано 27 психиатрических отделений при многопрофильных больницах и 347 психиатрических кабинетов в составе медицинских частей ФСИН России [5].
Амбулаторная психиатрическая помощь осужденным обеспечивается психиатрами и психиатрами-наркологами ФКУЗ МСЧ ФСИН и лечебных исправительных учреждений; стационарная психиатрическая помощь - врачами-психиатрами психиатрических больниц и психиатрических отделений многопрофильных больниц УИС. В 2013 г. было развернуто 1877 психиатрических и 458 наркологических коек - 6,0% общего коечного фонда медицинских учреждений ФСИН России. Средняя занятость психиатрической койки составляла 348 дней (в 2012 г. - 344 дня).
В последние годы обозначилась тенденция к сокращению штата врачей-психиатров медицинской службы УИС. В 2013 г. количество специалистов сократилось на 42 (7,0% общего числа работающих в службе психиатров) человека. К началу 2014 г. психиатрическую помощь в учреждениях УИС оказывали 564 врача; показатель обеспеченности психиатрами составлял лишь 62,0% норматива, психиатрами-наркологами - 57,0%. Кадровый дефицит профильных специалистов определяет не только проблемы доступности специализированной помощи в местах лишения свободы,
но и влияет на ее качество и эффективность деятельности пенитенциарной психиатрии по профилактике совершения новых преступлений лицами с психическими расстройствами.
На начало 2014 г. из 682 тыс. осужденных, находящихся в местах лишения свободы, 122 148 человек имели диагноз психического расстройства ^00^99 по МКБ-10). Это составляло порядка 18,0% общего числа осужденных. Данные о контингенте, его нозологическом составе по психическим расстройствам и зависимостям представлены в табл. 1, 2.
Распространенность психических и наркологических заболеваний в учреждениях УИС достоверно и значительно превышает соответствующий показатель в целом по России, что объясняется высокой концентрацией лиц с асоциальной направленностью поведения, имеющих зависимость от ПАВ, причем большая часть из них ранее (до совершения правонарушения) не обращалась за помощью и никогда не находилась под наблюдением психиатра либо психиатра-нарколога.
В связи с тем что лица с тяжелыми психическими заболеваниями на этапе судебно-психиат-рических экспертиз и судебного разбирательства признаются невменяемыми и освобождаются от уголовной ответственности, нозологическая характеристика психических расстройств у осужденных в местах лишения свободы существенно отличается от популяционных показателей. Данное отличие обусловлено также особенностями контингента правонарушителей. Наиболее распространенными среди психических расстройств являются психические расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (56,4%), органические психические расстройства (15,1%), расстройства личности (11,1%) и умственная отсталость (9,0%).
За последние годы произошло уменьшение числа осужденных, находившихся на АПНЛ, что пропорционально сокращению количества лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях в 2013 г. исполнялось в отношении 863 больных, что значительно меньше аналогичного показателя за 2008 г. (2021 человек) и обусловлено уменьшением количества приговоров судов с назначением (наряду с наказанием) АПНЛ.
Проведенный сравнительный анализ нозологической структуры лиц, находящихся на АПНЛ в учреждениях УИС, выявил ее существенные изменения за период 2008-2013 гг. (табл. 3).
В 2008 г. среди этой категории пациентов преобладали лица с умственной отсталостью (62,7%). В 2013 г. их доля сократилась до 15,3% (рис. 2) с пропорциональным ростом распространенности расстройств личности (с 22,1% в 2008 г. до 63,8% в 2013 г.), что, по-видимому, является следствием
16
О.А. Макушкина, Э.В. Степанова
Таблица 1. Распределение больных, содержащихся в местах лишения свободы, в зависимости от нозологической структуры психических расстройств (РФ, 2008-2013 гг.)
Нозологическая структура Число больных
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Органические, включая симптоматические психические расстройства F00- F09 21 853 20 158 19 344 19 160 19 130 18 403
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением ПАВ F10—F19 81 269 86 679 80 707 75 029 75 389 68 861
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства F20—F29 1541 1630 1734 1518 1319 1334
Расстройства настроения F30—F39 56 455 3911 3557 3308 2559 2451
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства F40—F48 7371 6680 5626 4876 4267 4238
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами F50—F59 2884 2203 1660 1373 1241 1015
Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте F60—F69 15 412 15 240 14 461 14 665 13 425 13 559
Умственная отсталость F70—F79 13 838 13 962 13 133 12 555 11 276 10 948
Расстройства психологического (психического) развития F80—F89 557 568 552 291 305 308
Эмоциональные и поведенческие расстройства, начинающиеся в подростковом возрасте F90—F98 1375 1222 891 708 579 647
Неуточненные психические расстройства F99 742 534 518 520 349 344
В с е г о F00—F99 152484 152 787 142 183 134003 129 839 122148
Таблица 2. Распределение больных, содержащихся в местах лишения свободы, в зависимости от нозологической структуры психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ (РФ, 2008-2013 гг.)
#
Нозологическая структура Число больных
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Зависимость от алкоголя, алкоголизм F10.2, F10.3, F10.8, F10.7 28 133 26 253 24 262 22 543 21 166 20 329
Наркомания F11—F14; зависимость от галлюциногенов F16; зависимость от нескольких психоактивных веществ F19 55 283 61 687 60 301 56 438 53 331 50 202
Зависимость от седативных или снотворных средств F13, зависимость от стимуляторов F15 850 828 581 484 351 476
В с е г о F10—F19 84 266 88 769 85 144 79 465 74 848 71 007
Ф
Таблица 3. Распределение больных, находящихся на амбулаторном принудительном лечении у врача-психиатра в медицинских организациях УИС, в зависимости от нозологической структуры психических расстройств (РФ 2008-2013 гг.)
Нозологическая структура Число больных
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Органические, включая симптоматические психические расстройства F00—F09 74 89 93 175 123 124
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением ПАВ F10—F19 231 134 130 152 105 54
Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте F60— F69 446 247 302 601 612 551
Умственная отсталость F70—79 1267 917 766 332 88 132
Другие нозологические формы 3 4 2 4 3 2
В с е г о F00—99 2021 1391 1295 1264 931 863
не только изменения практики назначения судами АПНЛ, соединенного с исполнением наказания, но и переосмысления экспертных квалификаций в смысле ограниченной вменяемости в отношении названных нозологий.
Установленные особенности нозологической структуры пациентов, находящихся на АПНЛ в учреждениях УИС, с преобладанием расстройств личности (см. рис. 2), определяют характер лечебно-реабилитационной работы, значимыми составляющими которой должны являться комплексный подход
Российский психиатрический журнал № 3, 2015
с обязательным применением кроме психофармакотерапии индивидуальной и групповой психологической коррекции.
С учетом наличия в пенитенциарных учреждениях большого числа лиц с зависимостью от ПАВ, высокой ее распространенности у больных, находящихся на АПНЛ, работа по преодолению зависимого поведения с формированием установки на отказ от употребления ПАВ имеет особое значение, в том числе с позиций профилактики рецидива противоправного поведения.
17
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
70 -,
60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
2008 2009 2010 2011 2012 2013
■ Органические заболевания
■ Расстройства личности
□ Умственная отсталость
□ Психические расстройства, связанные с употреблением ПАВ
■ Другие психические расстройства
Рис. 2. Динамика нозологической структуры пациентов, находившихся на принудительном амбулаторном наблюдении и лечении в учреждениях уголовной-исполнительной системы
Лечение больных наркоманиями в медицинской службе УИС проводится поэтапно. Первый этап включает оказание специализированной помощи в условиях следственных изоляторов и исправительных колоний. На первичных медицинских осмотрах выявляются лица с зависимостью от ПАВ, а также с эпизодическим употреблением наркотических средств. При необходимости купируются абстинентные проявления, проводится лечение сопутствующей патологии. Наркозависимым лицам предлагается пройти курс лечения добровольно, предоставляется всесторонняя информация о методах терапии и современных технологиях, которыми располагают специализированные лечебные учреждения. В случае отказа от лечения при наличии показаний медицинской комиссией учреждения назначается обязательное лечение.
Второй этап - оказание помощи в лечебно-исправительном учреждении (ЛИУ). Всем прибывшим в ЛИУ проводится первичное обследование в течение 2 нед с последующим курсом стационарного лечения в течение месяца и поддерживающим наблюдением психиатра-нарколога во внебольнич-ных условиях. На базе ЛИУ осуществляется комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, включающий медико-биологические и социально-психологические методики. После курса активной стационарной терапии на амбулаторном этапе де-
лается акцент на повышение образовательного уровня, приобретение и развитие трудовых навыков, формирование новых эффективных моделей поведения. При проведении курсов комплексного лечения и реабилитации прослеживается исчезновение влечения, нивелируются поведенческие нарушения, связанные с поиском наркотических средств.
На завершающем третьем этапе реализуется комплекс социальных и трудовых реабилитационных мероприятий, основанных на возможности получения осужденными полного среднего и профессионального образования, последующего трудоустройства и реализации полученных трудовых навыков. Значение трудовой реабилитации определяется тем, что большинство осужденных ранее вели асоциальный образ жизни - не работали, не имели профессии, а отсутствие профессии и трудовых навыков определяет высокую вероятность совершения новых преступлений.
Применяемые программы терапии и реабилитации наркозависимых в УИС основаны на полном отказе от употребления наркотических средств, формировании осознания болезни и установки на здоровый образ жизни, достижении стойкой и длительной ремиссии. В последние годы после активного внедрения реабилитационных программ наблюдается рост числа желающих добровольно пройти лечение от наркотической зависимости.
В настоящее время реализуется Программа развития медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в учреждениях УИС [6]. Основной ее целью является реализация Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. и Плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 гг.) в части развития системы медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в учреждениях УИС, а также обеспечение межведомственного взаимодействия органов и организаций в целях оказания наркологической помощи лицам, которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы.
В качестве пилотных проектов открыты отделения медико-социальной реабилитации на базе ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России (г. Москва) и ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России (г. Архангельск). Реализация Программы будет способствовать возвращению в общество людей, прошедших полный курс лечения, с восстановленной социальной адаптацией и трудоспособностью.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия ФСИН России и учреждений Минздрава России по вопросам медико-социальной реабилитации
18
О.А. Макушкина, Э.В. Степанова
и ресоциализации зависимых от ПАВ, прошедших обязательное лечение в местах лишения свободы, МСЧ УИС за месяц до освобождения направляет в органы здравоохранения по месту жительства выписку из амбулаторной карты со сведениями о проведенном лечении и его результатах, рекомендации, касающиеся тех лечебных мероприятий, проведение которых следует продолжить после освобождения.
Если оказание помощи больным с зависимостью от ПАВ в учреждениях УИС имеет ведомственную регламентацию, определяющую последовательность лечебно-реабилитационных мероприятий, использование комплексного подхода и развитие межведомственного взаимодействия, то исполнение ПММХ нуждается в дополнительном организационно-методическом обеспечении.
Вопросы преемственности между ФСИН России и медицинскими организациями Минздрава России, оказывающими психиатрическую помощь, в отношении лиц, в период заключения находившихся на АПНЛ, на сегодняшний день решены не в полной мере и требуют дальнейшей проработки и более четкой регламентации.
Существующие данные статистической отчетности не позволяют провести полный анализ исполнения АПНЛ в учреждениях УИС. В них, например, не содержатся сведения об его продолжительности, эффективности, отсутствует информация о характере проводимой с больными лечебно-реабилитационной работы.
Как один из видов принудительного лечения АПНЛ предполагает обеспечение регулярного врачебного
наблюдения за психическим состоянием пациента, разработку индивидуальных программ реабилитации (ИПР), включающих наряду с психофармакотерапией психотерапевтическую, психологическую и социальную помощь. Ведомственный регламент исполнения АПНЛ должен определить периодичность такого наблюдения, круг специалистов, ответственных за разработку и исполнение ИПР, последовательность их работы и механизм оценки ее качества в медицинских организациях УИС.
Несомненно, что оказание специализированной помощи лицам с психическими расстройствами в учреждениях исполнения наказания является важной частью системы профилактики правонарушений. И хотя прошел значительный срок с момента вступления в силу действующего УК РФ, система нормативно-правового регулирования исполнения ПММХ в отношении осужденных остается неразрешенной. Перспективными в целях устранения существующих недостатков являются: формирование единого Порядка исполнения АПНЛ лиц, находящихся в местах лишения свободы, с включением в него разделов относительно межведомственного взаимодействии и полипрофессионального сотрудничества специалистов; подготовка совместного (ФСИН России и Минздрав России) приказа об обеспечении преемственности в оказании психиатрической помощи; изменение статистической отчетности ФСИН России с дополнением отчетных форм показателями, отражающими объем и эффективность исполнения принудительных мер медицинского характера с последующей организацией их мониторинга.
Сведения об авторах
Макушкина Оксана Анатольевна - доктор медицинских наук, руководитель Отдела судебно-психиатричес-кой профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: makushkina@serbsky.ru
Степанова Эльвира Вячеславовна - главный психиатр управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний (Москва) E-mail: stepanova434@yandex.ru
Литература
1. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
2. Кононец А.С., Трифонов О.И. Проблемы осуществления обязательного лечения больных наркоманией в учреждениях уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Наркоконтроль. 2009. № 1. Режим доступа: Система Консультант Плюс.
3. Методические рекомендации по организации лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях уголовно-испол-
Российский психиатрический журнал № 3, 2015
нительной системы Министерства юстиции РФ от 18.04.2004 № 18/22-629.
4. Полубинская С.В., Макушкина О.А. Организационные и правовые проблемы исполнения принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях» // Соц. и клин. психиатрия. 2014. Т. 24, № 3. С. 90.
5. Приказ Минюста РФ от 16.08.2006 № 263 «Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным».
19
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
6. Программа развития медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями в учреждениях уголовно-исполнительной системы (распоряжение ФСИН России от 26.04.2012 № 321-р).
7. Семке В.Я., Гусев С.И., Снигирева Г.Я. Пенитенциарная психология и психопатология : руководство : в 2 т. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Я. Семке, А.С. Кононца. М.; Томск; Кемерово, 2007. Т. 1. 576 с.; Т. 2. 544 с.
8. Уголовный кодекс (1996) : официальный текст с изменениями и дополнениями на 15. 10.2009 г. М. : Юрайт, 2009. 175 с.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Интернет-портал «Российской Газеты». 1 ноября 2007 г.
10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан» (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
References
The law of the Russian Federation of 02.07.1992 N 3185-1 «On psychiatric care and guarantees of rights of citizens at its rendering» (as amended.). Vedomosti S'ezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta RF [Journal of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the Russian Federation]. 1992; Vol. 33. Article 1913. (in Russian) Kononets A.S., Trifonov O.I. Problems of implementation of compulsory treatment of drug addicts in the prison system [Electronic resource]. Narkokontrol [Narcocontrol]. 2009. Vol. 1. Access mode System Consultant Plus. (in Russian)
Methodical recommendations on the organization of medical and preventive establishments of criminal-executive system of the Ministry of justice of the Russian Federation. 18.04.2004 N 18/22-629. (in Russian)
Polubinskaya S.V., Makushkina O.A. Organizational and legal problems of enforcement of compulsory care and treatment from a psychiatrist in an outpatient setting. Sotsial'naya i klinichiskaya psikhiatriya [Social and Clinical Psychiatry]. 2014; Vol. 24, N 3: 90-5. (in Russian) The order of the Ministry of justice of the Russian Federation dated 16.08.2006 N 263 «On approval of the list of health care and health
10.
correctional institutions of the penal system to provide medical care to prisoners». (in Russian)
Development program for medical and social rehabilitation of persons suffering from addiction diseases in establishments criminally-executive system (Order of the Federal Penitentiary System Russia 26.04.2012 N 321-r). (in Russian)
Semke V.YA., Gusev S.I., Snigireva G.Ya. Penitentiary psychology and psychopathology: Guide. In 2 volumes. Ed. by T.B. Dmitrieva, V.YA. Semke, A.S. Kononets. Moscow; Tomsk; Kemerovo, 2007. Vol. 1. 576 p.; Vol. 2. 544 p. (in Russian)
Criminal code (1996): official text as amended on 15.10.2009. Moscow: Yurayt, 2009. 175 p. (in Russian)
Criminal Executive code of the Russian Federation dated January 8, 1997 N 1-FZ. Internet-portal «Rossijskoj Gazety». 01.11.2007 [Internet portal «Rossiyskaya Gazeta». November 1, 2007]. (in Russian) Federal law of November 21, 2011 № 323-FZ «About bases of health protection of citizens» (as amended). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2011. Vol. 48. Article 6724. (in Russian)
20
6.
2.
7.
3.
9.
5