9 См.: Афонин П.Н., Сальников И.А. Технологии обеспечения информационной безопасности в таможенных органах: учебник. СПб., 2008. С. 400.
10 См.: Терешко Л.К. Правовые основы специальных режимов информации // Юридический консультант. 2007. № 9.
11 Уфимцев Ю.С., Ерофеев Е.А. и др. Информационная безопасность России. М., 2003. С. 334.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448.
13 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7, ст. 300.
Д.И. Елканова
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
Статья посвящена рассмотрению организации и порядку проведения проверок в сфере рекламы. Содержится обзор изменений и дополнений в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе»; уточняется содержание понятия «государственный надзор».
Ключевые слова: проверка, реклама, антимонопольный орган, надзор, юридические лица, индивидуальные предприниматели, нарушение.
D.I. Elkanova
THE ORGANIZATION AND THE PROCEDURE OF CHECKUPS IN THE SPHERE OF ADVERTISING
The article considers the organization and the procedure of checkups in the sphere of advertising. The article provides an overview of changes and amendments to the Federal Law from 13.03.2006 № 38-FZ "On Advertising" and also specifies the content of state supervision.
Key words: checkup, advertising, antimonopoly authority, supervision, legal persons, individual entrepreneurs, violation.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1, в котором закрепляются общие требования к проведению проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона под проверкой в сфере рекламы понимается совокупность проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
© Елканова Дарья Ироновна, 2012
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
С 1 августа 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»2, ст. 57 которого внесены изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 18 июля 2011 г.)3. В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе.
Государственный надзор в сфере рекламы — деятельность антимонопольных органов, направленная на предупреждение, выявление, пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность антимонопольных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган уполномочен организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства РФ о рекламе органами государственной власти, местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекла-мораспространителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели). Указанная норма определяет круг субъектов, в отношении которых антимонопольным органом могут проводиться проверочные мероприятия. В него включены органы государственной власти, органы местного самоуправления, рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители.
Согласно ч. 3 ст. 33 Федерального закона «О рекламе» в новой редакции должностные лица антимонопольного органа, осуществляющие государственный надзор в сфере рекламы, в соответствии с возложенными на них полномочиями имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки посещать здания, помещения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки.
Статья 35.1 Федерального закона «О рекламе» регламентирует организацию и порядок проведения проверок в сфере рекламы. Предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ о рекламе в процессе осуществления деятельности в сфере рекламы. В указанных нормах используются понятия «юридические лица», «индивидуальные предприниматели» под которыми понимаются все лица, указанные в п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О рекламе».
К примеру, в соответствии со сводным планом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей структурными подразделения-
ми центрального аппарата и территориальными органами Федеральной Антимонопольной службы (далее — ФАС) России на 2011 г.4 Управлением ФАС по Саратовской области запланировано 3 плановых выездных проверки соблюдения юридическими лицами Федерального закона «О рекламе».
В марте 2011 г. в результате проведения плановой выездной проверки Управлением ФАС по Саратовской области соблюдения юридическими лицами законодательства РФ о рекламе было возбуждено 4 дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
В августе 2011 г. Управлением ФАС по Саратовской области была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Производственно-рекламное агентство "Эстетика"».
Частью 3 ст. 35.1 Федерального закона «О рекламе», введенной Законом № 242-ФЗ, установлено, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 3-6 настоящей статьи.
Основаниями проведения внеплановой проверки в силу ч. 4 ст. 35.1 Федерального закона «О рекламе» являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного антимонопольным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в т. ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, ор- с ганов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах на- к рушений обязательных требований; р
3) выявление нарушений в результате проводимого должностными лицами ан- ° тимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований; о
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководите- ° ля) антимонопольного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в р соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на осно- » вании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках над- О зора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материа- р лам и обращениям. Ч
Таким образом, в данной части круг оснований, по которым антимонополь- о ным органом возможно проведение проверочных мероприятий и принятие мер в к отношении лица, нарушившего законодательство, изменился. Кроме того, в со- | ответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ об- 1 ращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в анти- № монопольный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о 6 фактах нарушения законодательства РФ о рекламе, не могут служить основани- ^
„ о
ем для проведения внеплановой проверки. 2
Согласно ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона «О рекламе» срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем антимонопольного органа, но не более чем на 10 рабочих дней. 123
В силу ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ согласование проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя с органами прокуратуры не требуется. Однако о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в п. 2 или 3 ч. 4 ст. 35.1 Федерального закона «О рекламе» на предмет соблюдения требований законодательства РФ о рекламе в силу ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, а также ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона «О рекламе» проверяемое лицо предварительно не уведомляется.
Согласно справке о результатах проверок, проведенных ФАС России и ее территориальными органами в первой половине 2010 г.5 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальные органы и структурные подразделения центрального аппарата ФАС России провели 916 плановых проверок и 2752 внеплановые проверки, из них 2700 документарные. Всего проверено 2947 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам проведенных проверок выявлено 5846 нарушений законодательства РФ, выдано 1114 предписаний, наложено 532 административных штрафа на общую сумму 226,740 тыс. руб.6
Таким образом, внесенные в Федеральный закон «О рекламе» изменения и дополнения направлены на формирование целостного правового механизма функционирования системы государственного надзора в Российской Федерации, реализацию и развитие положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
1 См.: Российская газета. 2011. 30 июня.
2 См.: Российская газета. 2011. 25 июля.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 23, ст. 3255.
4 См.: Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. URL: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения: 16.09.2011).
5 См.: Там же.
6 См.: Там же.