Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2011. Вып. 4 (23). С. 24-36
Организация и педагогическое сопровождение процесса самообразования преподавателей «православной культуры»
О. В. Розина
В современных условиях, когда основная подготовка педагогических кадров к преподаванию предмета «Основы православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию учащихся проходит в последипломный период, возрастает роль самообразования учителя. Но, в отличие от традиционных подходов к этому виду познавательной деятельности, данная подготовка имеет особенности, обусловленные как характером самого предмета и половозрастным составом учительского корпуса, так и исходным уровнем профессионально-педагогической компетентности преподавателей, что требует педагогического сопровождения данного процесса. При организации самостоятельной работы по изучению предмета «Основы православной культуры» большую помощь могут оказать андрагогический подход и общие принципы непрерывного образования. Наиболее перспективным и эффективным представляется путь интеграции самообразования и модульных курсов повышения квалификации.
Одна из важнейших особенностей современной цивилизации заключается в быстро изменяющемся характере условий жизни человека, что неизбежно обостряет проблему его ценностного выбора. Изменение социального пространства под воздействием информационных технологий приводит к размыванию границ образовательной деятельности, при этом освоение определенного объема знаний уже не может решить проблему профессиональной подготовки учителя. Он сталкивается с необходимостью постоянной актуализации полученных в результате образования знаний, а в случае с преподаванием предметов, имеющих мировоззренческую составляющую, еще и с проблемой личного выбора.
В предшествующую эпоху относительно медленная эволюция общественного производства ставила перед образованием задачу воссоздания производительных сил, развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества в условиях в целом постоянной структуры и содержания образования, как общего, так и специального. Фактически речь шла о типе «конечного образования» — поиске способов и форм передачи относительно устойчивого знания, которое будет использоваться человеком «всю жизнь», профессиональную и социальную.
Динамизм современного мирового общественного развития и изменение условий профессиональной деятельности учителя привели к изменению
концепции образовательной деятельности. В образовании происходят бурные инновационные процессы, изменяющие не только его внешнюю форму, но и содержание. Вместо суммы относительно стабильных знаний от учителя требуется умение ориентироваться в их быстро меняющемся потоке, но при этом сохранять неизменным аксиологическое ядро собственной личности. Ведь ценностные ориентации самого учителя не являются лишь личными приоритетами, т. к. его обучающая деятельность неразрывно связана с воспитывающей. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»1. Фактически речь идет о непрерывном образовании учителя («в течение всей жизни») и развитии способностей к самообразованию и самостанов-лению.
В условиях перехода системы образования на стандарты нового поколения и введения в школьное пространство предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» это положение приобретает особую актуальность, что определяется рядом обстоятельств.
В системе государственного высшего образования еще не решена проблема подготовки педагогических кадров для реализации данного социального заказа. Имеются лишь единичные примеры практической реализации такой работы2. Проблема готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как составляющей части подготовки студентов к профессиональнопедагогической деятельности сравнительно недавно стала предметом научного анализа3.
Но задачу духовно-нравственного воспитания школьников необходимо решать уже сегодня. Поэтому основная подготовка педагогических кадров по ее реализации ведется в последипломный период, как в традиционных формах (например, на курсах повышения квалификации), так и путем повышения функциональной значимости социально-институализированных структур общества, обладающих образовательным потенциалом (музеи, библиотеки, научно-образовательные, исследовательские и досуговые центры, лаборатории, структуры дополнительного образования). В этой связи в подготовке учителя к преподаванию «православной культуры»4 и духовно-нравственному воспита-
1 Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1948. Т. 2. С. 63.
2 См., например: Астафьева Н. Г., Шешерина Г. А. Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях формирования системы непрерывного образования в Тамбовской области // Русь-Россия: выбор веры. История и современность: Сб. материалов Седьмой Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». М., 2011. С. 359—367.
3 См.: Горбачева Т. М. Психологическая подготовка будущего педагога к духовнонравственному воспитанию учащихся: Дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008; Шитякова Н. П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2007.
4 Термин «православная культура» здесь и далее взят в кавычки, т. к. он носит условный характер и объединяет учебные дисциплины с различными названиями, но имеющими еди-
нию школьников возрастает роль неформального образования и самообразования учителя.
Стратегия опережающего развития системы общего образования требует соответствующей психолого-педагогической и организационно-методической подготовки учительства. Но существует объективные трудности, препятствующие осуществлению такой подготовки.
Одна из них — тенденция старения учительского корпуса, о чем неуклонно свидетельствуют данные статистики. Это связано как с общей социальноэкономической и духовно-нравственной ситуацией в стране, так и со спецификой педагогического труда. Старение учительского корпуса существенным образом влияет на самоподготовку учителя «православной культуры», что необходимо учитывать при ее организации и педагогическом сопровождении.
В современной общественной иерархии профессиональных ценностей профессия учителя не занимает «престижное» место, она не приносит большого и легкого дохода, а по сути является призванием и ответственным служением. Нынешние родители, как показывает опрос, проведенный в октябре 2008 г. ВЦИОМ, не хотели бы, чтобы их дети стали школьными учителями (64%). Такую профессию для своих детей желают лишь 17% опрошенных, и чаще всего эти респонденты —москвичи и петербуржцы (26%). Жители других городов, напротив, в большинстве не желают видеть своих детей учителями в школе (74%)5. Процесс «омоложения» кадрового состава учительского корпуса идет медленно, достаточно распространенным среди выпускников педагогических вузов является «уход из профессии». Согласно данным комитета Государственной думы по образованию, в 2006 г. показатель трудоустройства в школах выпускников федеральных государственных педагогических вузов, прошедших подготовку по очной форме обучения, составил 37,4%, а в 2008 г. — 25,8%6.
Факт старения педагогических кадров порождает ряд проблем, в частности снижение конкурентоспособности и мобильности учительства и создание социально-психологических установок к неприятию многих инноваций в учебно-воспитательном процессе, в том числе развития духовно-нравственного воспитания на основе ценностей и традиций православной культуры.
Но учитель не может рассматриваться лишь как источник учебнопознавательной информации. Он прежде всего носитель и ретранслятор культуры, и от его эрудиции и духовного опыта во многом зависит нынешнее и будущее состояние общества. Поэтому необходимым условием подготовки учителя к преподаванию «православной культуры» и проведению духовно-нравственного воспитания является его личный мировоззренческий выбор и отношение к предмету преподавания. Это особенно актуально в современный период развития российского общества, когда для учителя, получившего базовую предметную
ное догматическое основание — восточно-христианское, святоотеческое понимание христианской (православной) духовной, нравственной и художественной культуры, а также связанные с духовно-нравственным (православным) воспитанием.
5 Учитель — это престижно? Россияне не верят в светлое будущее педагогов. [Электронный ресурс]. URL: http://profguide.ru/article/art-id-92.html
6 Выпускники педвузов не хотят идти работать в школу. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. newsland. ru/news/detail/id/314195/
квалификацию в эпоху безраздельного господства атеизма, произошла утрата социально значимых ценностных ориентиров. Для него обострилась проблема поиска уникального смысла собственной жизни, т. к. утрата смысла приводит к дезадаптации, девиантному поведению, депрессии и иным подобным явлениям, несовместимым с педагогической профессией. При этом, как отмечают исследователи, «женщинам-гуманитариям, особенно немолодым, объективно довольно непросто переходить в другие сферы»7. Внутренний конфликт чувств и разума чреват синдромом «эмоционального выгорания», демотивацией и разочарованием в педагогическом труде как таковом.
Как известно, в теории и практике профессиональной деятельности учителя выделяются такие основные компоненты профессионально-педагогической компетентности, как система психолого-педагогических знаний, система знаний в области преподаваемого предмета, сформированность общепедагогических умений, профессионально-личностные качества и этические установки. Для целей данной статьи отметим, что наибольшими трудностями при подготовке учителя к преподаванию «православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию учащихся является именно отсутствие систематических знаний о самом предмете и мировоззренческие установки педагога, определяющее его духовно-нравственное состояние.
В структуре профессиональной компетентности когнитивные компоненты занимают значительное место, и их несформированность в процессе получения общего и специального педагогического образования приводит к искаженному пониманию учителем сущности Православия и православной культуры, порождая зачастую такие явления, как фанатизм, магизм, оккультизм и т. п. Поэтому, исправляя данное положение в условиях последипломного образования (повышения квалификации и самообразования), следует обратить пристальное внимание на получение учителем знаний, адекватных святоотческому пониманию предмета, а также на преломление этих знаний в сознании педагога через его личный мировоззренческий выбор.
Тенденция старения учительского корпуса затрудняет генезис креативного стиля педагогического мышления и восприятия, что при знакомстве с сущностными основами православной культуры приводит к эклектичности (смешанности) мировоззрения. В процессе повышения квалификации и самоподготовки учителя воспринимают и принимают отдельные стороны Православия, зачастую отвергая другие, — по принципу: «Это мне нравится, а это нет». В данных условиях корректировка предметно-методических знаний и этических качеств личности учителя затрудняется и приводит зачастую к мировоззренческому и духовному кризису, реальный выход из которого лишь одни — преодоление эклектизма, принятие нового учения и обретение целостной веры. Путь духовной жизни у каждого свой, но, по замечанию свт. Феофана Затворника, «воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, пло-
7 Рубина Л. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 73.
дотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое»8.
Постсоветское пространство породило духовный вакуум: рухнувшая под обломками перестройки советская идеология открыла простор для свободы мировоззренческого выбора, но никто не обратил внимание на его ответственность. Это привело к тому, что в начале 90-х гг. ХХ в. школу наводнили представители духовных практик, чуждых российской традиции, а порой и сект, опасных для духовного здоровья. Начался поиск «духовных учителей», приведший российское общество от атеизма, ставшего к концу ХХ в. «немодным», к релятивизму — признанию множественности «истин» в духовно-нравственных вопросах9.
Эти тенденции напрямую затронули педагогический корпус: перед учителями встала задача личного мировоззренческого выбора среди множества духовных альтернатив. Выбор ценностей Православия для многих из них был сопряжен с пересмотром «духовного багажа» прежних лет, овладением культурой рефлексивного анализа своего духовного опыта, что способствовало профессиональной и личностной зрелости. Как показывают специальные исследования, пересмотр ценностных ориентаций и основных смыслобразующих принципов помогает в определении жизненных и профессиональных целей, которые становятся аргументами для принятия решений10. Интеграция теоретических знаний и практического опыта при рефлексивном анализе способствует формированию нового профессионального знания, наполненного личным смыслом, а также укреплению цельности мировоззрения учителя, что является непременным условием его подготовленности к преподаванию «православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Исследователи отмечают, что в последние годы отношение учителей к религии становится существенным элементом их социально-профессиональной характеристики, что оказывает влияние на формирование ценностных ориентации и этических установок. Так, по данным Ю. Л. Василевской, в европейской части страны среди 4788 учителей 21% верующих в Бога, а 32,2% — идущих к Нему11. В Петербурге считают себя верующими людьми 38% учителей12. Результаты анкетирования, проводимого нами с 2003 г. в Московском регионе среди слушателей курсов повышения квалификации по предмету «православная куль-
8 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). М., 2011. С. 51.
9 См. подробнее: Розина О. В. Подмена педагогических понятий и нравственных категорий в подготовке учителей православной культуры // Русь-Россия: выбор веры. История и современность: Сб. материалов Седьмой Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». М., 2011. С. 523—535.
10 См., например: Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М., 1990.
11 Василевская Ю. Л. Заметки о религиозной ориентации учителей // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 77—78.
12 Учитель. Школа. Общество: Социологический очерк 90-х. СПб., 1995. С. 15.
тура», свидетельствуют, что православными считают себя 92,5% респондентов, но интерес к религии у 60% из них возник именно во взрослые годы13.
Таким образом, складываются предпосылки развития системы самообразования и самостановления учителя в его подготовке к преподаванию «православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию школьников. Они носят как объективный, так и субъективный характер.
К предпосылкам объективного характера можно отнести следующие:
• переход образования на новые стандарты, в которых предусматривается введение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
• отсутствие государственной системы подготовки учителей «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания на основе соответствующих традиций и ценностей для решения задач данного социального заказа;
• отсутствие системы профессиональной переподготовки как учителей-предметников, так и работников с непедагогическим базовым образованием для преподавания «православной культуры» и решения воспитательных задач новой предметной области;
• ограниченные возможности традиционной системы повышения квалификации: на краткосрочных курсах нельзя повысить квалификацию, которой нет.
Группа субъективных предпосылок связана с личностью самого учителя:
• для учителей «со стажем» — утрата социально значимых и мировоззренческих ценностей, обретенных в период получения профессионального образования, и поиск нового смысла собственной жизни и педагогической деятельности;
• для недавних выпускников педагогических колледжей и вузов — понимание функционального несовершенства полученного образования: отсутствие в нем знаний о сущностных основах православной культуры, антропологии и педагогике;
• для учителей обеих групп — осознание диспропорции между собственными представлениями о Православии и православной культуре и реальными евангельскими истинами и святоотеческим наследием.
Таким образом, формируется мотивация и личностная позиция, обеспечивающая преемственность образования во внутреннем мире личности. Разочарование в прежних идеалах и несоответствие между самоопределением и смыслом жизни приводят к мотивации на самосовершенствование. Новые идеалы человека становятся движущей силой самообразования.
Краткосрочные курсы повышения квалификации как традиционная форма последипломного образования не способны в полной мере решить задачи подготовки учителей к преподаванию «православной культуры» и духовнонравственному воспитанию, т. к. их слушатели в силу отсутствия специальной подготовки не обладают необходимыми базовыми знаниями. Безапелляционное
13 Розина О. В. Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность педагога духовно-нравственной (православной) культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. № 3 (18). С. 31—41.
утверждение исследователя Д. Е. Самогаева, что «при построении содержания программы подготовки учителя» к преподаванию духовно-нравственной культуры необходимо проводить «ориентацию на учебно-методические комплексы по школьному учебному предмету», а «подготовка учителей духовной культуры должна быть соотнесена с учебно-методическим комплексом по предмету, предназначенным для использования в школьном учебном процессе», вызывает серьезные возражения14. Такой подход в работе назван «оптимальным», но он не восполняет отсутствие базовой (многолетней и системной) теологической подготовки учителей, которые после краткосрочных курсов не в состоянии определить сущность основных понятий православной культуры — триадоцентрично-сти, христоцентричности, литургичности, икононичности, обратной перспективы, связи догматики с нравственной и художественной культурой и т. д. и тем более дать культурологическое (с позиций православной культуры) определение нравственных понятий — совести, греха, целомудрия, благоговения, святыни и пр. Обучение на курсах способно лишь пробудить интерес к личному духовнонравственному становлению и саморазвитию, раскрыть отдельные наиболее актуальные и востребованные проблемы преподавания нового предмета, развеять некоторые «мифы» и ложные представления о Православии, полученные зачастую еще в годы атеизма, дать методические рекомендации по самообразованию, ознакомить учителей с литературой и методическими пособиями по основным проблемам курса.
Основную работу по формированию профессиональной компетентности в области «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания школьников на основе ее традиций и ценностей в условиях отсутствия целенаправленной государственной подготовки учителю приходится проделывать самому в процессе непрерывного образования и самообразования. Но для этого ему необходимо понимание сущности такой формы подготовки и знание методических приемов по ее организации.
Как известно, способность к самообразованию не формируется в процессе получения базового педагогического образования в колледже или вузе, а развивается в процессе педагогической деятельности и формирования рефлексивной культуры. Но в данном случае (при подготовке учителя, не имеющего базового теологического образования, к преподаванию «православной культуры») организация самообразования представляется важным и необходимым условием такой подготовки. Она востребована не столько для профессионального роста педагога, сколько для приобретения им профессиональной компетенции и личностного духовно-нравственного возрастания, без которых невозможно адекватное преподавание «православной культуры» и воспитание учащихся на основе ее традиций и ценностей. В силу данной специфики для классификации стадий профессионального роста учителя в полной мере не применимы традиционные подходы, например общепринятая классификация Р. Фуллера, каждый этап которой сопровождается процессом самообразования: «выживание» (первый год
14 Самогаев Д. Е. Информационно-содержательная основа подготовка учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры (в условиях повышения квалификации): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. С. 18.
работы — период профессиональных затруднений), «адаптация» (2—5 лет — особое внимание к своей профессиональной деятельности), «зрелость» (6—8 лет — стремление переосмыслить свой опыт). Поэтому при организации самостоятельной работы по изучению «православной культуры» и планировании ее этапов большую помощь могут оказать андрагогический подход и общие принципы непрерывного образования.
Философско-педагогическая концепция непрерывного образования рассматривает этот аспект образовательной практики как не прекращающийся процесс целенаправленного освоения человеком социокультурного опыта (в данном случае — Православия и православной культуры) с использованием всех звеньев образовательной системы. Отечественные исследователи специально выделяют и изучают образование взрослых за пределами их базового образования (последипломное образование), осуществляемое как в традиционных формах повышения квалификации и переподготовки, так и в формах нетрадиционных и неформальных15. В православной религиозно-философской мысли под непрерывным образованием понимается непрекращающийся процесс духовно-нравственного совершенствования человека, его самостановление и преображение в свете евангельских истин — «оббжение». По слову апостола, люди должны стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1. 4).
Педагогические проблемы непрерывного образования нередко рассматриваются в андрагогике («педагогике взрослых», «теории образования взрослых») — специальном разделе теории обучения, в котором раскрываются закономерности приобретения знаний и умений взрослыми субъектами учебной деятельности, а также педагогическое сопровождение этого процесса. Появились кафедры андрагогики в различных учебных заведениях страны, проводятся специальные исследования отдельных проблем андрагогики16, вышли в свет учебники и учебно-методические материалы17. Среди них особый интерес
15 См., например: Безниско Е. Д. Самообразование как условие личносто-профес-сионального роста учителя: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов/н/Д., 2007; Беляков В. В. Личностнодеятельностный подход как основа образовательного процесса в системе повышения квалификации учителей: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов/н/Д., 2001; Гладкова О. С. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в современной Германии в контексте непрерывного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2009; Горбунова Л. Н. Исследовательски-ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образовании: Дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2010; Иньков М. Е. Диагностика профессиональной компетентности учителя в условиях повышения квалификации: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов/н/Д., 2009; Орешкина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009; Плетнева О. К. Организационно-дидактическая система непрерывного профессионального роста учителя в системе повышения квалификации (на примере учителя математики): Дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2003; Раитина Н. И. Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации как фактор профессионального развития: Дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011.
16 См., например: Змеёв С. И. Становление андрагогики: Развитие теории и технологии обучения взрослых. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000; Кукунев А. И. Андрагогический подход в педагогике: Дис. ... д-ра пед. наук. Ростов/н/Д., 2010.
17 См., например: Колесникова И. А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2003; Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и
представляют те, которые связаны с методикой и практикой организации самообразования учителей, т. к. в психолого-педагогическом аспекте непрерывное образование опирается именно на самостоятельное овладение ценностными ориентациями, знаниями, умениями и навыками.
Отметим отдельные особенности организации педагогического сопровождения самоподготовки учителей к проведению занятий по «православной культуре» и духовно-нравственному воспитанию школьников.
1. В отличие от ученика, для которого обучение в школе является обязанностью, учитель добровольно, мотивированно и осознанно приступает к изучению малоизвестной для него новой области знаний («православная культура»), что создает возможность применения в педагогической практике значительно более эффективных методов обучения. В данном случае учитель — активный субъект учебно-познавательной деятельности, способный управлять ею, определять цели и контролировать результат.
2. При организации самоподготовки следует учитывать психолого-возраст-ные особенности взрослого человека, для которого понимание и освоение нового материал может представлять серьезные трудности не только в силу его новизны и сложности, но и в силу возраста «ученика».
3. Самоподготовку учителю приходится проводить «без отрыва от производства», поэтому материал должен быть сгруппирован смысловыми частями таким образом, чтобы освоение одной из них представляло известную самостоятельность. Обязательны проверочные вопросы различного типа, которые помогают контролировать процесс понимания и усвоения материала.
4. Восприятие нового материала может быть затруднено теми «мифами о Православии», которые сформировались в сознании учителя еще до того, как он начал профессионально интересоваться проблематикой «православной культуры». Это обстоятельство может воспрепятствовать быстрому и успешному освоению новой области знаний, т. к. «расставание с мифами» — процесс психологически болезненный и сложный. Он сопряжен с внутренней духовной работой личности, а ее результативность строго индивидуальна.
5. Самоподготовка для учителя — это не только форма получения им новых знаний о Православии, но и способ самореализации, а также возможность решения конкретных жизненных (как правило, смыслообразующих) проблем. В процессе изучения «православной культуры» перед учителем открываются возможности перехода на новую ступень своего личного духовного развития, са-мостановления и педагогического творчества.
6. Учитель, как правило, обладает сформированными общепедагогическими умениями, а также определенным профессиональным, жизненным и духовным опытом, что может быть использовано в процессе самоподготовки как самого учителя, так и его коллег. Педагогическое мастерство, приобретенное им в процессе профессиональной деятельности, может быть использовано при самоподготовке.
технологии обучения взрослых. М., 2007; Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие. М., 2005; Практическая андрагогика: Метод. пособие. Кн. 1: Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. СПб., 2003.
7. Учитель «со стажем» стремится к реализации своих знаний на практике, поэтому он должен иметь такую возможность если не в процессе преподавания «православной культуры», то во внеклассной работе, системе дополнительного образования, работе с родителями учеников и т. д. Это особенно важно на начальных этапах самоподготовки, т. к. создает возможность ее корректировки и совершенствования.
При определении ведущих направлений организации самообразования учителей в зависимости от уровня их личного и профессионального развития используется дифференцированный подход, т. к. знания и представления о Православии и православной культуре различны, как различен и духовный возраст педагогов, что оказывает влияние на степень усвоения ими изучаемого материала. В нравственной культуре Православия различается несколько этапов духовного возрастания. По слову апостола, «пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Ин 2. 12—13). Духовный возраст учителя напрямую влияет на его восприятие сущностных основ Православия и православной культуры.
Педагогическое сопровождение процесса самообразования включает в себя проведение диагностики уровня первоначальных знаний учителя в области Православия и православной культуры, помощь в определении цели и задач самоподготовки, ее планировании, определении первоочередных тем для изучения, организации системы проверки и контроля результатов. Правильно организованная работа по самообразованию является стимулом для духовнонравственного совершенствования личности учителя и приобретения им различных профессиональных компетенций.
Как правило, в организации самообразования учительского корпуса заинтересована администрация учебного заведения и методические объединения учителей-предметников, т. к. высококвалифицированный учитель не только гордость школы, но и специалист, обладающий необходимыми профессиональными и личными качествами, способный дать учащимся глубокие предметные знания и стать для них нравственным примером. Традиционно администрация школы способствует организации наставничества, обсуждению актуальных тем на педсоветах, привлечению учителей к участию в тематических конференциях, проведению для них консультаций, оказанию помощи по обобщению своего опыта, пополнению библиотечного и медиафонда. В случае с «православной культурой» ситуация иная.
Не является секретом тот факт, что администрация различного уровня под всякими предлогами далеко не всегда поддерживает преподавание «православной культуры» и проведение воспитательных мероприятий на основе ее традиций и ценностей. Анализ причин этого явления выходит за рамки данной статьи, но отметим лишь, что их природа носит мировоззренческий и аксиологический характер и является проявлением общего духовно-нравственного кризиса общества. Поэтому в данном случае сотрудничество учителей с образовательными отделами Русской Православной Церкви, отдельными священнослужителями и
приходами может быть весьма эффективным для организации различных форм самообразования и самоподготовки. Во многих регионах страны это сотрудничество уже является многолетним и на практике доказало свою эффективность и плодотворность.
Официальное создание методических объединений учителей «православной культуры» сопряжено с большими административно-организаторскими трудностями. Это связано не только с «запрещающей» позицией администрации, но и с тем, что в перечне квалификационных групп должностей работников образования нет такой категории, как «учитель православной культуры» или «педагог духовно-нравственного воспитания»18. Учителя, преподающие данный предмет, не могут пройти по нему аттестацию, а их самоподготовка представляется для административных структур сугубо личным делом. Поэтому создание методических объединений учителей «православной культуры» на местах возможно лишь при наличии определенных условий, например в рамках деятельности Координационных советов по взаимодействию министерств и департаментов образования с епархиальными управлениями Русской Православной Церкви. По этой причине в различных регионах страны такие методические объединения существуют «точечно», с разной степенью эффективности своей работы.
Наиболее типичным становится неформальный путь создания различных форм учительских методических объединений, в т. ч. клубов с условным названием «Православный педагог», а также учительских групп при храмах и приходах. В них учителя самостоятельно, как правило при поддержке священников, намечают планы работы, изучают отдельные темы по «православной культуре», организуют экскурсионно-паломнические поездки, встречи с педагогами высшей школы, священством, родительские собрания, конференции и иные мероприятия. Такие объединения способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают учителя к изучению новой информации и передового опыта, к самооценке и самоанализу, помогают в духовно-нравственном возрастании и самостановлении. Например, такое учительское объединение существует с 2006 г. в Пушкино (Московская область). Клуб организован неформально при одной из городских школ и объединяет учителей-предметников различных специальностей. Его цель — изучение и распространение опыта православной педагогики в общем и дополнительном образовании и воспитание, возрождение традиций нравственной культуры Православия и патриотического воспитания, развитие и сохранения семейного воспитания на основе православного благочестия19.
18 См.: Приказ Минздравсоцразвития России № 216н от 5 мая 2008 г. «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/570; а также другие нормативные документы по этому вопросу.
19 Подробнее см., например: Агасиева Т. М. Актуальные проблемы использования святоотеческого наследия в воспитании современного школьника (из опыта работы клуба «Православный педагог») // Духовные и культурные ценности Святой Руси в современном образовании и воспитании: Сб. материалов Шестой Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». М., 2010. С. 6—12.
Для учителей «православной культуры» традиционные формы самоподготовки имеют ограниченное применение. Рассмотрим наиболее часто используемые, отметив их особенности для данной категории учителей.
• Краткосрочные курсы повышения квалификации при отсутствии у слушателей базовой теологической подготовки и полного комплекса профессиональных компетенций не могут носить характер «повышения квалификации». Но их организация с применением личностно ориентированной модульной технологии позволит оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, активизировать самостоятельную учебную деятельность и самоподготовку учителей.
• Получение второго высшего образования в полной мере невозможно, т. к. в государственной системе высшего педагогического образования отсутствуют соответствующие специальности. Но обучение на теологическом факультете какого-либо вуза или в одном из немногочисленных православных высших учебных заведений все же дает возможность получить специальное теологическое образование, правда, несколько ограниченное профилем учебного заведения.
• Дистанционное образование по «православной культуре» фактически отсутствует, а существующие сетевые педагогически сообщества не ориентированы на учителей «православной культуры». Правда, в них ведутся дискуссии и обмен опытом преподавания, содержатся адресные ответы на конкретные вопросы, в т. ч. по «православной культуре», но этот опыт зачастую научно не апробирован и субъективен. Кроме того, для использования этой формы самоподготовки учитель должен обладать навыками работы с компьютером и Интернет-ресурсами20. Вместе с тем, существуют немногочисленные православные образовательные сайты, на которых учитель может найти для себя нужную и полезную информацию, но на них отсутствует «живое общение»21.
• Участие в конференциях, семинарах, олимпиадах и конкурсах будет полезным для подготовки учителя к преподаванию «православной культуры» лишь в том случае, если эти мероприятия организованы не как место для соревнования и демонстрации личных достижений, а как форма повышения квалификации. В этом случае они будут способствовать приобретению новых знаний и духовнонравственному возрастанию учителя.
• Индивидуальная работа по самообразованию может быть различной по формам (научно-исследовательская работа по определенной тематике, изучение специальной литературы, посещение уроков и воспитательных мероприятий коллег и т. п.). Но такая работа должна быть продумана по целевым установкам и результатам и обеспечена соответствующей научной литературой и учебнометодическими пособиями22.
20 Наиболее популярными являются следующие сетевые педагогические сообщества: Интернет-государство учителей (intergu.ru); Педсовет.ощ (pedsovet.org); Завуч.Инфо (zavuch. info); Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru); Открытый класс (www. openclass.ru); Сеть творческих учителей (it-n.ru).
21 См., например: «Наука и Слово» (http://www.nauka-slovo.ru/), «Вера и время» (http:// www.verav.ru/), портал «Слово» (http://www.portal-slovo.ru/).
22 См, например: Розина О.В. Духовные основы русской культуры: Пособие для учителей: В 3 кн., со словарем и DVD-диском. М.: Наука и Слово, 2009; Янгичер В., прот. Духовные
В заключение отметим следующее. В условиях отсутствия государственной системы подготовки учителей «православной культуры» самообразование является важным инструментом в получении необходимых для преподавания предмета профессиональных компетенций. Но оно отличается от самообразования учителя как традиционного вида познавательной деятельности, поэтому нуждается в педагогическом сопровождении. Наиболее перспективным и эффективным представляется путь интеграции самообразования и модульных курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: учителя «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания, профессионально-педагогическая компетентность, непрерывное образование, самообразование, андрагогический подход, педагогическое сопровождение.
Organization and Pedagogical Maintenance of «Orthodox Cultural Studies»
Teachers’ Self-Education
Olga V. Rozina
Today importance of teacher’s self-education is growing due to the fact that «Orthodox Cultural Studies» teachers training mostly takes place in the post-graduate period. This process requires pedagogical maintenance, however, for unlike traditional approaches to this type of cognitive work, this training has features determined by both the nature of the subject and age and gender of the body of teachers as well as their initial level of professional-pedagogical competence. Andragogical approach and general principles of continuous education can prove to be of great help in organization of individual and independent «Orthodox Cultural Studies». The path of integrating self-education with extension module courses seems to be most efficient and promising in this sphere.
Keywords: «Orthodox Cultural Studies» teachers, moral-spiritual education, professional pedagogical competence, continuous education, self-education, andragogical approach, pedagogical maintenance.
основы русской культуры: DVD-диски с беседами и иллюстративными материалами. М.: Наука и Слово, 2010.