Научная статья на тему 'Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества'

Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2239
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мумрикова Лариса Ивановна

В статье поднимается вопрос о наличии и особенностях мировоззрения, духовных и нравственных качеств, а также педагогического мастерства учителя, призванного преподавать курс «Основы православной культуры», который должен раскрыть не только образовательную, но и мировоззренческую цель предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мумрикова Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Orthodox Cultural Studies Teacher: the Professional, Moral and Spiritual Qualities

The article discusses the issue of the presence and characteristics of world outlook, spiritual and moral qualities, as well as the pedagogical skills of teachers called upon to teach the Fundamentals of Orthodox culture, which, in their turn, reveal not only educational, but also the ideological goal of the subject.

Текст научной работы на тему «Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 2 (25). С. 17-23

Образ учителя православной культуры:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ

И духовные качества Л. И. Мумрикова

В статье поднимается вопрос о наличии и особенностях мировоззрения, духовных и нравственных качеств, а также педагогического мастерства учителя, призванного преподавать курс «Основы православной культуры», который должен раскрыть не только образовательную, но и мировоззренческую цель предмета.

Одним из перспективных и возможно основным направлением преобразования современной педагогики являются шаги по возобновлению духовнонравственного воспитания в светской школе. Это направление связано с работой по восстановлению традиций, изучению национального опыта, с духовным обогащением общества, в т. ч. через предмет «Основы православной культуры». Бесспорно, главная задача образования заключается в гармоничном развитии всех сторон человека. Существующая же система образования построена на приоритете естественных направлений, что проявляется в некотором преобладании знаний природных законов. Однако здесь почти полностью отсутствует развитие чувств, т. е. воспитание, позволяющее определить основные понятия добра и зла, лежащие в основе нравственности. Главным «воспитателем» чувств становится чаще всего телевизор или улица. Можно совершенно определенно сказать, что глобальные проблемы нашего общества — высокий уровень преступности, пьянства, использование большинством населения, в том числе и молодежью, в разговорной речи ненормативной лексики — порождены прежде всего низким уровнем воспитания.

На протяжении многих веков в России существовала тесная связь образования и воспитания с Православием. Православие являлось фундаментом духовнонравственных ценностей Российского государства, а православная культура составляла основу истории России. Советская власть со своей атеистической идеологией по продолжительности несоизмерима с тысячелетней историей российской цивилизации, однако ее разрушительные последствия, отягощенные общемировыми проблемами, нанесли глубокую рану духовной жизни страны.

В настоящее время в российском обществе происходит изменение отношения к Православию, Церкви. Одной из важнейших государственных задач

становится проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, ознакомления с истоками и ценностями православной культуры. Именно этому посвящен модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

В 2009 г. президент Российской Федерации Д. А. Медведев поддержал идею преподавания в российских школах основ религиозной культуры, в том числе основ праовославной культуры (ОПК), т. к. реализация этой идеи «поможет укрепить моральные, духовно-нравственные основы нашего общества»1. 2 августа 2009 г. Президент РФ направил поручение Правительству РФ о подготовке введения (в 2010 г. в 18, а с 2012 г. во всех субъектах РФ) в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести модулей, один из которых — «Основы православной культуры». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования начальной и основной ступеней данная предметная область включена в учебный план в 4 и 5 классах.

Мнение Президента нашло отклик у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Я думаю, что решение Президента--- положило в основу самый правильный принцип — принцип свободы выбора. Человек, который хочет изучать основы Православия и который именно в своей православной культуре хочет искать нравственную мотивацию собственных поступков, должен иметь такое право- Но и тот, кто не является православным, тоже должен иметь возможность изучать основы своей собственной религиозной культуры- Это решение Президента- основано исключительно на принципе свободного выбора, что соответствует одному из важных измерений современной образовательной системы и, с другой стороны, предоставляет широкие возможности»2.

Преподавание курса «Основы православной культуры» преследует две цели — образовательную и мировоззренческую. Образовательная часть данного курса заключается в том, чтобы познакомить ученика с памятниками русской культуры, с тем, что лежит в основании этих памятников (благодаря чему, из каких побуждений они были созданы), а главное — со способом мировосприятия, теми ценностями, которые определяют русскую культуру. Мировоззренческая цель предмета направлена на приобщение детей к Православию. При знакомстве с православной культурой обязательно происходит и знакомство с православной верой. И наоборот, для глубокого и правильного осмысления культурных произведений необходимо знание хотя бы основ религии. Понять, что такое культура России, невозможно без знания основ Православия. Важнейшие события русской истории также неразрывно связаны с Православием. Религиозная сущность курса «Основы православной культуры» и светский характер государственных школ не находятся в противоречии, если рассматривать и преподавать эту дисциплину как культурологическую. Главная задача данного предмета — сформировать свободного, мыслящего, развитого человека, который опирает-

1 Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры. [Электронный ресурс]. URL: http://kremIin.ru/transcripts/4863

2 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Подвиг учителя — это особое служение. [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru

ся на свои корни, а не является частью толпы. Православная культура должна пронизать душу молодого человека. Навязать культуру невозможно; ее следует тактично, бережно, без суеты и декларирования воспитать. Лишь в этом случае преподавание основ православной культуры не только принесет знания, но и обогатит душу ученика. Результат поставленных задач во многом зависит от чуткости учителя и его умения преподнести материал так, чтобы достигнуть своей цели, ничего не навязывая и ни за что не агитируя.

Каким же должен быть учитель, реализующий и образовательную, и, самое главное, мировоззренческую цель данного предмета? Какими знаниями, педагогическим мастерством, мировоззрением, а также личными духовными и нравственными качествами он должен обладать?

К сожалению, часто бывает так, что данный предмет в силу своего неявного приоритета в светской школе отдается учителям, не имеющим ни должных знаний, ни даже личного соответствующего мировоззрения, и уж тем более не являющимся образцом для подражания в духовном и нравственном смысле.

Для решения такой проблемы в последние годы стали появляться образовательные курсы повышения квалификации или даже профессиональной переподготовки педагогов в области теологического образования и православной культуры, способствующих формированию соответствующего мировоззрения и приобретению знаний. Однако многое зависит еще и от личности самого учителя, преподающего данный предмет. Как говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский, «можно быть ученым, но, увы, негодным человеком-»3

Личностные качества преподавателя предмета «Основы православной культуры» восходят к образцам и идеалам учителей XIX — начала ХХ в. Для примера обратимся к дореволюционным представлениям об учителях. Свт. Феофан Затворник в своей воспитательной деятельности придавал огромное значение нравственному воздействию на учеников, признавая плодотворным только то образование, которое развивает не один ум, но главным образом облагораживает сердце: «Полюбите детей, и они вас полюбят- Растворяй строгость кротостью. Старайся любовью заслужить любовь-»4

Рассматривая преподавательскую деятельность св. прав. Иоанна Кронштадтского, мы можем на его примере утверждать, что любой педагог, а тем более преподаватель основ православной культуры, должен осознать, что самое важное на его уроках — это «горение», а не пересказывание учебника.

Свщмч. Фаддей (Успенский), рассуждая о личности учителя, говорил о том, что, прежде чем воздействовать на душу учеников, самому учителю следует иметь такие качества, которые он хочет воспитать в детях. Поэтому громадное значение в учебно-воспитательном деле, по его мнению, играет личность учителя. Среди главных его качеств он называл добросовестность, любовь к детям, терпение, справедливость, приветливость5.

К. Д. Ушинский в своих трудах немало внимания уделял системе подготовки учителя, его педагогическим, методическим и специальным знаниям, четко

3 Цит. по: Георгий (Шестун), архим. Православная педагогика. М., 1998. С. 147.

4 Цит. по: Там же. С. 130—131.

5 Цит. по: Там же. С. 167—169.

сформированному мировоззрению, и более того — его личности, т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие программы, никакие организационные формы не могут заменить влияния личности учителя. К. Д. Ушинский отмечал, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем, т. е. должен воспитывать учеников своим предметом. Среди качеств, необходимых учителю, он называет образованность, знание своего дела, постоянную заинтересованность в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства, педагогический такт, отчетливое представление о целях своей деятельности6.

В. А. Сухомлинский предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать»7. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.

Подобные высказывания можно встретить и у педагогов русского зарубежья, например у прот. Василия Зеньковского и С. С. Куломзиной. В педагогической практике очень важна вера в авторитет — доверие, покоящееся на свободном отношении и даже поклонении учителю. «В отношениях учителя и ученика- имеет место- сознание, что учитель есть руководитель, на которого действительно можно положиться»8. Разочарование в преподавателе очень часто приводит и к охлаждению к предмету.

Важно рассмотреть в каждом ученике личность, принять на веру существование его внутреннего духовного и нравственного мира. Этот мир есть у каждого человека, и развивается он собственными, порой загадочными путями. Важно уважать его проявления. «Если учитель сумеет подружиться с учеником как с личностью — это повлияет на ученика глубже, чем домашнее задание или лекция»9.

Итак, как мы видим, образу учителя уделялось большое внимание и в прошлые века, независимо от того, какой он преподавал предмет. Если столь высокие требования предъявлялись тогда к любому педагогу, то какие же требования предъявляются сейчас к учителю основ православной культуры?

Сегодня преподавание данного предмета имеет глубокий духовнонравственный смысл. Безусловно, главным для результативности его преподавания является личность учителя и качество преподавания этого предмета.

Личность преподавателя, его нравственные качества и позиция будут иметь ключевое значение для успешного восприятия учениками данного предмета. Любой педагог, знакомый с преподаваемым им предметом лишь внешне, не любящий его, не только не сможет раскрыть его сущность, но и вызовет у учеников неприязнь к этому предмету. Православная культура, в отличие от многих других предметов, требует от ученика не просто усвоения определенной информации, но и личного усилия, чтобы эта информация проникла в сердце и нашла там свое

6 См.: Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. М., 1857.

7 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.

8 Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996. С. 48.

9 Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 2007. С. 23.

место. Поэтому есть опасность, что преподаватель основ православной культуры исказит предмет и даст повод для насмешек не только над самим собой, но и над сущностью предмета. Отчасти примером этому может служить опыт преподавания Закона Божьего в дореволюционной России. Бывало так, что этот предмет не поднимал нравственного уровня в гимназиях и не способствовал какой-либо религиозности учащихся, а наборот: из гимназий с обязательным преподаванием Закона Божьего выходили атеисты.

Не каждый учитель способен преподавать предмет «Основы православной культуры». Он должен иметь не только сумму определенных знаний по предмету, но и определенный духовный опыт. Он не может относиться к Православной Церкви безразлично, а тем более враждебно. Безусловно, вопрос о воцерковле-нии педагога является делом личным и добровольным. Однако «задатки хорошего учителя есть у того, чья вера — пускай несовершенная — искренна и неподдельна, кто возрастает в вере- кто отличается широким кругозором, живой заинтересованностью, смирением, любовью и добросовестностью»10. Пожалуй, главным для преподавателя основ православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки»11, а также ответственный подход к преподаванию данного предмета. Православную культуру не может преподавать учитель, для которого Православие — лишь одна из многих религий мира, пусть и традиционная для России, но носителем которой сам педагог не является. «Если вы учите христианству, то христианство должно пронизывать глубины вашего сердца», — писала С. С. Куломзи-на12. Преподаватель основ православной культуры «должен иметь хотя бы минимальный, но подлинный опыт участия в церковной жизни. Другими словами, его православная вера может быть несовершенной, но должна быть искренней»13.

Учитывая специфику, обширность и главное — значимость предмета «Основы православной культуры», его преподавание должно быть не просто работой, а служением.

Прежде всего, преподаватель должен иметь истинное призвание к учительству. «Если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, — вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога»14.

Учитель имеет очень большое влияние на личность ребенка, но «влияние это сложнее и тоньше, чем обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью-»15.

Преподаватель основ православной культуры должен быть добросовестным человеком. Приняв на себя обязанности раскрыть в детской душе красоту Пра-

10 Куломзина С. С. Указ. соч. С. 95.

11 Склярова Т. В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2005. С. 684.

12 Куломзина С. С. Указ. соч. С. 103.

13 Там же. С. 92.

14 Там же. С. 102.

15 Георгий (Шестун), архим. Указ. соч. С. 549.

вославия, он будет воспринимать это как свой нравственный долг. «А это значит, что он будет трудиться не для вида, не для чести, не для угождения и не ради страха, но по любви и совести», — замечает архим. Георгий (Шестун)16.

Такие нравственные черты педагога, как терпеливость, любовь к детям, приветливость, справедливость, должны в особенной степени присутствовать у преподавателя основ православной культуры. Например, справедливость проявляется, в частности, при оценке успеваемости учащихся.

Кроме того, у педагога должны быть такие качества, как любовь к Отечеству, дисциплинированность, порядочность, честность, доброжелательность, эмоциональная уравновешенность, дружелюбие, интерес к жизни воспитанников, смирение, отзывчивость, вежливость, воспитанность, доброта и др., по сути, характерные для любого православного христианина и педагога. Говоря о нравственных и духовных качествах, подчеркнем прежде всего их нераздельность. Главное, чтобы любовь преобладала над профессиональными знаниями педагога.

Однако очень важно, чтобы учитель предмета «Основы православной культуры» был хорошо подготовлен по объему знаний и умел грамотно с точки зрения педагогики преподнести их своим ученикам. Т. е. для квалифицированного выполнения своих обязанностей он должен владеть рядом специальных свойств — профессиональными качествами. Среди них можно выделить следующие:

1) академические способности, определяющие объем знаний преподавателя, и желание постоянно их расширять;

2) дидактические способности, проявляющиеся в умении учителя преподнести учебный материал, заинтересовать учеников в его усвоении. Например, интересным может быть опыт выставления оценки не за ответ, а за вопрос ученика преподавателю. Ученик задает вопрос, преподаватель отвечает. Таким образом, ученик получает информацию, причем ту, которая ему наиболее интересна. К тому же, ученик, задавая вопрос, сам принимает более активное участие в процессе обучения.

Поскольку предмет «Основы православной культуры» в светской школе новый, следует быть осторожным при выборе метода его преподнесения ученикам. На наш взгляд, наиболее приемлемым методом является беседа. Именно в этой форме могут наиболее полно проявиться дидактические способности учителя. Беседа — это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие как воспитателя, так и воспитанников. В ходе беседы идет обмен информацией, учитываются мнение, точки зрения обеих сторон — как учителя, так и ученика. Поскольку православная культура затрагивает нравственные проблемы, то никакой другой метод, кроме беседы, не поможет сформировать систему нравственных убеждений, укрепить ее;

3) организаторские способности и творческое отношение к процессу обучения;

4) поскольку предмет «Основы православной культуры» новый и специфичный, очень важны коммуникативные способности учителя, выражающиеся в умении общаться не только с детьми, но и с родителями, коллегами;

16 Георгий (Шестун), архим. Указ. соч. С. 556.

5) прогностические способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании развития тех или иных качеств личности ребенка;

6) перцептивные способности, связанные с умением видеть внутренний мир ребенка, понимать его психическое состояние.

Все перечисленные требования к преподавателю предмета «Основы православной культуры» определяются понятием «профессиональная готовность» к педагогической деятельности, под которой понимается «обратившаяся в навык склонность к образованию детей, соединенная с некоторым прирожденным талантом, т. е. умением руководствоваться здравым рассудком и истинно благочестивым христианским сердцем»17. Именно это требовалось от педагогов еще дореволюционное время и было свойственно наиболее замечательным представителям этой профессии.

Как мы видим, именно от преподавателя во многом зависит то, чтобы урок «Основы православной культуры» стал любимым уроком, а учитель — самым близким человеком; чтобы ученик испытывал не страх и робость перед сердитым учителем, а полное доверие к нему. Только в этом случае уроки основ православной культуры получат нравственно-воспитательное направление. Главная задача преподавателя предмета «Основы православной культуры» состоит не в передаче информации, а в том, чтобы вызвать интерес и передать любовь к Православию, к Церкви, вывести на дорогу к Храму. Но для этого преподаватель должен сам быть носителем того, что является сущностью этого предмета.

Ключевые слова: учитель, предмет «Основы православной культуры», мировоззрение, нравственные качества, духовные качества, педагогическое мастерство.

Image of Orthodox Cultural Studies Teacher: the Professional, Moral and Spiritual Qualities

Larisa I. Mumrikova

The article discusses the issue of the presence and characteristics of world outlook, spiritual and moral qualities, as well as the pedagogical skills of teachers called upon to teach the Fundamentals of Orthodox culture, which, in their turn, reveal not only educational, but also the ideological goal of the subject.

Keywords: teacher, the subject of the Fundamentals of Orthodox culture, world Outlook, moral qualities, spiritual qualities, pedagogical skills.

17Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 1. М., 2004. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.