Научная статья на тему 'Организация и качество амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, оказанной пациентам с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух по данным социологического опроса)'

Организация и качество амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, оказанной пациентам с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух по данным социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / PATIENT SATISFACTION / ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ / DISEASE OF THE NASAL CAVITY AND PARANASAL SINUSES / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF CARE / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попадюк В. И., Бицаева А. В., Фомина А. В.

Путем проведенного анализа данных социологического опроса установлено, что при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. Выявлено, что наиболее высоко они оценивают квалификацию медицинского персонала и менее организацию медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попадюк В. И., Бицаева А. В., Фомина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management and quality of outpatient and inpatient care to patients with diseases of the nasal cavity and paranasal sinuses (results of a survey)

Analysis of the survey data found that, according to the subjective assessment of the quality and effectiveness of specialized ENT care to patients with diseases of the nasal cavity and paranasal sinuses, the majority of respondents are fully satisfied with the assistance provided. It was revealed that they give the highest rating to the qualification of medical staff and the lowest to the organization of medical care.

Текст научной работы на тему «Организация и качество амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, оказанной пациентам с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух по данным социологического опроса)»



медицинским совет 2014 | № 15

В.И. ПОПАДЮК, д.м.н., профессор, А.В. БИЦАЕВА, А.В. ФОМИНА, д.ф.н., профессор, Российский университет дружбы народов, Москва

ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ ПАЦИЕНТАМ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ

| (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

Путем проведенного анализа данных социологического опроса установлено, что при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным

с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. Выявлено, что наиболее высоко они оценивают квалификацию медицинского персонала и менее - организацию медицинской помощи.

Ключевые слова: удовлетворенность пациентов, заболевания полости носа и околоносовых пазух, качество медицинской помощи, социологический опрос

В последние годы в общей структуре заболеваемости лор-органов патология полости носа (ПН) и околоносовых пазух (ОНП) прочно заняла первое место как по обращаемости в поликлинику, так и в группе пациентов, проходящих лечение в стационарных условиях. Нос и окружающие его воздушные полости защищают организм человека от воздействия вредных факторов воздушной среды. От состояния этой защиты зависит вся дальнейшая жизнь человека, его здоровье, качество жизни и ее продолжительность. [2, 4, 5]. В связи с высокой распространенностью заболеваний ПН и ОНП данная патология на сегодняшний день имеет важное медико-социальное значение [8], поэтому проблема совершенствования медицинской помощи пациентам с данным видом патологии является актуальной.

Одной из важных задач периода реформирования здравоохранения является создание эффективной системы управления качеством медицинской помощи населению, что предполагает совершенствование как амбулаторно-поликлинической, так и стационарной помощи [6, 7], что невозможно без учета мнения пациентов о качестве медицинской помощи [1, 3].

Одним из средств, позволяющих получить информацию о запросах населения, является изучение общественного мнения. Данные социологических исследований позволяют научно обоснованно подходить к анализу современных явлений и процессов, помогают выявлять недостатки и упущения,

определять наиболее правильные пути их устранения, вскрывать и лучше использовать имеющиеся резервы [3].

Для сбора материала кафедрой оториноларингологии совместно с кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» разработаны анкеты комплексной медико-социальной характеристики лечебно-диагностического процесса в поликлинике (больнице) и здоровья семьи, которые включают вопросы, касающиеся, с одной стороны, личных данных (пол, возраст, место работы, наличие вредных привычек и т. д.), с другой - удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи, осведомленности пациентов о медицинских услугах.

Наше исследование выполнено на клинической базе кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» в лор-отделении ГБУЗ «ГКБ №4» ДЗ г. Москвы и ГБУЗ ГП №68 ДЗ г. Москвы, филиал №1 ЦАО г. Москвы,

В выборке участвовало 800 человек в возрасте 48 ± 18,3 года (15-87 лет).

Среди респондентов 53,6% мужчин и 46,4% женщин. Преобладали лица в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и от 30 до 59 лет (мужчины) - 39,3%, на возрастную группу от 25 до 29 лет пришлось 18,2%, на возрастную группу от 55 (женщины) и 60 (мужчины) до 69 лет (мужчины и женщины) - 12,9%, от 20 до 24 лет - 12,9%, старше 70 лет - 8,6%, и наименьшую возрастную группу составили респонденты в возрасте до 20 лет - 8,1%.

Среди опрошенных среднее образование имели 10,7%, среднее специальное - 24,8%, незаконченное высшее - 10,7%, высшее - 53,8%.

медицинским совет 2014 | № 15

По социальному положению: наибольший удельный вес имели служащие - 26,1%, затем рабочие - 18,7%, пенсионеры - 16,4% и учащиеся - 14,3%, интеллигенция - 6,8%, домохозяйки - 6,1%, респонденты, занятые в сфере малого бизнеса - 5,4% и сфере обслуживания - 4,5%, респонденты из сферы крупного бизнеса - 1%, к другим видам деятельности отнесли себя 0,6% опрошенных.

Среди всей оториноларингологической заболеваемости сохраняется стабильно высокий процент распространенности заболеваний полости носа и околоносовых пазух (более 50% в структуре госпитализируемой заболеваемости и 28% по данным обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения г. Москвы).

Большинство (71,2%) пациентов предпочитают получать медицинскую помощь в государственных организациях (ГО), 27,2% используют помимо этого и частно-коммерческие организации (ЧКО), 1,6% - только ЧКО, а предикторами выбора являются возраст, состав семьи и социальный статус пациента.

Среди женщин достоверно больше тех, кто обращается за помощью немедленно при первых признаках болезни (25,2 против 16,6%), среди мужчин тех, кто старается не обращаться к врачам (14,0 против 9,2%). При отсутствии хронических заболеваний пациенты в 37,4% стараются не обращаться к врачу, их доля снижается до 3,1% при увеличении числа заболеваний до трех и более.

Выявлено, что чем хуже здоровье, тем меньше тех, кто старается избежать обращения к врачу, и наоборот: возрастает удельный вес тех, кто обращается при совсем плохом самочувствии.

Возможность получения пациентом медицинской помощи определяется типом медицинской организации (МО), куда обращаются за медицинской помощью, стадией развития заболевания при обращении и число хронических заболеваний.

Установлено, что половина пациентов (50,8%) получают необходимую медицинскую помощь «как правило», только четверть (25,2%) - «всегда», немного меньше четверти (23,1%) - «не всегда» и 0,9% - «никогда».

Для 26,7% пациентов не имеет значения причина неполучения соответствующей медицинской помощи. Более четверти пациентов (26,4%) полагают, что они не получают «иногда»

Рисунок 1. Отношение к ЧКМП и ее доступность для пациентов

100 I 80 = 6°

Î 40

j

з

= 20

S

1,

13,1%

83,1%

45,0%

45,0%

49,5%

38,7%

19,6%

63,5%

7,4%

Незнаю Нет Частично

Доступность ЧКМП

Да

□ Не знаю □ Отрицательно □ Положительно □ Очень хорошо

или «всегда» соответствующей медицинской помощи по причине недостатка настойчивости, и 14,7% отмечают низкое качество медицинской помощи. Сам факт недостатка настойчивости в получении необходимой медицинской помощи свидетельствует о несоблюдении стандартов диагностики и лечения, что снижает качество медицинской помощи.

Так, для поликлинических пациентов в первую очередь не имеет значения причина неполучения помощи (33,3%), для больничных - недостаток собственной настойчивости (24,1%). Больничные пациенты чаще отмечают низкое качество предоставляемых медицинских услуг, высокую стоимость, отсутствие доверия, чаще занимаются самолечением, не имеют времени для лечения в МО, но реже указывают очереди, хотя эти причины связаны, и тяжесть передвижения в лечебное учреждение.

Оценки государственно-страховой медицинской помощи (ГСМП) включают: «хорошо» (40,8%), «удовлетворительно» (41,5%), «плохо» (8,0%), «очень плохо» (1,8%), «ничего не могут сказать о ГСМП» (8,5%). Первичным фактором выступает возможность получения медицинской помощи, а также то, является ли пациент поликлиническим или стационарным, самооценка здоровья и причина болезни - внешние факторы, как связанные с медицинской помощью: травмы, операции, стоматологическая помощь, так и погода.

Частно-коммерческая медицинская помощь (ЧКМП) полностью доступна 18,5% пациентов, частично - 41,6%, нет -23,6%, не знают 16,3%. Относятся к ней очень хорошо 4,4%, положительно - 36,8%, отрицательно - 17,3%, не знают 41,6%.

Как видно из рисунка 1, из 18,5%, кому полностью доступна ЧКМП, 19,6% воспринимают ее очень хорошо и 63,5% -положительно, что суммарно составляет 83,1%. Из 41,6%, кому ЧКМП доступна частично, 1,8% относится очень хорошо и 49,5% - положительно, что суммарно составляет 51,3%. При недоступности ЧКМП (23,6% респондентов) «очень хорошо» систему ЧКМП не воспринимает никто, а положительно относится 9,5%. Если респондент не знает, доступна ли ему ЧКМП (таких 16,3%), 13,1% относится к этой системе положительно, но главное, что резко сокращается доля лиц с отрицательным отношением: от 45,5%, кому ЧКМП недоступна, до 3,8%.

В целом чем выше доступность ЧКМП, тем лучше к ней отношение и меньше тех, кто не может его сформировать по причине незнания. Чем респондент моложе, чем меньше хронических заболеваний, лучше здоровье и больше семья, тем выше доступность ЧКМП и, соответственно, выше ее оценка.

Привело ли введение медицинского страхования к изменению медицинского обслуживания, не могут определить 35,1% пациентов, а 2,8% это безразлично. Всего 19,1% полагает, что есть улучшение, 29,9% - изменений нет и 13,1% -медицинское обслуживание ухудшилось.

Медицинским обслуживанием в своей поликлинике или больнице удовлетворены 82,8%, частично удовлетворены -4%, не удовлетворены - 4,4% (плюс к этому 7,4% не могут определиться, 1,5% - безразлично). Однако установлено, что среди пациентов стационара удельных вес полностью удовлетворенных медицинским обслуживаем несколько больше, чем среди поликлинических пациентов (88,0 против 77,5%), частично удовлетворенных тоже больше (8 против 0%), что в

медицинский ^^^ совет 2014 | № 15

Рисунок 2. Причины удовлетворенности медицинской помощью, оказываемой в больнице и поликлиниках

сумме составляет 96% больничных пациентов и 77,5% поликлинических. Неудовлетворенные медицинским обслуживаем в стационаре отсутствуют, а в поликлиниках составляют 8,8%. Среди поликлинических пациентов полностью удовлетворенные медицинским обслуживанием составляют 77,5%.

Удовлетворенность медицинской помощью в городской поликлинике для поликлинических респондентов и в больнице для стационарных респондентов проявляют в среднем 90,8% респондентов, частичную удовлетворенность - 4,4%. Не удовлетворены медицинской помощью 4,8%. Среди поликлинических респондентов уровень удовлетворенности медицинской помощью в поликлинике составляет 89,9%. Среди больничных респондентов удовлетворены полностью 91,7%.

Наиболее высоко в лечебных учреждениях пациенты оценивают высокий уровень профессионализма, вежливость и внимание персонала при предоставлении медицинской помощи. Выявлены три характеристики, по которым поликлиническая и больничная помощь отличны: профессионализм (в пользу больницы), вежливость и внимание персонала (в пользу больницы), хорошие условия (сервис) (в пользу поликлиник) (рис. 2).

Наибольшие риски отрицательной оценки пациентами-респондентами, опрошенными в поликлинике города и в больнице ГКБ №4, поликлиники относительно больницы (отношение шансов отрицательной оценки поликлиники относительно больницы) выявлены по следующим характеристикам: 1) стоимость медицинской помощи, 2) отношение персонала к пациентам (вежливость, внимание и пр.), 3) высокий профессиональный уровень персонала.

В городской поликлинике наиболее значимым недостатком являются очереди, изношенное оборудование и невнимательное отношение. Наибольшие отличия (27,1%) между поликлиническими и больничными пациентами выявлены по вопросу «неудовлетворительные условия лечения в городской поликлинике», наименьшие (9,3%) - «очереди».

Больничные пациенты чаще отмечают низкое качество предоставляемых медицинских услуг, высокую стоимость, отсутствие доверия, чаще занимаются самолечением, не имеют времени для лечения в МО, но реже указывают очереди, хотя эти причины связаны, и тяжесть передвижения в лечебное учреждение.

Решающим фактором отношения пациентов, находящихся на стационарном лечении, к страховой медицине является оценка поликлинической медицинской помощи. Среди тех, кто оценивает эту помощь как хорошую (здесь самая высокая оценка), важным фактором является место работы. Среди государственных работников и беременных в декрете доля положительно относящихся к страховой медицине наибольшая, причем она достигает небывалых высот (95%), если частно-коммерческая медицинская помощь им полностью или частично доступна.

Для больничных пациентов характерна более высокая оценка медпомощи, оказываемой в больницах, чем для поликлинических пациентов. При этом выказывают доверие лечащим врачам поликлинические пациенты в 76,8%, больничные - 91,8%, не могут определиться по данному вопросу

Низкая цена

Оснащение

Хорошие условия (сервис)

Бесплатность

Вежливость и внимание персонала

Профессионализм персонала

] 1,5% и 0,3% 0,9%

Г 1,5% "■3,0% 3,0%

□ Больница

□ Поликлиники

□ Всего

Г] 14,3% П11,3%

118.8% 22,5% 1X20,6%

J 21,5%

38,8%

30,1

66,8%

□ ' 73,5

0

20

40

100

- 18,3 и 6,8%, не доверяют - 3,3 и 1,0%, другое - 1,8 и 0,5% соответственно.

Таким образом, анализ представленных статистических данных свидетельствует о том, что среди всей оториноларин-гологической заболеваемости сохраняется стабильно высокий процент распространенности заболеваний полости носа и околоносовых пазух, в структуре которых преобладают гнойные заболевания околоносовых пазух. Возрастно-половая структура пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух характеризовалась преобладанием мужчин (53,6%). Наиболее многочисленная группа была представлена пациентами в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и от 30 до 59 лет (мужчины) - 39,3%, т. е. трудоспособного возраста. Социальный состав пациентов представлен работающими (58,6%), учащимися (14,3%), пенсионерами (16,4%), неработающими трудоспособного возраста (10,7%). При субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларинго-логической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. В результате анализа данных социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством медицинского обслуживания в стационаре: отсутствие сервиса, плохое оснащение и недостаток лекарственных средств и в городской поликлинике: очереди, изношенное оборудование и невнимательное отношение. При построении работы по профилактике заболеваний полости носа и околоносовых пазух необходимо опираться не только на традиционные показатели (заболеваемость, смертность), но и использовать новые подходы - развитие дифференциального подхода к поддержанию и укреплению здоровья в условиях социального расслоения. Важным является разработка комплекса мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболевания и совершенствование медицинской помощи пациентам с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух на амбулаторно-поликлиниче-ском и стационарном уровне. < ^^

Полный список литературы вы можете запросить в редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.