медицинским совет 2014 | № 15
В.И. ПОПАДЮК, д.м.н., профессор, А.В. БИЦАЕВА, А.В. ФОМИНА, д.ф.н., профессор, Российский университет дружбы народов, Москва
ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ ПАЦИЕНТАМ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ
| (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)
Путем проведенного анализа данных социологического опроса установлено, что при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным
с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. Выявлено, что наиболее высоко они оценивают квалификацию медицинского персонала и менее - организацию медицинской помощи.
Ключевые слова: удовлетворенность пациентов, заболевания полости носа и околоносовых пазух, качество медицинской помощи, социологический опрос
В последние годы в общей структуре заболеваемости лор-органов патология полости носа (ПН) и околоносовых пазух (ОНП) прочно заняла первое место как по обращаемости в поликлинику, так и в группе пациентов, проходящих лечение в стационарных условиях. Нос и окружающие его воздушные полости защищают организм человека от воздействия вредных факторов воздушной среды. От состояния этой защиты зависит вся дальнейшая жизнь человека, его здоровье, качество жизни и ее продолжительность. [2, 4, 5]. В связи с высокой распространенностью заболеваний ПН и ОНП данная патология на сегодняшний день имеет важное медико-социальное значение [8], поэтому проблема совершенствования медицинской помощи пациентам с данным видом патологии является актуальной.
Одной из важных задач периода реформирования здравоохранения является создание эффективной системы управления качеством медицинской помощи населению, что предполагает совершенствование как амбулаторно-поликлинической, так и стационарной помощи [6, 7], что невозможно без учета мнения пациентов о качестве медицинской помощи [1, 3].
Одним из средств, позволяющих получить информацию о запросах населения, является изучение общественного мнения. Данные социологических исследований позволяют научно обоснованно подходить к анализу современных явлений и процессов, помогают выявлять недостатки и упущения,
определять наиболее правильные пути их устранения, вскрывать и лучше использовать имеющиеся резервы [3].
Для сбора материала кафедрой оториноларингологии совместно с кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» разработаны анкеты комплексной медико-социальной характеристики лечебно-диагностического процесса в поликлинике (больнице) и здоровья семьи, которые включают вопросы, касающиеся, с одной стороны, личных данных (пол, возраст, место работы, наличие вредных привычек и т. д.), с другой - удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи, осведомленности пациентов о медицинских услугах.
Наше исследование выполнено на клинической базе кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» в лор-отделении ГБУЗ «ГКБ №4» ДЗ г. Москвы и ГБУЗ ГП №68 ДЗ г. Москвы, филиал №1 ЦАО г. Москвы,
В выборке участвовало 800 человек в возрасте 48 ± 18,3 года (15-87 лет).
Среди респондентов 53,6% мужчин и 46,4% женщин. Преобладали лица в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и от 30 до 59 лет (мужчины) - 39,3%, на возрастную группу от 25 до 29 лет пришлось 18,2%, на возрастную группу от 55 (женщины) и 60 (мужчины) до 69 лет (мужчины и женщины) - 12,9%, от 20 до 24 лет - 12,9%, старше 70 лет - 8,6%, и наименьшую возрастную группу составили респонденты в возрасте до 20 лет - 8,1%.
Среди опрошенных среднее образование имели 10,7%, среднее специальное - 24,8%, незаконченное высшее - 10,7%, высшее - 53,8%.
медицинским совет 2014 | № 15
По социальному положению: наибольший удельный вес имели служащие - 26,1%, затем рабочие - 18,7%, пенсионеры - 16,4% и учащиеся - 14,3%, интеллигенция - 6,8%, домохозяйки - 6,1%, респонденты, занятые в сфере малого бизнеса - 5,4% и сфере обслуживания - 4,5%, респонденты из сферы крупного бизнеса - 1%, к другим видам деятельности отнесли себя 0,6% опрошенных.
Среди всей оториноларингологической заболеваемости сохраняется стабильно высокий процент распространенности заболеваний полости носа и околоносовых пазух (более 50% в структуре госпитализируемой заболеваемости и 28% по данным обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения г. Москвы).
Большинство (71,2%) пациентов предпочитают получать медицинскую помощь в государственных организациях (ГО), 27,2% используют помимо этого и частно-коммерческие организации (ЧКО), 1,6% - только ЧКО, а предикторами выбора являются возраст, состав семьи и социальный статус пациента.
Среди женщин достоверно больше тех, кто обращается за помощью немедленно при первых признаках болезни (25,2 против 16,6%), среди мужчин тех, кто старается не обращаться к врачам (14,0 против 9,2%). При отсутствии хронических заболеваний пациенты в 37,4% стараются не обращаться к врачу, их доля снижается до 3,1% при увеличении числа заболеваний до трех и более.
Выявлено, что чем хуже здоровье, тем меньше тех, кто старается избежать обращения к врачу, и наоборот: возрастает удельный вес тех, кто обращается при совсем плохом самочувствии.
Возможность получения пациентом медицинской помощи определяется типом медицинской организации (МО), куда обращаются за медицинской помощью, стадией развития заболевания при обращении и число хронических заболеваний.
Установлено, что половина пациентов (50,8%) получают необходимую медицинскую помощь «как правило», только четверть (25,2%) - «всегда», немного меньше четверти (23,1%) - «не всегда» и 0,9% - «никогда».
Для 26,7% пациентов не имеет значения причина неполучения соответствующей медицинской помощи. Более четверти пациентов (26,4%) полагают, что они не получают «иногда»
Рисунок 1. Отношение к ЧКМП и ее доступность для пациентов
100 I 80 = 6°
Î 40
j
з
= 20
S
1,
13,1%
83,1%
45,0%
45,0%
49,5%
38,7%
19,6%
63,5%
7,4%
Незнаю Нет Частично
Доступность ЧКМП
Да
□ Не знаю □ Отрицательно □ Положительно □ Очень хорошо
или «всегда» соответствующей медицинской помощи по причине недостатка настойчивости, и 14,7% отмечают низкое качество медицинской помощи. Сам факт недостатка настойчивости в получении необходимой медицинской помощи свидетельствует о несоблюдении стандартов диагностики и лечения, что снижает качество медицинской помощи.
Так, для поликлинических пациентов в первую очередь не имеет значения причина неполучения помощи (33,3%), для больничных - недостаток собственной настойчивости (24,1%). Больничные пациенты чаще отмечают низкое качество предоставляемых медицинских услуг, высокую стоимость, отсутствие доверия, чаще занимаются самолечением, не имеют времени для лечения в МО, но реже указывают очереди, хотя эти причины связаны, и тяжесть передвижения в лечебное учреждение.
Оценки государственно-страховой медицинской помощи (ГСМП) включают: «хорошо» (40,8%), «удовлетворительно» (41,5%), «плохо» (8,0%), «очень плохо» (1,8%), «ничего не могут сказать о ГСМП» (8,5%). Первичным фактором выступает возможность получения медицинской помощи, а также то, является ли пациент поликлиническим или стационарным, самооценка здоровья и причина болезни - внешние факторы, как связанные с медицинской помощью: травмы, операции, стоматологическая помощь, так и погода.
Частно-коммерческая медицинская помощь (ЧКМП) полностью доступна 18,5% пациентов, частично - 41,6%, нет -23,6%, не знают 16,3%. Относятся к ней очень хорошо 4,4%, положительно - 36,8%, отрицательно - 17,3%, не знают 41,6%.
Как видно из рисунка 1, из 18,5%, кому полностью доступна ЧКМП, 19,6% воспринимают ее очень хорошо и 63,5% -положительно, что суммарно составляет 83,1%. Из 41,6%, кому ЧКМП доступна частично, 1,8% относится очень хорошо и 49,5% - положительно, что суммарно составляет 51,3%. При недоступности ЧКМП (23,6% респондентов) «очень хорошо» систему ЧКМП не воспринимает никто, а положительно относится 9,5%. Если респондент не знает, доступна ли ему ЧКМП (таких 16,3%), 13,1% относится к этой системе положительно, но главное, что резко сокращается доля лиц с отрицательным отношением: от 45,5%, кому ЧКМП недоступна, до 3,8%.
В целом чем выше доступность ЧКМП, тем лучше к ней отношение и меньше тех, кто не может его сформировать по причине незнания. Чем респондент моложе, чем меньше хронических заболеваний, лучше здоровье и больше семья, тем выше доступность ЧКМП и, соответственно, выше ее оценка.
Привело ли введение медицинского страхования к изменению медицинского обслуживания, не могут определить 35,1% пациентов, а 2,8% это безразлично. Всего 19,1% полагает, что есть улучшение, 29,9% - изменений нет и 13,1% -медицинское обслуживание ухудшилось.
Медицинским обслуживанием в своей поликлинике или больнице удовлетворены 82,8%, частично удовлетворены -4%, не удовлетворены - 4,4% (плюс к этому 7,4% не могут определиться, 1,5% - безразлично). Однако установлено, что среди пациентов стационара удельных вес полностью удовлетворенных медицинским обслуживаем несколько больше, чем среди поликлинических пациентов (88,0 против 77,5%), частично удовлетворенных тоже больше (8 против 0%), что в
медицинский ^^^ совет 2014 | № 15
Рисунок 2. Причины удовлетворенности медицинской помощью, оказываемой в больнице и поликлиниках
сумме составляет 96% больничных пациентов и 77,5% поликлинических. Неудовлетворенные медицинским обслуживаем в стационаре отсутствуют, а в поликлиниках составляют 8,8%. Среди поликлинических пациентов полностью удовлетворенные медицинским обслуживанием составляют 77,5%.
Удовлетворенность медицинской помощью в городской поликлинике для поликлинических респондентов и в больнице для стационарных респондентов проявляют в среднем 90,8% респондентов, частичную удовлетворенность - 4,4%. Не удовлетворены медицинской помощью 4,8%. Среди поликлинических респондентов уровень удовлетворенности медицинской помощью в поликлинике составляет 89,9%. Среди больничных респондентов удовлетворены полностью 91,7%.
Наиболее высоко в лечебных учреждениях пациенты оценивают высокий уровень профессионализма, вежливость и внимание персонала при предоставлении медицинской помощи. Выявлены три характеристики, по которым поликлиническая и больничная помощь отличны: профессионализм (в пользу больницы), вежливость и внимание персонала (в пользу больницы), хорошие условия (сервис) (в пользу поликлиник) (рис. 2).
Наибольшие риски отрицательной оценки пациентами-респондентами, опрошенными в поликлинике города и в больнице ГКБ №4, поликлиники относительно больницы (отношение шансов отрицательной оценки поликлиники относительно больницы) выявлены по следующим характеристикам: 1) стоимость медицинской помощи, 2) отношение персонала к пациентам (вежливость, внимание и пр.), 3) высокий профессиональный уровень персонала.
В городской поликлинике наиболее значимым недостатком являются очереди, изношенное оборудование и невнимательное отношение. Наибольшие отличия (27,1%) между поликлиническими и больничными пациентами выявлены по вопросу «неудовлетворительные условия лечения в городской поликлинике», наименьшие (9,3%) - «очереди».
Больничные пациенты чаще отмечают низкое качество предоставляемых медицинских услуг, высокую стоимость, отсутствие доверия, чаще занимаются самолечением, не имеют времени для лечения в МО, но реже указывают очереди, хотя эти причины связаны, и тяжесть передвижения в лечебное учреждение.
Решающим фактором отношения пациентов, находящихся на стационарном лечении, к страховой медицине является оценка поликлинической медицинской помощи. Среди тех, кто оценивает эту помощь как хорошую (здесь самая высокая оценка), важным фактором является место работы. Среди государственных работников и беременных в декрете доля положительно относящихся к страховой медицине наибольшая, причем она достигает небывалых высот (95%), если частно-коммерческая медицинская помощь им полностью или частично доступна.
Для больничных пациентов характерна более высокая оценка медпомощи, оказываемой в больницах, чем для поликлинических пациентов. При этом выказывают доверие лечащим врачам поликлинические пациенты в 76,8%, больничные - 91,8%, не могут определиться по данному вопросу
Низкая цена
Оснащение
Хорошие условия (сервис)
Бесплатность
Вежливость и внимание персонала
Профессионализм персонала
] 1,5% и 0,3% 0,9%
Г 1,5% "■3,0% 3,0%
□ Больница
□ Поликлиники
□ Всего
Г] 14,3% П11,3%
118.8% 22,5% 1X20,6%
J 21,5%
38,8%
30,1
66,8%
□ ' 73,5
0
20
40
100
- 18,3 и 6,8%, не доверяют - 3,3 и 1,0%, другое - 1,8 и 0,5% соответственно.
Таким образом, анализ представленных статистических данных свидетельствует о том, что среди всей оториноларин-гологической заболеваемости сохраняется стабильно высокий процент распространенности заболеваний полости носа и околоносовых пазух, в структуре которых преобладают гнойные заболевания околоносовых пазух. Возрастно-половая структура пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух характеризовалась преобладанием мужчин (53,6%). Наиболее многочисленная группа была представлена пациентами в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и от 30 до 59 лет (мужчины) - 39,3%, т. е. трудоспособного возраста. Социальный состав пациентов представлен работающими (58,6%), учащимися (14,3%), пенсионерами (16,4%), неработающими трудоспособного возраста (10,7%). При субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларинго-логической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. В результате анализа данных социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством медицинского обслуживания в стационаре: отсутствие сервиса, плохое оснащение и недостаток лекарственных средств и в городской поликлинике: очереди, изношенное оборудование и невнимательное отношение. При построении работы по профилактике заболеваний полости носа и околоносовых пазух необходимо опираться не только на традиционные показатели (заболеваемость, смертность), но и использовать новые подходы - развитие дифференциального подхода к поддержанию и укреплению здоровья в условиях социального расслоения. Важным является разработка комплекса мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболевания и совершенствование медицинской помощи пациентам с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух на амбулаторно-поликлиниче-ском и стационарном уровне. < ^^
Полный список литературы вы можете запросить в редакции.