Научная статья на тему 'Организация художественно-эстетического воспитания учащихся на основе приобщения к народным промыслам'

Организация художественно-эстетического воспитания учащихся на основе приобщения к народным промыслам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FACULTATIVE COURSE "FELT ART" / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ИСКУССТВО ВОЙЛОКА" / ART AND ESTHETIC EDUCATION / NATIONAL CULTURE / NATIONAL CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебуева М. М.

Статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического воспитания учащихся средствами приобщения к народным промыслам. В статье показан личный опыт автора в разработке и внедрении факультативного курса «Искусство войлока» в Карачаево-Черкесской республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ART AND AESTHETIC EDUCATION OF PUPILS ON THE BASIS OF FAMILIARIZING WITH NATIONAL CRAFTS

Article is devoted to a problem of the organization of art and esthetic education of pupils by means of familiarizing with national crafts. In article personal experiment of the author in development and deployment of the facultative course «Felt Art» in the Karachay-Cherkess Republic is shown.

Текст научной работы на тему «Организация художественно-эстетического воспитания учащихся на основе приобщения к народным промыслам»

4. Ewan, Kim Building Cohesive and Resilient Communities: Integrating the Prevent and Community Cohesion Agenda [Eh/r]. - R/d: http://www.opm.co.uk

5. Kosareckaya, S.V. O neformaljnihkh objhedineniyakh molodezhi / S.V. Kosareckaya, N.Yu. Sinyagina. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 09.01.14

УДК 378

Tebuyeva M.M. THE ORGANIZATION OF ART AND AESTHETIC EDUCATION OF PUPILS ON THE BASIS OF FAMILIARIZING WITH NATIONAL CRAFTS. Article is devoted to a problem of the organization of art and esthetic education of pupils by means of familiarizing with national crafts. In article personal experiment of the author in development and deployment of the facultative course «Felt Art» in the Karachay-Cherkess Republic is shown. Key words: art and esthetic education; national culture; national crafts; facultative course «Felt Art».

М.М. Тебуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Северо-кавказская гос. гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск, Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ

Статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического воспитания учащихся средствами приобщения к народным промыслам. В статье показан личный опыт автора в разработке и внедрении факультативного курса «Искусство войлока» в Карачаево-Черкесской республике.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание; народная культура; народные промыслы; факультативный курс «Искусство войлока».

Нынешнее общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для достижения этой цели необходимы: расширение прав ребенка и родителей; уважение к личности ребенка; учет образовательных интересов каждого ученика; соответствие образовательного процесса возрасту; обеспечение полноценного психического и физического развития; охрана здоровья детей. Чтобы эти принципы не остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях. Анализ истории обучения изобразительному и декоративно - прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании устоявшихся эстетических критериев, художественных традиций и педагогических принципов. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Усилившийся в последнее время интерес к этнохудожественной культуре, истории, народным традициям вызвал особый резонанс в сфере решения данной проблемы.

В Карачаево-Черкесской республике сложилась общая культура, определяемая российской ментальностью, общероссийскими СМИ. Однако в республике наряду с этим функционируют этнические, традиционные культуры - казачья, карачаевская, черкесская, абазинская, ногайская, и все они развиваются, в определённом смысле, по собственным имманентным характеристикам. Каждый из пяти этносов, представленных в республике, имеет богатую художественную и музыкальную культуру, самобытный фольклор, особую систему жанров. Всё это достойно изучения в школе, как связь с историческим прошлым, как возможность развития заложенного в этносе потенциала. В последние годы в Карачаево-Черкесской республике немало сделано для сохранения и возрождения духовных ценностей, накопленных на протяжении столетий многими поколениями. Но, несмотря на позитивные направления поиска, проблема взаимодействия образовательных региональной и федеральной программ представляет собой открытую область для новых решений, подходов.

Например, к программам, которые изучают виды народного декоративно-прикладного искусства нашей республики, относится программа «Искусство и культура моего народа» для девочек 5-8 классов СОШ а. Новый Карачай. В названной программе предусмотрено изучение карачаевского прикладного искусства, национальных традиций карачаевского народа, обучение таким видам ремёсел, как национальная вышивка, валяние войлоков, вязание на спицах, крючком, макраме, аппликация. Важно то, что знание и навыки целенаправленно вводятся в декорирова-

нии как национальных, так и современных костюмов, в изготовлении панно, предназначенных для украшения дома. Действующая программа «Искусство моих предков» в культурно-образовательном центре «Карачай» при доме народного творчества в а. Новый Карачай Эльканова А.З. предусматривает глубокое теоретическое изучение народного декоративно- прикладного искусства народов Карачаево-Черкесии.

По программе «Золотое шитье» (канд. пед. наук Сорель Н.С.) для 7-9 классов СОШ № 3 г. Карачаевска учащиеся знакомятся с вышивкой и историей, основными видами этнического орнамента, присущего народам Карачаево-Черкесии, его символикой, технологией изготовления, применением орнамента для украшения одежды. Программа рассчитана на два года обучения. Тематическое планирование данной программы осуществляется в контексте изучения национальной вышивки.

Возможности учебных предметов по дополнительному ведению материалов народного искусства ограничены, поэтому основное внимание следует обратить на внеклассную работу, создавая: творческие мастерские, кружки; факультативные курсы; школьные конкурсы; организацию встреч с народными мастерами.

Надо отметить слабый интерес молодого поколения к богатейшему опыту народных традиций, что не может не вызывать тревогу за возможную утрату механизма естественной передачи традиций. Работа, проведенная нами в нашем регионе в этом направлений, показала недостаточность научно-обоснованных рекомендаций по организации данной работы.

Известно, что возможности учебных предметов в системе образования по дополнительному введению материалов народного декоративно-прикладного искусства ограниченны. Потому мы решили разработать и внедрить факультативный курс «Искусство войлока» для учащихся 5-7 классов. Наиболее приемлемой формой организации обучения по апробации курса «Искусство войлока» мы сочли кружковые занятия. Программа содержит практическую и теоретическую части.

Первая часть программы занимает 15-20% от общего количества часов и включает в себя теоретические знания о народном декоративно-прикладном искусстве. Большой теоретический материал сообщается в процессе лекций, бесед, экскурсий в музеи, в мастерские народных мастеров, на художественно-графический факультет.

Практические занятия включают в себя: выполнение набросков и зарисовок ознакомительного и обобщающего характера как с экспонатов, так и с репродукций и фотографий; выполнение эскизов в разных техниках; непосредственную работу с материалом, предусматривающую изучение приемов обработки и возможностей использования войлока в одежде.

В процессе организации и проведения практических занятий ставились и решались следующие задачи:

- расширение представления о художественно-образовательных средствах и их практическом применении в процессе выполнения эскизов;

- изучение приемов выполнения эскизов в графической технике и в технике аппликации;

- развитие поисковых навыков школьников на всех этапах учебно - творческой деятельности; овладение базовыми стратегиями мышления и использование их в качестве стратегий творческого поиска [1].

Включение подростков в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - становится активной формой эстетического воспитания и развития его творческой активности.

Народное декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев и народов КЧР, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в приоритет прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать учащихся к духовной культуре своего народа, частью которой он является.

Войлочное производство у балкарцев и карачаевцев получило устойчивую базу развития в условиях натурального скотоводческого хозяйства. Овечья шерсть была продуктом домашнего производства. Она обрабатывалось женщинами одной семьи. Привлекались к этому процессу и девочки-подростки. Единственной школой обучения мастерству была система преемственности народных традиций. Наиболее опытная мастерица, руководившая всем технологическим процессом создания войлока, брала на себя и решение художественных задач - подбор цвета и укладку узора из специально обработанной шерсти. Сейчас появилась возможность приобщать учащихся к народным традициям в условиях образовательной школы, где в роли мастерицы выступает уже учитель. Изучая и познавая произведения народного искусства, учащиеся осваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, уважение к человеку, бережное отношение к природе, необходимость добросовестного труда.

Библиографический список

Наше внимание было обращено на то, что занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствовали удовлетворению потребности учащихся в самоутверждении. Эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности - залог успешного овладения этой деятельностью и развития творчества. Для этого с учетом разработанной нами методической системы проводились занятия, где учащиеся не просто изучают искусство войлока и технические приемы обработки войлока (шерсти), а проводят исследование над проблемой, поставленной перед ними.

В результате проделанной работы нами был сделан вывод, что разнообразие народного художественного материала, интегрирующего его в различных видах доступной учащимся художественно-творческой деятельности, позволяет с успехом решать задачи эстетического воспитания средствами этнохудожествен-ной культуры народов Карачая и Черкессии.

Полученный нами опыт приобщения учащихся к народным промыслам через искусство использования войлока для декорирования дома (ковры), дизайна одежды, в настоящий момент успешно перенесён нами на более взрослую аудиторию. Работа с войлоком активно используется автором в процессе обучения студентов на факультете дизайна и искусства Северо-кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. Причём, элементы работы с войлоком применяются нами не только в учебной работе, но и при организации инновационных форм воспитания со студентами [2]: приобщение их к участию к конкурсам социальных проектов, организации воспитательных мероприятий с сопровождением в виде мультимедийных презентаций и др.

Обобщая изложенное, необходимо выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективную организацию художественно-эстетического воспитания учащихся на основе приобщения к народным промыслам: соответствие программы основным дидактическим принципам; оптимальный выбор методов обучения, учитывающих условия протекания учебного процесса; индивидуальный подход, учитывающий особенности и возможности учащихся; творческий характер учебных занятий, основанный на использовании проблемно-поисковых методов, методов стимулирования творческой активности.

1. Тебуева, М.М. Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством: на примере использования войлока в одежде: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

2. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2011.

Bibliography

1. Tebueva, M.M. Razvitie tvorcheskoyj aktivnosti uchathikhsya 5-7 klassov na zanyatiyakh dekorativno-prikladnihm iskusstvom: na primere ispoljzovaniya voyjloka v odezhde: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.

2. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodicheskoe posobie. - Rostov-na-Donu, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.01.14

УДК 378. 02

Dovydova M.V., Shabalina E.P. MODELING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF BACHELORS. The article considers the theoretical analysis of the modeling process, the content and structure of individual educational routes. Key words: modeling, model, individual educational track.

М.В. Довыдова, кандид. пед. наук, доц. Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: marina [email protected]; Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

В статье рассматривается теоретический анализ процесса моделирования, содержание и структура индивидуально-образовательного маршрута.

Ключевые слова: моделирование, модель, индивидуально-образовательный маршрут.

В современных социально-экономических условиях разви- тированное на развитие активной позиции участников образо-тия общества востребованным становится образование, ориен- вательного процесса. В связи с тем, что большую роль в подго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.