УДК 297:217 Я.М. Ханмагомедов
Хадж: социально-экономический и медико-эпидемиологический аспекты
В статье с использованием литературы и источников, в т. ч. и арабских, рассматриваются особенности торгово-экономической деятельности мусульман во время хаджа - паломничества в Мекку с точки зрения Корана и Сунны пророка Мухаммада, анализируются его социально-экономические и медикоэпидемиологические аспекты.
Ключевые слова: Мухаммад, хадж, Коран, Сунна, Мекка, Медина, торговля.
In the article with use of the literature and sources including Arabian are considered features of trade and economic activity of Moslems during Hadj - pilgrimage to Mecca from the point of view of the Koran and Sunna of Prophet Muhammad, its social and economic and medico-epidemiological aspects are analyzed.
Keywords : Muhammad, Hadj, the Koran, Sunna, Mecca, Medina, trade.
Хадж как в доисламский, так и в исламский период истории арабов имел большое экономическое значение. Он был и остается одним из основных источников пополнения бюджета Саудовской Аравии. Однако наиболее интересным представляется экономический аспект этой уникальной формы паломничества в нынешних условиях.
Одной из разновидностей экономической деятельности паломников в период хаджа выступает коммерция, которая неоднозначно воспринимается обществом. Спектр оценок этой деятельности имеет довольно широкую амплитуду: от крайнего осуждения до восприятия ее как нормального, дозволенного с позиций ислама явления.
Следует отметить, что торговля по канонам ислама вообще и в сезон хаджа, в частности, не запрещается. В соответствии с мусульманской традицией в современной богословской литературе пророк Мухаммад объявляется идеалом для мусульман. В ссылках на его личный пример особо выделялось то, что, возвеличивая ислам, Пророк был усерден не только в поисках истины, но также и в труде. Предания о торговой деятельности Мухаммада и некоторые его изречения, включая хадис “бедность - путь к неверию”, приводят в подтверждение одной и той же мысли: мусульманам не следует пренебрегать заботой о достатке и экономическом процветании. Аскетизм и религиозное рвение в ущерб мирским обязанностям и собственному благосостоянию не поощряются. Приводится, в частности, хадис о том, как Пророку довелось увидеть мусульманина, проводящего все время в молитвах. “А кто же кормит его?» - спросил Мухаммад. “Брат”, - ответили ему. “Тогда брат лучше его”, - заключил Пророк [12].
Аргументом в пользу торгово-экономической деятельности богословы выдвигают 198-й аят суры “Корова”, где говорится: “Нет на вас греха, если вы будете искать милости от вашего Господа...” (Коран, 2:198). Как полагают комментаторы, здесь содержится намек на возможность совмещения хаджа с занятием торговлей. По мнению средневековых экзегетов ал-Махалли и ас-Суюти Джалалайни, аят “был ниспослан в ответ тем, кто отрицал торговлю во время хаджа” [2, с. 31].
Примечателен в этом отношении хадис, который содержится в “Сунан” Абу Дауда, в котором Абдуллах б. Аббас рассказывает: «Пророк прочитал: “Нет на вас греха, если вы будете искать милости от вашего Господа” и сказал: “Они (паломники) не торговали в Мине, затем им было велено заниматься торговлей после стояния на горе Арафат” [1 : Книга обрядов, № 1731].
Интересным представляется также версия ниспослания вышецитированного аята, выдвинутая доктором Мухаммадом Абдулазизом Амиром. Абу Амама ат-Таймийа обратился к Ибн Омару: “Я торгую во время хаджа верблюдами, а Анас мне говорит, что
мой хадж не будет принят Аллахом”. Ибн Омар спросил: “Разве ты не принял ихрам, не произнес талбию (произнесение слов “ля бейка, аллахумма”. - Я.Х.), не совершил та-ваф, не стоял на горе Арафат, не бросал камни в Мине”? Абу Амама ответил: “Да”. Тогда Ибн Омар сказал: “Ты уже совершил хадж”. После этого Абу Амама пришел к Пророку и задал ему тот же самый вопрос. Пророк молчал, потом прочитал: “Нет на вас греха, если вы будете искать милости от вашего Господа...”, после чего сказал: “Ты уже совершил хадж” [3].
Фахми Хувейд приводит рассказ Ибн Аббаса, в котором говорится, что люди торговали в Мине, на горе Арафат и рынке Зу-л-Мажаз, расположенном рядом с Меккой. Во время первого хаджа, совершенного после победы ислама, они испугались и бросили торговлю. Тогда же им был прочитан аят: “Нет на вас греха...” [20].
Однажды Абу Салих обратился с вопросом к Омару: “О, повелитель правоверных! Вы торгуете во время хаджа?”, на что тот ответил: “Разве не в хадже источник вашего существования?” [3].
Разрешение на торговые сделки во время хаджа содержится, по мнению комментаторов, и в другом аяте суры “Хадж”, который гласит: “Чтобы свидетельствовать о полезном им (“о выгодах, какие делаются им” - по Г.С. Саблукову), и поминать имя Аллаха в определенные дни...” [Коран, 22:28].
Слово “выгоды” употребляется во множественном числе и не конкретизируется. По мнению богословов, блага бывают мирские и загробные. Мирские блага, как считает Дж. Зину, представляют собой, например, выгоды от торговли. Если паломник имеет с собой торговый капитал, то, как правило, получает выгоду, совершая паломничество, что является мирским благом. Комментаторы Корана единодушны в толковании высказывания “и не будет грехом для вас искать выгоды от Господа вашего” не иначе, как стремления извлечь материальные выгоды в дни паломничества и отсутствия в этом неприличного и греховного. Однако при этом ставится следующее условие: коммерция не должна отвлекать паломника и мешать ему совершать весь комплекс установленных обрядов [17, с. 18].
Таким образом, Пророк Мухаммад и его соратники не только допускали использование сезона хаджа в торговых целях, но и приветствовали это дело.
Некоторые проповедники предложили даже открыть международную ярмарку, на которой в сезон паломничества выставлялись бы на продажу промышленные и сельскохозяйственные товары. Следует отметить, что торговля некоторыми видами товаров, представляющих опасность для жизни и разума общества и личности (оружие, наркотики и т. д.), запрещается.
Забота о самой Каабе и ее хранителях оставалась одной из приоритетных направлений экономической политики первых четырех праведных халифов. Первоначально были приняты меры к расширению территории святилища с тем, чтобы оно могло вместить большее количество паломников.
В 638 г., в правление халифа Омара (634-644), в Мекке случился паводок, который разрушил много зданий и нанес ущерб Каабе. Потоком воды был снесен “Макам Ибрахим”. В июле того же года начались восстановительные работы. Было расчищено пространство вокруг Каабы от наносов, принесенных селем. “Макам Ибрахим” установили на своем месте, а бесформенный тесный пустырь вокруг Каабы, зажатый между жилыми домами, был расширен и обнесен стеной, превратившей это пространство во двор мечети. Сообщается, что для строительства пришлось снести часть домов мекканской знати, в т. ч. и дом Аббаса. Омар предложил хозяевам денежную компенсацию, но многие отвергли ее, и халиф отложил деньги в казнохранилище до той поры, пока они “не одумаются и возьмут их”. Были сооружены также две дамбы, прикрывавшие мечеть от разрушительных ливневых потоков, стекающихся с окрестных гор. Кроме того, были
обновлены пограничные камни храма. При Омаре же началось благоустройство дорог паломников от Медины до Мекки, появились благоустроенные стоянки для караванов [7, с. 151].
На создание благоприятных условий для паломников, совершающих хадж, были направлены реформы и халифа Османа (644-656). В декабре 649 г. он разрушил прежнюю глинобитную мечеть и, расширив ее размеры, построил новую, более просторную (80х70 м) из тесаного камня, с каменными колонами и потолком из индийского дерева. Новая мечеть имела 160 локтей в длину и 150 в ширину. На строительство, занявшее 10 месяцев, было истрачено 10 тыс. дирхемов [7, с. 192]. О.Г. Большаков, ссылаясь на ас-Самхуди, утверждает, что колонны старой мечети были проедены термитами и она не вмещала в пятницу всех прихожан. Перед тем как разрушить ее, Осман посоветовался с сподвижниками Пророка и получил их одобрение на перестройку. Новая мечеть имела 160 локтей в длину и 150 в ширину. На строительство, занявшее 10 месяцев, было истрачено 10 тыс. дирхемов [7, с. 257].
По сообщению В.В. Бартольда, Осман не останавливался перед принудительной скупкой мешавших ему жилищ. Таким же образом им была расширена мечеть пророка в Медине для чего приглашались иноземные мастера и непременно со своей строительной техникой [7, с. 25].
Османа даже обвинили в некоторых религиозных нововведениях. А монументальность постройки вызывала у некоторых привыкших к скромной галерее на пальмовых стволах мусульман подозрение: не нарушена ли этой перестройкой сунна Пророка.
Задаче расширения масштабов паломничества были подчинены также реконструкции, проведенные халифами на протяжении последующих столетий. Так, в 704 г. во время своего хаджа Абд ал-Малик приказал значительно расширить территорию, прилегающую к Каабе, и построить вокруг нее изгородь. Были построены стены, упиравшиеся в огромные колонны, украшенные золотом. Его сын Валид продолжил дело отца: расширил площадь священной мечети, произвел мозаичные работы, покрыл пол мечети мрамором.
В 757 г. Абу Джафар ал-Мансур значительно расширил границы мечети с западной и северной сторон. Строительные работы завершились через 3 года.
Правивший после него Ал-Махди продолжил реконструкцию мечети, расширив ее с северной, южной и западной сторон, использовав при этом мраморные плиты. Впервые была построена крытая деревянная галерея [10, с. 60].
Ремонт и реконструкция и в дальнейшем были связаны с природными катаклизмами и стихийными бедствиями, которые довольно часто обрушивались на Мекку.
Так, в 1039 г. в Мекке прошел сильный ливень, вода, поднявшись на 2 метра от замочной скважины дверей Каабы, полностью затопила храм. На следующий день рухнула его северная стена, зашатались все опоры. Восстановительные работы завершились в 1040 г.
В 1398 г. от пожара выгорела почти половина мечети, одновременно рухнули 130 мраморных колонн. Мечеть была восстановлена лишь в 1404 г. Одновременно в потолок были вмонтированы большие люстры, соединенные между собой медными цепочками.
Очередной ремонт священной мечети был произведен в 1571 г. по указу султана Салим Хана. Завершил его в 1576 г. сын султана Мурад. На ремонт было израсходовано 110 тыс. динаров.
В настоящее время высота Каабы составляет 12,05 м, а ее общая площадь равна 191 кв. м. Внутренняя площадь Каабы составляет 13 х 9 м. Ширина стен - 1 м. Пол внутри на 2,2 м выше, чем место, где совершается таваф. Потолок и крыша сделаны из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стены сложены из камня, который отполирован
с внутренней стороны. По преданию, это маленькое сооружение строилось и восстанавливалось пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом (мир им всем) - такой чести не удостаивалось ни одно здание. Тем не менее немного известно о подробностях сооружения этого небольшого, но очень важного строения.
Ученые и историки утверждают, что реконструкция Каабы производилась от 5 до 12 раз. Впервые Кааба была перестроена пророком Адамом. Аллах говорит в Коране, что это первое сооружение для поклонения Ему. При пророке Ибрахиме размеры Каабы составляли: восточная стена - 14,8 м; стена со стороны Хатем - 10 м; сторона между Черным камнем и Йеменским углом - 9,15 м; западная сторона - 14,2 м. Исходя из этого, можно предположить, что до эпохи пророка Мухаммада Кааба реконструировалась несколько раз.
С давних пор мусульмане задавались вопросом: почему при молитве нужно обращаться к Каабе и почему землю вокруг Мекки Всевышний возвеличил над остальной, назвав ее харам - «запретной»? Известный исследователь Корана Залюля Наджара в этой связи отсылает к хадису Пророка: «Мекка была небольшим кусочком земли на воде, и вся суша распространилась оттуда». Египетский же специалист, профессор географии Каирского университета доктор Хусейн Камалуддин, развивая данную мысль, считает, что впервые в результате вулканической деятельности над водой суша появилась именно там, где ныне стоит Кааба.
Об этом официально было заявлено в ноябре 1977 г. Ученые предпологают, что на том месте, где ныне находится Аравийский полуостров, в древности был суперконтинент Гондвана, который затем распался на семь континентов. Образование этого суперконтинента произошло в палеозойскую эру. Изначальный вид он сохранял и в первый период мезозойской эры. Но примерно 180 млн лет назад, во второй части мезозойской эры, в результате глобальных тектонических процессов материк Гондвана начал распадаться на континенты и принял те формы, которые мы привыкли видеть сегодня.
Хусейн Камалуддин считает, что в Мекке, а именно на месте, на котором стоит Кааба, находится магнитный центр Земли.
Помимо этого, д-р Камалуддин считает, что истинный магнитный меридиан Земли проходит не по г. Гринвич (Англия), как принято считать в мире, а по Мекке. Гринвичский меридиан, оказывается, перемещается при смене магнитных полюсов, меридиан же, проходящий по Каабе, остается на месте, так как магнитная ось Земли проходит именно через первый храм Единобожия [13].
Источники содержат также сведения о кисве - покрывале для Каабы. Сообщается, что существовавшее со времен джахилии покрывало впервые было заменено завезенным из Египта шелком в эпоху правления халифа Омара [4, с. 60]. С тех пор она обновляется ежегодно. В 1933 г. король Абдул Азиз основал в Мекке фабрику по изготовлению покрывала, где работали 240 человек. В правление короля Фейсала фабрика была оснащена современными ткацкими станками. Изготовлялись, как правило, два покрывала в год. Одним покрывают Каабу 10 - зу-л-хиджа, другое держат в запасе. Покрывало изготавливается из натурального шелка черного цвета. На нем вышиты наиболее значимые суры и аяты Корана. Длина полотна 14 м. Верхняя треть опоясана вышитым золотой нитью полотном шириной 95 см. Длина пояса 47 см. Непременным атрибутом кисвы является также дверная занавесь габаритами 7,5х4 м. И нет ничего удивительного в том, что такое семидесятикилограммовое полотно стоит 17 млн саудовских риалов [12].
Следует отметить, что черный цвет, в который окрашивается кисва, в исламе имеет особые смысл и значение. Идрис Шах трактует это следующим образом: “Мекканская Кааба... покрыта черной материей. Эзотерически это понимают как игру слов, построенную на том, что в арабском языке ФХМ может означать “черный” или же “мудрость”, “понимание” ... знамя пророка было черным, что символизировало мудрость,
власть... Считается, что использование черно-белого шахматного порядка (свет, понимание появляется из тьмы) было подсказано суфиям в седой древности и символизировало эту двойственность... Один из подобных обрядов состоит в том, что половину места собрания покрывают черно-белой материей. Другой заключается в попеременном включении и гашении лампы” [11, с. 407].
Особую заботу саудиты проявили о храмовом комплексе. В 1956 г. для реконструкции храма ими было выделено 700 млн риалов. В два раза была расширена площадь мечети, в результате чего она достигла 60 436 кв. м, а общая площадь с прилегающими территориями и подземными ходами составила 160 168 кв. м. Была построена двухэтажная галерея, внутри которой была установлена перегородка, разделяющая ее на два длинных коридора. Один из них был предназначен для прохода от ас-Сафы к ал-Марве, а другой - обратно, чтобы облегчить церемонию и избежать скопления народа и столкновения между двумя потоками паломников [8, с. 195-196].
Тридцать лет спустя священная мечеть вновь стала тесной для возросшего числа паломников. Для решения этой проблемы в 1979 г. был издан королевский указ об изучении вопроса отчуждения земельных участков вокруг мечети, после чего в харам была включена территория маленького базара, расположенного к западу от мечети. За нее была выплачена компенсация в размере 600 млн риалов [12].
Паломничество в Мекку в прошлом было сопряжено неимоверными трудностями и риском для здоровья и жизни людей на всем пути следования. Судя по имеющимся сведениям о санитарно-гигиеническом состоянии мекканских святынь в XIX веке, наибольшую опасность представляло само пребывание здесь. Источники свидетельствуют об отсутствии самых элементарных условий существования: страшная грязь и запущенность, хронический недостаток питьевой воды, удушливое зловоние от разлагавшихся трупов жертвенных животных, полное отсутствие какой-либо медицинской помощи и санитарного надзора - все это служило благодатной почвой для периодических, порою страшных, эпидемий. Даже в сравнительно благополучные годы смертность среди паломников составляла не менее 20 %, а в периоды массовых заболеваний и эпидемий она достигала 50 % и более.
Один из знаменитых европейских путешественников Л. Буркхардт, проникший под видом хаджи - Ибрагима в священные города ислама в 1814-15 гг., отмечает, что в результате эпидемии чумы лишь в одном порту Ямбо смертность достигала 50 человек в день. Согласно докладу консульства в Джидде в том году хадж совершили около 70 тыс. человек [23, с. 130].
В 1883 г. от свирепствовавшей в Мекке холеры скончался 651 паломник - подданный России. Спустя 10 лет картина повторилась. На этот раз с 27 мая по 8 июля 1893 г. от холеры здесь погибло 50 тыс. паломников, что составляло 57,8 % от общего количества. Что касается русских и бухарских подданных, то с 21 февраля их умерло до 700 человек. Эти цифры далеки от реальных, поскольку во время эпидемии была исключена сама возможность не только установить личность и подданство умерших, но даже определить их количество [15, с. 3-4]. Поэтому для всесторонней оценки религиознополитических и медико-эпидемиологических аспектов хаджа впервые в истории российского хаджа в Мекку был направлен мусульманин - офицер русской армии Абдуль Азиз Давлетшин. Его отчёт, опубликованный в 1899 г. под грифом «секретно», сыграл важную роль в объективной оценке роли и значения хаджа в России для мусульман, самой империи и её международного авторитета. Отчёт Давлетшина, озаглавленный за рубежом как “Секретная миссия русского офицера”, открыл совершенно новую страницу в организации хаджа из России [6].
По результатам донесений Г. Давлетшина, к которым благосклонно отнёсся император, российские власти смягчают свое отношение к хаджу, снижается пошлина на по-
лучение заграничного паспорта. В 1903 г. в Устав о паспортах включаются временные правила для паломников мусульман, в них указывается, что мусульманам выдаются паспорта особого образца, устанавливаются требования прохождения врачебносанитарной очистки, за которые отвечают карантинные и врачебно-наблюдательные учреждения. Таким образом, в начале XX в. российские власти уже начинают способствовать совершению хаджа. Об этом, в частности, пишет русский посол в Стамбуле Николай Чарыков в 1911 г.: «Наше правительство, как известно, относится далеко небезучастно к совершению хаджа не только нашими подданными, но и мусульманами прилегающих к России среднеазиатских государств, пользующихся русскими железными дорогами и пароходами для отправления в Мекку. Наше правительство заботится о безопасности, удобстве, дешевизне и санитарном обеспечении хаджа и с этой целью, между прочим, организовало и допустило целую систему льготных пароходных сообщений через Константинополь при деятельном участии русских консульских учреждений» [22].
Резкая перемена климата, употребление ледяной воды в условиях неимоверной жары, большие физические нагрузки приводили к возникновению желудочно-кишечных заболеваний, заболеваний органов дыхания, ухудшению общего самочувствия паломников, страдающих гипертонией и другими заболеваниями, особенно сердечнососудистой системы. Так, по сведениям Абу Бакра Хаджи, в 1924 г. смертность среди паломников (их в этом году было 80 тыс.) достигла 20 процентов. В 1930 г. во время Курбан-Байрама в Мекке опять вспыхнула холера. В 1960 г. от солнечного удара погибло 377, а в 1961 г. - 194 паломника. В 1995 г. из 3 млн паломников умерло около тысячи человек. В 1997 г. международная страховая компания “Планета-Фонд” (Москва) предложила паломникам страховые полисы, обладатели которых получали страховое возмещение в случае всевозможных несчастий при совершении хаджа, а также бесплатную юридическую и медицинскую помощь.
2 июля 1990 г. во время хаджа в одном из тоннелей Каабы погибло 1426 человек.
В 1997 г. во время посещения паломниками Мины возник пожар, который унес жизни 370 паломников, было ранено 1,5 тыс. человек.
Однако, несмотря на эти трудности, количество желающих совершить хадж не уменьшается, а увеличивается из года в год. Если до 60-х годов количество паломников определялось от 350 до 500 тыс. чел., то в 1961 г. эта цифра доходила до 1 млн 186 тыс. чел. В последующие годы число паломников росло и в 1983-93 гг. составило 2 млн, в 1994-95 гг. - около 3 млн чел., а в наше время уже превысило последнюю цифру.
Следует отметить, что в настоящее время власти Саудовской Аравии прилагают большие усилия к созданию достойных условий для паломников: площадь священной мечети за последние два десятилетия расширена до 390 тыс. кв. м. Вместо 450 тыс. молящихся теперь она вмещает 655 тыс. чел. В районе Мина построено 28 пешеходных тоннелей, 18 мостов для транспортных средств, 18 резервуаров для воды общей емкостью 2 млн куб. м, 14 тыс. туалетов и 100 км мощеных дорог [14].
В Джидде (портовом городе в 60 км от Мекки) расположен исламский порт, один из терминалов которого отведен для паломников. Он представляет собой грандиозное сооружение площадью 1,5 тыс. кв. км, в котором 310 павильонов [16, с. 25].
Увеличение количества паломников, естественно, влекло за собой проблему удовлетворения потребности в воде. Было проведено 39 водоводов из Мекки ко всем объектам хаджа.
В 1979 г. была изготовлена точная карта водных источников. Намного был увеличен объем воды - от 470 куб. в час до 765 куб. Такая мощность уже позволяла удовлетворять потребности 1 миллиона посетителей. В 1984 г. по распоряжению короля Фахда Ибн Абд ал-Азиза была построена фабрика по расфасовке воды в пакеты, производи-
тельность которой составляла 50 млн единиц в сезон.
Таким образом, была достигнута оптимальная мощность источника в 12 млн 500 тыс. л, что позволяет максимально удовлетворять потребности в воде даже в самый пик паломничества. Наконец, отметим, что проблемы водоснабжения и канализации решает специально созданное ведомство. Удалось преодолеть практически все трудности, связанные с общей тенденцией ежегодного возрастания количества паломников: здесь следует отметить, что властями Саудовской Аравии четко организована и налажена работа всевозможных служб по приему паломников и организации им соответствующих условий для совершения хаджа. В наибольшей степени это стало возможным благодаря недавно открытым месторождениям нефти и в определенной мере от прибыли самого хаджа. Словом? под хадж подведена современная материально-техническая база.
Созданное в 1977 г. Министерство хаджа и пожертвований подготавливает к приему паломников расположенные в святых местах мечети, определяет и благоустраивает территорию для лагерей, владеет парком автобусов в 7800 единиц для транспортировки паломников и т. д.
Министерство здравоохранения имеет в своем распоряжении 22 больницы на 5326 мест и 137 медпунктов, которые распределены по всем объектам хаджа; проводит санитарно-профилактические меры и все необходимые медицинские услуги. В связи с тем, что в последние годы сезон хаджа совпадает с летним периодом, министерством организовано 6 современных специализированных центров для оказания помощи пострадавшим от солнечного удара и перегрева.
Ассоциация Красного Полумесяца, имея в своем распоряжении 428 машин скорой помощи, обеспечивает амбулаторных больных всем необходимым.
Национальная гвардия осуществляет транспортировку больных вертолетами гражданской обороны, а министерство почты и связи в период хаджа устанавливает на улицах дополнительно 1048 таксофонов, в т. ч. 660 международных.
Ассоциация скаутов в сезон хаджа призывает 1500 мальчиков для участия в работе государственных учреждений по оказанию услуг паломникам.
Министерство торговли ежегодно в сезон хаджа разворачивает 3 тыс. пунктов питания и выделяет 4400 авторефрижераторов для продажи продовольственных товаров.
Особо следует отметить, что властями разработан и осуществлен проект по использованию мяса жертвенных животных на благотворительные цели. Начиная с 1980-х гг, ежегодно утилизируется примерно 500 тыс. овец, большая часть которых отправляется самолетом беженцам в Судане, Джибути и афганским эмигрантам в Пакистане.
В 2009 г. директор Департамента защиты гражданского населения КСА Абдулла Аль-Гашшам сообщил о спасательных и превентивных операциях, которые при необходимости будут проводиться во время сезона хаджа, а также распределении медицинского спасательного персонала в районах святынь. По его словам, Министерство здравоохранения выделило 24 медицинских подразделения, пять из которых будут дежурить в районе моста Джамрат. Более 70 отрядов Гражданской обороны готовы к проверке условий жилья паломников на случай инцидентов во время хаджа. Служба также выделила 85 подразделений для медицинской эвакуации и проверки безопасности туннелей, а также более тысячи медработников, которые будут постоянно вести дежурство в районе Запретной мечети и еще в двадцати передвижных пунктах для работы в часы пик. 59 пожарных и 36 спасательных команд готовы по первому требованию оказать свою помощь паломникам в Мекке и святых местах. Город разделен на девять районов, где будет работать личный состав службы Гражданской обороны, а также добровольцы. Добровольные помощники экипированы соответствующим оборудованием, которое может пригодиться в случае пожара, спасательных операций, оказания первой помощи, эвакуации.
Для обеспечения безопасности и координации движения паломников в городе установлены многочисленные плакаты и плазменные экраны с информацией на 11 языках [18].
Начиная с сезона хаджа 2010 г. заработала новая система кондиционирования воздуха на мосту Джамрат близ Мекки, где совершается один из обрядов хаджа - церемония побития шайтана камнями. А еще в 2009 г. власти Саудовской Аравии завершили реконструкцию моста Джамрат, ранее считавшегося самым опасным местом во время хаджа. Старый мост, прослуживший 32 года, заменили на современную пятиярусную конструкцию, исключающую столкновения встречных потоков паломников. В этом году паломники смогут воспользоваться также услугами монорельсовой железной дороги, соединяющей святые места ислама в Мекке, долинах Мина, Арафат и Муздалифа. К началу хаджа в этом году “Мекканское метро” будет задействовано на 33 % от проектной мощности. В полную силу монорельс заработает в 2011 г. Планируется, что метро будет способно перевозить 70 тысяч пассажиров в час [19].
В то же время хадж является важным источником пополнения бюджета КСА. Как сообщается в одной из эмиратских газет “Г алф Ньюс”, ежегодные доходы Саудовской Аравии от организации паломничества к святыням ислама превышают 30 млрд долл. Эта сумма складывается, по расчетам издания, из транспортных издержек паломников, стоимости их размещения и проживания в королевстве, расходов на заклание жертвенных животных. Доходы королевства от организации посещения святых мест обеспечивают около 7 % валового внутреннего продукта страны [9].
Исламский банк “Шарджи” в ОАЭ начал предоставлять беспроцентный кредит тем, кто не в состоянии за собственный счет совершить хадж. Решение банка уже вызвало споры о дозволенности совершения обряда паломничества таким образом. “Услуга включает в себя предоставление необходимой суммы для оплаты паломничества, которую паломник возвращает в течение года без процентов и административных комиссий. Данная услуга предоставлена для увеличения роли банка в обществе и облегчения выполнения исламских обрядов”, - говорится в заявлении начальника отдела по работе с частными лицами банка аль-Балуши. Отмечается, что идея проекта возникла после ряда проведенных банком исследований, согласно которым рынок испытывает потребность в такого рода услугах, особенно в период финансового кризиса, затрудняющего возможность совершения паломничества в Запретную мечеть. Между тем мнения ученых в этом вопросе разделились. Одни считают недозволенным совершение хаджа на деньги, взятые в долг, поскольку Аллах повелел совершать хадж только тем, кто в состоянии сделать это. С другой стороны, группа ученых разрешает совершение хаджа в долг при условии, что человек в состоянии вовремя погасить задолженность. Президент Международного союза мусульманских ученых доктор Юсуф Кардави считает, что совершение хаджа на взятые в долг деньги возможно, но нежелательно: “Аллах не приказал брать в долг для совершения хаджа. Долг отягощает и заботит днем и ночью, и Пророк (мир ему) всегда просил убежища у Аллаха от греха и долга” [21].
Научный центр при университете в Мекке, основанный в 1975 г., занимается проблемами развития и улучшения услуг, предлагаемых различными правительственными учреждениями паломникам, а также изучает феномен роста количества паломников, выпускает путеводители и карты.
Следует отметить, что сезон хаджа активно используется для пропаганды исламских идей. Именно в это время в Мекке организуются “недели исламской культуры”, бесплатно распространяются Коран, литература по исламу. В странах Азии и Африки с населением, исповедующим ислам, регулярно проводятся “недели шариата”. В сезон паломничества разворачивается и активизируется деятельность религиозных, научных, экономических, политических и других организаций, призванных развивать и укреплять солидарность между мусульманами.
Литература
1. АбуДауд. Сунан. Т. 2. - Дар ихйа’ ас-суннат ан-набавиийа [Б. г.].
2. Ал-Махалли Джалал ад-Дин, Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Тафсир ал-Джалалайни. - Байрут, 1990/1410.
3. Амир Мухаммад Абдул Азиз. Лийушахид манафи’ лахум // Ал-Муджтахид. -1995. - № 176. - С. 40-43.
4. Ал-Балазури Аби Хасан. Футух ал-Булдан. - Байрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмииа 1983/1403.
5. Бартольд В.В. Ислам // Собр. соч.: В 9 т., Т. VI. - М.: Наука, 1966.
6. Бекмурзаев Б. История хаджа в России 18-21 вв. - (ЦКЬ):
http://www.islamdag.ru/istoriya/4892.
7. Большаков О.Г. История халифата [Ислам и Аравия (570-633)]. Т. 1. - М.: Наука, 1989.
8. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. - М.: Наука, 1988.
9. Доходы от организации хаджа. - (ЦКЬ): http://open.az/index.php?newsid=50693.
10. Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-та’рих. Ли-л-имам Аби ал-Хасан Али бен Абд ал-Вахид ас Сайбани. Т. 1. - Байрут, 1978/1398.
11. Идрис Шах. Суфизм. - М.: Клышников, Комаров и Ко, 1994.
12. Ионова А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики. // Вопросы экономики. 1993. № 8. - С. 134-144.
13. Кааба - древнейший храм на земле. - (ЦКЬ): http://nagmaa.livejournal.com-/66914.html.
14. Королевство Саудовская Аравия // Ассалам. 1998. № 5, 17.
15. Кузнецов И. Российский путь в Аравию // Арабский мир. 1993. № 7. - С. 3-4.
16. Магомедов Абу-Бакр. Справочник совершающих хадж: книга о смысле жизни. -2-е изд., доп. - Махачкала, 1996.
17. Мухаммед ибн Джамиль Зину. Особенности паломничества пророка [Б. м. г.].
18. Подразделения Гражданской обороны готовы к хаджу. - (ЦКЬ): http://islam.-com.ua/news/6925/.
19. Саудовские власти освежат паломников. - (ЦКЬ): http://www.№delo.ru/o№e -stat.php?id=3106. Дата обращения 21 апреля 2011 г.
20. Фахми Хувейд. Сакит ‘ани-л-хадж ва сакит ‘ани-л-хак. // Ал-араб. 1979. № 251 -С. 37-39.
21. Хочешь в хадж - получи кредит. - (ЦКЬ): http://www.№delo.ru/o№e stat.-php?id=3663.
22. Якупов В. История организации хаджа в России. - (ЦКЬ): http://www.i№fo-islam.ru/a№alyst/?ID=1512/
23. Яровой-Равский. Паломничество (хадж) в Мекку и Медину [Б. м. г.].
Поступила в редакцию 22 января 2011 г.