Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
347
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьева Марина Викторовна, Мельникова Наталия Юрьевна

В статье представлены результаты исследования, целью которого стала разработка алгоритма организации уроков по физической культуре младших школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего в себя разнообразные средства, позволяющие в совокупности успешно преодолевать диагностируемые у детей симптомы. В работе был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы; формализация объектов исследования, сравнение и обобщение, логические умозаключения, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта работы, изучение и анализ результатов педагогической деятельности учителей физической культуры и учебной деятельности обучаемых, методы верификации экспериментальных данных (статистические методы). Разработка и введение на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста с РАС алгоритма организации уроков физической культурой позволяют решить задачи функционального, нейромышечного, двигательного, интерпретационного, социального и эмоционального характера. По результатам педагогического эксперимента можно сделать заключение о его действенности и возможности использования специалистами в качестве базиса для моделирования процесса организации двигательной активности детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соловьева Марина Викторовна, Мельникова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article presents the results of a study aimed at developing an algorithm for organizing physical education lessons for primary school children with autism spectrum disorders (ASD), which includes a variety of tools, the use of which together can successfully overcome the symptoms diagnosed in children. The study used a set of interrelated research methods: analysis of psychological and pedagogical literature; formalization of research objects, comparison and generalization, logical conclusions, pedagogical observation, study and generalization of work experience study and analysis of the results of pedagogical activity of physical education teachers and students educational activities, methods of verification of experimental data (statistical methods). The development and introduction of an algorithm for organizing physical education lessons for primary school children with ASD allows solving functional, neuromuscular, motor, interpretive, social and emotional problems, and the results of a pedagogical experiment allow us to conclude

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

М.В. СОЛОВЬЕВА, ФРЦ МГППУ, г. Москва;

Н.Ю. МЕЛЬНИКОВА, РГУФКСМиТ, г. Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого стала разработка алгоритма организации уроков по физической культуре младших школьников с расстройствами аутистического спектра, включающего в себя разнообразные средства, позволяющие в совокупности успешно преодолевать диагностируемые у детей симптомы. В работе был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы; формализация объектов исследования, сравнение и обобщение, логические умозаключения, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта работы, изучение и анализ результатов педагогической деятельности учителей физической культуры и учебной деятельности обучаемых, методы верификации экспериментальных данных (статистические методы). Разработка и введение на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста с РАС алгоритма организации уроков физической культурой позволяют решить задачи функционального, нейромышечного, двигательного, интерпретационного, социального и эмоционального характера. По результатам педагогического эксперимента можно сделать заключение о его действенности и возможности использования специалистами в качестве базиса для моделирования процесса организации двигательной активности детей

с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, дети младшего школьного возраста, средства физической культуры, алгоритм построения уроков, физические качества.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

M.V. SOLOVYOVA, FRC MSUPE, Moscow city;

N.Yu. MELNIKOVA, RSUPCSY&T, Moscow city

Abstract

The article presents the results of a study aimed at developing an algorithm for organizing physical education lessons for primary school children with autism spectrum disorders (ASD), which includes a variety of tools, the use of which together can successfully overcome the symptoms diagnosed in children. The study used a set of interrelated research methods: analysis of psychological and pedagogical literature; formalization of research objects, comparison and generalization, logical conclusions, pedagogical observation, study and generalization of work experience study and analysis of the results of pedagogical activity of physical education teachers and students educational activities, methods of verification of experimental data (statistical methods). The development and introduction of an algorithm for organizing physical education lessons for primary school children with ASD allows solving functional, neuromuscular, motor, interpretive, social and emotional problems, and the results

of a pedagogical experiment allow us to conclude

Keywords: children with autism spectrum disorders, primary school children, physical qualities, means of physical culture,

algorithm for building lessons, physical qualities.

Актуальность исследования

Расстройства аутистического спектра (далее - РАС) в настоящее время в России диагностируются у одного из 110 детей в возрасте от 3 до 10 лет [5]. Растущая тенденция детей с РАС, согласно данным, представленным Министерством здравоохранения Российской

Федерации (2019 г.) [5], свидетельствует о росте числа учащихся, получающих специальные образовательные услуги в соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», т.е. лиц с ограниченными возможностями здоровья [5] - с 10 000

С*)

в 1992 г. до примерно 65 000 в 2019 г. В настоящее время принято выделять пять типов расстройств в развитии, каждое из которых, обладая специфическими особенностями с большой степенью вариабельности в поведении и процессах развития, демонстрирует общие качественные нарушения, проявляемые ребенком в ходе социального взаимодействия [6, 7].

Дети с РАС, как правило, уходят от социальных контактов, предпочитая социальную изоляцию, препятствующую возможности установления и поддержки соответствующих возрасту взаимоотношений, что в итоге часто приводит к эмоциональной уязвимости ребенка, депрессии, стрессу, фрустрации, дефициту внимания, предпочтению определенных сенсорных стимулов и чрезмерной избирательности [7]. Далеко не весь перечисленный перечень отклонений в развитии и поведении учащихся с РАС может представлять значительные проблемы в ходе реализации образовательного процесса.

Группа нарушений нервно-психического развития, диагностируемых в детском возрасте и сохраняющихся на протяжении всей жизни, характеризуется различными проблемами социального взаимодействия. Несмотря на то что сенсомоторные нарушения не были признаны в качестве ведущего диагностического признака, тем не менее их считают одним из значимых РАС [4], существенно влияющих на качество жизни [2]. В свою очередь снижение уровня активности детей с РАС выступает в качестве одной из причин избыточного веса/ожирения, что приводит к дальнейшим проблемам, связанным со здоровьем.

Теоретический анализ

проблемы исследования

Теоретический анализ результатов проведенных ранее исследований позволил установить, что из наиболее эффективных средств, используемых в ходе физического воспитания детей с РАС, являются: физические упражнения в воде (гидротерапия, плавание); разнообразные виды бега/ходьбы (на свежем воздухе или тренажере); иппотерапия; упражнения из арсенала восточных единоборств; эксергейминг; элементы греческих танцев и др., применение которых позволяет уменьшить случаи проблемных и агрессивных поведенческих реакций детей с РАС [3].

Проблема исследования

Резюмируя результаты теоретического анализа данных, представленных в многочисленных источниках в рамках темы настоящего исследования, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев используется лишь один тип физической активности и достаточно редко исследования посвящены анализу эффективности комплексных средств физического воспитания. На сегодняшний день в области физического воспитания детей с РАС остается ряд нерешенных вопросов. Одним из них является создание эффективного алгоритма организации уроков по физической культуре, направленного на повышение физической работоспособности, психомоторного развития, физической подготовленности, укрепление здоровья детей и устранение сопутствующих особенностям развития

отклонений, что послужило причиной для проведения настоящего исследования.

Цель исследования - разработка алгоритма организации уроков по физической культуре младших школьников с РАС, включающего в себя разнообразные средства, использование которых в совокупности позволяет успешно преодолевать диагностируемые у детей симптомы.

Материалы и методы исследования

В педагогическом эксперименте приняли участие младшие школьники с РАС в возрасте 8 лет (8 ± 0,7) в количестве 12 человек - по 6 человек в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах. На констатирующем этапе исследования они демонстрировали достаточно низкий уровень физической подготовленности в связи с низкими объемами и интенсивностью двигательной активности по сравнению со здоровыми детьми того же возраста [4]. Причиной этому послужили проблемы, связанные с сенсорной обработкой информации, неспособностью таких детей выполнять сложные двигательные действия из-за низкого уровня развития моторики, координации движений и равновесия, а также дефицита социального взаимодействия и коммуникации. В начале организации педагогического эксперимента были получены письменные согласия со стороны родителей детей -участников экспериментальной части исследования.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ психолого-педагогической литературы; формализация объектов исследования, сравнение и обобщение, логические умозаключения, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта работы, изучение и анализ результатов педагогической деятельности учителей физической культуры и учебной деятельности обучаемых, методы верификации экспериментальных данных (статистические методы).

В ходе организации педагогического эксперимента был использован ряд тестов с целью установления уровня физической подготовленности детей с РАС.

Исследование быстроты как физического качества осуществлялось посредством выполнения бега на месте и измерялось по количеству детей с РАС за 5 с. Важное значение в развитии двигательной сферы ребенка с РАС имеет «взрывная сила», характеризуемая проявлением больших величин силы в наименьшее время (скоростно-силовые качества), измеряемая нами посредством выполнения прыжка в длину с места и теста «Бросок мяча весом 1 кг».

Статическое равновесие, проявляемое в способности ребенка сохранять устойчивое положение тела (равновесие) при принятии различных поз, обусловлено рефлексами, возникающими в процессе раздражения вестибулярного аппарата, и играет значимую роль в активации тонуса мышц и проявлении локомоторных функций человека (ориентировка в пространстве, развитие бытовых и трудовых навыков).

Статическую выносливость следует рассматривать в качестве основной составляющей работоспособности человека. Для ее измерения был использован тест, выполнение которого заключалось в удержании ног в положении «лежа на животе» на время.

Вышеперечисленные тесты выполнялись участниками педагогического эксперимента дважды: в ходе констатирующего этапа (октябрь 2019 г.) и контрольного этапа (май 2020 г.) при соблюдении одинаковых для детей ЭГ и КГ условий. В процессе реализации формирующего этапа педагогического эксперимента (с октября 2019 г. по май 2020 г.) с детьми ЭГ в рамках уроков по физической культуре реализовывался разработанный алгоритм организации уроков.

При разработке этого алгоритма мы опирались на то, что в качестве основных ориентиров физической активности детей с РАС должна выступать деятельность, направленная на снижение стереотипности их поведения путем применения элементов так называемого ритуального поведения в сохраняющейся в исследуемом возрасте ведущей деятельности - игровой. Физическая активность была подчинена концепции построения игровой деятельности, включающей в себя ряд требований, в частности:

1) эмоциональная насыщенность - игровая деятельность должна доставлять детям удовольствие;

2) активное участие каждого ребенка в ходе взаимодействий со сверстниками;

3) добровольность и внутренняя мотивировка - достигается посредством возможности вариативного предоставления игровой деятельности со стороны учителя и применения системы вознаграждений и перспектив;

4) акцентированное внимание к средствам, а не целям посредством фокусирования на процессе;

5) гибкость и изменчивость ввиду отсутствия жестких правил, как в целенаправленной деятельности;

6) активизация богатого воображения ребенка - примером может служить использование метлы в качестве лошади, а не для подметания;

7) значительный набор подсказок от взрослых и сверстников во время игры - это не только облегчает участие ребенка с РАС в ней, но и улучшает социальное взаимодействие (терапия социальной среды);

8) минимизация участия взрослого, действия которого должны быть направлены лишь на усиление поведенческих реакций через подражание ребенку, т.е. самостимуляцию.

Кроме вышеперечисленного, опираясь на результаты исследования, проведенного Т.В. Волковым, согласно

которым снижение уровня стереотипности движений возможно посредством введения перед основной частью урока бега трусцой и растяжки (снижение стереотипного поведения на 17,5%), нами были включены во вводную часть (15 мин) бег трусцой, затем разнообразные броски мяча и разновидности ходьбы [2].

С целью повышения осознанной «включенности» младших школьников в физическую активность был введен мотивационный прецедент посредством частой смены видов деятельности (каждые 2-3 мин), методов обучения, игровых станций и организации переходов, что в целом позволяет существенно увеличить временной интервал концентрации внимания [1].

После первоначального вовлечения ребенка в организованную физическую активность с целью преодоления неадекватного поведения вводились элементы художественной деятельности (например, через картинки или словесные реплики, заимствованные из художественных произведений) и спортивных игр (броски, ловля, ведение мяча).

Согласно данным, представленным в исследованиях О'Коннор и Ллойд (2003 г.), при разработке и проведении организованных игровых мероприятий следует учитывать необходимость активизации зрительных центров детей с РАС - сенсомоторный подход (например, зрительный контакт, прикосновение к щеке ребенка), что предусматривает предварительное ознакомление с индивидуальными особенностями развития и предпочтениями (характер установления контакта, сенсорные предпочтения и условия избирательности), установление баланса которых с физической активностью позволяет достичь заданного поведения.

Комбинирование визуальных и вербальных подсказок - это эффективный способ объяснить новое действие ребенку с РАС с целью его освоения, так как ни один отдельно используемый тип сигнала не имеет никакого преимущества перед остальными.

Результаты исследования

По окончании педагогического эксперимента полученные в ходе него данные были подвергнуты анализу и статистической обработке (среднее арифметическое - M, стандартное отклонение - S), а результаты оформлены в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные показатели уровня физической подготовленности детей с РАС в ходе педагогического эксперимента

Тест На констатирующем этапе На контрольном этапе

ЭГ (п = 6) КГ (п = 6) ЭГ (п = 6) КГ (п = 6)

М 5 М 5 М 5 М 5

Количество шагов в беге на месте за 5 с 13,1 3,0 13,2 2,9 16,5 3,2 13,2 2,9

Прыжок в длину с места (см) 59,5 22,5 60,2 23,1 63,3 20,6 60,4 23,0

Бросок набивного мяча весом 1 кг (см) 187,4 21,0 188,2 21,4 193,3 21,6 189,5 20,2

Статическое равновесие на левой ноге (с) 3,0 1,5 3,1 1,7 3,9 1,2 3,2 1,7

Статическая выносливость (с) Выполнили 2 ребенка Выполнил 1 ребенок Выполнили 4 ребенка Выполнил 1 ребенок

Выводы

Введение предложенного нами алгоритма организации уроков по физической культуре детей младшего школьного возраста с РАС позволяет решить шесть групп задач, которые носят специфический, с точки зрения воздействия, характер, в частности:

1) функциональные: достижение устойчивого функционирования систем организма для развития мышечной силы, быстроты и выносливости, в совокупности позволяющее успешно осваивать двигательные навыки и преодолевать стереотипное поведение;

2) нейромышечные: задействование нервной и мышечной систем, приводящее к оптимальному результату развития координации двигательных действий как основы формирования локомоторных и немоторных навыков;

3) двигательные: формирование навыков ходьбы, бега и прыжков, чувства баланса и ритма на основе развития кинестетического осознания;

4) интерпретационные: развитие в ходе игровой деятельности способности приобретать знания, выносить суждения, выстраивать игровые стратегии и, как следствие, уверенности в себе и умения действовать в различных коммуникационных ситуациях;

5) социальные: общение с окружающими людьми -это ключ к интеграции в общество посредством понимания и копирования паттернов поведения через язык жестов и двигательных действий, обмен информацией, говорение и т.д.;

6) эмоциональные: формирование взаимодействия всех участников игровой деятельности в ходе выражения эмоций и «считывания» эмоций окружающих людей.

Заключение

Опираясь на полученные в ходе проведения педагогического эксперимента результаты, можно сделать вывод о действенности предложенного нами алгоритма организации уроков по физической культуре с младшими школьниками с РАС, при построении которых были комплексно учтены особенности в развитии сильных и слабых сторон детей с РАС. Представленный алгоритм организации уроков по физической культуре с детьми с РАС не претендует на законченность исследования процесса построения программ в контексте физического воспитания, однако может быть использован специалистами в качестве базиса для моделирования процесса организации двигательной активности детей с расстройствами аутистического спектра.

1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. - Т. 2: Развитие и воспитание личности. - 2007. -С. 324.

2. Волкова, Т.В. и др. Пути реализации инклюзии. Примеры инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии / Т.В. Волкова, Т. Хенчель // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2020. - С. 39-51.

3. Ивлева, А.Н. Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.Н. Ивлева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2020. -С. 63-75.

4. Кириллова, Л.Г. и др. Расстройства аутистического спектра у детей раннего возраста: эволюция взглядов и возможности диагностики (часть 1) / Л.Г. Кирилло-

Литература

ва, А. А. Мирошников, А. А. Юзва // Международный неврологический журнал. - 2020. - Т. 16. - № 4. -С.39-42.

5. Министерство здравоохранения Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL: https://minzdrav. gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 24.07.2020).

6. Морозов, В.В. Психология личности / В.В. Морозов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - С. 47-48.

7. Овчаренко, Е.С. и др. Физическое развитие мальчиков-сирот младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Е.С. Овчаренко, В.В. Фефелова, Э.В. Каспаров, Т.П. Колоскова, О.В. Смирнова, И.А. Игнатова // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2020. - Т. 28. - № 1. - С. 37-45.

References

1. Ananyev, B.G. (2007), Selected works on psychology, vol. 2, SPb: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, p. 324.

2. Volkova, T.V. and Henchel, T. (2020), Examples of inclusive and socio-psychological practices in the German education system, Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika, pp. 39-51.

3. Ivleva, A.N. (2020), The role and content of the system of physical education of preschool children with mental retardation, Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika, pp. 63-75.

4. Kirillova, L.G., Miroshnikov, A.A. and Yuzva, A.A. (2020), Autism spectrum disorders in young children: the evolution of attitudes and diagnostic possibilities,

Mezhdunarodniy nevrologicheskiy zhurnal, vol. 16, no. 4, pp. 39-42.

5. Ministry of Health of the Russian Federation, Statistical materials. - [Online], URL: https://minzdrav.gov.ru/min-istry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (access date 24.07.2020).

6. Morozov, V.V. (2011), Personality psychology, In: Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy praktiches-kogo primeneniya, pp. 47-48.

7. Ovcharenko, E.S., Fefelova, V.V., Kasparov, E.V., Koloskova, T.P., Smirnova, O.V. and Ignatova, I.A. (2020), Physical development of primary school-age orphaned boys with mental retardation, Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik imeni akademika I.P. Pavlova, vol. 28, no. 1, pp. 37-45.

C*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.