УДК 373.2
И. А. Шпаченко, И. Н. Сорока
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Внедрение инноваций в работу дошкольного образовательного учреждения - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, создания благоприятной предметно-развивающей среды для личностного развития каждого ребенка. Инновации в системе дошкольного образования направлены на отбор содержания образования, проектирование индивидуальных программ развития детей, формирование их творческого потенциала. В статье дана характеристика конкретного дошкольного образовательного учреждения, функционирующего в режиме развития, что предусматривает прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций, создание экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения.
Ключевые слова: инновации, имидж образовательного учреждения, управление инновациями, проектная деятельность в системе дошкольного образования, эксперимент, экспериментальная площадка.
Современная система образования с целью более полного удовлетворения интересов детей и запросов родителей предъявляет совершенно иные требования к дошкольному образовательному учреждению (далее - ДОУ) и управлению им. Педагоги дошкольного образовательного учреждения оказываются вовлечены в инновационные процессы по обновлению содержания образования, форм его реализации, методов и приемов воспитания и обучения.
Внедрение инноваций в работу ДОУ - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, создания благоприятной предметно-развивающей среды для личностного развития каждого ребенка. Современный руководитель должен гибко и быстро реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Кроме того, ДОУ представляет собой систему общества, которая несет перед ним ответственность за свою деятельность, выполняет его социальный заказ и поэтому должна работать в режиме развития, опережая время, постоянно повышая свой статус.
Цель ДОУ как образовательной системы - создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных возможностей, а также развитие системы, перевод ее из существующего состояния в новое, качественно более высокое состояние, что предусматривает прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций, создание экспериментальной площадки на базе своего учреждения. Система не может развиваться без проблем управления (руководитель должен представлять четкую картину образа ДОУ в будущем, слабые и сильные стороны учреждения (финансовые, кадровые, бытовые), ожидания родителей и коллектива (которые должны совпадать), наличие и преимущества своих конкурентов. Кроме того, дошкольное образовательное учреждение представляет интересы социума в микро-
районе, связано с ним, испытывает его влияние и само влияет на него.
Получение точных данных о состоянии деятельности дошкольного образовательного учреждения и принятие обоснованных управленческих решений обеспечиваются мониторингом, включающим оценку определенных параметров: здоровье и здоровый образ жизни; воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами; готовность детей к обучению в школе; научнометодическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; работа с кадрами; взаимодействие с семьей, спонсорами, общественностью; преемственность детского сада и школы; материально-техническое и финансовое состояние.
Эффективность мониторинга в ДОУ достигается при условии отслеживания результатов на всех уровнях управления: стратегическом, тактическом, оперативном. Руководитель должен сформировать эффективно действующую управленческую команду, члены которой могут взять на себя часть полномочий. Необходимо создать модель управленческой структуры, в которой каждый субъект знает свои функциональные обязанности и имеет конкретные цели. Рациональное распределение функциональных обязанностей в управлении ДОУ позволяет максимально использовать сильные стороны педагогов, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение функциональных обязанностей каждым субъектом управления. Важное значение имеет делегирование полномочий и создание обратной связи как необходимые составляющие деятельности современного руководителя.
Основными режимами жизнедеятельности ДОУ считают стабильное функционирование и развитие. Управление образовательным учреждением, работающим в режиме развития, носит инновационный характер: удовлетворение постоянно изменяющихся образовательных потребностей социума; превышение государственных стандартов образования (по направлениям инновационной деятельности); обеспечение
развития ребенка за счет базового компонента содержания образования и дополнительных образовательных услуг; непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.
Переход ДОУ из режима функционирования в режим развития делает необходимым определение новых подходов к его управлению.
С целью более детального изложения особенностей инновационной деятельности в нашем ДОУ обратимся к конкретному описанию специфики работы по отдельным ее направлениям. Первое направление работы связано с постановкой и актуализацией проблемы на основе выявления противоречий социально-экономического, научно-методического и технологического порядка. Основу этих противоречий в нашем исследовании составил ряд объективных и субъективных причин. Так, например, субъективные причины обусловлены противоречиями между высоким научным потенциалом, разработанностью разных аспектов социализации личности и низким уровнем их практического внедрения; между требованиями государственных стандартов к социальному развитию и слабым программно-целевым, дидактическим, технологическим, диагностическим оснащением педагогического процесса. Разрешение этих противоречий в системе дошкольного образования гипотетически возможно при организации ДОУ, работающего в режиме эксперимента по проблеме социального развития детей дошкольного возраста.
Актуальность вопроса социального развития личности была безусловной на протяжении всего периода существования человечества. В отечественной педагогике и психологии эта проблема связана с именами С. И. Гессена, Л. С. Выготского, А. А. Мудрика,
B. П. Зинченко, Д. И. Фельдштейна. В дошкольном образовании она особо актуализировалась в период разработки государственных стандартов и выхода примерных требований к аттестации детских садов. Как специфический психолого-педагогический феномен дошкольного детства, линия социального развития впервые нашла свое отражение в базисной программе «Истоки» (Л. Ф. Обухова, Л. А. Парамонова,
C. Л. Новоселова).
Цель наших нововведений состоит в разработке и экспериментальной апробации программы и технологии социального развития и воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью был выполнен проблемный анализ деятельности ДОУ на предмет его готовности к работе в статусе экспериментальной площадки, выполнению индивидуальных научных исследований, деятельности в инновационном режиме. Каждый педагог ДОУ в силу своих возможностей и интересов, образовательного заказа социума выбрал свое направление, тематику самообразования по теме инновации.
В соответствии с имеющейся концепцией социальное развитие рассматривается как процесс и результат приобщения ребенка к социальной культуре и становления его универсальных социальных способностей. Содержанием целенаправленной педагогической работы по социальному развитию являются разные виды социальной культуры (нравственноэтическая, семейно-бытовая, народная, национальная, правовая, конфессиональная). Организация инновационной деятельности осуществляется на уровне локальных, модульных и системных исследований в соответствии с выбранной тематикой.
Второе направление - организационное, цель которого - создание условий для эффективной разработки и внедрения инноваций. В исследованиях М. М. Поташника они представлены по группам. Лидирующей и обязательной является группа мотивационных условий: повышение разряда и категорий, повышение высшего образования, методические дни, участие в конференциях различного уровня, возможность публикаций, материальное стимулирование, массовая трансляция полученных результатов. Определение перспектив профессионального развития участников эксперимента осуществляется руководителем дошкольного образовательного учреждения.
Не менее важным в эксперименте являются кадровые условия, предопределяющие наличие коллектива, объединенного общей идеей; возможность становления и реализации высокого уровня профессиональной компетентности участников нововведений, включенность в инновационный процесс не только воспитателей, специалистов, но и родителей, социума; укомплектованность педагогами, наличие дополнительного штатного расписания, научного руководителя, консультантов.
В разработке и реализации программы опытноинновационной и экспериментальной деятельности задействованы педагоги всех возрастных групп, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию, специалисты по изобразительной деятельности, психологи и методисты, руководитель ДОУ, социальные партнеры ДОУ, родители.
Особое значение в организации инновационной деятельности имеет создание информационных условий: наличие банка данных по разным аспектам изучаемой проблемы, широкое информационное поле опыта практической деятельности по аналогичным темам, оснащенность литературой, материалами научных исследований и др.
В процессе экспериментальной деятельности важна свободная ориентация участников эксперимента как в теоретических, так и прикладных вопросах и общей темы, и своего индивидуального исследования. В нашей работе большое значение придается подбору, тиражированию научных исследований, представленных в диссертациях, выпускных квали-
фикационных работах, созданию информационного банка данных и т. д.
Существенная роль в организации нововведений отводится созданию материально-технических условий. Работа в экспериментальном режиме требует наличия концепции и программы развития, предметной и пространственной развивающей среды. Составление сметы расходов предполагает предстоящее финансирование семинаров, конференций, связанных с презентацией и распространением наработанных материалов, их издание, тиражирование. С целью изучения опыта по аналогичной проблеме педагогам необходимы командировки, стажировки на базе других образовательных учреждений.
Особого внимания заслуживает группа организационных условий, связанных с определением статуса нововведений, заключением договорных отношений с научным руководителем, разработкой проекта, проведением начальной экспертизы. При создании этих условий важна компетентность руководителя в документах, регламентирующих инновационную деятельность в образовательном учреждении. Прежде всего это относится к возможности грамотного выбора типа предстоящей инновации: локальная (опытная педагогическая площадка), модульная (творческая педагогическая лаборатория), системная (экспериментальная педагогическая площадка).
Грамотный подход к выбору научного руководителя является одним из гарантов результативности реализации экспериментального проекта. В выборе научного руководителя необходимо соблюдать ряд условий: знать сферу его интересов и реально соотносить выявленную проблему с его возможностями: заинтересовать потенциального руководителя презентацией проблемы, наработанным материалом, стремлением коллектива к работе в инновационном режиме, оценить возможности взаимодействия с ним не только по профессиональным достижениям, но и с учетом человеческого фактора, коммуникативных качеств. Поиск научного руководителя осуществляется в педагогических коллективах, занимающихся исследовательской деятельностью.
Одна из наиболее значимых и трудоемких процедур в организации инновационной деятельности -разработка проекта-заявки. Проектная деятельность, предполагающая исследование, предвидение, прогнозирование, оценку последовательной реализации нововведений, осуществлялась всем коллективом. Успешность разработки проекта предопределяется информированностью, желанием и готовностью педагогического коллектива к участию в проектной деятельности, объединенностью позиций педагогов, руководителей, специалистов и четким дифференцированием их функциональных обязанностей в ходе эксперимента, наличием научных, кадровых, финансовых, информационных ресурсов, учетом специфи-
ческих особенностей ДОУ, поддержкой и наличием взаимодействия детского сада с системой управления образованием.
Опыт нашего исследования показал неограниченные возможности взаимодействия ДОУ с администрацией учреждений культуры, образования, здравоохранения и других социальных партнеров. Грамотная организация такого сотрудничества позволяет соблюдать обоюдные интересы, повышает статус ДОУ, работающего в инновационном режиме, и отделов образования, поддерживающих процесс нововведений.
Опытно-инновационная и экспериментальная деятельность МДОУ № 77 г. Томска включает прохождение следующих этапов:
1. Создание концепции проекта опытно-инновационной и экспериментальной деятельности: научные и педагогические основы проблемы; цели и задачи проекта; пути и механизмы реализации проекта; характеристики предполагаемых практических и научных результатов реализации проекта; возможности трансляции результатов проекта другим ДОУ.
2. Разработка программы опытно-инновационной и экспериментальной деятельности: определение предмета, объекта исследования, формулировка гипотезы, задач на каждом из этапов реализации проекта, форм, методов, сроков экспериментальной работы; условия эксперимента, методы измерения и критерии оценки ожидаемых результатов; индивидуальные планы опытно-инновационной и экспериментальной деятельности педагогов, отражающие содержание работы, формы и сроки, предполагаемые результаты и их измерители, ответственность за их достижение.
3. Разработка плана работы по реализации проекта на ближайший год.
4. Формирование комплексной системы обеспечения проекта: нормативно-правовая база экспериментальной работы; система мер, обеспечивающих нормальное функционирование традиционного образования, формы и способы соотнесенности традиционного и экспериментального направлений; организационно-педагогические условия (система управления, структурные подразделения и т. п.); учебно-методическое обеспечение (учебные планы, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию программы эксперимента и т. п.); научное сопровождение эксперимента (научный руководитель, консультанты); кадровое обеспечение проекта (повышение квалификации и переподготовка кадров и руководителей по вопросам педагогического эксперимента и т. п.); предварительные расчеты по финансовому, материально-техническому обеспечению опыта.
Образовательная практика современных дошкольных образовательных учреждений отличается освоением, внедрением и разработкой педагогических инноваций. На каждом этапе развития образова-
тельной системы учреждения готовы либо только к освоению и внедрению современных новаций, предложенных педагогическим опытом, либо уже находятся на более высокой ступени инновационной деятельности, то есть готовы самостоятельно разрабатывать педагогические инновации. Цель управления - разностороннее содействие педагогам в инновационной деятельности (создание условий для проявления их творческого потенциала, реализации задатков в организации инновационного образовательного процесса, то есть условий, благоприятных для осуществления инноваций). В педагогической науке выделяют следующие группы условий:
- нормативно-регламентирующие (программа развития образовательного учреждения, программа экспериментальной деятельности, программа повышения квалификации педагогов ДОУ);
- перспективно-ориентирующие (служат ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности, обусловле-
ны приоритетами в области дошкольного образования, принятого в регионе);
- деятельностно-стимулирующие (отражают специфику конкретного ДОУ, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций);
- информационно-коммуникативные (отражают взаимосвязи между различными компонентами профессиональной деятельности).
Практика показывает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений не всегда готовы к инновационной деятельности, отбору и проектированию ее актуальных проблем, конструированию педагогических инноваций, реализации содержания инновационной деятельности дошкольного образования с помощью современных педагогических технологий, прогнозированию ожидаемого результата, который может быть получен в ходе реализации инновации. Это подтверждает мысль о том, что инновационными процессами необходимо управлять.
Список литературы
1. Каняшина О. А. Управление ДОУ в режиме развития // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 4.
2. Коломийченко Л. Сущность и генезис педагогических инноваций // Детский сад от А до Я. 2007. № 4.
3. Корепанова М. Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я. 2006. № 3.
Шпаченко И. А., доцент кафедры, кандидат педагогических наук. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. Email: [email protected]
Сорока И. Н., заведующая дошкольным образовательным учреждением.
Детский сад общеразвивающего вида № 77 г. Томска.
Ул. Л. Шевцовой, 4, г. Томск, Томская область, Россия, 634049.
Материал поступил в редакцию 10.11.2009.
I. A. Shpachenko, I. N. Soroka
ORGANIZATION OF EXPERIMENTAL ACTIVITY AND ADMINISTRATION OF THE EXPERIMENT IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Introducing of innovations in the work of a pre-school educational institution is an important condition for optimization and reforming of the preschool education system, as well as creation of a favorable domain-specific and developing environment for personal enhancement of every child. Innovations in the system of preschool education are aimed at selection of educational contents, planning of individual programs of children development, and formation of their creativity. The article defines a specific preschool educational institution that is being under development, which involves forecasting, long-term planning, special activity for innovation introduction, creating an experimental platform on the basis of the educational institution.
Key words: innovations, educational institution image, innovation management, project activity in the system of preschool education, experiment, experimental platform.
Shpachenko I. A.
Tomsk Sate Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.
Soroka I. N.
Kindergarten of General Development №77, Tomsk.
Ul. L. Shevtsovoy, 4, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634049.