Научная статья на тему 'Организация эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями школьников'

Организация эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1469
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова С. К., Устиненко Е. В.

Статья посвящена проблемам организации эффективного взаимодействия классных руководителей общеобразовательных учреждений с родителями школьников. Определены наиболее продуктивные формы участия родителей в жизнедеятельности образовательного учреждения, предложены методические рекомендации классным руководителям по организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями школьников»

2. Карасова И. С. Изучение и обобщение физических теорий (содержательная и процессуальная стороны обучения). Монография / И.С. Карасова. - Челябинск: «Факел» ЧГПУ, 1997. - 244 с.

3. Механика. Руководство по выполнению экспериментов. - М.: МГИУ, 2008. - 45 с.

4. Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: Учебное пособие для учащихся / Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А. Исаев. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 159 с.

5. Разумовский В.Г. Научный метод познания и обучение /В .Г. Разумовский, В.В. Майер. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 463 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ © Овсянникова С.К.*, Устиненко Е.В/

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

Статья посвящена проблемам организации эффективного взаимодействия классных руководителей общеобразовательных учреждений с родителями школьников. Определены наиболее продуктивные формы участия родителей в жизнедеятельности образовательного учреждения, предложены методические рекомендации классным руководителям по организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся.

Коренные преобразования, происходящие в российском обществе, привнесли серьезные изменения в систему образования. Образовательные учреждения активно ведут поиск новых форм работы по разным направлениям своей деятельности. Современная ситуация в России снова ставит проблему взаимодействия семьи и школы в ряд острейших педагогических проблем. Взаимодействие школы с родителями вызвано заботой об индивидуальном развитии каждого школьника, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ребенок.

В практике общеобразовательной школы существуют разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями. К индивидуальным традиционным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты [1].

* Доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.

♦ Студентка 4 курса факультета педагогики и психологии.

В настоящее время используются, как показывает опыт, более эффективные, нетрадиционные формы работы с родителями: тематические консультации; родительские чтения; родительские вечера; родительские тренинги; родительские ринги, родительский клуб.

Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Родительские чтения - форма работы с родителями, дающая им возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Одной из особенностей родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Они сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Академия любящих родителей - это форма психолого-педагогического просвещения родителей, способствующая установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом. Программа составляется с учетом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, на наш взгляд, самыми удачными можно считать творческие мастерские и игровые тренинги. Родительские тренинги это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Помимо тренингов, хорошей формой просвещения родителей зарекомендовал себя родительский ринг. Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Он проводится для того, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Много полезного для организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся может сделать родительский клуб. Это место свободного общения, самоорганизации родительской общественности в школе. Клубные формы многообразны, например, это могут быть: «Клуб пап», «Клуб мам», «Спортклуб», «Домашний клуб», «Экологический клуб», «Клуб семейного творчества», «Клуб семейного чтения» и др [2].

Классным руководителям можно предложить следующие рекомендации для организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся:

1. Опирайтесь на систему ключевых идей, соответствующих прогрессивным тенденциям в мировой и отечественной образовательной политике, нацеленной на обеспечение сотрудничества школы с различными слоями гражданского общества, которые представлены в каждом классе и школе родителями учащихся.

2. Посещайте психолого-педагогические семинары по освоению методов педагогической поддержки для классных руководителей и проанализируйте причины затруднений. Выясните, что именно и почему не получается в работе с родителями. Опросы, наблюдение, анкетирование, обсуждение с родителями причин их пассивности и отчуждения поможет классным руководителям переосмыслить свой опыт и начать целенаправленно строить сотрудничество детей и взрослых в каждом классе.

3. Постройте взаимодействие с родителями на идее сотрудничества. Во взаимодействии с родителями важна установка равноправия.

Важный принцип партнёрства: все возникающие проблемы решаются только совместно. Какие это могут быть проблемы?

- Причины «неуспешности» ребёнка и создание для него ситуации успеха.

- Выбор и реализация индивидуальной образовательной программы для ребёнка.

- Мотивация учения, образовательные интересы ребёнка, его жизненные планы.

- Условия повышения статуса ребёнком в детском сообществе.

- Выявление, реализация и развитие способностей ребёнка.

- Причины отчуждения детей и взрослых и его преодоление и др.

Для эффективного взаимодействия с родителями учащихся применяйте методику контактного взаимодействия педагога с родителями, включающую в себя следующие этапы:

- Поиск контактов.

- Поиск общей темы.

- Установление общих требований к воспитанию ребенка.

- Упрочение сотрудничества в достижении общей цели.

- Реализация индивидуального подхода.

- Совершенствование педагогического сотрудничества [3]

Педагогически целесообразное поведение инициатора контакта (классного руководителя) обеспечивает эффективное продвижение по ступеням отдельных этапов, благодаря чему и создается взаимопонимание, взаимодоверие, взаимоуважение. Данная методика помогает классному руководителю глубже изучить семью, проникнуть в ее сложный мир, установить доверительные взаимоотношения с родителями, помочь им увидеть недостатки

в воспитании детей, убедить их в необходимости изменить сложившиеся воспитательные условия, педагогические методы воздействия.

4. Классному руководителю надо быть осведомлённым относительно некоторых социально-психологических особенностей разных групп родителей и учитывать при построении сотрудничества с ними различия в: знании разных сторон жизнедеятельности ребёнка в школе; понимании проблем образования в целом; знании концепции образования в школе; правовой, психологической и педагогической культуре; готовности участвовать в делах школы или в соуправлении; потребности в консультировании, обучении, социальной поддержке.

5. Откройте свои уроки для родителей; заинтересуйте их подготовкой совместных уроков и внеклассных мероприятий; привлеките к организации в классе творческих отчётов детей по предмету.

6. Привлекайте семьи для участия в организации и проведении любых форм школьной активности (не только вечера и экскурсии, но и работа с другими семьями, различного вида конкурсы).

7. Периодически знакомьте родителей с проектами, в которых участвует их ребёнок, класс, школа; с содержанием новых курсов и факультативов.

8. Развивайте уверенность родителей в успехе. Им необходима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной работе. Такую поддержку может дать взаимодействие с педагогами, другими семьями и собственными детьми.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:

- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами.

- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.

- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам.

- То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

- Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее.

- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

- Если классный руководитель в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам (психологу, социальному педагогу, юристу, врачу).

- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Понимание педагогами особенностей семейного воспитания в конкретных семьях укрепляет сотрудничество с родителями, помогает учитывать их образовательно-воспитательный потенциал и находить нестандартные формы взаимодействия школы с семьями, независимо от их материального статуса. Это создаёт условия для совместной деятельности и благоприятного климата общения.

Список литературы:

1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) / Авт.-сост. С. А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2006. - 90 с.

2. Новые ценности образования: Родители и школа - партнёры / Под ред. Н.Б. Крыловой. - Вып. № 1 (16). - М., 2004.

3. Сенько В.Г. Учителя и родители. - М., 2002.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ © Радионова Л.А.*

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников № 17,

г. Ревда

Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе позволило коллективам дошкольных учреждений формировать содержание дошкольного образования на качественно новом уровне. В данной статье представлена методика и опыт разработки основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полно-

* Заведующая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.