К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
© Анисимова А.В.*
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск Средняя общеобразовательная школа № 74, г. Ижевск
В статье представлен анализ практики взаимодействия ОУ с родителями, его теоретическое обоснование в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Статья будет интересна классным руководителям, организаторам внеклассной работы, методистам, директорам образовательных учреждений.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) требует кардинальной перестройки организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними, особенно взаимодействия с родительской общественностью.
Создание условий для развития личности ребёнка через формирование единого воспитательного пространства «семья-школа-социум» посредством активизации деятельности детско-родительского сообщества - такая цель может лечь в основу содержания деятельности не только классного руководителя, но и всего педагогического коллектива.
Организация деятельности может быть представлена тремя основными блоками:
- информационно-аналитический - сбор и анализ сведений о родителях и детях с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к семье;
- практический блок - комплексный подход к составлению плана учебной и внеурочной работы коллектива;
- контрольно-оценочный блок - анализ эффективности проделанной работы.
Уникальность предложенной модели заключается в вариативном и многофункциональном использовании материала - направления работы и планируемый результат может поддаваться коррекции с учетом социального заказа представителей родительской общественности.
* Аспирант кафедры Педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.
Функционирование данной модели может быть реализовано в трех целевых направлениях:
1-е направление - это изменение акцентов на уровне управленческой деятельности - цель: формирование в коллективе новой философии взаимодействия и сотрудничества ОУ и семьи;
2-е направление - организация сопровождения со стороны психологической службы ОУ - цель: разработка и реализация программы освоения «Модели развивающего взаимодействия»;
3-е направление - организация работы с родительской общественностью: цель: повышение педагогической компетентности родителей, формирование активной родительской позиции, развитие навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества.
Сотрудничество - это организация школьной жизни во всех её проявлениях на основе совместных действий, которые выступают как движущая сила развития личности и социальной группы [1]. Разрабатывая систему сотрудничества с родителями, определяем в ней три основных маршрута (поля, раздела, направления) деятельности:
- психолого-педагогическое просвещение;
- совместная практическая деятельность в организации учебно-воспитательного процесса;
- диагностика и мониторинг;
В деятельности классного руководителя сегодня приоритет уместно отдать первому. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, причем психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер: поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы. С чего начать?
ШАГ № 1. Составляем «паспорт» или «сертификат» семьи, в который войдут такие характеристики как: тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессиональная принадлежность, социально-экономическое положение семьи, состоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаимоотношений в семье и тип (стиль) семейного воспитания. Не менее важно учесть пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его физическое и психическое здоровье, наличие и характер нарушений в развитии ребенка [2].
ШАГ № 2. На основе «паспорта» делим родительское сообщество на микрогруппы, звенья или бригады. Причём один и тот же родитель может оказаться участником сразу нескольких групп.
Принципы деления: по степени активности (помощники, сторонники, участники, наблюдатели); по типу семьи (полные, неполные, расширенные,
др.); по тендерному аспекту (родители мальчиков, девочек);по профессиональной сфере (или образовательному уровню); по семейным проблемам (или проблемам у детей);по талантам и увлечениям (родителей и детей). В результате составляем карту класса и определяем круг вопросов или образовательный заказ для адресного психолого-педагогического просвещения, а также формируем из помощников и сторонников так называемый «ООН» (отряд особого назначения - группу родителей, которые смогут руководить звеньями, выполнять поручения классного руководителя).
ШАГ № 3. Заменяем традиционный «План воспитательной работы» на «Дневник классного руководителя». Реорганизуем традиционную систему родительских собраний. Заменяем её на следующие виды:
- индивидуальные встречи в микрогруппах для обсуждения проблем и получения консультаций по конкретным вопросам;
- воспитательные события;
- день открытых дверей;
На индивидуальные встречи с родителями классный руководитель может и должен приглашать и «узких» специалистов: психолога, логопеда, юриста, медицинского работника - в зависимости от конкретной ситуации (так и контакты проще выстроить, и работу организовать можно результативнее). И вот на такие встречи можно оформить приглашение, в котором вы не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече» - акт проявления уважения и признания со стороны педагога.
Если говорить о требованиях времени, то крайне необходимо изменить такую традиционную форму взаимодействия педагогов и родителей как родительское собрание. Ведь часто именно от педагога (классного руководителя) зависит позитивный настрой родителей на сотрудничество с образовательным учреждением.
Установим законы родительского собрания, соблюдая которые нам проще будет отслеживать результат.
1. ЗАКОН ВРЕМЕНИ. Помните, что содержательная часть собрания не должна превышать 40 мин. Уже давно доказано, что активное внимание взрослого человека - 20 мин., с учётом смены деятельности можно получить ещё 20 мин. Если оставить некоторое время на орг-вопросы и индивидуальные комментарии получим 60 минут заветного времени. Соблюдение этого закона позволит вам получить от родителей ПЕРВЫЙ акт доверия.
2. ЗАКОН ПРОСТРАНСТВА. Чтобы родители были полноправными участниками, измените традиционное размещение парт и стульев. Поставьте стулья по кругу (демократизм отношений, высокая степень активности, чувство коллективизма, глубокое рассмотрение вопроса); сдвиньте столы так, чтобы родители сели предполагаемыми микрогуппами (высокая степень активности, глубокое ос-
мыслении и проработка вопросов, творческий подход), организуйте «стол-каре», как на совещаниях высоких чиновников (комфортное психологическое состояние участников, ответственность за происходящее, желание высказаться).Соблюдение этого закона позволит вам получить от родителей ВТОРОЙ акт доверия.
3. ЗАКОН ИНФОРМАЦИИ. Разделите всю информацию на 4 категории и 2 группы: Общая / личная; Позитивная / негативная.
Помните, что ни при каких условиях нельзя критиковать при всех одного, сравнивать недостатки и успехи одного с другим, обсуждать публично проблемы, касающиеся одного, поэтому личную информацию запишите на отдельный лист для каждого родителя и вручите индивидуально во 2-й половине собрания. Негативную информацию можно вынести в качестве проблемы на общее обсуждение (так вы без труда получите тему родительского собрания) или преподнести как явление, которое существует не только в вашем классе и поддаётся педагогическому воздействию (а так вам будет проще подобрать методический материал). С позитивной информации начинайте своё вступительное слово, чтобы создать определённый эмоциональный настрой на положительный результат. Для обсуждения личной информации у вас должно остаться время в конце собрания или вы попросите этих родителей задержаться. Здесь есть надежда получить ТРЕТИЙ акт доверия за индивидуальный подход [3].
Если ориентироваться на самый обычный класс и 4 учебные четверти, то традиционную форму родительского собрания можно модернизировать так: организационное (в форме дискуссионного клуба); совместное (родите-ли+дети; родители+учителя в форме деловой игры или воспитательного события); проблемное (так называемый «родительский всеобуч» в любой подходящей форме); несколько индивидуальных встреч в малых группах; итоговое. Некоторые собрания возможно проводить, объединившись с коллегой в параллели: так и родителей больше будет и подготовку можно будет распределить. Целесообразно привлечь учителей-предметников не только для выступления, но и для участия в обсуждении вопросов. Подготовка к собранию, особенно совместному, которое можно рассматривать как воспитательное событие, осуществляется по организационно-деятельностной карте:
- содержание работы;
- деятельность педагога;
- деятельность ребёнка (ученика);
- деятельность родителя;
Итоги подводятся по карте анализа:
- полезность встречи для меня;
- актуальность встречи;
- атмосфера встречи;
- свой совет (кому сказать «спасибо», что не получилось, что можно сделать по-другому).
Анализируя сегодняшний статус взаимоотношений семьи и школы, можно сказать, что даже родители, осознающие свои обязанности по отношению к детям, из семей обычных, внешне вполне благополучных, во многом оказываются не готовы к продуктивному родительству, к комфортному и плодотворному контакту со школой. Предложенный в статье опыт - один из практических шагов решения этой проблемы.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. - М., 2006.
2. Бёрк Р., Херрон Р.Воспитание на основе здравого смысла. - СПб.: ИД «Весь», 2001.
3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.: Речь, 2006.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Карпанина Е.Н.*
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Рассматриваются теоретические аспектыгражданского воспитания студентовв условиях высшего профессионального образования. Дана психолого-педагогическая характеристика студентов, как социально-возрастной категории. Приведены ступени социального развития личности, функции гражданского воспитания и группы задач, решаемые на каждом этапе.
Гражданское воспитание в условиях высшего профессионального образования студентов представляет собой процесс и результат самоосознания студентом системы политических, правовых, духовно-нравственных, социо- и этнокультурных ценностей, существующих в конкретном гражданском обществе. Эти ценности посредством их системного познания и лич-ностно значимого осмысления в процессе обучения в высшей школе превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения и
* Доцент кафедры Строительных конструкций и гидротехнических сооружений, кандидат педагогических наук.