normal work of electric equipment and the types of repairing are pointed.
The keywords. Non-fuel phase regime, the falling of tension, asymmetry in electric fields, alarm regime.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ СЛУЖБЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ В 70-80 ГГ. XX СТОЛЕТИЯ:
ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ 40 ЛЕТ
Авторы: Новичков В. К, доцент ФГОУ ВПО «НГСХА»; Колпаков А. В., доцент ФГОУ ВПО «НГСХА» Цилин С. В., аспирант ФГОУ ВПО «НГСХА» Буравин А. В., инженер ФГОУ ВПО «НГСХА»
Ключевые слова. Отделение, служба, предприятие, сельхозтехника, объединение, мастерские, станции.
Аннотация. Приведен анализ деятельности инженерной службы Нижегородской области в период с 1970 года по настоящее время, дана краткая характеристика специализации всех ремонтных предприятий и их назначение.
В 70-80-е годы прошлого столетия единственным поставщиком сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонтных материалов был Государственный комитет СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства «Союзсельхозтехника» (Председатель Комитета был членом правительства СССР на правах министра).
К этому периоду времени в основном было закончено строительство производственных баз всех
районных объединений «Сельхозтехника» в Горьковской области и изменялась только специализация ремонтных мастерских в связи с поставкой на село более современных машин.
До 1985 года специализированные ремонтные предприятия являлись самостоятельными юридическими лицами и подчинялись непосредственно областному объединению «Сельхозтехника» Так Выездновское специализированное отделение (Арзамасский район) ремонтировало тракторы ДТ-75 и коробки передач трактора К-700, Запрудновское специализированное отделение (Кстовский район) - ремонт
картофелеуборочной техники, Лукояновское
специализированное отделение - ремонт автомобилей завода УАЗ, Кочко-Пожарское специализированное отделение (Сергачский район) - ремонт автомобилей завода ЗИЛ, Уренское специализированное отделение -ремонт автомобилей завода ГАЗ (в основном ГАЗ-51).
Такая специализация имела много положительных сторон, а именно:
- на одном предприятии был сконцентрирован
специальный станочный парк и необходимое
технологическое оборудование;
- можно было укомплектовать данное предприятие квалифицированными кадрами узких специальностей;
- не распылялся по всей области узкий перечень дефицитных запасных частей (такое имелось в то время);
- можно было организовать изготовление
определенного набора запасных частей собственными силами.
Но одной из отрицательных сторон специализированных отделений стало злоупотребление дефицитом многих запасных частей, особенно к
автомобильному парку. В продажу они практически не
поступали, шли в основном в специализированные отделения, а те, в свою очередь, отпускали их, проводя через как бы выполненные работы по ремонту узлов и агрегатов, а иногда и ремонт автомобилей в целом. Это приводило к значительному удорожанию ремонта машин в хозяйствах. Злоупотребляло этим Лукояновское специализированное отделение. А когда из-за низкого качества ремонта автомобилей в Урене и Кочко-Пожарках туда не стали поставлять автомобили в ремонт, автошины не стали отпускать с торговых баз. И хозяйства ради шести новых автошин вынуждены были или отправлять в ремонт автомобили, или опять оформлять якобы выполненный ремонт автомобиля. Но в этом нельзя было винить только специализированные отделения. До них доводили, ежегодно увеличивая план выпуска промышленной продукции (один из недостатков плановой экономики).
Кроме специализированных отделений
«Сельхозтехника» в некоторых районах были межрайонные торговые базы (МРБ). Это Гусевская МРБ (Сергачский район), Арзамасская МРБ, Павловская МРБ, Шахунская МРБ, Зеленогорская МРБ (Кстовский район) и центральная МРБ в г. Горьком (ст. Костариха). Данные межрайонные базы выполняли функции райагроснаба и поставляли новую технику и необходимые материальнотехнические средства, взимая за это обычную наценку в размере 11,2 %, куда входила и доставка по кольцевому завозу непосредственно в хозяйства.
В 1985 году все районные объединения и специализированные отделения, а также межрайонные базы и другие организации, обслуживающие сельское хозяйство в районах, свели в одно объединение. И это было оправдано на тот период времени, т.к. все материально-технические ресурсы и ремонты Техники были сконцентрированы в одних руках, и ответственность
за готовность техники также была за одним юридическим лицом.
В данные объединения входили следующие структурные подразделения:
1. Мастерские общего назначения со специализированными цехами:
- Б-Мурашкино - капитальный ремонт тракторов марки МТЗ;
- Лысково - капитальный ремонт двигателей Д-160;
- Бор - капитальный ремонт гидравлики, двигателей А-41 и СМД-14;
- Вад - капитальный ремонт косилки-измельчителя КИР-1,5;
- Воскресенск капитальные ремонт навозоуборочного транспортера ТСН-3,0Б;
- Г ородец - капитальный ремонт двигателей Г АЗ-21;
- Д-Константиново - ремонт электрооборудования, в т.ч. погружных водяных насосов;
- Пильна - капитальный ремонт свеклоуборочных комбайнов;
- Сеченово - капитальный ремонт прицепов типа 2ПТС-4 и т.д.
2. Станции технического обслуживания тракторов и автомобилей.
3. Станции технического обслуживания животноводческих ферм и крупных животноводческих комплексов.
4. Автомобильный парк.
5. Технический обменный пункт.
6. База снабжения запасными частями и ремонтными материалами.
7. Передвижные и стационарные средства
диагностики машинно-тракторного парка.
8. Единая диспетчерская служба.
Каждое подразделение занималось выполнением работ конкретного вида
Ремонтные мастерские общего назначения Кроме специализированного ремонта различной техники, что уже было отмечено выше, занимались еще и ремонтом тракторов и автомобилей (как правило, из готовых узлов и агрегатов, полученных по кооперации), которые имелись в каждой «Сельхозтехнике» а также и в хозяйствах района.
Кроме того, во многих мастерских было организовано изготовление запасных частей к сельскохозяйственным машинам, тракторам и
автомобилям (в Богородске - восстановление, а затем и изготовление отвалов и лемехов к плугам и лап к культиваторам, в Сосновском - резинотехнические изделия, в Павлове - сиденья для автомобилей и автобусов и нестандартное оборудование: комплекты стойловых рам с обвязкой водопровода, регистры, паро-
распределительные гребенки, конденсационные расширительные бачки, комплекты вентиляционных устройств с воздуховодами, дождевальные установки, трубные сантехнические заготовки, в Ковернино -полиэтиленовые изделия и фанера, во всех специализированных цехах по ремонту автомобилей -запасные части к автомобилям).
Следует отметить, что практически все мастерские были оснащены хорошими станками и специальным оборудованием, где хозяйства открывали заказы на изготовление различных деталей (например, вал привода к КИР-1,5), на ремонт шнеков, на изготовление всевозможного крепежа и т. д.
Станции технического обслуживания тракторов и автомобилей
Данные станции проводили техническое обслуживание тракторов и автомобилей, находящихся на собственном балансе, а также для хозяйств, где была слабая собственная материально-техническая база и соответственно отсутствовали пункты технического
обслуживания. Обслуживание проводилось как по
графику, так и в экстренных случаях по необходимости по вполне приемлемым в то время ценам.
Станции технического обслуживания животноводческих ферм и крупных животноводческих комплексов
На наш взгляд, это самое востребованное в то время структурное подразделение «Сельхозтехники». При каждом районном объединении имелось несколько бригад (три и более в зависимости от количества ферм в районе). Каждая бригада имела в своем распоряжении
автопередвижную мастерскую типа «АЖ»
укомплектованную специальным оборудованием для обслуживания ферм.
По согласованному графику, а иногда и по срочной заявке, бригада приезжала на ферму и выполняла весь необходимый комплекс работ, а именно:
- проверка вакуумных насосов, электромоторов, доильных ведер с крышками, пульсаторов и коллекторов в сборе, если имелись молокопроводы, то полную промывку с заменой стеклянных трубок, настройка холодильных установок с добавлением фреона;
- проверка и ремонт котлов-парооброзователей и водоподогревателей;
- измерение контура заземления
электрооборудования в соответствии со сроками поверок и при необходимости ремонт электропроводки;
- осмотр и ремонт подвесных дорог для вывозки навоза и раздачи кормов;
ремонт навозоуборочных транспортеров с настройкой компрессорных станций для пневматического удаления навоза в навозохранилище;
- осмотр и ремонт автопоилок и трубопроводов, за отдельную плату и ремонт или замену водонапорных башен;
- осмотр и ремонт кормоцехов, а при подготовке к зимне-стойловому периоду содержания животных, наладка и ремонт цехов по запарке грубых кормов;
- ремонт всевозможных измельчителей кормов. Кроме перечисленных работ по ремонту
оборудования эти бригады принимали участие в капитальном ремонте дворов по полной замене, наладке и пуске полного комплекта оборудования ферм различного направления животноводства (крупнорогатый скот, свиноводство и т.д.).
Многие колхозы и совхозы пользовались услугами данных бригад и по монтажу агрегатов по приготовлению витаминно-травяной муки (АВМ), комплексов по очистке и сушке зерна (КЗС), цехов по приготовлению концентрированных кормов с последующим их техническим обслуживанием.
Для обслуживания птицеводческих ферм в системе объединения «Сельхозтехника» имелось Горьковское спецотделение, которое выполняло полный комплекс работ по монтажу, наладке и в последующем ремонте всего оборудования цехов птицефабрик треста «Птицепром» в(ентиляция, электроосвещение, поение, раздача кормов, уборка помета и др.).
Автомобильный парк Каждое районное объединение имело несколько десятков грузовых и специальных автомобилей. Кроме выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ для собственных нужд объединение оказывало помощь транспортными и другими услугами хозяйствам района в течение всего календарного года. Зимой вывозка торфа и органических удобрений (как правило, со своим погрузчиком); весной - подвоз семян зерновых, семенного картофеля; летом - уборка трав, силосных и зерновых культур. Кроме транспортных работ выполняли всевозможные погрузо-разгрузочные работы, откачку из отстойников навозной жижи и т. д.
Технический обменный пункт В 1970-1980 годы в каждом районном объединении «Сельхозтехника были созданы технические обменные пункты (ТОП). Основной задачей данных пунктов был сбор (в основном своим транспортом) изношенных тракторов, автомобилей, сельхозмашин, узлов и агрегатов к ним, доставка их на специализированные ремонтные предприятия как по области, так и за ее пределами. После выполнения капитального ремонта технические обменные пункты также доставляли непосредственно в хозяйства отремонтированные машины, узлы и агрегаты. В случае рекламации ТОП своими силами доставляли на ремонтные предприятия неисправные машины, узлы и агрегаты. Это было выгодно и организационно и экономически. Но задача технических обменных пунктов не ограничивалась только простыми перевозками ремонтного фонда и готовых агрегатов. Они способствовали широкому внедрению агрегатного метода ремонта и, соответственно, сокращению простоев техники в хозяйствах. За оказанные услуги ТОП взимали 2 % от прейскурантной стоимости
ремонта трактора. За автомобили, узлы и агрегаты услуги ценились немного выше.
База снабжения запасными частями и ремонтными материалами
Задачи базы были:
- доставка в хозяйства новой техники с заводов-изготовителей по разнарядке управлений сельского хозяйства, позднее районных агропромышленных объединений (РАНО);
работа с заводами-изготовителями по гарантийному ремонту машин в случае их рекламации (фирменное обслуживание заводы в то время, как правило, не проводили);
продажа запасных частей к тракторам, автомобилям и сельскохозяйственным машинам;
- продажа других материальных ценностей (цемент, крепежные изделия, карбид, электроды и другие материалы).
Передвижные и стационарные средства диагностики машинно-тракторного парка
Слежение за изменением технического состояния элементов машин диагностированием, переработка информации, принятие решения - вот основная задача, которая стояла перед данным подразделением. Данные работы выполнялись как на стационарных диагностических постах, так и на передвижных постах.
Единая диспетчерская служба
Создание единой диспетчерской службы (хозяйства
- районное объединение «Сельхозтехника» управление
сельского хозяйства (РАПО) и другие
предприятия и
организации) и усиление ответственности объединения
«Сельхозтехника» за обеспеченность заявок позволило инженерной службе хозяйств больше внимания уделять организации эксплуатации и технического обслуживания машинно-тракторного парка. Практически они не стали заниматься поисками запасных частей, узлов и агрегатов для ремонта. Для этого было достаточно по рации (были установлены определенные позывные для каждого района, хозяйства и свои частоты) передать диспетчеру района потребность в запасных частях, узлах и агрегатах. Данная заявка рассматривалась немедленно и если поиски внутри объединения были положительные, то по кольцевому завозу запасные части, узлы и агрегаты доставлялись хозяйство, а при необходимости и устанавливались на машины с помощью аварийной бригады «Сельхозтехники» т(акие на период полевых работ имелись). В случае отсутствия в районном
объединении «Сельхозтехника» заказанных материальных ценностей, изыскивались в других районах области и за ее пределами.
Таким же образом через диспетчерскую службу можно было дать заявку и на выезд аварийной бригады на животноводческую ферму вне графика, непосредственно в поле и на другие необходимые услуги. Это был большой прогресс в работе инженерной службы села. Рации кроме административного здания хозяйства, ремонтной
мастерской стояли и в служебных автомобилях
руководителей хозяйств, «Сельхозтехники» управления сельского хозяйства, главных инженеров хозяйств, в
тракторах и комбайнах у звеньевых.
По этим же рациям руководство района имело ежедневную оперативную информацию не только о техническом состоянии МТП и принятых мерах по его
поддержанию в исправном состоянии, но и по надоям молока, по количеству вывезенных органических удобрений, по ходу полевых работ и другие сведения. По ходу поступления сведений районные и областные власти принимали соответствующие оперативные решения, что, в конечном счете, имело положительный результат.
Взаимоотношения районных объединений «Сельхозтехника» с сельхозтоваропроизводителями строились на договорной основе. Разработано было несколько вариантов договоров, обеспечивающих достаточную свободу при выборе организационных форм технического обслуживания.
Одним из вариантов предусматривалось выполнение основных ремонтно-обслуживающих работ силами самого хозяйства. Объединение производило капитальный ремонт техники, поставляло необходимые материально-технические средства и взимало за них обычную наценку. Такими договорами пользовались хозяйства, имеющие хорошие ремонтно-обслуживающие базы, оснащенные необходимым оборудованием и квалифицированными кадрами.
По другому варианту договора ремонтные работы в хозяйствах выполнялись при участии инженера-технолога районного объединения «Сельхозтехника». Это был так называемый «Богодуховский метод обслуживания» В то время Горьковской области данный метод был внедрен в Тонкинском районном объединении «Сельхозтехника».
В большинстве хозяйств применялась комбинированная форма технического обслуживания машин. Как правило, обслуживание тракторов, автомобилей, зерноуборочной техники проводилось силами самих хозяйств на типовые или приспособленных машинных дворах, а на обслуживание животноводческих ферм привлекались передвижные звенья
«Сельхозтехники»
В настоящее время от районных объединений «Сельхозтехника» Нижегородской области остались считанные единицы. Это в г. Богородск (занимается в основном изготовлением лемехов к плугам и лап к культиваторам), в р.п. Сосновское (изготовление резинотехнических изделий), в г. Павлово (изготовление комплектующих для автомобильных заводов), в г. Лысково (ремонт дизельных двигателей) и некоторые другие.
Неплохо работает в рыночных экономических условиях бывшее Канавинское МРО по продаже техники и запасных частей (в настоящее время ОАО «Нижегородагроснаб»),
ОАО «Нижегородагроснаб» стабильно и успешно работающая компания, зарекомендовавшая себя в качестве надежного партнера по поставке качественной техники ведущих отечественных и зарубежных производителей. Компания является официальным дилером John Deere Agricultural Holdings, Kverneland group, Delaval, Производственное объединение «Минский автомобильный завод», Производственное объединение «Минский тракторный завод» и ряда других крупных предприятий. Предлагаемый ассортимент продукции насчитывает более 20 тысяч наименований запасных частей и более 500 видов и модификаций техники.
ОАО «Нижегородагроснаб» оказывает следующие виды работ и услуг:
- предпродажная подготовка;
- доставка техники непосредственно в хозяйства;
- выполнение гарантийных обязательств на срок,
установленный заводом-изготовителем;
- послегарантийное обслуживание на основе договоров с потребителями;
- продажа запасных частей, узлов и агрегатов.
Продажа новой техники проводится по всевозможным программам (лизинг, рассрочка и т. д.).
Для демонстрации передовых ресурсосберегающих технологий непосредственно в полевых условиях и на животноводческих фермах ОАО «Нижегородагроснаб» в 2005-2007 годах приобрели два хозяйства в Больше-Болдинском районе. В настоящее время это ОАО «Агрофирма Русское поле» и ОАО «Агрофирма Сергеевское» В этих хозяйствах ежегодно увеличивается поголовье крупного рогатого скота. Компания планирует к 2012 году довести общее поголовье КРС до 2240 голов (в т.ч. 840 коров), валовое производство молока - 51600 ц, мяса -3500 ц, надой на одну корову - 6143 кг, а привес КРС до 685 г в сутки.
Сельскохозяйственные предприятия компании имеют положительные результаты и в растениеводстве. Валовой сбор зерна в ОАО «Агрофирма Русское поле» составил в 2009 году 7526 т. Это составляет 138 % к уровню 2007 года. Данное увеличение связано, прежде всего, с ростом урожайности зерновых культур. К 2012 году планируется довести валовой сбор зерна до 16485 т при урожайности 33 ц/га и увеличить посевную площадь до 5000 га.
Из вышеприведенных данных можно сделать вывод, что агрофирмы после начала сотрудничества с ОАО «Нижегородагроснаб» стабильно наращивают объемы как в растениеводстве, так и в животноводстве. Но данная тенденция стала наблюдаться только после серьезных финансовых вложений. Так в ОАО «Агрофирма Русское поле» общие вложения составили 150 млн рублей, в том числе построены следующие объекты:
- животноводческий комплекс - 91,4 млн рублей;
- два зерноочистительных комплекса - 8,0 млн рублей;
- телятник - 1,2 млн рублей;
- сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, продуктивного скота приобретено на 50 млн рублей.
Вложения в ОАО «Агрофирма Сергеевское» составили 30 млн рублей (приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, скота).
Руководство ОАО «Нижегородагроснаб» поставило задачу перед сельхозтоваропроизводителями быть надежными и стабильными поставщиками качественного и конкурентоспособного товара, поэтому инвестиционный процесс не останавливается даже в условиях
экономического кризиса. При этом необходимо отметить, что поддержка основана на принципах прозрачности и возвратности.
Несмотря на положительные тенденции в наращивании сельскохозяйственной продукции в целом от реализации получены убытки. И только благодаря дотациям из областного бюджета получена прибыль. В планах ОАО «Нижегородагроснаб» довести уровень рентабельности до 30%.
THE ORGANIZATION UNIFORM ENGINEERING SERVICES OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA AT A REGIONAL LEVEL IN 70-80-E OF 20 CENTURIES: A SIGHT IN 40 YEARS
V. N. Novichkov, the docent of the N. Novgorod state agricultural Academy;
A. V. Kolpakov, the docent of the N. Novgorod state agricultural Academy;
S. V. Tsilin, the post-graduate student of the N. Novgorod state agricultural Academy;
A. V. Buravin, the engineer of the N. Novgorod state agricultural Academy.
Annotation. The analysis of activity of engineering service of the Nizhniy Novgorod area during since 1970 on present time is resulted; the brief characteristic of specialization of all repairing enterprises and their purpose is given.
The keywords. Branch, service, the enterprise, agricultural machinery, association, workshops, stations.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В СОВРЕМЕННОМ МОЛОЧНОМ ЖИВОТНОВОДСТВЕ
Авторы: Новичков В. К, доцент ФГОУ ВПО «НГСХА»; Колпаков А. В., доцент ФГОУ ВПО «НГСХА»
Цилин С. В., аспирант ФГОУ ВПО «НГСХА»
БуравинА. В., инженер ФГОУ ВПО «НГСХА»
Ключевые слова. Животноводство, база, содержание, производство, доение, трудоемкость, оборудование.
Аннотация. Приведена краткая характеристика существующего положения дел в молочном животноводстве Нижегородской области, методика расчета трудоемкости ремонтно-обслуживающих работ на фермах по производству молока.
Анализ состояния технической базы молочного животноводства показывает, что более 60 % машин и оборудования эксплуатируется за пределами не только амортизационного срока, но и морального. При этом уровень обновления техники на животноводческих фермах составляет не более 4 % при нормативе 10...12 %. Ожидать,