холого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к новым образовательно-воспитательным условиям», которая предусматривает проведение диагностики профессиональной направленности, личностных особенностей и адаптационного потенциала студентов с первых месяцев их обучения в техникуме. По результатам диагностики определяются студенты, имеющие сложности в адаптации и профессиональном самоопределении, для них подбирается коррекционно-развиваю-щая программа, проводятся групповые и индивидуальные занятия, тренинги, консультации. Мониторинг адаптации студентов первого курса в 2014/2015 учебном году показал следующие результаты: информированность студентов о профессии, которой они обучаются, значительно повысилась, положительная динамика составила 30 %, высокий уровень имеют треть студентов. Низкий уровень уменьшился с 47 до 5 %%. Обучающиеся в своих ответах отмечают не только необходимые личностные качества, предъявляемые к специальности, но и профессионально значимые, а также степень их развития. Высокий уровень профессиональной направленно-
сти имеют 65 %% студентов, они стремятся к овладению избранной профессией, хотят в будущем работать по ней и совершенствоваться. По анкете «Уровень адаптированности» высокие результаты отмечаются у 95 %% респондентов. Большая часть студентов характеризуются уверенностью в себе, снижением уровня тревожности, эмоциональной уравновешенностью, доминированием мотивации достижения успеха. Полученные результаты позволяют определить подходы к процессу профессионального определения студентов с учетом их личностных качеств и особенностей программ подготовки.
Сопровождение адаптации выпускников на рынке труда проходит посредством мониторинга их трудоустройства в течение трех лет, нововведением является перспективный план профессионального развития выпускника. Проводимая в техникуме профориентационная работа содействует выполнению главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом: формирование и сохранение контингента студентов, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников техникума на рынке труда.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО ОБЛАСТНОГО ДНЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
М. Л. Долженко, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Белово
Проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации молодежи в современных условиях неоднократно рассматривали в своих работах С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Н. Э. Касаткина и др. [1, 3]. Каждый выпускник образовательных организаций имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать в определенной сфере деятельности недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии
должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к профессиональному выбору.
В ходе профориентационных мероприятий обучающиеся получают информацию о содержании, условиях, организации труда и обучения конкретной профессии, оплате труда, требованиях к личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста, планировании карьеры, текущем и перспективном кадровом спросе. При проведении таких мероприятий основное внимание следует уделять профессиям, востребованным в регионе, муниципалитете.
Угольно-добывающая промышленность остается одной из ключевых отраслей российской эко-
номики, обеспечивая топливом предприятия и население нашей страны. В связи с этим на рынке труда Кемеровской области востребованы рабочие и специалисты шахтерских специальностей.
Для популяризации шахтерских специальностей и привлечения внимания обучающихся образовательных организаций к выбору профессий данного профиля в разных городах Кузбасса ежегодно проводится Единый областной день профориентации, посвященный Дню шахтера.
В соответствии с распоряжением Губернатора Кемеровской области от 26.01.2015 № 6-рг «Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2015 год» и с целью содействия профильному и профессиональному самоопределению воспитанников и обучающихся образовательных организаций разных типов в ходе проведения дня профориентации решались следующие задачи: повышение социального престижа шахтерских профессий, информирование старшеклассников о специальностях и профессиях, востребованных в горнодобывающей отрасли Кузбасса.
В последнее воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают мужественные люди, чей нелегкий труд — залог успешного развития экономики. Более полувека Россия отмечает этот праздник, отдавая должное самоотверженному труду славной многотысячной армии горняков.
День шахтера в 2015 году отмечался 30 августа, мероприятие проводилось для школьников, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях. При организации и проведении данного мероприятия необходимым условием стало активное межведомственное взаимодействие с промышленными предприятиями, угольными разрезами, шахтами, общественными организациями, профессиональными образовательными организациями, службой занятости населения, средствами массовой информации и др. В Беловском муниципальном районе Единый областной день профориентации «Я б в шахтеры пошел, пусть меня научат» состоялся 25 августа 2015 года при поддержке администрации Беловского муниципального района на базе ООО Санаторий «Бело-морье» в форме устного журнала. Данная форма работы была интересной, информативной для обучающихся разных ступеней обучения. Одна из отличительных особенностей устного журнала — способность отражать актуальные проблемы, в связи с этим была представлена информация о шахтерских специальностях, истории профессии, профессиональных образовательных организациях, успешных профессионалах, рынке труда и востребованных на нем специалистах.
Содержание устного журнала раскрывалось на его «страницах», каждая из которых представляла собой отдельную подтему с названием: 1-я «страница» «Поэтическая», 2-я «страница «Мое призвание — шахтер», 3-я «страница» «Я в крае шахтерском живу». В устном журнале может быть от 3 до 6 «страниц» (рубрик), на каждую из которых отводится не более 5-10 мин. Количество «страниц» и их временные рамки зависят от возраста аудитории, темы и цели мероприятия, важно, чтобы содержание было интересным и тщательно подготовленным. Используемый прием «перелистывания страниц» позволил раскрыть тему мероприятия, привлечь внимание «читателей» и удерживать его на протяжении всего мероприятия.
Методика подготовки и проведения устного журнала включает три этапа:
I этап — подготовительный — состоит из определения состава «редколлегии» устного журнала, выбора названия журнала, разработки основных «страниц» и оформления, подготовки ведущих. В состав «редколлегии», кроме организатора мероприятия, могут входить те, кто является специалистом в конкретной области: представители профессии, образовательных организаций профессионального образования, общественных организаций и др.
Название определяется назначением журнала и служит его визитной карточкой. В названии отражается проблематика, направленность, содержание журнала. В профориентационном устном журнале есть «страницы» (рубрики), раскрывающие какую-либо проблему, подтему. Разработка «страницы» включает написание сценария, приглашение гостей и прочее.
Для активизации аудитории можно включить элементы конкурса, викторины и др. Это способствует расширению и углублению знаний старшеклассников о содержании труда, требованиях профессии, перспективах карьерного роста, что благоприятно сказывается на осознанности профессионального выбора. Оформление заголовков «страниц», использование иллюстративного материала, разнообразных символов и атрибутов важно для успеха журнала. Методы оформления «обложки» и каждой «страницы» могут быть самыми разнообразными: выступления обучающихся, встреча с людьми интересных профессий, ответы на вопросы, чтение стихов и т. д.
II этап — основной — проведение устного журнала. Вести журнал может педагог или подготовленные обучающиеся. Ведущие открывают журнал небольшим вступительным словом, кратко сообщают его содержание, затем объяв-
ляют каждую «страницу», предоставляют слово выступающим. Название «страницы» может демонстрироваться на слайде. О ее начале и конце ведущие объявляют ударом гонга или звучанием камертона.
III этап — заключительный. Заканчивается выпуск устного журнала кратким заключительным словом, подведением итогов, рефлексией. В ходе обсуждения можно задать обучающимся вопросы: что сегодня узнали нового? насколько помог устный журнал определиться с выбором профессии или подтвердить его правильность? о какой профессии хотели бы еще узнать? [2].
Для специалистов, ответственных за профо-риентационную работу в муниципалитете, образовательных организациях разных типов, работников ООО Санаторий «Беломорье», на базе которого проводилось мероприятие, на подготовительном этапе состоялась методическая консультация по вопросам использования устного журнала как формы профориентационной работы. Обучающиеся, педагоги, воспитатели, социальные партнеры высоко оценили мероприятие с точки зрения его информативности о шахтерских профессиях/специальностях.
В Едином областном дне профориентации, посвященном Дню шахтера, приняли участие 76 человек (в 2014 году — 57 человек), среди них
обучающиеся общеобразовательных организаций, педагоги, студенты профессиональных образовательных организаций, родители обучающихся, социальные партнеры. Особое внимание уделялось обучающимся основной школы — будущим абитуриентам профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.
Единый областной день профориентации, посвященный Дню шахтера, прошел на высоком организационном уровне, имеет большое практическое значение для патриотического воспитания, формирования осознанного выбора обучающимися шахтерских профессий, будущего рабочего места.
1. Касаткина Н. Э. Проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи на этапе модернизации современной школы / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2 (10). — С. 29-32.
2. Формы и методы профориентации обучающихся / авт.-сост. И. А. Килина, Е. В. Понамарева; ред. В. И. Сахарова. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. — С. 52-54.
3. Чистякова С. Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2 (10). — С. 23-29.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Д. В. Траут, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы: распространение в образовательных организациях современной компьютерной техники и программного обеспечения, появление необходимого опыта работы с ИКТ у большинства педагогов [1].
Информационно-коммуникационные технологии — это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, которые предназначены для реализации инфор-