ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНООО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рзаева Г.И.
Рзаева Гюнель Ильгаровна - старший преподаватель, кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается значимость безопасности жизнедеятельности в подготовке специалистов в условиях современного общества, где проблемы безопасности становятся все более актуальными. Подчеркивается необходимость дополнительного образования в данной области для формирования у студентов соответствующих навыков и знаний, способствующих личной и общественной безопасности. Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных педагогов, обладающих методической компетентностью, что является ключевым элементом эффективного обучения.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дополнительное образование, подготовка педагогов.
Безопасность жизнедеятельности занимает важное место в подготовке специалистов в современном обществе. Проблемы, связанные с безопасностью, становятся всё более актуальными в условиях глобализации, изменения климата и роста численности населения. В этом контексте дополнительное образование по данной теме становится необходимым инструментом для формирования у студентов навыков и знаний, способствующих обеспечению личной и общественной безопасности.
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без подготовки квалифицированных педагогов, обладающих необходимыми компетенциями, соответствующими профессиональному стандарту.
Такие исследователи, как Р.И. Попова, В.П. Соломин, П. В. Станкевич и другие, акцентируют внимание на методической компетентности как ключевом элементе подготовки будущих педагогов, где важную роль играют дисциплины, относящиеся к общепрофессиональной и профильной подготовке студентов для формирования компетенций, направленных на выполнение основных типов профессиональных задач, а именно реализацию программ дополнительного образования [4].
Одной из важных функций педагога дополнительного образования, по мнению таких автором, как Абрамова В.Ю., Бахвалов С.Б. И др. является разработка программно-методического обеспечения, основанного на конкретной образовательной программе. Это требует от будущего специалиста общей профессиональной компетенции, включающей участие в создании основных и дополнительных образовательных программ, а также умение разрабатывать их составляющие [1].
Важным аспектом успешной реализации программ дополнительного образования является интеграция теоретических знаний и практических навыков, что позволяет будущим педагогам глубже понять специфику работы в данной сфере. Студенты осваивают методы оценки потребностей, обучающихся и создания индивидуализированных программ, учитывающих интересы и способности детей. Это способствует развитию педагогической компетентности и повышению эффективности образовательного процесса [2].
На протяжении нескольких лет в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена успешно реализуется Дисциплина «Организация дополнительного образования (образование в области безопасности жизнедеятельности)», целью которой и является формирование у студентов компетенций:
- готовность анализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;
- готовность самостоятельно приобретать методические знания по вопросам организации дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности с помощью информационных технологий;
- готовность обобщать результаты педагогических исследований в области дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;
- готовность самостоятельно систематизировать и использовать в проектировании программ дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения дисциплины студенты изучают следующие разделы: «Учреждения дополнительного образования детей в общей системе образования»; «Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей»; «Содержание и специфика дополнительного образования детей»; «Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования»; «Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования»; «Методы, технологии и формы в дополнительном образовании».
В процессе практических занятий студенты изучают Федеральный закон "О дополнительном образовании", который гарантирует право на получение дополнительного образования. Рассматривая "Концепцию развития дополнительного образования детей", они осознают, как дополнительное образование помогает ребенку сформировать индивидуальную траекторию развития, успешно социализироваться и определиться с будущим.
Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих образование на современном этапе развития, обусловливает рассмотрение в качестве ведущего направления общего образования подготовку педагогов в области безопасности жизнедеятельности к проектированию образовательного процесса, которое выражается в развитии способностей педагогов к:
• разработке и реализации образовательных программ в предметной области «Безопасность жизнедеятельности»;
• проектированию содержания учебно-исследовательской деятельности школьников при изучении безопасности жизнедеятельности;
• построению и организации совместной проектной деятельности участников образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности;
• проектированию программ внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности [3].
Особое внимание уделяется вариативности образовательных программ, добровольному выбору, возможности гибкого графика обучения, построению индивидуального маршрута и связи обучения с реальной практикой. Эти знания помогут будущим педагогам эффективно использовать возможности дополнительного образования в своей работе. Особое внимание уделяется целям, задачам, принципам и направлениям деятельности различных учреждений дополнительного образования на каждом этапе.
Важным разделом курса является методическая работа педагога дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности. Студенты изучают, как проектировать занятия по БЖ, грамотно организовывать свою работу, эффективно общаться с учениками, коллегами и родителями, а также анализировать результаты своей деятельности.
Рассмотрев все особенности дополнительного образования, студенты приступают к разработке собственной программы, где определяют тему, цели, задачи, структуры программы. После чего они составляют тематическое планирования, обосновывают выбор методов, технологий и средств обучения.
На заключительном занятии осуществляется обсуждение разработанных программ дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности с предоставлением дополнительных материалов и презентаций.
Данный курс формирует у студентов компетенции, необходимые для проектирования и реализации образовательных программ в области безопасности жизнедеятельности, включая разработку программ, методическое обеспечение, использование информационных технологий, анализ результатов и практическую работу. Практи-ко-ориентированный подход, основанный на разработке и защите собственных программ дополнительного образования, позволяет студентам получить комплексные знания и навыки, необходимые для эффективной работы в сфере дополнительного образования. Таким образом, дисциплина способствует подготовке высококвалифицированных педагогов, способных внести значительный вклад в развитие системы дополнительного образования детей и формирование у них навыков безопасного поведения.
Список литературы
1. Абрамова В.Ю. Методическая подготовка студентов прикладного бакалавриата к работе в системе дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности / В. Ю. Абрамова, И. С.. Елизарова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - N0 5 (66). - с. 53-56.
2. Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Рзаева Г.И. Особенности подготовки бакалавров педагогического образования к реализации программ дополнительного образования // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы XII Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (8-9 декабря 2021 г., г. Южно-сахалинск). - 2022. - с. 50-56.
3. Попова Р.И. Развитие компетенций проектной направленности у магистров образования в области безопасности жизнедеятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 207-211. https://doi.Org/10.24158/spp.2022.8.31.
4. Станкевич П.В. Преемственность в развитии методических компетенций бакалавров и магистров в области безопасности жизнедеятельности / П.В. Станкевич, Р.И. Попова // Интеграция образования в области естественных и точных наук / В.Н. Аниськин, Е.В. Баранова, В.И. Бого-словский [и др.]. - Санкт-Петербург: Российские государственный' педагогический' университет им. А.И. Герцена, 2019. - с. 101-119.
5. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001г. (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 г. № 1794-Ш ГД).