Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная деятельность / профессиональная подготовка / профессиональные компетенции / education / educational activities / professional training / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Ю. Абрамова, И С. Елизарова, Г И. Рзаева

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в образовательной организации. Определены цели, задачи и основные направления воспитательной работы в области безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены нормативно-правовые документы, в которых указаны требования к организации воспитательной деятельности учителя образовательной организации. Представлены аспекты программно-содержательного обеспечения методической подготовки бакалавров педагогического образования РГПУ им. А.И. Герцена, направленной на развитие профессиональной компетенции, заключающейся в способности осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность. Выявлены трудности студентов педагогического вуза, которые они испытывают при организации воспитательной работы в период прохождения педагогической практики в школе. Представленный материал позволяет сделать вывод, что реализация разработанных учебно-методических материалов в образовательном процессе на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена способствует формированию профессиональной компетенции у студентов в области воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Ю. Абрамова, И С. Елизарова, Г И. Рзаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING COMPETENCE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article considers topical issues of training future teachers to implement educational activities in an educational organization. The goals, objectives and main areas of educational work in the field of life safety are defined. The regulatory and legal documents that specify the requirements for organizing educational activities of a teacher in an educational organization are considered. The aspects of the program and content support for the methodological training of bachelors of pedagogical education at the Herzen State Pedagogical University aimed at developing professional competence, consisting in the ability to carry out targeted educational activities, are presented. The difficulties of students of the pedagogical university that they experience in organizing educational work during their pedagogical practice at school are identified. The presented material allows to conclude that the implementation of the developed educational and methodological materials in the educational process at the Faculty of Life Safety of the Herzen State Pedagogical University contributes to the formation of professional competence in students in the field of educational activities.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

all types of speech activity), Cognition (building of cognitive skills during presentation preparation), Culture (the ability to defend a presentation, command of speech etiquette, the ability to communicate with the audience). Thus, presentation defense can be an objective assessment of a student's achievements as a result of their learning based on CLIL approach [11].

A year of observation indicates that CLIL can be an effective approach to teaching foreign languages at a technical university. The integration of a foreign language into the content of subject disciplines contributes to the building of students' language skills, as well as their understanding of technical concepts.

CLIL approach undoubtedly has a number of advantages, as it:

- contributes to foreign language communicative capacity building;

- strengthens intercultural knowledge and mutual understanding;

- builds intercultural communication skills;

- creates a better working environment;

Библиографический список

- builds interest in using the language in different areas of life;

- provides a link to a future career;

- does not require additional hours of study, etc.

The authors have come to the conclusion that even partial application of the CLIL approach in foreign language classes can be very valuable since it makes the learning process more interactive and increases students' motivation to master a foreign language. It contributes to simultaneous acquisition of both content knowledge and language skills, so students are able to develop proficiency in the target language while expanding their knowledge in professionally-oriented disciplines. Implementation of CLIL during the classes in the discipline "Foreign Language in Professional Activity" enhances students' language abilities, expands their cross-cultural understanding and communication skills, develops critical thinking and builds students' foreign language communicative capacity. CLIL can be a useful tool for preparing students for success in an increasingly globalized world and strengthening their self-confidence.

1. Rodriguez Bonces J. Content and Language Integrated Learning (CLIL): Considerations in the Colombian Context. GIST Education and Learning Research Journal. 2012; № 6 (6): 177-189. Available at: http://search.proquest.com/docview/1697491872?accountid=8144

2. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension-Actions, Trends and Foresight Potential. Available at: http://europa.eu.int/comm/education/ languages/index.html

3. Temirova F., Westall D. Analysis of first and foreign language use in content and language integrated learning (CLIL) classrooms. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 178: 217-221.

4. Ball P. What is CLIL? 2002: 11-13. Available at: http://www.onestopenglish.com/clil/methodology/articles/article-what-is-clil/500453.article

5. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. Longmans, Green and Co LTD, 1956.

6. Coyle D. CLIL - a pedagogical approach. Hornberger N. Encyclopedia of Language and Education. 2008: 97-111.

7. Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015.

8. Барахович И.И. Коммуникативный потенциал личности: постижение смыслов. The Emissia Offline Letters. Научно-педагогический интернет-журнал. 2013.

9. Ивкина Ю.А. Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2002.

10. Кривова И.А., Прокина Е.Н. Технология CLIL на уроках английского языка. Молодой ученый. 2020; № 50 (340): 478-480. Available at: https://moluch.ru/ archive/340/76460/

11. Yuzhakova Y.V. The role of foreign language teaching and learning in the humanization of higher technical education. Современное инженерное образование: вызовы и перспективы: материалы II Национальной научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023: 242-247.

References

1. Rodriguez Bonces J. Content and Language Integrated Learning (CLIL): Considerations in the Colombian Context. GIST Education and Learning Research Journal. 2012; № 6 (6): 177-189. Available at: http://search.proquest.com/docview/1697491872?accountid=8144

2. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension-Actions, Trends and Foresight Potential. Available at: http://europa.eu.int/comm/education/ languages/index.html

3. Temirova F., Westall D. Analysis of first and foreign language use in content and language integrated learning (CLIL) classrooms. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 178: 217-221.

4. Ball P. What is CLIL? 2002: 11-13. Available at: http://www.onestopenglish.com/clil/methodology/articles/article-what-is-clil/500453.article

5. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. Longmans, Green and Co LTD, 1956.

6. Coyle D. CLIL - a pedagogical approach. Hornberger N. Encyclopedia of Language and Education. 2008: 97-111.

7. Zimina N.A. Psihologicheskaya diagnostika kommunikativnogo potenciala lichnosti: metodicheskie rekomendacii dlya studentov. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2015.

8. Barahovich I.I. Kommunikativnyj potencial lichnosti: postizhenie smyslov. The Emissia Offline Letters. Nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal. 2013.

9. Ivkina Yu.A. Razvitie kommunikativnogo potenciala studentov tehnicheskogo universiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2002.

10. Krivova I.A., Prokina E.N. Tehnologiya CLIL na urokah anglijskogo yazyka. Molodoj uchenyj. 2020; № 50 (340): 478-480. Available at: https://moluch.ru/ archive/340/76460/

11. Yuzhakova Y.V. The role of foreign language teaching and learning in the humanization of higher technical education. Sovremennoe inzhenernoe obrazovanie: vyzovy i perspektivy: materialy II Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Magnitogorsk: Magnitogorskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. G.I. Nosova, 2023: 242-247.

Crnатья поступила в редакцию 31.10.24

УДК 378.147

Abramova V.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Elizarova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Rzaeva G.I., senior teacher, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING COMPETENCE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY.

The article considers topical issues of training future teachers to implement educational activities in an educational organization. The goals, objectives and main areas of educational work in the field of life safety are defined. The regulatory and legal documents that specify the requirements for organizing educational activities of a teacher in an educational organization are considered. The aspects of the program and content support for the methodological training of bachelors of pedagogical education at the Herzen State Pedagogical University aimed at developing professional competence, consisting in the ability to carry out targeted educational activities, are presented. The difficulties of students of the pedagogical university that they experience in organizing educational work during their pedagogical practice at school are identified. The presented material allows to conclude that the implementation of the developed educational and methodological materials in the educational process at the Faculty of Life Safety of the Herzen State Pedagogical University contributes to the formation of professional competence in students in the field of educational activities.

Key words: education, educational activities, professional training, professional competencies

В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vera.jurievna@mail. ru

И.С. Елизарова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

Г.И. Рзаева, ст. преп., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в образовательной организации. Определены цели, задачи и основные направления воспитательной работы в области безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены нормативно-правовые документы, в которых указаны требования к организации воспитательной деятельности учителя образовательной организации. Представлены аспекты программно-содержательного обеспечения методической подготовки бакалавров педагогического образования РГПУ им. А.И. Герцена, направленной на развитие профессиональной компетенции, заключающейся в способности осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность. Выявлены трудности студентов педагогического вуза, которые они испытывают при организации воспитательной работы в период прохождения педагогической практики в школе. Представленный материал позволяет сделать вывод, что реализация разработанных учебно-методических материалов в образовательном процессе на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена способствует формированию профессиональной компетенции у студентов в области воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции

Воспитание детей является приоритетной государственной задачей, направленной на формирование молодого поколения, отвечающего вызовам современности и обладающего личностными качествами, такими как любовь и гордость за своё Отечество, ответственность за судьбу своей Родины, уважение к культуре и традициям своего народа. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты государственной политики в области воспитания детей, «обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение» [1]. Особая роль в воспитательной деятельности отводится системе образования. Поэтому в современных условиях актуальным является подготовка учителя, обладающего профессиональными компетенциями, которые способствуют осуществлять воспитательную деятельность в образовательной организации, создавать условия для развития личности обучающегося. Очевидно, что проблема методической подготовки бакалавра педагогического образования к воспитательной деятельности требует программно-содержательного обеспечения, направленного на повышение качества подготовки выпускников.

Цель исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена учебно-методических материалов для повышения уровня готовности студентов бакалавриата педагогического образования к осуществлению воспитательной деятельности в различных образовательных организациях. Реализация цели связана с выполнением ряда задач.

Задачи исследования:

1) разработать анкету и провести анкетирование для оценки готовности студентов факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена к осуществлению воспитательной деятельности в образовательной организации;

2) провести анализ учебных планов и содержания рабочих программ факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена в аспекте методической подготовки студентов к осуществлению воспитательной деятельности;

3) разработать и использовать в образовательном процессе учебно-методические материалы: учебные материалы лекционных и практических занятий, электронный учебный курс, направленные на методическую подготовку студентов к воспитательной деятельности.

Научная новизна: обоснование формирования у студентов способности осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в результате освоения содержания различных дисциплин.

Теоретическая значимость состоит в выделении объективных критериев сформированности способности осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность как фактора профессиональной педагогической подготовки студентов.

Практическая значимость заключается в создании и внедрении в образовательный процесс учебно-методических материалов, направленных на формирование профессиональной компетенции (ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность): программы дисциплин; методические разработки лекционных и практических занятий, заданий для самостоятельной работы студентов (в печатном и электронном виде); электронный учебный комплекс (ЭУК).

Анализ основных нормативно-правовых и концептуально-программных документов определил обоснование содержания программ дисциплин, направленных на формирование у студентов способности осуществлять воспитательную деятельность в образовательной организации. В 2020 году Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» введена статья 12.1 «Общие требования к организации воспитания обучающихся», в которой отмечено о необходимости разработки «рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы» образовательной организацией [2]. В национальном проекте «Образование» указывается, что одной из задач является обновление содержания воспитательной работы в образовательной организации, направленной на создание «условий для воспитания гармонично развитой и социально

ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных культурных традиций». В этой связи выделяется такое направление развития системы образования, как совершенствование содержания не только образования, но и воспитания, обеспечивающих участие обучающихся в различных воспитательных мероприятиях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2021) указано, что «личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности» [3]. В данном документе обозначены основные направления воспитательной деятельности: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое.

Следует отметить, что ключевой задачей современного образования является духовно-нравственное развитие и воспитание молодого поколения, о чем указано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В данном документе сформулирован социальный заказ общеобразовательной школе и определены цели, задачи, характер современного воспитательного идеала.

Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей рассмотрены во многих исследованиях (О.А. Абдулина, Н.И. Болдырев, А.Н. Джуринский, Л.И. Новиков, С.А. Писарева, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.Е. Щуркова и др.), но, к сожалению, вопросы подготовки будущих учителей к осуществлению воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности изучены недостаточно.

Для реализации одной из поставленных задач, а именно - разработки учебно-методических материалов, направленных на формирование готовности будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности, мы изучили взаимосвязь трудовой функции (воспитательная деятельность), заявленной в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», и компетенций, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (поколений 3++), результаты которой представлены в табл. 1. Воспитательная деятельность является одной из трудовых функций, выделенной в профессиональном стандарте, в соответствии с которой педагог должен владеть определенными знаниями, умениями и выполнять трудовые действия, например: уметь определять воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся; проектировать и реализовывать воспитательные программы; использовать различные виды деятельности и приемы современных педагогических технологий в воспитательной работе. Данной трудовой функции (воспитательной деятельности) соответствуют компетенции (ОПК-3; ОПК-4; ПК-2), которые должны быть сформированы у выпускников бакалавриата педагогического направления в результате освоения образовательной программы.

Анализ учебных планов образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (год приёма 2023 и 2024) показал, что компетенции (ОПК-3, ОПК-4, ПК-2), направленные на формирование готовности студентов к осуществлению воспитательной деятельности в образовательной организации, содержатся в различных модулях и дисциплинах. Следует отметить, что в данных учебных планах появился модуль «Воспитательная деятельность», на изучение которого отводится 18 з.е. Изучение дисциплин данного модуля начинается со 2 курса бакалавриата и предполагает освоение содержания новых дисциплин, таких как «Решение профессиональных задач классного руководителя», «Организация внеурочной деятельности (по предмету). Сравнительный анализ учебных планов образовательной программы бакалавриата, в соответствии с которыми продолжают обучение студенты 3 и 4 курсов (год приёма 2022 и 2021) РГПУ им. А.И. Герцена факультета безопасности жизнедеятельности, показал, что дисциплины «Введение в профессию», «Современные основы обучения», «Методика обучения и воспитания

Таблица 1

Взаимосвязь воспитательной деятельности педагога и формируемых компетенций у выпускников педагогических вузов

Трудовая функция: Воспитательная деятельность Компетенции стандарта ФГОС 3++

Трудовые действия: регулирование поведения обучающихся; реализация современных форм и методов воспитательной работы; постановка воспитательных целей; проектирование и реализация воспитательных программ; использование различных видов деятельности ребенка; развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимые умения: строить воспитательную деятельность с учетом, возрастных и индивидуальных особенностей; общаться с детьми, признавать их достоинство; мотивировать учебно-познавательную деятельность; поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п. Необходимые знания: основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты; история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем; основные закономерности возрастного развития; основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (знает принципы и подходы, методы и приёмы процесса воспитания; умеет создавать воспитательные ситуации; владеет методами и приёмами нравственного развития и формирования ценностного поведения обучающихся). ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность (демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой учебного предмета; демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка, методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий; демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям обучающихся по вопросам воспитания

Таблица 2

Дисциплины, направленные на формирование компетенций, способствующих осуществлять воспитательную деятельность в образовательной организации

Дисциплины модуля «Методический» (учебный план, год приёма 2021 и 2022) Дисциплины модуля «Воспитательная деятельность» и модуля «Предметно-методический» учебный план, год приёма 2023 и 2024)

«Введение в профессию» (ОПК-3 изучается на 1 курсе): - содержание профессиональной деятельности учителя ОБЖ и преподавателя-организатора Модуль «Предметно-методический» «Введение в профессию» (ОПК-3 изучается на 1 курсе): - содержание профессиональной деятельности учителя ОБЗР и преподавателя-организатора

«Современные основы обучения» (ОПК-3, 4 изучается на 2 курсе): - методические основы обучения, воспитания и развития обучающихся; - понятие о методике обучения и воспитания; - методические системы обучения и воспитания; - технологии, методы, диагностика результатов обучения и воспитания; - воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе обучения безопасности жизнедеятельности; - задачи воспитания и развития обучающихся в области безопасности жизнедеятельности; - учет социальных, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания Модуль «Предметно-методический» «Современные основы обучения» (ОПК-3, 4 изучается на 2 курсе): - методические основы обучения, воспитания и развития обучающихся; - понятие о методике обучения и воспитания; - методические системы обучения и воспитания; - технологии, методы, диагностика результатов обучения и воспитания; - воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе обучения безопасности жизнедеятельности; - задачи воспитания и развития обучающихся в области безопасности жизнедеятельности. - учет социальных, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания

«Методика обучения и воспитания (образование в области безопасности жизнедеятельности)» (ОПК-3, 4 изучается на 2 и 3 курсах): - формы обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности; - воспитательные возможности урока; - формы и методы воспитательной работы на уроке; - частные методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности Модуль «Предметно-методический» «Методика обучения (образование в области безопасности жизнедеятельности)» (ОПК-3, 4; ПК-2 изучается на 2 и 3 курсах): - решение воспитательных задач в области безопасности жизнедеятельности через содержание учебного предмета; - воспитательные возможности урока по ОБЗР; - особенности диагностирования достижений обучающихся; - частные методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности

«Решение профессиональных задач учителя» (ОПК-3 изучается на 4 курсе): - структура педагогической деятельности; - профессиональные задачи, их виды; - выполнение профессионально-педагогических задач; - педагогическое общение в структуре деятельности педагога, коммуникативная задача, стили педагогического общения и их технологическая характеристика Модуль «Воспитательная деятельность» «Решение профессиональных задач классного руководителя» (ОПК-3, 4; ПК-2 изучается на 4 курсе): - основные направления и виды деятельности классного руководителя (патриотическое, интеллектуальное, эстетическое, экологическое, трудовое и т. д.); - задачи воспитательной работы классного руководителя; - содержание и средства воспитательной работы школьников; - патриотическое воспитание школьников в деятельности классного руководителя; - деятельность педагога по эстетическому воспитанию и формированию культуры здоровья обучающихся. - экологическое воспитание обучающихся; - организация и проведение профориентационной работы

Модуль «Воспитательная деятельность» «Организация внеурочной деятельности (по предмету)» (ОПК-3, 4; ПК-2 изучается на 4 курсе): - роль внеурочной деятельности в формировании личности безопасного типа поведения; - цели, задачи внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности; - выбор методов и приемов обучения при проведении внеурочных занятий по формированию личности безопасного типа поведения

(образование в области безопасности жизнедеятельности)» и др. направленны на формирование методической готовности студентов к осуществлению воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности и входят в «Методический» модуль. В табл. 2 представлена сравнительная характеристика дисциплин разных учебных планов, в которых рассматриваются вопросы организации воспитательной деятельности по безопасности жизнедеятельности, разработанные и реализуемые кафедрой методики обучения безопасности жизнедеятельности факультета безопасности жизнедеятельности (ФБЖ) РГПУ / им. А.И Герцена.

Важной частью методической подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности являются различные виды практик (учебная практика (предметно-содержательная); учебная практика (ознакомительная); производственная практика (педагогическая); производственная практика (стажерская); производственная практика (летняя)), ориентированные на практическую подготовку студентов к воспитательной деятельности, в ходе которых происходит отработка умений, необходимых для осуществления воспитательной работы в школе. Следует отметить, что «в ходе прохождения учебной и производственной практики бакалавры проходят следующие этапы: организационный, проектный, процессуальный и рефлексивный» [4].

С целью определения состояния сформированности профессиональной компетенции (ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность), направленной на готовность студента бакалавриата организовывать воспитательную деятельность в образовательной организации и последующую разработку учебно-методических материалов, сотрудниками факультета безопасности жизнедеятельности было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Основой формирования профессиональной компетенции - способность осуществлять воспитательную деятельность - являются:

- когнитивный компонент (знание принципов воспитания, основных воспитательных теорий, подходов в организации воспитательного процесса, методов и приёмов процесса воспитания, основных направлений воспитательной работы по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР));

- функциональный компонент (умение определять цели и задачи воспитательного процесса, владение методами и приёмами воспитания школьников);

- личностный компонент, проявляющийся в личной позиции и наличии ценностных ориентиров.

Разработанные вопросы анкеты были направлены на выявление знаний студентов (когнитивный компонент) в области организации воспитательного процесса по безопасности жизнедеятельности. Проведенное анкетирование обучающихся факультета безопасности жизнедеятельности, в котором приняли участие 76 обучающихся бакалавриата 3 и 4 курса, демонстрирует, что студенты имеют широкий спектр знаний в области воспитательной деятельности. Большинство респондентов определяют цели, задачи и направления воспитательной работы в школе; характеризуют основные формы и методы воспитания. Ответы студентов как 3 курса, так и 4 курса на вопрос «Какие формы воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности в школе вам известны?» демонстрируют знание организационных форм воспитания школьников в основном по количеству участников воспитательного процесса: индивидуальные (беседа, консультация); групповые (диспут, конференция, круглый стол, игра, экскурсия); массовые (праздник, фестиваль, олимпиада, театрализованное представление) (рис. 1). Лишь несколько студентов определили формы воспитательной работы в соответствии с критерием характера доминирующей деятельности школьников (познавательная, игровая, коммуникативная, трудовая, спортивная, ценностно-ориентирующая).

Следующая группа вопросов была направлена на выявление знаний студентов о методах воспитания. Ответы на данные вопросы продемонстрирова-ли,чтобольшинствостудентов(78%) знают методыфор/шровашя сознания

Какие формы организации воспитательной деятельности по БЖ вы знаете?

■ беседа ^практическое занятие ^соревнование ^.праздник ш игра ^экскурсия.

Рис. 1. Результатьютветов на вопрос «Какие формыорганизации воспитательнойдеятельностип в безопанкисеи жизтыдеятельавиеи Вы знеите3»

(убеждение, внушение, беседа, рассказ, пример) и методы стимулирования, мотивации (поощрение, наказание, соревнование, одобрение, осуждение), но испытывают затруднения в определении методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (требование, приучение, упражнение, инструктаж, демонстрация) и методов контроля, оценки (диагностика, опрос, тестирование, самопроверка, самооценка, самоконтроль), считая, что данные методы относятся к обучающему процессу по предмету ОБЗР

Вопросы анкеты не в полной мере позволяют выявить функциональный и личностный компоненты профессиональной компетенции, направленной на осуществление воспитательной деятельности в образовательной организации, так как оценка умений, сформированных у студентов, требует более сложных методик. Тем не менее мы задали вопрос студентам, как они сами оценивают свою готовность к организации воспитательной деятельности в школе. Им были предложены критерии оценки своей готовности к осуществлению воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности в образовательной организации, среди которых они должны были оценить свою способность в выборе направленности воспитательного мероприятия по безопасности жизнедеятельности; в определении цели, задач, формы, методов и приемов воспитательного мероприятия; в планировании и проектировании воспитательного мероприятия.

Результаты ответов показывают, что большинство студентов 3 курса понимают значимость воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности и отмечают ее актуальность на современном этапе развития образования, но считают, что не в полной мере готовы к организации воспитательной деятельности в школе, им не хватает практического опыта.

Проанализировав ответы студентов бакалавриата 4 курса, которые успешно прошли педагогическую и стажерскую практику, следует отметить, что они оценивают свою готовность к проведению воспитательной деятельности в школе значительно выше, чем студенты 3 курса.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает предположение о необходимости создания учебно-методического комплекса по теме «Воспитательная деятельность по безопасности жизнедеятельности» в курсе «Методика обучения (образование в области безопасности жизнедеятельности)», реализация которого может обеспечить формирование профессиональной компетенции у будущих педагогов, способствующих готовности к воспитательной деятельности в школе. Данная дисциплина изучается на 2 и 3 курсе бакалавриата, для освоения которой используются интерактивные и активные формы занятий, такие как деловые игры, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, диспуты.

Для решения данной проблемы на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности разработан комплекс заданий практических занятий и внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»:

- изучение нормативно-правовой базы и опыта организации воспитательной деятельности учебных заведений;

- ситуационные задачи, направленные на решение конкретных воспитательных вопросов;

- участие студентов в конкурсных воспитательных мероприятиях для будущих педагогов в рамках изучения дисциплин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовка студентами совместных проектов по решению проблем воспитательной деятельности с учётом специфики образовательной организации и индивидуальных особенностей обучающихся и их публичная защита.

На практическом занятии по теме «Планирование воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности» студенты изучают требования, основные этапы, которые необходимо соблюдать при планировании воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности, знакомятся с основными видами планирования воспитательной деятельности и выполняют следующие задания:

- разработка календарно-тематического планирования воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности на четверть/год;

- составление схемы, отражающей этапы планирования воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности;

- разработка конспекта массового воспитательного мероприятия по безопасности жизнедеятельности патриотической (экологической, гражданской, военно-патриотической и др.) направленности.

Для внеаудиторной работы студентам предлагаются, например, такие задания:

- проанализируйте план воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности на примере конкретной школы;

- охарактеризуйте основные документы, необходимые для планирования воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности;

- изучите педагогический опыт в области организации и проведения массовых мероприятий в сфере безопасности жизнедеятельности и представьте в форме презентации;

- объясните суждение: «Методы воспитания - важный и сложный компонент учебно-воспитательного процесса в курсе ОБЗР»;

- предложите актуальную тему по безопасности жизнедеятельности для проведения классного часа;

- охарактеризуйте одно из направлений воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности [5].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что необходимо продолжить развитие компетенций у студентов бакалавриата, способных «применять современные методики и технологии организации воспитания школьников в области безопасности жизнедеятельности; определять наиболее рациональные формы, методы и технологии воспитания по безопасности жизнедеятельности; уметь составлять планирование воспитательной

Библиографический список

работы на уроках по предмету; проектировать процесс воспитания школьников во внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности» [6].

Очевидно, что проблема подготовки будущего учителя к проведению воспитательной деятельности в школе требует существенных изменений в программно-содержательном обеспечении образовательного процесса и во внедрении учебно-методических материалов, направленные на методическую подготовку студентов к воспитательной деятельности.

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ № 287 от 31.05.2021. Available at: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/

4. Попова РИ., Абрамова В.Ю. Роль преемственности в организации практик бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 1 (93): 146-150.

5. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 2 (57): 42-45.

6. Станкевич П.В. Приоритетные направления развития бакалаврского образования (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»). Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы XII Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск, 2022: 40-45.

References

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 goda № 996-r. Available at: http:// static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 08.08.2024). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Federal'nyj gosudarstvennyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz № 287 ot 31.05.2021. Available at: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1 ecc4ddb4c33/

4. Popova R.I., Abramova V.Yu. Rol' preemstvennosti v organizacii praktik bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 1 (93): 146-150.

5. Kiseleva 'E.M., Abramova V.Yu. Podgotovka magistrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti k vospitatel'noj rabote v usloviyah FGOS. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 2 (57): 42-45.

6. Stankevich P.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya bakalavrskogo obrazovaniya (profil' «Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti»). Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: sovremennye vyzovy, nauka, obrazovanie, praktika: materialy XII Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Yuzhno-Sahalinsk, 2022: 40-45.

Статья поступила в редакцию 05.10.24

УДК 378.4

Anyushenkova O.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

IMPACT OF LEADERSHIP COMPETENCIES OF HIGHER EDUCATION GRADUATES ON THEIR PROFESSIONAL SUCCESS. Leadership skills are essential for effective management in any organization. Lack of skills can cause communication problems, conflicts, low motivation and morale of employees, and many other destructive factors for the enterprise. Effective and strong leadership always has a positive impact, which ensures gains in the form of profit prospects and sustainable reputation. Leadership skills are important for any type of organization, including both academia and industry. In this regard, there is a need for cooperation between both parties, both industry and higher education institutions, to exchange existing knowledge that they can share with students and with employees of industrial organizations. The article focuses on the leadership competency model developed by the author, which lists five clusters of leadership skills, namely: personal effectiveness, cognitive ability, ability to lead others, charisma, i.e. impact and influence, as well as action, achievement and result, which include 15 more smaller leadership elements within the competency model. For this study, a survey of 30 postgraduates of the Financial University under the Government of the Russian Federation was conducted, which made it possible to determine which elements of leadership competencies helped them in their workplace, had the greatest impact and contributed to their advancement to leadership positions in the organization.

Key words: industry, higher education, leadership competency model, cooperation, universities, management, graduates

О.Н. Анюшенкова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА УСПЕХ В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лидерские навыки необходимы для эффективного управления в любой организации. Отсутствие навыков может вызвать проблемы в общении, конфликты, низкую мотивацию, отсутствие морального духа сотрудников и многие другие разрушительные факторы для предприятия. Эффективное и сильное руководство всегда оказывает положительное влияние, что обеспечивает выигрыш в виде перспективы получения прибыли и устойчивой репутации. Лидерские навыки важны для любого типа организации, включая как академическую среду, так и промышленность. В связи с этим существует необходимость в сотрудничестве обеих сторон, как промышленности, так и высших учебных заведений, для обмена имеющимися знаниями, которыми они могут поделиться со студентами и с сотрудниками промышленных организаций. В данной статье основное внимание уделяется модели лидерских компетенций, разработанной автором, в которой перечислены пять кластеров лидерских навыков, а именно: личная эффективность, познавательная способность, способность руководить другими, харизма, т. е. воздействие и влияние, а также действие, достижение и результат, которые включают еще 15 меньших элементов лидерства в рамках модели компетенций. Для этого исследования был осуществлен опрос 30 выпускников прошлых лет Финансового университета при Правительстве РФ, что позволило определить, какие элементы лидерских компетенций помогли им на их рабочем месте, оказали наибольшее влияние и способствовали их продвижению на лидерские позиции в организации.

Ключевые слова: промышленность, высшее образование, модель лидерских компетенций, сотрудничество, университеты, управление, выпускники

Актуальность данного исследования заключается в том, что лидерские навыки являются одним из важнейших требований в управлении организацией. Это касается всех отраслей, включая как академическую среду, так и промышленность. Отсутствие навыков может повредить репутации организации или

в худшем случае привести к ее краху. Следовательно, на развитие лидерских компетенций необходимо обратить пристальное внимание в высших учебных заведениях, особенно при подготовке выпускников для работы в реальном промышленном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.