А. А. НЕЧАЕВ,
доцент кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
A. A. NECHAYEV, Candidate of Law, Associate Professor at the Department of Management of Crimes Investigation Bodies and Units (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.102
Организация деятельности органов предварительного следствия по расследованию нераскрытых преступлений: проблемы и пути совершенствования
Ways to Solve Problems in and Improve Organization of Preliminary Investigation of Unsolved Crimes
В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся организации деятельности органов предварительного следствия по расследованию нераскрытых преступлений, раскрываются способы и формы организационного обеспечения данного вида деятельности.
Нераскрытое преступление, организационное обеспечение, следственно-оперативная группа, приостановление предварительного расследования.
The author reviews and analyzes available ways and forms of providing organizational support to law enforcement bodies and units that conduct preliminary investigation of unsolved crimes. Problems in this work are identified and possible ways to tackle them proposed.
Unsolved crime, organizational back-up, detection and investigation group, suspension of preliminary investigation.
Раскрытие и расследование нераскрытых преступлений относятся к одним из приоритетных направлений в деятельности органов предварительного следствия [2]. Преступление как наиболее опасный вид правонарушений причиняет серьезный вред личности, правам и свободам граждан, обществу и государству. Поэтому, как справедливо заметил А. В. Образцов, правосудие является гарантией реализации прав человека. В процессе правосудия не только реализуется право на справедливое судебное разбирательство и доступ к правосудию, но и в целом обеспечивается вся система прав и свобод человека, нормативное функционирование гражданского общества и государства [4].
Следовательно, решение задачи по защите прав и законных интересов лиц и организаций,
потерпевших от преступления, в значительной степени обеспечивается эффективным предварительным расследованием. В связи с этим необходимо обратить внимание на содержание задачи, стоящей перед руководителями органов предварительного следствия при организации расследования преступлений, по которым виновное лицо не установлено, так как количество уголовных дел о нераскрытых преступлениях ежегодно составляет более половины от всех расследованных преступлений и негативно влияет на возможность обеспечить гарантированную законом защиту граждан от преступных посягательств и восстановление их нарушенных прав. (В настоящее время остаток приостановленных дел за все годы по состоянию на 2016 г. составляет — 6 712 238 уголовных дел, из них значи-
тельную часть (более 97 %) притока уголовных дел о нераскрытых преступлениях составляют уголовные дела, приостановленные по п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) [1]).
Одной из основных задач по организации расследования нераскрытых преступлений, которая стоит перед руководителями органов предварительного следствия в системе МВД России, является организация выполнения подчиненными сотрудниками органов предварительного следствия всех предусмотренных законом требований, направленных на установление виновных лиц и своевременное завершение уголовного судопроизводства в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также иных заинтересованных лиц, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен вред [3].
Представляется, что организация деятельности органов предварительного следствия по уголовным делам данной категории состоит в том, чтобы виновное лицо было установлено и были исключены обстоятельства для принятия процессуального решения о приостановлении уголовного дела. Следовательно, содержание деятельности подчиненных сотрудников предопределяет поиск их руководителями способов и форм организации этой работы на данном направлении, к которым следует отнести следующее:
— организацию проверки сообщений о преступлениях (как поступивших в дежурную часть территориального органа МВД России, так и инициативно выявленных сотрудниками оперативных подразделений). Если совершенное преступление входит в Перечень информации по уголовным делам, предоставляемой в Следственный комитет при МВД России руководителями главных следственных управлений (следственных управлений, отделов) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО (далее - Перечень), который приведен в приложении № 24 приказа МВД России от 4 января 1999 г. № 1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422» (вместе с «Положением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», «Положением о помощнике следователя»), то необходимо также организовать подготовку и направление спецсообщения с приложением соответствующих материалов в Следственный департамент МВД России в течение пяти суток после возбуждения уголовного дела;
— организацию деятельности подчиненных сотрудников по установлению виновного лица в дежурные и последующие 5—10 суток. Если
виновное лицо не установлено, то необходимо принять меры по поиску виновного лица и организации работы по сбору доказательств путем производства всех следственных и процессуальных действий, возможных в отсутствие подозреваемого либо обвиняемого;
— осуществление проверки полноты проведенного расследования за 10 суток до истечения срока, установленного ч. 1 ст. 162 УПК РФ, и дача письменных указаний при необходимости;
— осуществление проверки законности и обоснованности решения о приостановлении предварительного следствия. Если совершенное преступление входит в Перечень, то необходимо также организовать подготовку и направление спецсообщения с приложением соответствующих материалов в Следственный департамент МВД России в течение трех суток с момента вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу;
— организацию деятельности подчиненных сотрудников по установлению виновных лиц после приостановления производства по уголовным делам, по которым они не установлены.
Каждый вышеприведенный этап отличается от другого спецификой решаемых задач, используемых сил, средств и методов, а также видами и содержанием управленческих решений, принимаемых руководителями органов предварительного следствия в зависимости от используемого способа организационного обеспечения расследования уголовных дел, по которым виновное лицо не установлено.
К основным способам организационного обеспечения можно отнести создание разнообразных временных или постоянных организационных образований. Вместе с тем на практике отсутствует единый подход к созданию данных организационных образований. В частности, в зависимости от региона и складывающейся на его территории практики создаются разнообразные специализированные следственно-оперативные группы. Например, в Республике Карелия с целью раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против личности категории «прошлых лет» совместным приказом создана межведомственная рабочая группа прокуратуры Республики Карелия, Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Карелия, МВД по Республике Карелия (приказ от 4 февраля 2011 г. № 5/30/154); приказом МВД по Республике Крым от 1 сентября 2015 г. № 817 сформирована и создана специализированная следственно-оперативная группа по раскрытию и расследованию уголовных дел о преступлениях «прошлых лет»; приказом УМВД России по Омской области от 27 августа 2015 г. № 743 создана постоянно действую-
щая рабочая группа по оценке эффективности взаимодействия служб, направленная на выявление недостатков по организации расследования преступлений, в том числе по которым виновное лицо не установлено.
Вместе с тем необходимо выработать единый подход к созданию временных или постоянных организационных образований, установив специфику решаемых задач на конкретном этапе организации работы по преступлениям, по которым виновное лицо не установлено, определить используемые силы, средства и методы, а также виды и содержание управленческих решений, принимаемых руководителями органов предварительного следствия либо начальником территориального органа МВД России в зависимости от используемого способа организационного обеспечения расследования уголовных дел, по которым виновные лица не установлены.
При создании временных или постоянных организационных образований перед руководителями органов предварительного следствия и начальниками территориальных органов МВД России должна стоять задача, направленная на повышение эффективности предварительного расследования путем организации выполнения подчиненными сотрудниками всех предусмотренных нормативными правовыми актами и обусловленных фактическими обстоятельствами каждого уголовного дела следственных и иных процессуальных действий, разыскных мер для установления лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осуществления их уголовного преследования в целях своевременного завершения уголовного судопроизводства и обеспечения защиты прав и свобод потерпевших от преступлений.
Например, организация деятельности подчиненных сотрудников по установлению виновных лиц после приостановления производства по уголовным делам, по которым виновное лицо не установлено, является одним из приоритетных направлений в Следственном комитете РФ. Раскрытия и расследования преступлений прошлых лет регламентируются специальным нормативным актом — приказом Следственного комитета РФ от 31 июля 2015 г. № 65 «Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет». Анализ положений этого нормативного правового акта позволяет выделить следующее:
1) в целях придания системного характера реализации указанного выше приоритетного направления во всех следственных управлениях Следственного комитета по субъектам РФ созданы аналитические группы, возглавляемые, как правило, одним из заместителей руководителя следственного управления. При наличии большого количества уголовных дел о преступле-
ниях прошлых лет в следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам на постоянной основе создаются аналитические группы;
2) главной задачей создаваемых аналитических групп является принятие исчерпывающих мер к установлению лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, а также установлению местонахождения и розыску подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостанавливалось до начала текущего отчетного года по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ;
3) руководители аналитических групп организовывают планомерное и постоянное изучение уголовных дел о преступлениях прошлых лет, а также организовывают проверку фактического наличия приобщенных к ним вещественных доказательств, по каждому уголовному делу определяют полноту проведенного расследования и возможность получения новых доказательств с применением современных технико-криминалистических средств, производства различных видов судебных экспертиз, использования федеральных и региональных учетов информационных и экспертно-криминалисти-ческих подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем в целях повышения эффективности деятельности по раскрытию преступлений, по которым виновное лицо не установлено, необходимо использовать следующие формы организационного обеспечения:
— установление специализации следователей посредством применения линейного, зонального или линейно-зонального принципа распределения обязанностей. При этом специализацию необходимо устанавливать в зависимости от вида задач, решаемых в период предварительного следствия или после приостановления уголовного дела и выполнения требований п. 1 ч. 2 ст. 209 УПК РФ;
— создание временных или постоянных организационных образований, предназначенных для объединения усилий должностных лиц, выполняющих при расследовании преступлений взаимосвязанные или взаимодополняющие функции (следственные группы, следственно-оперативные группы). В зависимости от вида решаемых задач временные или постоянные организационные образования могут создаваться также в период предварительного следствия или после приостановления уголовного дела и выполнения требований п. 1 ч. 2 ст. 209 УПК РФ;
— образование в составе органа предварительного следствия самостоятельных подразделений (групп, отделений, отделов), объединя-
ющих в себе должностных лиц, выполняющих однородные функции по расследованию уголовных дел о нераскрытых преступлениях в период производства предварительного следствия или после приостановления уголовного дела и выполнения требований п. 1 ч. 2 ст. 209 УПК РФ.
Все вышеприведенные способы и формы организационного обеспечения расследования уголовных дел о нераскрытых преступлениях должны избираться руководителями органов предварительного следствия, исходя из специфики оперативной обстановки на обслуживаемой территории, результатов анализа массива приостановленных уголовных дел, содержащейся в них доказательственной информации. Умелое сочетание способов и форм организационного обеспечения расследования преступлений, по которым виновное лицо не установлено, при-
звано повысить эффективность и результативность деятельности по реализации назначения уголовного судопроизводства. Однако, по нашему мнению, все вышесказанное требует своего закрепления в ведомственном нормативном правовом акте, который бы определял единый подход к организации деятельности органов предварительного следствия, устанавливал специфику решаемых задач на конкретном этапе организации работы по преступлениям, по которым виновное лицо не установлено, определял используемые силы, средства и методы, а также виды и содержание управленческих решений, принимаемых руководителями органов предварительного следствия либо начальником территориального органа МВД России— в зависимости от способов и форм используемого организационного обеспечения расследования уголовных дел о нераскрытых преступлениях.
Список литературы:
References:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской 1. Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ //
СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
2. Расширенное заседание коллегии МВД России по итогам работы за 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальные право- 2. вые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/news (дата обращения: 10.10.2017).
3. Валов С. В. Организационное обеспечение расследования уголовных дел о пре- 3. ступлениях прошлых лет // Раскрытие
и расследование преступлений серийных и прошлых лет: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 16 марта 2017 г.). М., 2017.
4. Образцов А. В. Назначение уголовного су- 4. допроизводства и процессуальное руководство расследованием преступлений // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).
The Criminal and procedural codex of the Russian Federation from the 18th of December, 2001. № 174-03 // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2001. № 52 (part I). Article 4921.
Expanded meeting of the Ministry of the Interior of Russia collegiums for the results of 2016 [Electronic resource] // The official law resources of the President of Russia. URL: http://kremlin.ru/ news (access date: 10.10.2017). Valov S. V. The organizational provision of crime cases investigation about the last years' crimes // Opening and investigation serial crimes and last years' ones: the materials of the International science practical conference (Moscow, the 16th of March, 2017). M., 2017. Obraztsov A. V. The criminal proceedings appointment and procedural management of crimes investigation // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 3 (39).
E-mail: [email protected]
86