ских интересов на мировой «сцене», т. е. для экономической безопасности и упрочения страны в целом. А острые проблемы, рассмотренные в статье, которые накапливались десятилетиями - это только «вершина айсберга». Но как бы это противоречиво ни звучало, проблемы есть двигатель прогресса, потому что они являются стимулом внедрения инноваций в различных сферах деятельности.
Литература
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г // Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. С. А. Смирнова. - М., 2001.
2. Соглашение по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). Текст Соглашения официально не был опубликован.
3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (в ред. от 23.04.2012 г.) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 4.
4. Зыков А. А., Зыкова А. А. перспективы развития Евразийского экономического союза // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции в 2-х частях. - М., 2016. С. 813-822.
5. Зыков А. А., Котов А. Ю. Перспективы развития системы таможенного администрирования в условиях формирования Евразийского экономического союза // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МУ им. С. Ю. Витте, 2015. С. 496-508.
6. Каюмова У. М., Зубец А. Ж. Изменение логистики завоза товаров в связи с санкциями // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2015. № 1 (12). С. 44-47.
7. Зубец А. Ж. Анализ обеспеченности городов-миллионников России транспортной инфраструктурой // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2016. № 2 (17). С. 54-59.
8. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. - М., 2016.
Customs value and its problems in modern customs affairs
Andrey Alexeevich Zykov, associate Professor, candidate of economic Sciences, Faculty of Economics and Finance, Department of Customs business, Moscow Witte University
The article considers the essence and the determination of the customs value of goods imported into the customs territory of the countries - participants of the Eurasian Economic Union, as well as identifying the most problematic issues that arise in determining the customs value of imported goods.
Keywords: customs value, license fees, false declaration, the manipulation with the customs value.
УДК 332.146.2, 338.242.4
ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Наталья Петровна Суптело, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,
e-mail: nsuptelo@muiv.ru, Московский университет им. С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru
В статье рассматривается процесс организации поддержки малого бизнеса на региональном уровне. Этот процесс рассмотрен на примере деятельности ГБУ «Малый бизнес Москвы». Показана специфика и динамика оказания данным учреждением услуг по поддержке предпринимателей московского региона. Выявлены недостатки региональной бюджетной поддержки малого бизнеса. Предложены меры по повышению эффективности государственной бюджетной поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес; малое и среднее предпринимательство; поддержка малого бизнеса; малый бизнес Москвы.
Б01: 10.21777/2307-6135-2016-4-30-35
В настоящее время правительство Российской Федерации применяет различные инструменты, позволяющие поддерживать малый бизнес, в том числе финансовую, имущественную, информационную и иные формы поддержки.
На уровне федерации произошло формирование многоканальной системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Ключевую роль в ней играют такие компоненты, как программа Минэкономразвития РФ, программы льготного кредитования, предоставления гарантий, которые реализует Внешэкономбанк и Агентство кредитных гарантий. Кроме того, следует отметить реализацию отдельных программ Н. П. Суптело Минсельхоза РФ, Минтруда РФ, а также Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической области.
За период 2013-2014 гг. на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса было выделено из средств федерального бюджета 135 млрд рублей (83,7 млрд рублей только в 2014 году).
Основная цель Федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства - увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в российской экономике, а ее реализация с 2005 года поручена Минэкономразвития РФ. Как предусматривается в программе, Минэкономразвития РФ должно распределить средства федерального бюджета между субъектами Федерации на конкурсной основе, что поспособствует реализации мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках софинансирования. Процесс софинансирования расходных обязательств из средств региональных бюджетов необходим для привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета финансовых средств регионов, а также для стимулирования региональных властей к повышению эффективности программ поддержки малого и среднего бизнеса. Важно отметить, что уровень софинансирования определяется индексом бюджетной обеспеченности региона -его ежегодно рассчитывают в Минфине РФ, и его показатель примерно равен 70%.
Согласно государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015 году по итогам конкурсов распределялись средства между 85 субъектами Российской Федерации в размере свыше 16,9 млрд рублей. Это может увеличить капитализацию государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ по развитию малого и среднего бизнеса, вследствие чего может расшириться круг тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые получили финансовую поддержку.
В конце 2014 года Правительство Москвы приняло изменения в программу «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность Москвы на 2012-2018 гг.» [1], направленную на повышение уровня экономического и социального развития столицы. Часть данной программы составляет подпрограмма «Москва - город для бизнеса и инноваций на 2012-2018 годы».
Цель подпрограммы состоит в том, чтобы увеличить конкурентоспособность экономики города Москвы, повысить благосостояние граждан, в частности через стимулирование комплексного развития промышленных зон, являющихся центрами притяже-
ния высокотехнологичных фирм и высокооплачиваемых специалистов, создание благоприятных условий для развития научной, инновационной и инжиниринговой деятельности, обеспечение условий самозанятости граждан [2, с. 437].
Данная программа предполагает осуществление предоставления субсидий предприятиям малого бизнеса г. Москвы - речь идет о субсидиях на возмещение процентов по кредиту. Максимальный размер субсидии: 5 000 000 рублей (не более чем ставка рефинансирования в течение 3-х финансовых лет) [3]. Назначение субсидии: компенсация затрат субъектов малого и среднего бизнеса на уплату процентов по кредитам, которые были получены в кредитных организациях в целях поддержки и развития их деятельности, в частности для обновления основных средств (сюда не входят кредиты, полученные для приобретения легковых транспортных средств).
Условия получения субсидии: юридическое лицо должно соответствовать критериям субъекта малого и среднего бизнеса (положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Деятельность субъекта малого или среднего предпринимательства осуществляется с позиций резидента, относящегося к технологическому парку, технополису или индустриальному парку города Москвы. Организацию (включая индивидуальных предпринимателей) необходимо зарегистрировать как налогоплательщика на территории города Москвы, при этом у субъекта МСП на день подачи заявки срок просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и ряду прочих обязательных платежей в федеральный бюджет и бюджет города Москвы не должен быть выше, чем три месяца.
На день подачи заявки нужно учитывать отсутствие незавершенных договоров на предоставление субсидии из бюджета города Москвы. У организации не должно быть зафиксировано нарушений договорных обязательств, которые обеспечивались за счет средств городского бюджета, в течение последних трех лет на момент подачи заявки.
Фирма должна иметь заключенный кредитный договор с кредитным учреждением, относящимся к кредитным организациям, отобранным в соответствии с установленным порядком акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и заключившим с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве. Этот документ можно заменить получением одобрения кредитного учреждения на выдачу кредита.
Помимо этого в настоящее время осуществляется реализация Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» на период 2012-2018 годы [1]. На реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве» государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» (далее - подпрограмма) в 2014 году было выделено 2 307 100,0 тысяч рублей.
Прием заявок на получение субсидии малыми предприятиями осуществляется через Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, что предполагает проведение экспертизы проекта, предложенного предпринимателем для правительственной поддержки. Ожидается, что в ходе обращения за субсидией предприниматель не просто желает получить бюджетные средства в качестве некой первоначальной опоры, но и демонстрирует готовность к самостоятельному участию в своем проекте. Как видно из системы рейтинга, утвержденной в постановлении правительства Москвы и позволяющей сравнивать поступившие проекты, более высоким статусом обладают проекты, в которые предпринимателем на момент обращения в орган был вложен больший объем собственных средств.
В результате реализации проекта предприниматель берет на себя обязанности выполнения определенных социально-экономических показателей, и если любой из показателей не выполнен, департамент вправе обратиться к нему и потребовать вернуть бюджетные средства.
Итак, получение субсидии в России для предприятия малого бизнеса связано с та-
кими аспектами:
1) оформление заявки установленной формы, позволяющей участвовать в конкурсе на субсидирование;
2) предоставление обоснования необходимости получать субсидию; предоставление проекта расходов (сметы);
3) предоставление других документов, подтверждающих обоснованность того или иного бизнес-плана.
4) вслед за предоставлением необходимой документации - процесс рассмотрения и экспертизы проекта.
Предприниматели, претендующие на получение финансовой поддержки, могут обратиться в государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» для получения консультаций. Кроме того, на базе подразделений ГБУ «Малый бизнес Москвы» организован прием документов для получения различных видов субсидий.
ГБУ «Малый бизнес Москвы» создано в апреле 2012 года с целью осуществления мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы. Деятельность ГБУ «МБМ» связана с улучшением привлекательности города Москвы для ведения бизнеса, с увеличением уровня доходов фирм малого и среднего предпринимательства, с ростом налоговых поступлений от субъектов МСП, а также с повышением числа создаваемых рабочих мест.
Деятельность ГБУ «МБМ» осуществляется в соответствии со следующим перечнем направлений:
- консультируются субъекты МСП и начинающие предприниматели по вопросам создания и ведения бизнеса в городе Москве, в частности касаемо вопросов участия в госзаказе (создание Единого центра госзаказа);
- ведется Реестр субъектов МСП и Реестр получателей государственной поддержки МСП;
- организуется обучение начинающих предпринимателей и специалистов компаний МСБ;
- принимаются меры финансовой поддержки субъектов МСП;
- организуется работа Центра по поддержке экспортно-ориентированных предприятий МСП;
- проводятся аналитические исследования деловой среды в городе Москве, измеряется эффективность принятия мер поддержки МСБ;
- реализуются мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательства.
По штатному расписанию в ГБУ «Малый бизнес» работает 60 сотрудников. Основной состав персонала учреждения представлен следующими функциональными единицами: юристы, бухгалтеры, финансисты-экономисты, менеджеры по работе с клиентами, специалисты по ведению проектов, маркетологи.
В функциональные обязанности юристов входит сопровождение решения юридических вопросов, поступающих от предпринимателей, проведение консультаций по вопросам регистрации и ведения бизнеса, помощь в оформлении документов на регистрацию предприятий и получение субсидий, выполнение анализа заявок, поданных предпринимателями для включения в «Реестр малых предприятий».
Бухгалтеры осуществляют помощь и поддержку малых предприятий по вопросам ведения бухгалтерского учета.
Финансисты-экономисты анализируют расчетные показатели заявок на получение субсидий малыми предприятиями, консультируют по вопросам разработки финансовой модели бизнес-проектов.
Менеджеры по работе с клиентами ведут деятельность по сопровождению малых предприятий на различных этапах получения консультационной помощи в ГБУ «Ма-
лый бизнес».
Специалисты по ведению проектов осуществляют помощь в реализации проектов малых предприятий по открытию фирм, поиску поставщиков, привлечению клиентов и заказчиков и т. д.
Маркетологи обеспечивают малые предприятия профессиональной информацией по проведению рекламной кампании, ценообразованию, формированию системы сбыта и решению других задач эффективного ведения коммерческой деятельности на рынке.
В целом, консультационная помощь ГБУ «Малый бизнес» выражается в полном сопровождении малых предприятий от момента регистрации и до выхода на уровень коммерческой эффективности на рынке.
Как можно увидеть по рис. 1, в 2015 году увеличился спрос на финансовые, налоговые и юридические консультации, а также по вопросам создания бизнеса и государственной регистрации. При этом отмечается резкое сокращение спроса на образовательные программы для МСП.
В 2014 году в ГБУ «Малый бизнес Москвы» на фоне планового значения 1 500 единиц провели комплексную экспертизу 1 534 проектов, которые были подготовлены субъектами малого и среднего бизнеса города Москвы. Более того, при плановом значении 42 500 единиц отмечено предоставление 39 716 консультаций субъектам МСП по общим вопросам, касающимся ведения предпринимательской деятельности.
При плановом значении 1 500 заявок в обработке была 1 401 заявка на получение финансовой поддержки. Причины неполного достижения планового значения показателя заключаются в меньшем, чем было отражено в планах, количестве заявок от субъектов МСП на получение финансовой поддержки.
Как показало исследование, проведенное в рамках подготовки данной работы, на сегодняшний день существуют действенные механизмы осуществления бюджетной поддержки малого бизнеса г. Москвы. В частности, ГБУ «Малый бизнес Москвы» выполняет значимую функцию консультационной поддержки предпринимателей на пути получения государственной бюджетной поддержки.
Однако, несмотря на высокую активность ГБУ в выполнении своих функций, сегодня существует некоторое количество нерешенных проблем, которые не позволяют осуществлять меры бюджетной поддержки на требуемом высоком уровне.
Рис 1. Динамика спроса на консультационные услуги ГБУ «Малый бизнес»
в 2014-2015 гг.
К таким проблемам относится низкая грамотность предпринимателей, что снижает качество подаваемых заявок, низкая заинтересованность субъектов МСП в обращении за субсидиями по причине пугающего количества требуемых документов, неспособности справиться с оформлением заявки собственными силами предпринимателя, нежеланием отображать свои реальные доходы.
Также существуют проблемные вопросы, требующие решения со стороны органов государственной власти и на законодательном уровне. В частности, речь идет о необходимости менять подход к определению критериев отбора субъектов малого предпринимательства на конкурс, выбора направлений, по которым осуществляется поддержка [4, с. 25].
В качестве рекомендаций по совершенствованию реализации государственной бюджетной поддержки можно предложить совершенствование и расширение услуг консультирования, повышение эффективности информирования предпринимателей, реализацию программы маркетингового продвижения мер бюджетной поддержки.
Литература
1. Об утверждении Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012-2018 годы: Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП (с изменениями и дополнениями).
2. Суптело Н. П. Особенности спроса на московском рынке труда // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Ю. С. Руденко, О. В. Романченко. - М.: МУ им. С. Ю. Витте, 2015. С. 435-442.
3. Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности: Постановление Правительства Москвы от 15 сентября 2015 г. № 587-ПП.
4. Руденко Л. Г. Методология и практика применения принципа сбалансированности в формировании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства сферы услуг // Транспортное дело России. 2015. № 2 (117). С. 23-26.
5. Алексеев А. Н. Управление системой развития малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт // Управление в социальных и экономических системах: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Ю. С. Руденко, Р. М. Кубовой, М. А. Зайцева. 2015. С. 8-15.
Organization of small business budget support on regional level
Natalia Petrovna Suptelo, PhD. ehkon. Sciences, Assoc., Associate Professor Department of Urban Economics and service, Moscow Witte University
The article deals with the process of organizing small business support at the regional level. This process is considered on the example of GBU "Small business of Moscow". The specificity and dynamics of this institution providing services in support of business in the Moscow region. Disadvantages of regional budget to support small businesses. Measures to improve the efficiency of the state budget to support small businesses.
Keywords: small business, small and medium entrepreneurship, support for small business, small business in Moscow.
УДК 336.7
К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВЫХ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ МЕТОДАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ЦБ РФ
Константин Георгиевич Буневич, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой финансов и кредита, e-mail: kbunevich@muiv.ru, Елена Семеновна Половинкина, студент факультета экономики и финансов,
e-mail: kbunevich@muiv.ru, Московский университет им. С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru