Источники и литература
1. Материалы Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2008. 1008 с.
3. Ли Ч.Ф., Финерти Дж. И. Финансы корпорации: теория, методы и практика: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. 686 с.
Kurenkov D.V., Vladimirova I.U., Gurova S.Y. THE BANKING SYSTEM UNDER CONDITIONS OF ECONOMIC MODERNIZATION
Article is devoted to the analysis of the shortcomings of the domestic banks and the banking system as a whole, its lack of existing problems of socio-economic development of the country in the context of the global financial and economic crisis.
Key words: financial and economic crisis, the banking system, lending volumes.
КУРЕНКОВ Дмитрий Валентинович родился в 1954 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова (1980), канд. экон. наук (1986), доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 84 работ.
ВЛАДИМИРОВА Инна Юрьевна родилась в 1969 г., окончила Московский университет потребительской кооперации, канд. экон. наук (2004), доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 70 работ.
ГУРОВА Славяна Юрьевна родилась в 1969 г., окончила Санкт-Петербургский технический университет (1997), канд. экон. наук (2008), ст. преподаватель кафедры денежного обращения, учета и статистики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 35 работ.
УДК 336.02
ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ САНАТОРНОКУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Ж.М. Мирзоева
Статья посвящена проблеме совершенствования управленческого учета в санаторнокурортных организациях. Внедрение бюджетирования в практику учета здравниц позволит организовать в целом действенную систему бухгалтерского учета, позволит повысить эффективность управления затратами на оказание услуг, достигнуть сформированных целей, направленных на дальнейшее развитие здравниц в сложившейся конкурентной среде.
Ключевые слова: санаторий, лечение, курорт, бюджетирование.
Каждая организация имеет свои отрас- мальный подход к составлению учетной левые, производственно-технологические и политики, имеющий место на практике. индивидуальные особенности функциониро- В современных условиях хозяйствования
вания. Сложившаяся конкурентная среда степень важности процесса планирования для говорит о том, что стратегические, тактиче- организаций санаторно-курортной сферы ские и оперативные цели не могут быть существенно усиливается, так как они на фиксированными, а подвергаются измене- свой страх и риск ведут деятельность, конку-ниям в течение всего срока существования рируя с другими участниками рынка рекреа-организации. Для успешного решения эконо- ционных услуг. Для того чтобы поддерживать мических задач посредством правильной высокий уровень конкурентоспособности, постановки системы внутреннего контроля коммерческим организациям необходима и бухгалтерского учета не допускается фор- координация различных хозяйственных
функций путем разработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов.
В настоящее время система бюджетирования законодательно и нормативно не регламентируется государством. В этой связи формы бюджетов, а также регламент их разработки, реализации и контроля утверждаются руководством самого предприятия. Этим обусловлена актуальность организации бюджетирования в системе управленческого учета санаторно-курортных организаций.
Бюджетирование позволяет санаторнокурортным организациям адаптироваться к ожидаемым событиям. Оно представляет собой их финансовый план, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели деятельности и мероприятия по их достижению. Система бюджетирования также предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает разработку различных сценариев изменения экономического состояния организации, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджеты здравницы должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для того, чтобы сохранять их контролирующую роль. Анализируя современные методы разработки бюджетов для санаторно-курортных организаций, можно выделить два основных: прироста и нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным. Его сущность заключается в следующем: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предоставляемых услуг санаторнокурортных организаций. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостатком этого метода является то, что неэффективные решения, заложенные на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне оказываемых услуг здравницей, а затем определить, оформив решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Суть нулевого метода состоит в том, что каждый из видов деятельности санатория, осуществ-
ляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство санаторно-курортной организации получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.
Сопоставляя данные методы можно выявить их недостатки и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что он является относительно простым. Составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо, и если его применять ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени.
Таким образом, выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов в санаторно-курортных организациях определяется исходя из специфики деятельности, объемов предоставляемых услуг и реализации целей и задач, стоящих перед здравницей в определенный период.
На практике разработка бюджетов в санаторно-курортных организациях выявила два основных негативных момента. Это раздувание и резервирование бюджетов. Первое подразумевает умышленное завышение руководителями бюджетных параметров, второе - непредумышленное включение в бюджет дополнительных сумм, действительно необходимых.
Большинство ответственных исполните -лей бюджетов в санаториях устанавливает для себя легкодостижимые экономические показатели с целью избежать критики и обеспечить вознаграждение за достижение успеха при минимальных усилиях. Они также склонны закладывать в бюджет определенные скрытые резервы, которые задействуются при получении сигналов о неблагополучии в деятельности организации.
В связи с этим, руководству санаторнокурортной организации следует тщательно оценивать представленные на рассмотрение бюджеты и периодически давать указания о подготовке всех бюджетов с нуля, требуя предоставления обоснования по каждой статье затрат. Такой подход именуется бюджетом нулевой базы. Одним из путей достижения оптимальных бюджетов нулевой базы является применение разрабатываемых организациями статей классификации затрат.
Необходимо изучить новые нормативно-
правовые, налоговые требования, а также общепринятые методы бухгалтерского учета на предмет внесения поправок в требования, регламентирующие подготовку бюджетов. Как правило, дополнения к комплекту бюджетной документации являются весьма значительными. В данном контексте целесообразно проанализировать, можно ли ликвидировать, объединить или упростить определенные формы с целью сокращения времени на подготовку бюджета.
Совершенствование бюджетного цикла в санаторно-курортной организации представляет собой непрерывный процесс. Если же рассматривать его только как ежегодное событие, которое необходимо завершить в кратчайшее время, а затем отложить, то пользователи не смогут извлечь из него максимальную выгоду. Анализ фактически достигнутых показателей и отклонений должен дать возможность руководству санаторно-курортной организации ужесточить контроль над самим процессом составления бюджета.
По мнению большинства экономистов, для адаптирования системы бюджетирования в санаторно-курортную сферу, способную повысить экономическую эффективность деятельности организации, необходимо использовать следующие приемы:
- сделать бюджетные процедуры частью стратегического планирования;
- в рамках бюджетного процесса следует минимизировать время, затрачиваемое на сбор и обобщение данных, и предусматривать больше времени на создание информации для целей принятия управленческих решений;
- организовать согласование с руководством организации основных показателей бюджетов до того, как начать подготовку детализированных бюджетов;
- автоматизировать сбор и консолидацию бюджетов в рамках всей организации;
- бюджетирование должно быть постоянным процессом, создающим благо -приятную среду для выработки альтернативных подходов, а также позволяющим вносить изменения в них быстро и легко;
- показатели статей в бюджетах должны основываться на существенных пороговых значениях, а не на системе общего плана счетов;
- бюджеты должны давать нижестоящим руководителям структурных подразделений возможность определенной формы финансового контроля происходящего;
- создать хранилище данных, которое может использоваться как для целей подго-
товки финансовой отчетности, так и для бюджетирования;
- система бюджетирования должна быть способной отражать внутриорганизационные операции и конвертирование иностранных валют;
- ключевой показатель эффективности деятельности - это время, необходимое для пересмотра бюджета;
- бюджет должен рассматриваться и использоваться как инструмент, поддерживающий принятие решений.
Классифицируя бюджеты в санаторнокурортной сфере, можно выделить общий и частный бюджеты. Общий бюджет охватывает всю основную деятельность санатория и представляет собой план его работы, скоординированный по всем подразделениям и функциям. В свою очередь, общий бюджет представлен операционным и финансовым.
Частные бюджеты составляются структурными подразделениями санатория или его функциональными службами (бюджет продаж, бюджет формирования стоимости санаторно-курортного продукта, бюджет пищеблока).
Операционный бюджет составляется для определения величины прибыли от деятельности санаторно-курортной организации. Составными частями операционного бюджета санатория являются:
1. Бюджет продаж.
2. Бюджет стоимости санаторнокурортного продукта.
3. Бюджет коммерческих расходов.
4. Бюджет общехозяйственных расходов.
Планирование операционного бюджета
в санаториях осуществляется на основе норм и нормативов затрат живого труда, предметов труда, использования средств труда, организации хозяйственного процесса.
Нормы затрат живого труда - это нормы времени для осуществления услуг, связанных с лечением, проживанием, питанием и досугом отдыхающих, соотношения численности основных и вспомогательных работников и других категорий, коэффициенты выполнения норм и др.
В нормах затрат предметов труда устанавливается планируемый расход медикаментов и препаратов, природно-лечебного сырья, продуктов питания и прочих товарно-материальных ценностей, различных вспомогательных материалов, энергии, топлива, а также отходов и потерь.
Нормы и нормативы использования средств труда включают коэффициент
использования среднегодовой загрузки здравницы, нормы трудоемкости ремонта номерного фонда спального и лечебного корпуса.
Помимо перечисленных выше норм и нормативов при осуществлении планирования также используются установленные природоохранные, социально-экономические и другие нормативы.
В процессе составления бюджета продаж в санаторно-курортных организациях необходимо определять объем, цены и стоимость различных видов услуг, намеченных к продаже. При подготовке данного бюджета следует использовать экспертную оценку специалистов по определению спроса на услуги здравницы, а также результаты анализа по удовлетворению спроса за прошлые сопоставимые периоды, модели маркетинговых исследований. Бюджет продаж в санаторно-курортных организациях служит отправной точкой планирования финансово -хозяйственной деятельности. На его основе составляются все остальные, в зависимости от подготовленности управленческого персонала и видов деятельности.
В бюджете по формированию стоимости санаторно-курортного продукта определяется объем всех видов оказываемых услуг с учетом данных на начало и конец соответствующего периода. Для исчисления объема каждого вида услуг санатория из намеченного объема продаж вычитают показатели на начало периода и к полученной разнице прибавляют данные на конец периода. Данный бюджет необходимо составлять по организации в целом и ее подразделениям на текущий год, по кварталам и месяцам. Бюджет формирования стоимости санаторно'-курортных услуг составляют на основе бюджетов расходов по закупке всех используемых видов ресурсов, т.е. медикаментов и препаратов, природно-лечебного сырья, продуктов питания и прочих товарно-материальных ценностей, различных вспомогательных материалов, энергии, топлива, трудовых затрат, общехозяйственных и прочих расходов.
В бюджете по использованию и закупке всех необходимых товарно-материальных ценностей на основе бюджета формирования стоимости санаторно'-курортных услуг определяется планируемый расход каждого вида материальных ценностей умножением планируемого объема услуг каждого вида на норму расхода каждого вида сырья и материалов. После определения расхода сырья и материалов исчисляют объем закупок по каждому их виду с учетом остатков запасов на начало и
конец соответствующего периода. Расход и закупку сырья и материалов целесообразно планировать не только по месяцам, но и по декадам, неделям, дням, а иногда и сменам как в натуральном, так и в денежном выражении.
В санаторно-курортных организациях бюджет трудовых затрат устанавливает затраты времени и затраты труда в денежном выражении, необходимые для выполнения бюджета формирования стоимости услуг, предоставляемых здравницей. Расчет потреб -ности персонала санатория производят в разрезе категорий работников, отдельно по основной и неосновной деятельности. Плано -вую численность персонала основной деятельности определяют на основе планируемого объема услуг, трудоемкости каждого их вида и всего комплекса, полезного фонда рабочего времени и показателей роста эффективности труда. На основе этого плановый фонд оплаты труда работников санаторнокурортных организаций определяют, используя данные о планируемом объеме предоставляемых услуг и нормативах заработной платы на один рубль (нормо-час) объема услуг или данные о плановой численности работников и планируемой величине средней заработной платы одного работника (по каждой категории в отдельности).
В бюджете общепроизводственных расходов санаторно-курортные организации планируют расходы по содержанию и эксплуатации медицинского оборудования и расходы по обслуживанию и управлению структурными подразделениями. Планирование общепроизводственных расходов осуществляется по статьям затрат, но без непроизводительных расходов. В бюджете прочих производственных расходов здравницы определяют плановые величины расходов, учитываемых по данной статье затрат.
Составной частью операционного бюджета санаторно-курортной организации является бюджет коммерческих расходов (расходов по продаже). В нем дается детальный перечень всех расходов, связанных с продажей санаторно-курортных услуг. Санаторно-курортные организации в бюджете накладных расходов учитывают общехозяйственные затраты по статьям, которые применяются в финансовом учете, но без общехозяйственных непроизводительных расходов.
После составления указанных бюджетов в санаторно-курортных организациях рассчитывают показатели полной и неполной себестоимости услуг, себестоимости проданных
путевок, показатели плана прибыли, рентабельности и др. При распределении плановых величин косвенных расходов по отдельным подразделениям здравницы, видам услуг, другим объектам учета затрат и калькулирования используют способы, применяемые в финансовом и управленческом учете.
В санаторно-курортных организациях финансовый бюджет состоит из бюджетов денежных средств организации, капитальных затрат, прибылей и убытков, прогнозного бухгалтерского баланса.
Для планирования поступления и выплаты денежных средств на соответствующий будущий период следует составлять бюджет (смету) денежных средств. Указанные бюджеты составляются на год, квартал, месяц, а иногда на неделю и на один день.
В бюджете денежных средств санатория следует планировать:
1. Наличие денежных средств на начало периода.
2. Поступления денежных средств по видам поступлений (платежи за проданные путевки и иные дополнительные услуги, за проданное имущество, за сданное в аренду имущество, доходы по ценным бумагам).
3. Расход денежных средств по видам платежей (оплата приобретенных сырья и материалов и другого имущества, выдача заработной платы, платежи по налогам, кредитам и займам и др.).
4. Наличие денежных средств на конец периода.
В укрупненном виде бюджет денежных средств санатория можно составить по форме отчета о движении денежных средств (форма № 4 Годовой отчетности).
В крупных санаторно-курортных организациях помимо бюджета денежных средств отдельно составляют бюджет капитальных вложений, в котором планируемые затраты по капитальным вложениям сопоставляются с источниками их покрытия.
При составлении бюджета денежных средств санатория необходимо иметь в виду, что плановые остатки денежных средств на начало и конец соответствующего периода не должны быть меньше лимита, установ -ленного руководителем организации.
Бюджет (план) по прибыли по санаторно-курортной организации в целом целесообразно составлять по форме отчета о прибылях и убытках от обычных видов деятельности. Прогнозный баланс здравницы на конец соответствующего периода составляется на основе отчетного бухгалтерского баланса
на начало периода. Плановые данные на конец периода определяются по каждой статье баланса с учетом планируемых измене -ний в деятельности организации. Основная часть результатов этих изменений отражена в детализированном бюджете по прибыли.
До окончательного утверждения общего бюджета структурные подразделения санатория составляют свои бюджеты (сметы). После утверждения общего бюджета, бюджеты структурных подразделений здравницы рассматриваются специалистами, при необходимости подвергаются корректировке и затем утверждаются руководителем. В частности, структурные подразделения представлены такими составляющими, как лечебный корпус, в который входят отдельные специализированные кабинеты, спальный корпус, пищеблок, а также вспомогательные и обслуживающие хозяйства.
Одним из важнейших центров затрат в санатории выступает пищеблок, который является одним из основных элементов, формирующий стоимость санаторно-курортного продукта и нуждающийся в упрощенной форме гибкого бюджета.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что внедрение системы бюджетирования в практику финансовохозяйственной деятельности санаторно-курортных организаций позволит повысить эффективность управления затратами на оказание услуг, достигнуть сформированных ими стратегических и тактических целей, направленных на дальнейшее свое экономическое развитие.
Источники и литература
1. Адамов Н.А., Тилов А.А. Бюджетирование в коммерческой организации краткое руководство. СПб., 2007.
2. Анышин В.М., Царьков И.Н., Яковлев А.Ю. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития: учеб. пособие. М.: Дело, 2005.
3. Белая Е.Н. Основные тенденции развития услуг санаторно-курортными организациями // Курортные ведомости. Научно'-информационный журнал. 2006. № 2 (35).
4. Волков О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. М.: Финансы и статистика, 2005.
5. Кислевич Т.И. Бухгалтеру санаторнокурортного учреждения // Финансовая газета. Региональный выпуск. 1999. № 27.
6. Кислевич Т.И. Внутренний контроль в санаторно-курортных организациях. М.: Финансы и статистика, 2009.
7. Попова Л.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. М.: Дело и Сервис, 2007.
8. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2000.
9. Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики государства // Курортные ведомости. 2000. № 6.
10. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России, 2-е изд., перер. и доп. М.: Дело и Сервис, 2004.
Mirzoeva Z.M. THE BUDGETING ORGANIZATION IN SYSTEM OF THE ADMINISTRATIVE ACCOUNT IN THE ORGANIZATIONS OF A SANATORIUM COMPLEX
Article is devoted a problem of perfection of the administrative account in the sanatorium organizations. Budgeting introduction in practice of the account of health resorts will allow to organize effective system as a whole accounting, will allow to raise management efficiency expenses for rendering of services, to reach the generated purposes directed on the further development of health resorts in the developed competitive environment.
Key words: sanatorium, treatment, resort, budgeting.
МИРЗОЕВА Жанна Мухарбиевна родилась в 1983 г., окончила ГОУ ВПО «КабардиноБалкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (2004), ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». Автор 10 работ.
УДК 336.02
МСФО 11 «ДОГОВОРЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО»
С ПОЗИЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
И.Ф. Нурмухаметов
В настоящее время российская экономика в своем развитии отдает предпочтение западным стандартам и опыту. Управленческий учет как научная дисциплина также подвержен влиянию данных процессов. Международные стандарты финансовой отчетности являются весьма ценным источником информации. Информация, аккумулируемая с их помощью, в наибольшей степени пригодна для принятия управленческих решений.
Ключевые слова: управленческий учет, мировая экономика, информация, финансовая отчетность.
В настоящее время российская экономика ориентирована на международные процессы и в своем развитии все больше отдает предпочтение западным стандартам и опыту. Согласно концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу к 2010 году все общественно значимые компании должны перейти к составлению отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО), что является свидетельством процесса перехода на западные стандарты и форму ведения бизнеса.
Управленческий учет как научная дисциплина, также подвержен влиянию данных процессов, поэтому некоторые изменения могут оказаться весьма интересными и полезными. В данном случае речь идет о МСФО, а управленческий учет, в свою очередь, имеет
определенные точки соприкосновения с ними.
С учетом вышесказанного предлагается рассмотреть с данной позиции МСФО 11 «Договоры на строительство». Целью данного стандарта является установление порядка учета выручки и затрат по строительным договорам, в том числе распределение выручки и затрат по отчетным периодам в ходе длительных строительных подрядов.
Существует российский аналог данного стандарта Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», который лишь недавно приобрел общие с МСФО 11 черты и формулировки, и в некоторой степени эти два стандарта стали схожими. Тем не менее, имеются различия, представленные в табл. 1, которые серьезным образом отличают ПБУ 2/2008 от МСФО 11. При сравнении этих двух стан-