ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
А. С. БОРОВИК,
ассистент кафедры организации и управления
E-mail: [email protected] Кавминводский институт сервиса, г. Пятигорск
А. А. ТАТУЕВ, ассистент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова, г. Нальчик
Рассматриваются проблемы повышения эффективности организационного потенциала в контексте усложнения процессов регионального развития. Обосновывается, что данный потенциал становится важнейшим источником экономического роста и повышения благосостояния населения. Особое внимание уделяется формированию мотивационного механизма использования имеющегося потенциала в процессе модернизации регионального развития.
Ключевые слова:региональная экономика, организационный потенциал регионального развития, модернизация региональной экономики.
Модернизация экономической системы страны требует соответствующего изменения и составляющих ее элементов. При этом основной задачей становится определение общего направления модернизационных процессов. Для решения данной задачи существенное значение имеет выявление наиболее устойчивых характеристик, интерпретирующих изменение показателей социально-экономического развития.
Российская Федерация представляет собой сложную территориальную, социально-культурную, хозяйственную систему, решающую задачу комплексного объединения огромного разнообразия хозяйствующих субъектов в единое целое и поддержания их функционирования. Существование данной системы возможно на основе естественных связующих элементов, определяемых конкретными условиями существования системы и реализуемых
через культуру, язык, традиции, использование интегрированных ресурсов, поддержание должного уровня коллективной безопасности и жизнедеятельности, а также через взаимопроникновение различных хозяйственных укладов.
При этом отдельные хозяйствующие субъекты привносят настолько серьезный вклад в национальную экономику, что к ним приемлемы не только правила микроэкономики, но и частично законы, действующие на макроэкономическом уровне. Подобные хозяйствующие субъекты относят к субъектам мезоуровня и позиционируют как региональные. От особенностей функционирования, формулирования основных признаков их классификации, разработки ключевых правил, необходимых в процессе управления, построения на этой основе моделей управления, разработки механизмов их реализации, выявления тенденций развития подобных субъектов экономической деятельности напрямую зависит жизнедеятельность регионов.
Региональная система является составной частью единой социально-экономической системы страны. При этом она состоит из иерархически взаимосвязанных различных территориальных образований, которые в свою очередь также представляют различные сложносоставные и взаимосвязанные социально-экономические подсистемы меньшего масштаба. Каждая подобная система выполняет свои определенные функции в системе более высокого уровня. Именно поэтому региональная экономика, выступающая в роли мезоуровня
российской экономики, представляет отдельный самостоятельный сегмент экономики страны.
Основной целью создания хозяйственного пространстварегионаявляется эффективная интеграция в российскую экономику, базирующаяся на принципах взаимосвязи интересов и равноправии партнерских отношений. При этом основой регионального экономического пространства должна стать самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономических отношений.
В контексте усложнения процессов регионального развития актуальное значение приобретает организационный потенциал, который включает способы и приемы, обеспечивающие согласованность действий при достижении поставленных целей, развитие региона, т. е. информационные технологии, стиль и методы управления, выбор вариантов развития, планирование и прогнозирование и т. д.
Организационный потенциал становится важнейшим источником экономического роста и повышения благосостояния населения. Он также увеличивает вклад региона в народнохозяйственный потенциал страны. Это происходит в силу особенности функций, исполняемых организационным потенциалом:
• управление экономическими и социальными ресурсами региона;
• выявление и использование организационных резервов при относительно малых капитальных затратах.
Из этого следует, что социально-экономический потенциал региона — сложносоставной комплекс, число элементов которого может варьироваться в зависимости от степени проводимого анализа и особенностей региона. При этом можно выявить постоянные составляющие социально-экономического потенциала региона, вне зависимости от специфики региона.
Структуризация социально-экономического потенциала региона зависит от принятой дифференциации. Однако в любом случае социально-экономический потенциал региона не является уменьшенной копией народнохозяйственного комплекса.
Особенности процессов установления экономических пропорций внутри региона зависят от целого ряда других пропорций как между стадиями воспроизводственного процесса, так и на каждой из них. Наиболее важными из пропорций являются такие, которые в максимальной степени выражают специфические особенности развития экономических систем в каждом конкретном регионе и обусловливают экономическую эффективность, а также структуру экономических подсистем внутри региона. Сюда можно отнести те, которые отражают процессы, складывающиеся между отраслями (промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, торговлей, банковским сектором) в соответствии с уровнем развития производства и инфраструктуры; в соответствии с состоянием капитального строительства и наличными мощностями строительных организаций; между производственной и непроизводственной сферой; согласно уровню развития производства и трудовых ресурсов.
Анализ рис. 1 показывает, что взаимосвязанный комплекс региональных экономических пропорций можно подразделить на две основные части, выражающие внутрирегиональную специфику экономической системы, а также особенности развития некоторых отраслей в рамках отдельного региона.
Внутрирегиональные экономические пропорции зависят от общего уровня индустриального развития конкретного региона, степени его включения в процессы межрегионального разделения труда в рамках российской экономики, особенностей
Рис. 1. Система общеэкономических региональных пропорций, обусловленных особенностями развития
российской экономики
сложившейся в регионе структуры экономики, характера взаимоотношений между отраслями и предприятиями, природно-экономических условий развития экономических систем и других факторов. Перечисленные факторы достаточно изменчивы. Это представляет опасность возникновения экономическихдиспропорций, ухудшения условий функционирования региональной системы, следовательно, и появления определенных кризисных симптомов.
При этом решающее значение в объединении всех видов пропорций имеют финансовые пропорции, посредством которых обеспечиваются соотношения и связи, благоприятствующие достижению целей развития и сбалансированности интересов сторон, взаимодействующих в ходе экономических отношений.
В последнее время помимо проблем, связанных с управлением развития социально-экономической основы региона, остро встал вопрос, связанный с модернизацией региональной экономики. Так как региональная экономика является неотъемлемой частью государственной экономики, то модернизация последней приведет и к коренным изменениям в экономике на региональном уровне. В последнее время Российская Федерация столкнулась с серьезными проблемами, затормаживающими рост ее экономики, а также рост уровня и качества жизни населения. Пути решения подобных проблем не могут быть всецело решены с использованием только лишь инструментов управления социально-экономическим развитием. В связи с этим необходимо применять качественно новые — модернизированные методы и инструменты развития социально-экономической системы как государства в целом, так и регионов в отдельности.
Существенное значение для изменения организационного потенциала имеют инвестиционные вложения. Оптимизация инвестиционных процессов на региональном уровне должна базироваться на общеметодологических концепциях, касающихся анализа и сравнения вариантов реализации капитальных вложений с учетом факторов и особенностей динамики экономического развития.
На территории региона циркулирует многооб -разие финансовых потоков, связывающих в единую систему все институциональные единицы региона. Из-за высокой мобильности финансовых ресурсов и обезличенности денежных потоков определить их территориальную принадлежность на сегодняшний день не представляется возможным. Тем не менее финансовые ресурсы, циркулирующие на терри-
тории региона, оказывают серьезное влияние на все стороны социально-экономического развития региональной системы.
В сущности, финансы региона могут быть представлены как система экономических отношений, с помощью которой происходит перераспределение созданного регионального продукта на задачи социально-экономического развития территории. Основным элементом территориальных финансов являются бюджеты региональных образований.
Как уже было сказано, важной частью финансовых средств, идущих на социально-экономическое развитие региона, являются инвестиции. При этом источником инвестиционных средств могут являться не только собственные средства бюджета региона, средства внебюджетных фондов или хозяйствующих субъектов, но и заемные средства. Заимствования подобного рода могут осуществляться различным путем, например, с помощью коммерческих кредитов или эмиссии ценных бумаг.
Заимствования денежных средств в виде приобретения коммерческих кредитов являются самыми распространенными приобретениями заемных инвестиционных ресурсов. Однако возможности кредита являются жестко ограниченными в части объема займа и стоимости его обслуживания и погашения. Поэтому коммерческие кредиты используются лишь в незначительных целях и, как правило, направляются на закрытие кассовых разрывов региональных или муниципальных бюджетов.
Наиболее оптимальным способом привлечения инвестиционных ресурсов является эмиссия ценных бумаг, например, эмиссия облигаций. Облигации обладают рядом положительных свойств по сравнению с привлечением коммерческих кредитов. Так, займы, привлеченные с помощью эмиссии долговых ценных бумаг, могут быть значительно длинней коммерческого кредита и при этом обходиться дешевле в обслуживании и погашении. Объем привлеченных средств с помощью эмиссии облигаций может быть больше в несколько раз по сравнению с возможностью привлечения коммерческого кредита. При этом все это актуально не только для региональных властей, выпускающих государственные субфедеральные облигации, но и для хозяйствующих субъектов, занимающихся эмиссией корпоративных облигаций.
Между тем эмиссия ценных бумаг региональными властями носит сложный характер в силу отсутствия законодательных норм, позволяющих разделить бюджет региона и ограничить использо-
вание привлеченных с помощью эмиссии ценных бумаг. В этом случае заимствованные денежные средства попадают в бюджет региона, и их использование и контроль значительно усложняются.
Эмиссия простых государственных бумаг региональными властями также носит ограниченный характер в силу экономической сущности облигаций. Так, инвестиционные проекты, на которые могут быть потрачены средства, привлеченные эмиссией ценных бумаг, должны очень быстро выводиться в зону рентабельности и приносить доход, чтобы существовала возможность обслуживания и погашения облигационного долга. Данный факт уменьшает область применения облигационных займов. В частности, проекты, связанные с развитием инфраструктуры экономической системы региона, становятся либо практически неосуществимыми, либо слишком сложными. До недавнего времени все было именно так, однако сегодня основным источником финансирования инфраструктурных проектов могут стать так называемые инфраструктурные облигации.
Федеральной службой по финансовым рынкам разработана концепция Федерального закона «Об инфраструктурных облигациях», призванная по примеру других государств позволить финансирование строительства и эксплуатацию объектов инфраструктуры с помощью инфраструктурных облигаций.
В мировой практике облигации, выпущенные на финансирование инфраструктурного проекта, делятся на три категории:
• проектные облигации;
• облигации, обеспеченные поступлениями;
• облигации с общими обязательствами.
Проектные облигации — ценные бумаги, выпускаемые частной проектной компанией, которой принадлежит объект инфраструктуры (строящийся или уже построенный), выплаты по которому осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры.
Проектная компания создается в рамках как сугубо частных проектов, так и проектов частно-государственного партнерства. Государство часто участвует в тех проектах, где требуется долгосрочное строительство капиталоемкого инфраструктурного объекта, имеющего важное социальное значение, или в проектах, в которых вид инфраструктурного объекта является новым.
Облигации, обеспеченные поступлением — это облигации, которые выпускаются публично-правовыми образованиями (государством, муниципали-
тетами) или публичными юридическими лицами. В качестве обеспечения по таким облигациям предоставляются поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта (налоговые сборы, пошлины, тарифы и др.).
В качестве обеспечения выплат по облигациям с общим обязательством эмитента могут выступать не только поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта, но и все имущество публичного образования (эмитента). Для осуществления платежей по ним, в случае если поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта недостаточно, используют другое имущество эмитента (прежде всего это касается налоговых доходов бюджета). Как правило, облигации с общим обязательством выпускаются в случаях, когда необходимо обеспечить финансирование крупных дорогостоящих проектов на длительный срок.
Для оптимизации управления инвестиционными потоками, направляемыми на финансирование инвестиционных проектов, целесообразно разработать систему, обеспечивающую:
• заимствование денежных средств на финансовом рынке в необходимых объемах, в частности, с помощью организации эмиссии инфраструктурных облигаций;
• подготовку и реализацию инвестиционной программы региона;
• финансирование за счет заемных средств инвестиционной программы региона;
• мониторинг целевого использования и возвратности заемных средств, а также реализации инвестиционных программ.
Структура подобной системы финансирования инфраструктурных проектов отображена на рис. 2.
Система финансирования инфраструктурных проектов состоит из подразделений, отвечающих за оптимизацию управления инвестиционными потоками и финансирование инфраструктурных проектов. Так, отдел перспективного финансового планирования занимается определением предельных объемов инвестиционного бюджета, и, соответственно, заимствований, организуемых в текущем финансовом году. Предельные объемы долга определяются исходя из возможностей бюджета региона обслуживать и погашать долг в среднесрочной перспективе.
Отдел формирования инвестиционных программ должен заниматься формированием адресной инвестиционной программы, представляющей собой подробный перечень объектов инфраструктуры.
В задачи отдела финансирования входит разработка плана привлечения инвестиционных ресурсов. Привлеченные инвестиционные ресурсы, помимо эмиссии инфраструктурных облигаций, также могут иметь следующие источники происхождения:
• эмиссия стандартных региональных облигаций;
• привлечение коммерческого кредита;
• финансирование из специальных внебюджетных фондов. Помимо выработки и поиска источников привлечения инвестиций отдел финансового планирования также должен разработать четкий график обслуживания и погашения долга.
Отдел мониторинга реализации инвестиционных проектов должен контролировать реализацию инвестиционной программы. Здесь под контролем понимается соблюдение сроков и целевого использования финансовых ресурсов.
Внедрение системы финансирования инфраструктурных проектов в российских регионах позволит планомерно улучшать региональную инфраструктуру и способствовать росту ее производственного и организационного потенциалов.
Список литературы
1. Гранберг А. Г., Зайцева Ю. С. Валовой региональный продукт: межрегиональные сравнения и динамика. М.: СОПС. 2003.
2. Воробьев А. Д. Стратегия развития региона: три подхода — три результата // Региональная
Отдел формирования инвестиционных программ Отдел перспективного финансового планирования
Отдел финансирования инвестиционных программ Отдел мониторинга инвестиционных программ
1 L -----
Источники привлечения инвестиционных средств
Комплекс инфраструктурных проектов
Рис. 2. Структура системы финансирования инфраструктурных проектов (составлена авторами)
экономика: теория и практика. 2009. № 39. Денежные доходы и расходы населения. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю / URL: http: www.stavstat.ru. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 г. URL: http://www. stavregion. ra/proekty_ strategii_razvitiya_regiona/. Экономика Ставропольского края за 2008 г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю //URL: http: www.stavstat.ru.