2. Афанасьев, В.С. Как создается научная новизна? / В.С. Афанасьев // Вестник Московского университета. -2007. - № 4.
3. Быждаева, Э.Е. Государственное регулирование регионального промышленного развития / Э.Е. Быждаева // Региональная экономика и управление. - 2005. - № 3.
4. Григорьев, Л. Сцилла и Харибда региональной политики. / Л. Григорьев, Н. Зубаревич, Ю. Урожаева // Вопросы экономики. - 2008. - № 3.
5. Дриго, М. Ф. Формирование территориально-промышленных комплексов в условиях экономической стабилизации региона / М.Ф. Дриго // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 3.
6. Егорова, Н.Е. Стратегии экономического роста предприятий в контуре регионального управления: реструктуризация, источники финансирования и механизмы привлечения инвестиций / Н.Е. Егорова, Э.А. Котляр // Экономическая наука современной России. - 2006. - № 3 (34).
7. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996. № 440.
8. Кузнецова, Н.В. Рейтинговая оценка регионов России с позиции концепции устойчивого развития экономики / Н.В. Кузнецова, М.А. Перун // Менеджмент в
России и за рубежом. - 2006. - № 6.
9. Пономарева, Е.С. Парадигма интересов региона в условиях совершенствования региональных отношений / Е.С. Пономарева // Региональная экономика и управление. - 2005. - № 4.
10. Титов, К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты / К. Титов // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5.
11. Точеная, Т.И. Контуры современной российской государственной промышленной политики / Т.И. Точеная // Экономическая наука современной России. - 2006. - № 4 (35).
12. Фридман, Ю.А. Согласование промышленной и региональной политики на уровне субъекта федерации при формировании модели его развития (постановка проблемы) / Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, О.А. Бияков // Региональная экономика и управление. - 2007. - № 2.
13. Черная, И.П. Региональная политика устойчивого развития: проблемы и особенности формирования и реализации в Российской Федерации / И.П. Черная // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 2.
14. Шеховцева, Л.С. Методология формирования стратегических целей региона / Л.С. Шеховцева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 3.
УДК 332.142.2
О.А. Чернова
МЕХАНИЗМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье рассматриваются механизмы, обеспечивающие вовлечение экономического потенциала отсталых территорий в стратегии инновационного роста с целью сглаживания диспропорций внутрирегионального развития. Особое внимание уделяется возможности сочетания рыночных механизмов саморегулирования ресурсного обеспечения с активным государственным воздействием на данный процесс.
Сбалансированное развитие, региональная экономика, механизмы, отсталые территории, инвестиционный проект.
The paper consideres some mechanisms providing involvement of the backward territories economic potential in the strategy of innovative growth for the purpose of smoothing disproportions in intraregional development. A special attention is paid to the possibility of combining market mechanisms of resource self-regulation with an active state influence on the given process.
Balanced development, regional economy, mechanisms, backward territories, investment project.
Наличие высокой деформации внутрирегиональных воспроизводственных пропорций и нарушение сбалансированности развития региональной экономики вызывает необходимость совершенствования механизмов управления ресурсами территории, в частности снижения уровня сверхконцентрации ресурсов в отдельных крупных городах и «региональных столицах» и создания условий для более равно -мерного их распределения по территории, а также вовлечения в устойчиво функционирующую сеть инновационных сегментов экономики потенциала отсталых (депрессивных) территорий. При этом очевидно, что инновационно-ориентированное развитие территории обеспечивается не только и не столько наличием ресурсов, сколько эффективностью механизмов управления ими и синхронизации с целевыми установками регионального развития. Как справедливо отмечает О.Ю. Мамедов, проблема формирования иннова-
ционной экономики состоит не столько в технологических изменениях, сколько в изменении принципов ее экономической организации [4].
Учитывая, что механизм должен создавать не только возможность для проявления действия, но и условия для формирования внутренних импульсов использования данного механизма, определим механизм ресурсного обеспечения стратегии сбалансированного развития экономики региона как совокупность структурированных отношений, регулирующих взаимодействие участников регионального воспроизводственного процесса по поводу формирования и использования ресурсов и создающих условия для осуществления данного взаимодействия. Такое определение пересекается с разработками Дж. Берлинера, Л. Косалса, В.А. Колоколова. Например, В.А. Колоколов определяет инновационный механизм как организационно-экономическую
форму осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению, поиску инновационных решений, а также как рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности [3].
Следует отметить, что на региональном и муниципальном уровнях существует недостаток финансовых ресурсов для поддержки инновационного развития бизнеса, модернизации его производственных фондов, что наиболее ярко проявляется в городах, имеющих низкие показатели социально-экономического развития. Современная ситуация, характеризующаяся значительной асимметрией в уровне внутрирегионального социально-экономического развития, свидетельствует о том, что привлечение инвестиций в экономику отсталых территорий возможно при условии рационального сочетания рыночных механизмов саморегулирования с активным государственным воздействием на этот процесс. Наиболее распространенным инструментом регулирования пропорций внутрирегионального развития является фискальная политика, которая позволяет стимулировать развитие отдельных территорий или направлений деятельности посредством изменения налогов и государственных расходов (государственных закупок). К компетенции региональных органов власти отнесена возможность изменения следующих элементов системы налогообложения: налоговые ставки (для местных налогов), порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы. Методом оживления экономики депрессивных территорий является предоставление инвестиционного налогового кредита.
Кроме того, поддержка сбалансированности регионального развития осуществляется посредством межбюджетных трансфертов, с помощью которых государство способно целенаправленно изменять структуру регионального производства и потребления, ускорять или ослаблять финансовые потоки. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в редакции федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета территориальным бюджетам предоставляются в следующих формах: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидии на финансирование отдельных целевых расходов, субвенции, предполагающие совместное финансирование проекта, и иные межбюджетные трансферты. Анализ структуры доходов и расходов шахтерских городов Ростовской области показывает, что на отсталых (депрессивных) территориях межбюджетные трансферты направлены в основном на покрытие расходных обязательств местного бюджета, а не на создание и укрепление конкурентных преимуществ территории.
Существующий финансовый и денежно-кредитный механизм, система налогообложения не обеспечивают приток инвестиций и налоговые поступления в местные бюджеты. Ю.В. Агибалов отмечает, что, поскольку в бюджеты городов не поступает налог на прибыль, налог на вмененный доход, местные власти практически не заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории [1]. Кроме того, существующие механизмы финансовой поддержки развития региона не обеспечивают использование получаемых субси-
дий и дотаций в направлении модернизации экономики отсталых территорий, стимулирование ее развития на основе инноваций. В результате местные власти оказываются практически не заинтересованными в стратегическом развитии бизнеса на своей территории. Деятельность муниципальных органов власти на отсталых территориях ориентирована на решение текущих (краткосрочных) проблем: в частности, на обеспечение трудоустройства высвобожденных в результате закрытия предприятий работников, на повышение качества жизни населения. В связи с этим первостепенной является задача повышения эффективности механизмов финансовой поддержки развития отсталых территорий путем выявления возможных «точек взаимодействия» государства и частного бизнеса, более полного использования экономических стимулов. Необходима активная государственная политика стимулирования частных инвестиций крупного бизнеса в создание малых промышленных фирм посредством формирования благоприятного инвестиционно-налогового климата на отсталых (депрессивных) территориях.
В большинстве стран Западной Европы стимулирование регионального развития отсталых территорий является одним из приоритетных направлений региональной политики. В частности, в мировой практике стимулирование развития бизнеса на отсталых (депрессивных) территориях осуществляется в следующих формах: предоставление субсидий и займов, беспроцентных и безвозмездных ссуд; целевые дотации на проведение научных исследований и разработок; формирование фондов внедрения инноваций; снижение государственных пошлин, отсрочка в их уплате; освобождение от налогов, уплаты пошлин; оказание бесплатных услуг, например ведения делопроизводства, патентования и др. При этом важно отметить, что, несмотря на различие целей и механизмов реализации политики регионального развития в различных странах, она имеет следующие общие черты: применение программного подхода и планирования регионального развития; привлечение различных субъектов региональной системы к управлению социально-экономическим развитием территории; управление региональным развитием посредством структурных фондов, которые являются ответственными за разработку и внедрение отдельных программ.
На основе анализа зарубежного опыта развития отсталых территорий автором предлагаются следующие финансово-институциональные механизмы ресурсного обеспечения стратегии сбалансированного развития региона:
- Фонд поддержки развития отсталых (депрессивных) территорий, коллегиальный орган управления средствами которого включает представителей органов власти субъекта РФ, местных органов власти, учреждений образования, научных организаций, бизнеса;
- муниципальный заем, обеспечивающий выплату банкам части процентов по кредитам, предоставляемым предприятиям, реализующим инвестиционные проекты модернизации фондов и технологий на отсталых (депрессивных) территориях;
- концессионные соглашения для реализации инфраструктурных проектов на отсталых (депрессивных) территориях.
В качестве основных целей создания Фонда поддержки развития отсталых (депрессивных) территорий можно выделить следующие: привлечение долгосрочных прямых инвестиций в экономику отсталых (депрессивных) территорий, повышение сбалансированности развития экономики региона, улучшение показателей социально-экономического развития отсталых (депрессивных) территорий.
С экономической точки зрения функционирование данного Фонда позволит:
- выбрать инвестиционные проекты с высокими параметрами доходности, а также социально значимые проекты;
- повысить инвестиционную привлекательность отсталой (депрессивной) территории;
- повысить занятость и уровень жизни населения;
- привлечь финансовые средства в местный бюджет, не увеличивая налоговое бремя на предприятия и организации;
- диверсифицировать структуру участников финансирования инвестиционных проектов (банков, страховых компаний, венчурных фондов и т.д.);
- создать условия для модернизации экономики отсталых (депрессивных) территорий, что способствует диффузии инноваций на отсталые территории;
- обеспечить прозрачность механизма использования бюджетных средств.
Средства Фонда поддержки развития отсталых (депрессивных) территорий формируются из средств федеральных и региональных целевых программ, проектов отраслевого финансирования; целевых кредитов банков, в том числе под гарантии органов местного самоуправления; средств, перечисленных предприятиями, организациями для целевого использования при реализации инвестиционных проектов на отсталых (депрессивных) территориях; части поступлений от налога на имущество предприятий.
Средства Фонда должны распределяться на конкурсной основе и использоваться на реализацию инвестиционных проектов развития бизнеса, в том числе на основе интеграции с научными организациями и образовательными учреждениями путем создания и развития малых предприятий на отсталых (депрессивных) территориях. Для реализации предложенного механизма необходимы рычаги, которые обеспечат финансовую заинтересованность хозяйствующих субъектов, во-первых, к технологическому обновлению и модернизации своей деятельности, во-вторых, к реализации инвестиционных проектов (в том числе проектов модернизации) на отсталых (депрессивных) территориях.
К таким экономическим рычагам можно отнести, прежде всего, предоставление льготы по налогу на имущество предприятий, величина которой будет коррелировать с долей модернизированных производственных фондов. Учитывая то, что экономика отсталых (депрессивных) территорий характеризуется значительным моральным и физическим износом применяемого оборудования и технологий, что минимизи-
рует ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, предоставление налоговой льготы для предприятий, модернизирующих свои фонды и технологии, позволяет стимулировать данные процессы, способствовать проявлению инновационной активности бизнеса. Установление данной льготы будет способствовать реализации важной задачи - созданию финансовых стимулов тем хозяйствующим субъектам, которые демонстрируют более высокие показатели социально-экономического развития и обеспечивают модернизацию региональной экономики.
Для стимулирования реализации инвестиционных проектов (в том числе в сфере модернизации производственных мощностей и технологий) на отсталых (депрессивных) территориях предлагается установление дифференцированных в зависимости от уровня социально-экономического развития территории тарифов на энергопотребление и воду для предприятий, реализующих данные проекты.
Коллегиальный орган управления средствами Фонда состоит из представителей органов власти субъекта РФ, местных органов власти, учреждений образования, научных организаций, бизнеса, что позволит обеспечить скоординированное взаимодействие всех заинтересованных участников регионального развития. Структурно-функциональной базой реализации данного механизма является виртуальный Центр поддержки развития отсталых (депрессивных) территорий, создаваемый в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия» и обеспечивающий аккумулирование финансовых ресурсов и их распределение в направлении реализации инновационных проектов крупного бизнеса, образовательных учреждений и научных организаций с вовлечением экономико-ресурсного потенциала отсталых (депрессивных) территорий с целью установления рациональных пропорций в системе регионального воспроизводства.
Другим перспективным направлением ресурсного обеспечения инвестиционных проектов, реализуемых на отсталых (депрессивных) территориях, является привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков. В настоящее время с целью поддержки инвесторов, реализующих проекты на отсталых (депрессивных) территориях, им предоставляется субсидия на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам или займам. Однако реализация крупномасштабного проекта (особенно инновационных проектов, а также проектов, предполагающих модернизацию используемого оборудования и технологии) приведет к значительному усилению нагрузки на местный бюджет. Одновременно привлечение коммерческих банков к финансированию высокорискованных проектов модернизации и инновационного развития возможно только при условии предоставления банкам финансовых и экономических гарантий возврата вложенных инвестиций, компенсации величины предоставляемой инвесторам «льготы» муниципальными властями. Практическое решение данной проблемы возможно на основе использования механизмов фондового рынка, в частности муниципального займа. В предлагаемом автором финансово-
институциональном механизме ресурсного обеспечения стратегии сбалансированного развития региона предполагается, что предприятия (организации), реализующие инвестиционный проект на отсталой (депрессивной) территории, выплачивают только часть расходов по уплате процентов по кредиту (займу); остальная часть компенсируется банкам в виде облигаций муниципального займа. Выполнение данных облигаций покрывается целевыми поступлениями от реализации инвестиционных проектов, доходы от которых будут идти, в том числе, на погашение займа.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что выпуск долговых обязательств муниципальных образований считается нормой фискальной политики, позволяя пополнить местный бюджет, кредитовать программы социально-экономического развития территории. В частности, муниципальные займы находят наибольшее распространение при реализации программ жилищного и дорожного строительства. Тем не менее, в России выпуск муниципальных облигационных займов не нашел широкого применения, в том числе по причине недостаточно развитого сегмента профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако, как показывает опыт г. Перми, облигации муниципальных образований являются привлекательными для инвесторов как ликвидные и наиболее надежные, несмотря на невысокую доходность, ценные бумаги.
Кроме того, действенным механизмом привлечения финансовых ресурсов в экономику отсталых (депрессивных) территорий может стать осуществление инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства в форме концессий, институциональной предпосылкой для реализации которого является федеральный закон от 21.07.05 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Несмотря на то, что закон вступил в силу с августа 2005 г., данный механизм еще не нашел широкого применения в российской практике. Преимущества концессии заключаются в обеспечении баланса интересов частного бизнеса (концессионеров) при реализации инвестиционного проекта и интересов развития территории.
Социально-экономическое развитие шахтерских территорий, процессы диффузии инноваций сдерживаются, прежде всего, неразвитостью транспортной и информационной инфраструктуры, а также отсутствием привлекательности отсталых территорий как сферы жизнедеятельности. Стимулирование инновационно-ориентированного развития экономики отсталых (депрессивных) территорий предполагает, в первую очередь, реализацию инфраструктурных проектов. При этом основной проблемой является поиск источников их финансирования, поскольку существующие механизмы не обеспечивают привлечение частных инвестиций для реализации инфраструктурных проектов (в том числе по
причине высоких рисков) на отсталых территориях, в то время как у муниципальных властей для этого недостаточно средств.
Мировой опыт свидетельствует о том, что в подобных ситуациях перспективным является развитие механизма концессионных соглашений. Как отмечает В.Г. Варнавский, «использование концессионной модели в РФ в отраслях производственной инфраструктуры потенциально позволит не только привлечь дополнительные нетрадиционные источники финансирования для их развития и добиться экономии государственных средств, но и обеспечить расширение доходной базы бюджетов всех уровней за счет роста ВВП и концессионных платежей» [2, с. 287]. Первоначально концессионные соглашения были наиболее распространены в недропользовании, однако в последнее время они находят применение в автодорожном хозяйстве, железнодорожном транспорте, коммунальном хозяйстве и т.п. Для отсталых (депрессивных) территорий основными сферами применения концессий могут стать городской пассажирский транспорт, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, коммунальное хозяйство и информационные технологии.
Неотъемлемым условием реализации предложенных механизмов ресурсного обеспечения инновационно-ориентированной стратегии сбалансированного регионального развития должно стать нормативно-правовое обеспечение обозначенных взаимодействий, обеспечивающих согласование микро- и мезо-экономических субъектов в рамках единого информационного пространства региона.
Подводя итог, отметим, что только сочетание различных источников финансирования инвестиционных проектов и региональных программ инновационно-ориентированного развития позволит обеспечить необходимые гарантии привлечения инвестиций в экономику отсталых (депрессивных) территорий.
Список литературы
1. Агибалов, Ю.В. Формирование доходов местных бюджетов: практика и проблемы / Ю.В. Агибалов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 19 (76).
- С. 47.
2. Варнавский, Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Г. Варнавский. - М., 2005.
3. Колоколов, В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур / В. А. Колоколов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 1.
- С. 95 - 104.
4. Мамедов, О.Ю. Тайна инновационной экономики - в ее инновационной организации! / О.Ю. Мамедов // TERRA ECONOMICUS. Пространство экономики. Т. 7. - 2009. -№ 2. - С. 5 - 8.