УДК 378.14
организационные условия реализации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза
Мирошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Игонина Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В ходе экспериментальной работы разработана и реализована педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза, которая отражает поэтапную деятельность студентов в аудиторное и внеаудиторное время и включает компоненты: цели; задачи (образовательные, воспитательные, социальные); функции (обучающие, воспитывающие, акмеологические, развивающие); принципы (комплексность, реализм, гуманизация, дифференциация и индивидуализация процесса формирования гражданской позиции студентов, активность и самостоятельность студентов, учет региональных условий); содержание деятельности на каждом этапе формирования гражданской позиции студентов; формы участия в аудиторной и внеаудиторной деятельности; методы (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля); средства (организация воспитательно-образовательного процесса, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов и др.); критерии и показатели сформированности гражданской позиции студентов.
Доказано, что формирование гражданской позиции студентов вуза - управляемый процесс. Организационными условиями реализации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза являются: использование содержания деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза по формированию гражданской позиции студентов; управление деятельностью кураторов, направленной на формирование гражданской позиции студентов; оценка результатов сформированности гражданской позиции студентов вуза на основе диагностики.
Ключевые слова: студенты вуза, педагогическая модель, аудиторная и внеаудиторная деятельность, студенческое самоуправление, кураторская деятельность, уровень сформированности гражданской позиции.
organizational conditions for pedagogical model
implementation of formation of the student civilian position in higher educational institutions
Miroshina Tatiana Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Science, Docent, Docent of Chair of Foreign Languages, Kemerovo State Agricultural Institute (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: intermit42@ mail.ru
Igonina Tatiana Borisovna, Candidate of Pedagogical Science, Docent, Intercollegiate Chair of General and University Pedagogy, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: intermit42@ mail.ru
During the experimental work the pedagogical model of the formation of the student civilian position, which reflects the gradual activity of students in classroom and extracurricular time and includes a number of components has been developed and implemented. The model include: purpose; tasks (educational and social); functions (teaching, educational, acmeological, developing); principles (comprehensiveness, realism, humanization, differentiation and individualization of the formation of student civilian position, activity and independence of students, taking into account the regional conditions); content of the activity at each stage of
the formation of student civilian position; forms of participation in the classroom and extracurricular activities; methods (diagnostics, formation of personality traits, organization of activities, control and self-control); means (the organization of upbringing and education process, research and design activities of students and others); criteria and indicators of formation of student civilian position.
It is proved that the formation of student civilian position is a controlled process. The organizational conditions of educational model are: the use of the content of subjects' activities of educational process for the formation of student civilian position; management of the curatorial activity, directed to the formation of student civilian position; evaluation of formation of student civilian position on the basis of diagnosis.
Keywords: students of higher educational institution, pedagogical model, classroom and extracurricular activities, student self-government, curatorial activity, the level of development of the student civilian position.
Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил нам определить формирование гражданской позиции студентов вуза как целенаправленный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов, результатом которого является осознанное отношение студентов к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в гражданском поведении и основанное на гражданских убеждениях.
Ученые, занимающиеся проблемой гражданского воспитания (Л. В. Руглова, Н. А. Савотина, Е. Н. Титова и др.), выделяют различные подходы к исследованию данной проблемы. Мы опирались на совокупность подходов к формированию гражданской позиции студентов вуза: системный, личностный, индивидуально-дифференцированный, деятельностный, акмеологический, культурологический.
Процесс формирования гражданской позиции студентов вуза проходит ряд взаимосвязанных этапов: аналитический, информационный и деятельностный. На аналитическом этапе студенты оценивают свои знания, необходимые для жизни в гражданском обществе, умения формулировать собственные суждения, способность самостоятельно и активно реагировать на различные социальные ситуации, определяют уровень проявления ими гражданских качеств. На информационном этапе происходит совершенствование гражданских знаний и усвоение студентами политической, исторической, экономической, юридической, экологической и др. информации, необходимой для жизни в гражданском обществе; интериоризация гражданских знаний, которые являются осознанной потребностью студентов, побуждающей их действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и делаю-
щей поведение студентов целеустремленным и логичным. На деятельностном этапе студенты проявляют гражданскую активность в повседневной практике, различных видах занятий, участвуя в студенческом самоуправлении и т. д.
На основе анализа литературы и опроса мнений студентов, кураторов и преподавателей вуза, нами установлено, что факторами, влияющими на формирование гражданской позиции студентов, являются «воспитательно-образовательный процесс вуза», «семья», «друзья», «средства массовой информации», «общественность».
С целью развития гражданских знаний, гражданских убеждений, гражданского поведения студентов нами разработана и реализована педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза, которая отражает поэтапную деятельность студентов в аудиторное и внеаудиторное время и включает следующие компоненты: цели; задачи (образовательные, воспитательные, социальные); функции (обучающие, воспитывающие, акмеологические, развивающие); принципы (комплексность, реализм, гуманизация, дифференциация и индивидуализация процесса формирования гражданской позиции студентов, активность и самостоятельность студентов, учет региональных условий); содержание деятельности на каждом этапе формирования гражданской позиции студентов; формы участия в аудиторной и внеаудиторной деятельности; методы (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля); средства (организация воспитательно-образовательного процесса, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов и др.); критерии и показатели сформированности гражданской позиции студентов.
Критериями сформированное™ гражданской позиции студентов вуза являются: деятельност-ный, эмоциональный, волевой. Деятельностный критерий характеризует поведение студентов, их поступки в процессе реализации гражданских прав и обязанностей. Показатели деятельност-ного критерия: наличие умений комментировать, анализировать и интерпретировать общественно-политические события; стремление осуществлять социальную деятельность; проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, страны; наличие инициативности в организации различных дел; стремление к участию в деятельности общественного самоуправления, политических событиях, различных гражданских акциях. Эмоциональный критерий демонстрирует наличие выраженных гражданских чувств, причастности к судьбе Родины, осознанного отношения студентов к различным проявлениям окружающей действительности. Показатели эмоционального критерия: положительное отношение к выполнению гражданского долга; проявление нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; удовлетворенность от участия в социально значимой деятельности; положительное отношение к будущей профессиональной деятельности. Волевой критерий проявления гражданской позиции определяется готовностью и способностью студентов к саморегуляции гражданского поведения, самомобилизации воли в интересах государства, общества и своих собственных. Показатели волевого критерия: проявление волевых усилий при выборе гражданского поведения в соответствии с нравственными нормами; наличие способности подчинять личные интересы коллективным; соблюдение правил и норм поведения, существующих в обществе; стремление к самовоспитанию; способность самомобилизо-вывать собственные силы; наличие требовательности к себе и другим.
На основании разработанных нами критериев и показателей, в зависимости от степени проявления, нами выделены три уровня сформи-рованости гражданской позиции студентов: высокий, средний, низкий.
Низкий уровень (на начало эксперимента 61 % - группа А), средний уровень (на начало эксперимента 27 % - группа Б), высокий уровень (на начало эксперимента 12 % - группа В). Дальнейшая экспериментальная работа по реа-
лизации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза была организована нами с учетом выделенных этапов и уровнем сформированности гражданской позиции студентов вуза.
В ходе экспериментальной работы по формированию гражданской позиции студентов преподаватели вуза стремились стимулировать активность студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности. Развитие активности студентов в аудиторной деятельности осуществлялось за счет интеграции содержания учебных дисциплин (внешняя интеграция) и реализации межпредметных связей (внутренняя интеграция). Для достижения положительных результатов при нашем участии были созданы временные творческие коллективы преподавателей, которые анализировали содержание учебных дисциплин и курсов, вычленяли воспитательный аспект в содержании учебного материала - темы, вопросы, проблемы, - способствующие формированию гражданской позиции студентов в современной социально-культурной ситуации, развитию их гражданских взглядов, убеждений и поведения. В процессе экспериментальной работы преподаватели создавали педагогические ситуации, где студенты должны были высказывать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, проблемам, демонстрировать умение аргументировать ее.
Формирование гражданской позиции студентов в процессе обучения обеспечивалось и выбором педагогических технологий. Опытно-экспериментальная работа показала, что преподаватели вуза использовали традиционные методы обучения, при которых студенты воспринимали информацию, не проявляя активности. Для активизации деятельности студентов преподаватели стали применять технологии, позволяющие студентам проявить свои знания и опыт. Однако проведенное исследование показало, что не все преподаватели владеют методикой использования интерактивного обучения. Поэтому в ходе экспериментальной работы нами были организованы семинары, включающие проведение открытых занятий, позволяющие преподавателям не только овладеть знаниями о современных педагогических технологиях, но и обменяться опытом проведения проблемных, поисковых, исследовательских лекций, семинаров и других форм занятий,
обеспечивающих развитие познавательных мотивов и интересов студентов. Как показала проведенная экспериментальная работа, интерактивное обучение позволяет сделать процесс обучения мотивированным, личностно-развивающим, эмоциональным, качественным.
Особое значение при формировании гражданской позиции студентов вуза имеет создание единой системы аудиторной и внеаудиторной деятельности по предметам. Основными направлениями внеаудиторной работы со студентами в процессе экспериментальной работы стали: активизация деятельности предметных кружков, научно-исследовательской работы, создание студенческих научных объединений; активизация работы творческих и спортивных объединений студентов по интересам. На заседаниях предметных кружков определялась тематика исследовательских заданий. Так, например, для студентов экономического факультета предлагались проект-но-ориентированные задания, направленные на выявление экономических затрат по восстановлению фермерского хозяйства, а для студентов факультета аграрных технологий - по изучению адаптации различных сортов пшеницы в условиях Сибири, влияния удобрений на урожайность картофеля и др. Главными принципами организации студенческих научных объединений в вузе стали: актуальность и инновационность научных исследований, соответствие профилю подготовки студентов и учет региональных особенностей. Активизация работы творческих и спортивных объединений студентов осуществлялась посредством создания социально значимых проектов, разработчиками которых выступали сами студенты.
Педагогический эксперимент показал результативность целенаправленной работы с преподавателями вуза с целью расширения их знаний и совершенствования умений по использованию современных методов активизации обучения студентов и формированию у них активной гражданской позиции.
Ведущая роль в процессе формирования гражданской позиции студентов вуза принадлежала кураторам студенческих групп, которые стремились развивать студенческое самоуправление. Деятельность в органах студенческого самоуправления на групповом, факультетском и
вузовском уровнях стала «школой» гражданской ответственности для студентов, учила их самостоятельности, деловому общению с людьми, готовности принимать решения и отвечать за свои поступки.
Студенты включались в широкое социальное взаимодействие с общественностью (представителями общественных организаций, работниками культуры и искусств, медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов), социально значимые дела, приобретая при этом навыки и умения вести дискуссию, отстаивать свое мнение, находить компромиссы, искать решения важных вопросов жизни вуза. Организация и проведение тематических и развлекательных мероприятий, различных соревнований, выпуск стенгазет, подготовка телепередач, лидерство в вузовских делах способствовали осознанию студентами того, что реальное дело можно сделать самостоятельно.
Не все кураторы были готовы в начале экспериментальной работы к осуществлению взаимодействия. В ходе экспериментальной работы нами была разработана программа, включающая получение кураторами дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», участие в научно-методических семинарах, организуемых ФГБОУ ВПО «Томский политехнический университет» для кураторов, а также в различных конференциях. В целях приобретения кураторами знаний по вопросам воспитания, умений, необходимых для организации работы со студенческой группой, в ходе экспериментальной работы нами были организованы методические семинары, круглые столы с кураторами по проблемам создания авторитетного и работоспособного актива в студенческой группе; сплочения коллектива; формирования оптимальных межличностных отношений в группе посредством постановки общественно значимых целей, выработки общегрупповых интересов, совместного решения воспитательно-образовательных задач, оказания взаимопомощи и выработки ответственности за результаты труда.
Экспериментальная работа доказала, что деятельность кураторов способствует развитию студенческого самоуправления группы и формированию гражданской позиции студентов благодаря
включению студентов группы в деятельность различных вузовских подструктур: студенческого совета, студенческого клуба, аспирантско-студенческого научного общества, студенческой службы безопасности, пресс-центра и привлечения студентов группы к организации и проведению групповых, факультетских, вузовских, городских, региональных мероприятий.
В ходе экспериментальной работы нами постоянно осуществлялась диагностика формирования гражданской позиции студентов вуза. Опираясь на разработанные нами критерии и показатели, мы замеряли уровень сформированно-сти гражданской позиции студентов вуза на основе их самоанализа и экспертных оценок. Экспертами были отдельные студенты группы, преподаватели, куратор. Анализ полученных результатов показывает изменение уровня сформированности гражданской позиции в процессе реализации формирующего эксперимента. Если на начало экспериментальной работы в группу В (высокий уровень сформированности гражданской позиции) входило 12 %, то после проведенного эксперимента количество студентов увеличилось на 17 % и составило 29 %. На начало экспериментальной работы в группу Б (средний уровень сформиро-ванности гражданской позиции) входило 27 %, в результате проведенной экспериментальной работы состав группы увеличился на 19 % и составил 46 %. Наибольшая динамика проявилась в группе А (низкий уровень сформированности гражданской позиции), количество студентов в которой уменьшилось на 36 % и составило на конец эксперимента 25 %. В результате проделанной рабо-
ты по формированию гражданской позиции студентов вуза мы имеем положительную динамику по всем критериям, которая наиболее значительна по деятельностному критерию.
п Начало ■ Итог
Низкий Средний Высокий
Рисунок 1. Динамика формирования гражданской позиции студентов вуза в ходе экспериментальной работы
Таким образом, анализ экспериментальной работы позволяет утверждать, что формирование гражданской позиции студентов вуза - управляемый процесс. Организационными условиями реализации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза являются: использование содержания деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза по формированию гражданской позиции студентов; управление деятельностью кураторов, направленной на формирование гражданской позиции студентов; оценка результатов сформиро-ванности гражданской позиции студентов вуза на основе диагностики.
Литература
1. Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2009. - 255 с.
2. Руглова Л. В. Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - 210 с.
3. Савотина Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2005. - 459 с.
4. Титова Е. Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2000. - 200 с.
References
1. Miroshina T.A. Formirovanie grazhdanskoy pozitsii studentov vuza. Dis. cand. ped. nauk [Formation of students' consciousness in higher educational institutions. Cand. ped. sci. diss.]. Kemerovo, 2009. 255 p. (In Russ.).
2. Ruglova L.V. Formirovanie grazhdanstvennosti studencheskoy molodezhi na sovremennom etape. Dis. cand. ped. nauk [Formation of students' consciousness at the present stage. Cand. ped. sci. diss.]. Kemerovo, 2005. 210 p. (In Russ.).
3. Savotina N.A. Grazhdanskoe vospitanie studencheskoy molodezhi v sovremennom vuze. Dis. dokt. ped. nauk [Civilian education of students in the modern university. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2005. 459 p. (In Russ.).
4. Titova E.N. Formirovanie grazhdanstvennosti studentov v uchebnom protsesse tekhnicheskogo vuza. Dis. cand. ped. nauk [Formation of students' consciousness in the learning process of a technical higher educational institution. Cand. ped. sci. diss.]. Tula, 2000. 200 p. (In Russ.).
УДК 37
формирование и развитие учебной мотивации студентов заочной формы обучения профиля подготовки «менеджмент социально-культурной деятельности»
Самое страшное горе - горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать!
В. А. Сухомлинский
Ивлева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье излагаются результаты диагностики учебной мотивации студентов первого курса заочной формы обучения направления подготовки «Социально-культурная деятельность», профиля «Менеджмент социально-культурной деятельности», предлагается модель формирования мотивации студентов к овладению профессией менеджера.
Ключевые слова: менеджер социально-культурной деятельности, овладение профессией, модель, получение диплома, приобретение знаний, учебная мотивация.
the formation and development of learning motivation of students of the correspondence form of training program "management of socio-cultural activities"
Ivleva Tatyana Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Professor of Chair of Social Sphere Management, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Modern society needs a manager of sociocultural activities (ACS) with a high level of professionalism, initiative and enterprise, creativity. This predetermines restructuring the learning process, especially in the field of motivation. It is known that the foundation of successful training activities of any student is a high level of motivation for this type of activity. The problem of motivating the learning activities is a traditional subject of study in various fields of science, including the pedagogy [4, 6, 8, and others.]. Even the most qualified teachers will not reach the desired result, if his efforts are not coordinated with the motivational sphere of educational activity.
The article discusses the relevance of demand for managers of social and cultural activities with a high level of professionalism, initiative and enterprise, creativity, specificity of learning motivation; it presents the diagnostic results of correspondent first-year students' learning motivation of training courses "Sociocultural activities." The Profile "Management of sociocultural activities," proposes a model of formation of motivation of students for a profession manager containing the goal, objectives, functions, and interactive teaching methods.