Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема'

Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1531
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ / STUDENTS' SELF-GOVERNMENT / THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF STUDENTS'CIVILIAN POSITION / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / IN-CLASSAND EXTRA CURRICULAR ACTIVITIES / CURATORIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мирошина Татьяна Александровна, Игонина Татьяна Борисовна

В ходе экспериментальной работы доказано, что формирование гражданской позиции студентов вуза управляемый процесс, а регулярное отслеживание полученных при проведении экспериментальной работы результатов способствует своевременному корректированию данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мирошина Татьяна Александровна, Игонина Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STUDENTS’ CIVILIAN POSITION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

During the experimental work it was proved hat the formation of the students’ civilian position is acontrolled process and regular monitoring of the resultsobtained during experimental work facilitates timely correcting the process.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина

FORMATION OF THE STUDENTS’ CIVILIAN POSITION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM T. A. Miroshina, T. B. Igonina

В ходе экспериментальной работы доказано, что формирование гражданской позиции студентов вуза -управляемый процесс, а регулярное отслеживание полученных при проведении экспериментальной работы результатов способствует своевременному корректированию данного процесса.

During the experimental work it was proved hat the formation of the students’ civilian position is acontrolled process and regular monitoring of the resultsobtained during experimental work facilitates timely correcting the process.

Ключевые слова: студенты вуза, аудиторная и внеаудиторная деятельность, студенческое самоуправление, кураторская деятельность, уровень сформированности гражданской позиции.

Keywords: students of higher educational institution, in-classand extra curricular activities, students’ selfgovernment, curatorial activity, the level of development of students’civilian position.

Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, находящейся в процессе построения гражданского общества, выдвигают ряд проблем, связанных с формированием деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить в условиях демократии, способного к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества, государства и свое личное. Это обусловливает цель современного образования, которая заключается в подготовке к жизни в обществе и формировании гражданина, патриота своей страны, что требует совершенствования системы обучения и воспитания студентов вуза, нацеленной на формирование их гражданственности.

Успешное решение поставленных задач видится в необходимости формирования личности, обладающей не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и гражданской убежденностью, гражданской ответственностью, чувством гражданского долга, активной гражданской позицией.

Проблему гражданского воспитания учащейся молодежи в современных условиях рассматривают И. А. Аманбаева [1], Н. А. Савотина [4], однако авторы уделяют недостаточно внимания внеучебной работе студентов в системе гражданского воспитания. Проблеме формирования гражданственности студентов посвящены теоретико-аналитические работы С. В. Анохина [2], Л. В. Ругловой [3], Е. Н. Титовой [5] и др., к сожалению, не получившие широкого внедрения в образовательную практику.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить гражданскую позицию как совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отношений человека к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализуются в социальнозначимой деятельности. Под формированием гражданской позиции мы понимаем целенаправленный и

сознательно осуществляемый педагогический процесс взаимодействия педагогов и студентов по овладению политическими, историческими, экономическими, экологическими, психолого-

педагогическими и другими знаниями и приобретению студентами гражданского опыта, проявляющегося в социально-значимой деятельности, необходимыми для самореализации личности в обществе, при направляющей деятельности педагогов.

Мы выделили следующие компоненты гражданской позиции: когнитивный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Необходимо подчеркнуть условность выделенных компонентов. Они выделены нами для более точного определения содержания и создания педагогических условий в процессе формирования гражданской позиции студентов вуза.

Сформированность гражданской позиции студентов проявляется в: гражданском сознании, гражданских чувствах, гражданском поведении, гражданской активности, которые выражаются в активном участии студентов в общественной жизни страны, города, института, осознании прав и обязанностей. Таким образом, в процессе формирования гражданской позиции студентов вуза можно выделить ряд взаимосвязанных этапов: формирования гражданского сознания, гражданских убеждений, гражданского поведения.

На этапе формирования гражданского сознания идет процесс усвоения студентами политических, исторических, экономических, юридических, экологических и др. знаний, необходимых для гражданской жизни, знаний об основных гражданских правах и обязанностях, организации студенческого самоуправления.

На этапе формирования гражданских убеждений студентов, знания приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов действия, происходит перевод гражданских знаний в убеждения, которые являются осознанной потребностью студентов, побуждающей их действовать в соответст-

110 ©Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина, 0014

вии со своими ценностными ориентациями и делающей поведение студентов целеустремленным, а их поступки - осознанными и обоснованными. При переводе знаний в убеждения необходимо стимулировать гражданские чувства студентов, влияющие на мотивацию поведения.

Чтобы гражданское сознание и гражданские убеждения нашли отражение в гражданском поведении, необходимо преодолеть разрыв между единством сознания, убеждений и поведения. Данный путь проходит через цепь связующих элементов, которая включает в себя длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения, организацию жизни на основе их полезной деятельности и общения. Но само по себе действие не является поступком. Действия становятся поступками при определенных условиях, если они отражают взаимосвязь целей и мотивов деятельности.

На этапе формирования гражданского поведения студентов вуза необходимо создавать педагогические условия для его проявления в повседневной практике, различных видах деятельности студентов (обучение, труд, студенческое самоуправление). Гражданское поведение является результатом формирования гражданской позиции студентов и зависит не только внешних воздействий, но и внутренней работы студентов, осмысления и переживания своих поступков, особенно их последствий.

Гражданское поведение находит свое выражение в гражданской активности, включающей в себя:

- деятельное отношение студентов к миру, умение пользоваться знанием своих прав;

- привычку добросовестно и творчески выполнять обязанности гражданина России;

- готовность к участию в управлении общественной и политической жизни государства;

- умение ориентироваться в сложных современных условиях;

- готовность и умение на практике отстаивать свои убеждения.

Гражданское поведение - это образ жизни и действий, направленный на всемерное укрепление общественного и государственного строя, законности.

На всех выделенных этапах формирования гражданской позиции необходимо проявление волевых усилий студентов при соблюдении гражданских прав и обязанностей, развитии способности подчинять личные интересы коллективным, проявление гражданской ответственности. Гражданская ответственность выступает мерой готовности человека к выполнению гражданского долга, является способностью личности понимать соответствие результатов своей деятельности поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности к общему делу.

С целью формирования гражданской позиции студентов в учебном процессе нами была создана творческая группа, в которую вошли преподаватели разных кафедр. Они выделяли в предметах гуманитарного цикла специальные темы, вопросы, проблемы, которые стоят перед обществом и перед

студентами, тем самым способствуя развитию студентами гражданского сознания и поведения, поскольку знания дисциплин нужны для того, чтобы помочь будущим специалистам, гражданам страны сориентироваться в быстро усложняющемся мире, найти ответы на разнообразные вопросы.

Для преподавателей института, заинтересованных не только в повышении качества подготовки специалистов, но и формировании гражданской позиции студентов, были организованы постоянно действующие семинары. В процессе работы преподаватели анализировали не только содержание учебных дисциплин и курсов, вычленяя воспитательный материал в содержании, выделяя в воспитательном материале учебный материал, способствующий формированию гражданской позиции студентов, но и выбирали формы и методы подачи учебного материала при организации занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов и уровней сформированности гражданской позиции студентов.

Значимая роль в процессе формирования гражданской позиции студентов вуза принадлежит кураторам студенческих групп, которые стремятся активизировать студенческое самоуправление.

Деятельность в органах студенческого самоуправления на групповом, факультетском и вузовском уровнях становится «школой» гражданской ответственности для студентов, учит их самостоятельности, деловому общению с людьми, готовности принимать решения и отвечать за свои поступки.

Студенты включаются в широкое социальное взаимодействие с общественностью (представителями общественных организаций, работниками культуры и искусств, медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов), социально значимые дела, приобретая при этом навыки и умения вести дискуссию, отстаивать свое мнение, находить компромиссы, искать решения важных вопросов жизни вуза. Организация и проведение тематических и развлекательных мероприятий, различных соревнований, выпуск стенгазет, подготовка телепередач, лидерство в вузовских делах способствуют осознанию студентами того, что реальное дело можно сделать самостоятельно.

На первом курсе кураторы задействовали студентов как участников групповых и вузовских мероприятий, кураторских часов, на втором - студенты уже выступали в качестве организаторов кураторских часов и мероприятий. Они самостоятельно подбирали темы для обсуждения, готовили выступления, приглашали интересных людей на кураторские часы, а также разрабатывали сценарии групповых и факультетских мероприятий и соревнований.

Кураторы стремились учитывать интересы и склонности студентов, привлекая их во внеаудиторное время к широкому спектру деятельностей: участию в работе различных клубов, культурных и политических мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Ценностно-ориентированная внутренняя позиция студентов возникает не как итог некоторых «педагогических

воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую они включались. Социально признаваемая деятельность (включая учебную, трудовую, организационную, художественную, спортивную) была интересной студентам, так как затрагивала их реальные и существенные интересы, обеспечивала им возможность реализовываться в ней, проявить все свои способности. Данная деятельность требовала от студентов мобилизации сил, а в ходе подготовки к различным вечерам, конкурсам, встречам у них вырабатывалось ответственное отношение к порученному делу, формировалась социальная активность, проявлялась самостоятельность, творческий поиск.

В условиях вуза основным видом деятельности студентов, в первую очередь, является учебная деятельность, предполагающая умственную и физическую активность студентов, которая отличается напряженностью, требует больших волевых усилий, терпения, дисциплинированности и других личностных качеств. От того, как студент войдет в формирующийся коллектив учебной группы, как будет налажен его быт и отдых, как он овладеет навыками учебной работы и самообразования, зависит его успеваемость, дисциплина и гражданская позиция. Ответственное отношение студентов к своим учебным обязанностям, высокие результаты учебной деятельности в вузе, сформированные профессиональные качества, готовность к выполнению своих профессиональных обязанностей - все это и есть определенный вклад, вносимый каждым студентом в повышение благосостояние страны. Поэтому в процессе экспериментальной работы мы стремились, чтобы каждый студент проявлял ответственное отношение к учебной деятельности. Однако при формировании гражданина нельзя исключить художественную, спортивную и другие виды деятельности, содействующие развитию чувств, умений и навыков коллективной жизни. Основные усилия при этом направлялись на помощь студентам в саморазвитии их личностных качеств на основе нравственных ценностей. Самое главное нравственное качество каждого человека - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Студенты должны не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своими убеждениями.

Целенаправленная работа и специально созданные педагогические условия, как показала проведенная экспериментальная работа, способствуют формированию гражданского сознания, гражданских убеждений, гражданской позиции, гражданского поведения студентов. Подтверждением данному выводу служит и оценка результатов проведенной нами экспериментальной работы, которая проводилась по единым критериям.

Определяя критерии формирования гражданской позиции студентов вуза, мы выделяем четыре: когнитивный, эмоциональный, волевой и деятельностный.

К когнитивному компоненту гражданской позиции мы относим наличие интереса и потребности студентов в совершенствовании уровня знаний, не-

обходимых для жизни в гражданском обществе. Деятельностный компонент гражданской позиции характеризует поведение студентов, их поступки в процессе реализации гражданских прав и обязанностей. К эмоциональному компоненту гражданской позиции мы относим наличие выраженных гражданских чувств, пристрастности к судьбе Родины, государства, его символике, гражданскому обществу. Волевой компонент гражданской позиции определяется готовностью и способностью студентов к саморегуляции поведения, самомобилизации воли в интересах государства, общества и своих собственных.

Наше исследование опирается на большой фактический материал, обработанный математическими методами. Данные, полученные в результате математической обработки, дополненные качественным анализом, позволили выяснить сущность формирования гражданской позиции студентов, сложную взаимосвязь между отдельными сторонами этого процесса.

В начале эксперимента на констатирующем этапе исследования с целью проверки исходного уровня сформированности гражданской позиции студентов нами использовались следующие методы: изучение вузовской документации, устный опрос, беседа, анкетирование, в содержание которых вошли различные вопросы, на которые респонденты должны были ответить. В зависимости от степени проявления гражданской позиции по самооценке студентов нами были выделены три группы студентов:

- А - высокий уровень - 12 %,

- Б - средний уровень - 27 % и

- В - низкий уровень - 61 %.

В ходе экспериментальной работы особое внимание преподавателями и кураторами при определении содержания и форм формирования гражданской позиции студентов в воспитательнообразовательном процессе вуза уделялось выделенным нами группам студентов. Деятельность студентов была организована на основе индивидуальнодифференцированного подхода.

Так, студенты из группы с высоким уровнем сформированности гражданской позиции были активными участниками факультативных занятий, олимпиад, круглых столов, конференций, конкурсов рефератов, курсовых проектов.

Студенты, составившие группу со среднем уровнем сформированности гражданской позиции, отличались познавательной пассивностью, ситуативным проявлением гражданской ответственности. Самостоятельность их суждений была подвержена влиянию извне. В процессе экспериментальной работы мы использовали технологии проблемного обучения, метод проектов, активизирующие мышление студентов, их творческие способности во время учебных занятий, самостоятельной работы и во внеаудиторной деятельности. Знания, умения и навыки закреплялись при выполнении индивидуальных заданий, а также в процессе выполнения курсовых работ. Также мы привлекали студентов

данной группы к научно-исследовательской работе, участию в олимпиадах.

В группе с низким уровнем сформированности гражданской позиции мы стремились, прежде всего развивать познавательную мотивацию. Для этого преподаватели организовывали индивидуальные занятия, направленные на формирование интереса студентов, вовлекали их в дискуссии по изучаемым темам и проблемам, а также по современным проблемам экономической и политической жизни нашей страны и зарубежных стран. Кроме этого студенты данной группы вовлекались во внеаудиторную работу, например в работу предметных кружков, создание музея вуза. Работа в предметных кружках позволила студентам осознать недостаточность собственных знаний, стала стимулом обращения к научной литературе. Для многих выступления с докладами перед аудиторией явились первым опытом публичных выступлений. Преподаватели способствовали тому, чтобы первый опыт был положительным, успешным, тем самым стимулируя студентов на дальнейшую работу по самосовершенствованию. При создании музея вуза студенты данной группы учились планировать, распределять обязанности, структурировать материал, приобретали опыт работы в микрогруппах, которые формировались так, чтобы в них входили студенты и из групп с высоким и среднем уровнем сформирован-ности гражданской позиции.

Опрос показал, что в начале экспериментальной работы интерес к овладению знаниями по изучаемым предметам проявляли 28 % студентов, прорабатывали дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателями для самостоятельного изучения в полном объеме 15 % студентов, при подготовке к обсуждаемым вопросам на семинарах старались полностью разобраться в данных вопросах лишь 13 % студентов и 16 % опрошенных респондентов высказывали свое собственное мнение на семинарах, делали дополнения. После эксперимента произошли заметные изменения. Количественный состав студентов, проявляющих интерес к овладению знаниями по изучаемым предметам, увеличился на 19 % и составил 47 %, а не проявляющих интерес снизился на 20 % и составил 7 %. Прорабатывать дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателями для самостоятельного изучения в полном объеме стали 36 % студентов, а процент студентов, не использующих дополнительную литературу, снизился на 35 % и составил 25 %. При подготовке к обсуждаемым вопросам на семинарах полностью разбираться в данных вопросах стали 37 % студентов (количественный прирост составил 24 %) и 32 % опрошенных респондентов начали высказывать свое собственное мнение на семинарах, делать дополнения (количественный прирост - 16 %).

На начало эксперимента лишь 15 % студентов активно интересовались происходящими в стране событиями, следили за последними новостями и 20 % опрошенных студентов имели свою гражданскую позицию по отношению к событиям общественно-политической жизни России и за рубежом.

На конец эксперимента процентное соотношение студентов увеличилось на 19 % и 22 %, соответственно, и составило 34 % и 42 %. Количество студентов, не интересующихся происходящим в стране, снизилось на конец эксперимента на 35 % и составило 4 % от общего числа опрошенных.

Ответ на вопрос «Знаете ли Вы права и обязанности гражданина?» до начала эксперимента показал, что 26 % студентов знают права и обязанности гражданина (на конец - 45 %), 25 % - скорее знают, чем не знают (на конец - 52 %) и 49 % - не знают (на конец - 3 %). Таким образом, на конец эксперимента мы наблюдаем положительную динамику.

В результате опроса и изучения организации внеаудиторной деятельности вуза до эксперимента были выявлены низкие показатели практического участия студентов в научных студенческих конференциях (1 %), деятельности общественного самоуправления вуза, различных секций, клубов (7 %), общественной жизни вуза, города, страны (2 %). При этом инициативность и активность в организации различных дел проявлял иногда 1 % студентов от общего количества опрошенных. На конец эксперимента картина радикально изменилась. 19 % студентов стали участниками конференций различного уровня, причем многие неоднократно, что, по мнению студентов, способствовало их профессиональному становлению. 84 % студентов стали членами различных организаций, секций, клубов или участниками мероприятий, 65 % опрошенных студентов по их собственной самооценке проявляли при этом инициативу и активность, а 13 % студентов на конец экспериментальной работы стали стремиться к практическому участию в деятельности общественного самоуправления вуза.

Удивительные результаты были получены на следующие вопросы: «Каким Вы видите свое будущее?», «Считаете ли Вы себя патриотом?» и «Проявляете ли Вы общечеловеческие качества (доброту, сочувствие, милосердие и т. д.) по отношению к другим людям?». На начало эксперимента 11 % студентов ответили, что хотели бы жить в России, в родном краю (на конец эксперимента -16 %), если представится возможность, то уедут за рубеж - 41 % (на конец эксперимента - 51 %) и хотели бы жить за рубежом - 48 % опрошенных студентов (на конец эксперимента - 33 %). При этом считали себя патриотами 15 % студентов (на конец эксперимента - 32 %), а таковыми не считали 54 % (на конец эксперимента - 15 %). Ответ «скорее да, чем нет» дали 31 % студентов (на конец эксперимента - 53 %). Общечеловеческие качества (доброту, сочувствие, милосердие и т. д.) по отношению к другим людям на начало эксперимента проявляли 52 % студентов по собственной самооценке (на конец эксперимента - 70 %), не проявляли - 48 % (на конец эксперимента - 30 %). Лишь 13 % респондентов до начала экспериментальной работы считали себя активными гражданами страны, на конец эксперимента количественный состав респондентов увеличился на 12 % и составил 25 %. Следовательно, в этом направлении работу необходимо коррек-

тировать, а именно по формированию общечеловеческих качеств и патриотизма.

Основными мотивами, побуждающими студентов к гражданской активности на начало эксперимента, были любопытство, желание расширить свой кругозор (14 %), привычка к послушанию (10 %), боязнь осуждения со стороны (10 %). На конец эксперимента наблюдаются изменения в мотивах студентов. Чувство боязни со стороны ослабевает, а преобладающими мотивами становятся: желание изменить жизнь к лучшему (15 %) и чувство долга (13 %).

Требует корректировки и работа по привитию студентам привычки выполнять правила и нормы поведения, принятые в обществе. Хотя результаты опроса показали, что количественный состав студентов, всегда выполняющих правила и нормы поведения, которые приняты в обществе, увеличился на 18 % и составил 38 %, выполняющих иногда вырос на 15 % и стал 58 %, а не выполняющих уменьшился на 33 % и составил 4 %, мы считаем, что данные показатели все еще низки.

На начало эксперимента лишь 6 % студентов были способны подчинять личные интересы коллективным, общественным, а 61 % - нет. На конец эксперимента количество студентов, способных подчинять личные интересы коллективным стало 30 %, неспособных, а именно не желающих считаться с коллективом, уменьшилось на 43 % и составило 18 %. В процессе экспериментальной рабо-

ты повысилась требовательность студентов к себе и другим с 8 % до 14 %, желание участвовать в благотворительной деятельности с 10 % до 15 % и готовность мобилизовать свои волевые качества в интересах государства и общества, отстаивать интересы своего государства с 10 % до 36 %.

Таким образом, анализ полученных результатов показывает изменение развития уровня гражданской позиции в процессе реализации формирующего эксперимента. Если до экспериментальной работы в группу А (высокий уровень сформированности гражданской позиции) входило 12 %, то после проведенного эксперимента в данную группу вошло 29 %. Прирост показателя высокого уровня по самооценке студентов составил 17 %. На начало экспериментальной работы в группу Б (средний уровень сформированности гражданской позиции) входило 27 %, в результате проведенной экспериментальной работы, состав группы увеличился на 19 % и составил 46 %. Наибольшая динамика проявилась в группе В (низкий уровень сформированности гражданской позиции), состав которой уменьшился на 36 % и составил на конец эксперимента 25 %.

Экспериментальная работа доказала, что формирование гражданской позиции студентов вуза -управляемый процесс, а регулярное отслеживание полученных при проведении экспериментальной работы результатов способствует своевременному корректированию данного процесса.

Литература

1. Аманбаева, Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. И. Аманбаева. - Якутск, 2002. - 351 с.

2. Анохин, С. В. Формирование гражданственности будущих военных летчиков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Анохин. - Саратов, 2002. - 23 с.

3. Руглова, Л. В. Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе: дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Руглова. - Кемерово, 2005. - 210 с.

4. Савотина, Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Савотина. - М., 2005. - 459 с.

5. Титова, Е. Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Титова. - Тула, 2000. - 200 с.

Информация об авторах:

Мирошина Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, 8-913-305-07-90, [email protected].

Tatiana A. Miroshina - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Foreign Languages, Kemerovo State Agricultural Institute.

Игонина Татьяна Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент ВАК, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ.

Tatiana B. Igonina - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor at the Inter-University Department of General and Higher Education Pedagogics, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 24.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.