Е. В. Базанова
(с. Мужи, Ямало-Ненецкий автономный округ)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
В статье проанализированы особенности проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории с точки зрения средового, системного подходов, приводятся экспериментальные данные по проблеме.
Формирование образовательного пространства сельских территорий является актуальной проблемой, так как остается неразрешенным противоречие между реальным состоянием воспитательного процесса в сельской территории, приведшим к увеличению асоциальных проявлений у детей, и неэффективностью предлагаемых способов организации этого процесса в существующих организационных структурах управления.
Современные исследователи отмечают, что школа - это единственный общественногосударственный институт на селе, занимающийся воспитательной работой не только с молодежью, но и со всем населением; «сельская школа - организатор открытой социально-педагогической среды» (Л. Белова]. По утверждению М. П. Гурьяновой, сельская школа имеет особенные качественные характеристики: полифункциональность, безальтерна-тивность, зависимость от места расположения, стихийную интегративность [4]. М. В. Груздев отметил несколько факторов, влияющих на развитие образовательного пространства сельских территорий: это демографическая составляющая (количество детей и родителей в отдаленных поселениях и в районном центре разнится в несколько раз], географическая разноудаленность образовательных объектов от центра сельской территории и др. [3].
Воспитательное пространство сельских территорий формируется не только в учреждениях системы образования, но и в учреждениях культуры, молодежи и спорта сельской территории. Их деятельность с позиции единой стратегической политики в системе единых требований к организации воспитательного процесса на уровне района даст боль-
ший эффект, чем работа с детьми в рамках только своей ведомственной принадлежности. Это тем более актуально, что кадровый состав учреждений, находящихся в сельской территории, имеет большей частью первичное педагогическое образование. Нами были взяты данные из двух районов Тюменской области, при этом оказалось, что главы районов имеют сельскохозяйственное образование, их заместители по социальным вопросам
- педагогическое, руководители управлений по спорту, культуре и молодежи, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - педагогическое. Следует отметить, что депутатский корпус и главы администраций сельских поселений, специалисты - также в большинстве настоящие или бывшие педагоги. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что педагоги на селе - наиболее социально активная часть населения, продолжающая иметь более сильное влияние на сельское население в отличие от городского, плюс к этому наиболее грамотная часть сельского населения, так как в своей работе использует более современные знания и применяет современные компьютерные технологии, проходит постоянную переподготовку в отличие от других сельских жителей (которые имеют низкую занятость в производстве]. Особенно эта разница видна в северных поселках и отдаленных малочисленных деревнях юга области.
Мы считаем, что педагогический потенциал кадров сельских территорий можно и нужно использовать при проектировании организационных структур управления воспитательным процессом в сельских территориях. К субъектам проектирования структур мы относим педагогов, родителей, детей, специа-
листов, занимающихся воспитанием детей в сельской территории, относящихся к разноведомственным структурам. С опорой на сре-довой и системный подходы при проектирование организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории нами разработана структурнофункциональная модель проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории, представляющая собой сложно организованную структуру взаимосвязанных единиц: структурно-концептуальный блок (социальный запрос населения сельской территории к организационным структурам управления воспитательным процессом, цель, функции, принципы проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории]; организационно-деятельностный блок (организационные, психолого-педагогические условия деятельности организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории]; технологический блок (алгоритм проектирования, механизм реализации проекта организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории]; рефлексивно-коррекционный блок (оценка динамики проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории, количественные и качественные характеристики оценки эффективности проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории, SWOT-анализ, корректировочная деятельность]. Модель проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории представляет собой систематизированную форму инновационного опыта и охватывает воспитательный процесс в сельской территории в целом (от управления до системы организации в образовательных учреждениях]. Модель носит открытый характер, постоянно находится в развитии и может пополняться новыми компонентами.
Разработана единая система понятий и принципов, которые помогают охарактеризовать отдельные аспекты модели проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории:
- организационная структура управления воспитательным процессом в сельской территории как совокупность динамических педагогических объектов, направленных на решение задач воспитания детей в сельской территории. Элементы данных структур распределены в воспитательном пространстве сельской территории и соединены горизонтальными (обмен опытом, совместная деятельность и др.] и вертикальными (информационными, регламентирующими] связями между субъектами воспитательного процесса;
- проектирование организационных
структур управления воспитательным процессом в сельской территории является компонентом совместной деятельности субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей, учащихся, руководителей учреждений, специалистов], целью, объектом которого выступает единая воспитательная система сельской территории, процессы и педагогические ситуации. Проектирование организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории осуществляется по основным приоритетным направлениям воспитания (трудовому, физическому, экологическому, краеведческому и т.д.] согласно следующей схеме: идея или замысел, основанные на изменении внутренней или внешней ситуации в системе воспитания сельской территории; прогноз на основе диагностики существующих организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории (SWOT-анализ]; моделирование новых структур; разработка проекта данных структур; научно-методическое и ресурсное обеспечение - внедрение; проверка эффективности и результативности структур; корректировка проекта];
- принципы проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории: принцип реалистичности, требующий решения проблемы проектирования с опорой на действительные факторы развития сельской территории, принцип открытости (широкое участие в проектировании общественности сельской территории и других социальных институтов], принцип программности (каждая спроектированная организационная структура должна быть подкреплена программными документами по направлениям воспитательного процесса, приоритетным для данной
60
50
40
Количество 30 субъектов
20
10
0
1—
Оптимальный Допустимый Критический Уровни компетентности
□ Констатитирующий ■ Преобразующий
Рис. Сравнительные результаты исследования уровней компетентности субъектов, участвующих в проектировании на 1-м и 2-м этапах педагогического эксперимента
сельской территории, и не противоречить основным стратегическим документам в области воспитания детей]; принцип технологичности (определенная последовательность действий, операций, возможность массового воспроизводства результата в сельских учреждениях, где осуществляется воспитательный процесс]; принцип ресурсности (выделение и использование при проектировании имеющихся ресурсов данной сельской территории
- материальных, кадровых, интеллектуальных, духовных, культурных; принцип адаптивности (соответствие системы воспитания запросам и возможностям сельских детей и родителей, учет их ментальности] и др.
Сельская территория рассматривается как пространственная организация жизни общества - зона жизнедеятельности людей, функции которой состоят в сохранении традиций, самобытности национальной культуры, духовного, физического здоровья людей, источник формирования воспитательного пространства за счет своего социально-географического, историко-культурного, природного потенциала. При этом проектирование организационных структур управления воспитательным процессом сельской территории происходит с учетом ее особенностей (труд-нодоступности, демографической составляющей, ментальности сельских жителей и др.].
На основе SWOT-анализа, анкетирования были изучены различные направления воспитательного процесса в разрезе проектирования организационных структур управления им в сельской территории: туристическое, трудовое, физкультурно-спортивное, интеллектуальное и др.
В результате эксперимента на основе интеграции спроектированы сетевые модели организационных структур: «Туристическое объединение школьников», «Физкультурно-спортивное объединение школьников», «Трудовое объединение школьников», «Экспедиции школьников Шурышкарского района», «Районное научное общество учащихся» и др. Следует отметить, что данные модели органично входят в муниципально-матричную организационную структуру управления воспитательным процессом в сельской территории. В качестве примера сетевой структуры представим модель по военно-патриотическому направлению воспитательного процесса.
На основе методики рейтинговой оценки внедрения спроектированных структур, включающей оценку администрации, оценку коллег, оценку родителей образовательного учреждения, были выявлены три уровня компетентности в проектировании организационных структур управления воспитательным процессом: оптимальный, допустимый, кри-
тический, - которые позволили говорить о компетентности субъектов, участвующих в проектировании. Сделана выборка: по вертикали - количество оцениваемых человек из числа педагогов-предметников, педагогов-организаторов, заместителей директоров образовательных учреждений, родителей и специалистов. Сравнение результатов уровней компетентности субъектов проектирования на констатирующем и преобразующем этапах педагогического эксперимента приведено на рисунке.
В ходе проведения анкетирования установлено, что процесс проектирования, с точки зрения субъектов, побудил их к постоянному ценностно-смысловому самоопределению, личностной и профессиональной рефлексии, взаимодействию на основе диалога.
Созданная в сельской территории (Шу-рышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа] проектирующая среда повлияла на развитие в сельской территории детских творческих и социально-общественных объединений. Если в 2005 г. таких объединений было 98, то в 2009 г. их стало 129, что расширило границы творчества детей, возможности для социализации и самосовершенствования личности школьников, количество охваченных внеурочной деятельностью возросло с 1800 до 2100 детей, что достигло 98% от всего количества детей в сельской территории. В ходе эксперимента было
проведено обследование учащихся с целью изучения социализированности личности (по методике М. Рожкова]. В среднем по району у учащихся основные позиции социализирован-ности личности составили (коэффициент - от 0 до 6]: в 2005 г. социальная адаптивность -2,7; социальная активность - 2,5; приверженность гуманистическим нормам жизни - 2,9; в 2009 г. социальная адаптивность - 5,8; социальная активность - 5,1; приверженность гуманистическим нормам жизни - 5, 2.
По итогам экспериментальной работы был сделан вывод, что результативность управления воспитательным процессом в сельской территории на основе проектирования организационных структур управления стала более системной и обусловлена активностью его субъектов. Реализация разработанной модели обеспечивает полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей: согласованность связей между всеми субъектами проектирования организационных структур управления воспитательным процессом в сельской территории; реализацию современных функций, продиктованных необходимостью адекватного реагирования на запросы общественности сельской территории, родителей, детей, обеспечение инновационных изменений системы воспитания, способствующих реализации НОИ «Наша новая школа».
Литература
1. Беспалько В. П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. -М.: РАО, 1994. - 345 с.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
3. Груздев М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий : дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2004.
- 360 с.
4. Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 23.
5. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию : дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 1995. -360 с.
6. Куган Б. А., Сериков Г. Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней. -М.: ВЛАДОС, 2002. - 632 с.
7. Красильников В. П. Этнопедагогические основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2004. - 166 с.
8. Ройтблат О. В. Построение организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения классификации : автореф. дис. . канд. пед. наук. - Омск, 2005. - 24 с.
9. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность.
- М.: Магистр, 1997. - 308 с.
10. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого : сб. ст. / сост. Ю. В. Новикова ; под ред. В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1976. - 230 с.
11. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - №6.- С. 8.