ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ПРОГНОЗИРОВАНИЕМ
В.В. АГЕЕВ,
соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России
Аннотация. В статье исследуются организационные проблемы подразделений органов внутренних дел, которые занимаются оперативно-розыскным прогнозированием подразделений оперативно-розыскной информации. Среди них: штатная проблема, отсутствие единых критериев и показателей оценки, ограниченные источники информации и другие. Предлагаются варианты решения этих проблем.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное прогнозирование, подразделения оперативно-розыскной информации, органы внутренних дел, организационные проблемы.
ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF DEPARTMENT OF INTERIOR, WHICH DEALS WITH OPERATIONAL-SEARCH PREDICTION
V.V. AGEEV,
an applicant for the department of operational-search activity of Moscow university of the Ministry of interior of Russia
Annotation. In this article investigated organizational problems of department of interior, which deals with operational-search prediction. Among them: the issue of staffing, lack of uniform criteria and indicators for evaluation, the limited sources of information, and others. Proposed options for resolving these problems.
Key words: operational-search activity, operational-search prediction, the department of operational-search information, Ministry of interior of Russia, organizational problems.
Анализ практики правоохранительных органов показывает, что оперативно-розыскным прогнозированием занимаются сотрудники оперативных подразделений органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Этих сотрудников условно можно подразделить на две категории. На примере органов внутренних дел это деление будет выглядеть следующим образом.
К первой категории относятся сотрудники оперативных подразделений, которые занимаются оперативно-розыскным прогнозированием в процессе своей повседневной деятельности, однако это не является их основной задачей. Это сотрудники уголовного розыска, подразделений экономической безопасности, по противодействию экстремизму и т.п.
Ко второй категории относятся сотрудники подразделений оперативно-розыскной информации (ПОРИ), для которых оперативно-розыскное прогнозирование является одной из основных функциональных обязанностей. Действующая в настоящее время система ПОРИ состоит из трех уровней.
Первым уровнем является Центр оперативно-розыскной информации Главного информационно-аналитического центра (ЦОРИ ГИАЦ) МВД РФ, в котором создано отделение оперативно-розыскного прогнозирования.
Второй уровень подразделений ЦОРИ, занимающихся оперативно-розыскным прогнозированием, составляют ЦОРИ Службы криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по субъектам РФ. На этом уровне специальные подразделения
оперативно-розыскного прогнозирования созданы лишь в ряде субъектов РФ. В остальных же субъектах РФ выполнение этих функций возложено на сотрудников аналитических отделов подразделений оперативно-розыскной информации.
Третий уровень — это группы оперативно-розыскной информации в горрайлинорганах внутренних дел. На этом уровне специальных подразделений оперативно-розыскного прогнозирования в настоящее время не существует.
По данным опроса руководителей подразделений оперативно-розыскной информации, специализированный субъект оперативно-розыскного прогнозирования сформирован лишь в 5% подразделений оперативно-розыскной информации по субъектам РФ. Именно это обстоятельство, подтверждающее весьма низкие темпы формирования специального субъекта оперативно-розыскного прогнозирования в подразделениях оперативно-розыскной информации по субъектам РФ, и является одной из острейших организационных проблем. Последующий устный опрос руководителей подразделений, где создан специальный субъект оперативно-розыскного прогнозирования, показал, что им также по ряду причин не всегда удается в полной мере осуществлять функции оперативно-розыскного прогнозирования.
Анализ результатов опроса сотрудников подразделений оперативно-розыскной информации показывает, что причинами сложившейся ситуации стали:
• во-первых, недостаток штатной численности подразделений оперативно-розыскной информации. Так, во многих подразделениях штатная численность не превышает 10—15 сотрудников. С подобным количественным составом подразделениям едва удается выполнять функции по сбору, обработке и вводу оперативно-розыскной информации в автоматизированный банк данных, по осуществлению оперативно-розыскной регистрации и идентификации, а также по проведению аналитических исследований по запросам. Штатной численности на осуществление оперативно-розыскного прогнозирования в подразделениях не хватает;
• во-вторых, в ряде региональных органов внутренних дел на сотрудников подразделений оперативно-розыскной информации возлагаются функции штабных подразделений. Это утверждение основано на результатах анализа данных, полученных при проверках деятельности подразделений оперативно-розыскной информации СКМ по субъектам РФ за 2006 г. В соответствие с этими данными в подавляющем большинстве случаев (72%) на сотрудников подразделений оперативно-розыск-
ной информации руководством региональных органов внутренних дел возлагаются обязанности по подготовке штабных справок, планов, совещаний и осуществление тому подобных, не свойственных данным подразделениям функций. Как итог в ряде регионов сотрудники подразделений оперативно-розыскной информации успевают осуществлять только функции по вводу, обработке информации в автоматизированных банках данных и простой выдаче ее по требованиям (запросам) без проведения каких-либо аналитических исследований. В подобной ситуации говорить об осуществлении оперативно-розыскного прогнозирования просто не приходится.
Выход из сложившейся ситуации представляется в организации силами сотрудников ЦОРИ ГИАЦ МВД России строгого контроля за исполнением в органах внутренних дел по субъектам РФ требований приказа МВД России «Вопросы подразделений криминальной милиции» от 8 июля 2003 г. № 530 и приказа МВД России «Об организации деятельности подразделений оперативно-розыскной информации криминальной милиции» от 12 января 2004 г. № 1/144, поскольку ими уже был определен порядок создания этих подразделений в субъектах РФ, а также поставлена основная задача — придать четко определенный, целенаправленный характер деятельности подразделений оперативно-розыскной информации, исключив их использование в качестве штаба криминальной милиции.
Кроме того, в перспективе для расширения сферы оперативно-розыскного прогнозирования, повышения качества ее результатов и развития подразделения, занимающегося этой деятельностью, требуется дополнительное ведомственное нормативное регулирование. Представляется целесообразным для начала хотя бы за одним наиболее подготовленным сотрудником в каждом подразделении оперативно-розыскной информации СКМ субъектов РФ нормативно закрепить (наряду с другими) должностные обязанности, связанные с осуществлением оперативно-розыскного прогнозирования на территории обслуживаемого региона с учетом его специфики. Контроль и координацию деятельности данных сотрудников было бы логично возложить на руководителя подразделения оперативно-розыскной информации СКМ по субъекту РФ и руководителя отделения оперативно-розыскного прогнозирования 3-го отдела ЦОРИ ГИАЦ МВД России.
В этой связи следует отметить, что в настоящее время уже имеются положительные примеры такой практики. Так, в декабре 2007 г. стажировку в отделении оперативно-розыскного прогнозирования прошли два сотрудника —
по одному от ЦОРИ ГУВД Краснодарского края и группы оперативно-розыскной информации УВД г. Сочи. Целью стажировки являлось обучение данных сотрудников приемам и методам аналитической работы (в первую очередь оперативно-розыскного прогнозирования) в условиях подготовки г. Сочи к проведению зимних Олимпийских игр в 2014 г. На момент проведения стажировки в данных подразделениях целенаправленно оперативно-розыскным прогнозированием не занимались. Однако по итогам стажировки руководством ЦОРИ ГИАЦ МВД России и ЦОРИ ГУВД Краснодарского края было принято принципиальное решение о необходимости закрепления обязанностей по осуществлению оперативно-розыскного прогнозирования за сотрудником, прошедшим стажировку. В последующем со стороны ЦОРИ ГУВД Краснодарского края в адрес ЦОРИ ГИАЦ МВД России было налажено систематическое поступление оперативно-розыскной информации с прогнозом развития оперативной обстановки в регионе. Данная информация активно использовалась сотрудниками отделения оперативно-розыскного прогнозирования ЦОРИ ГИАЦ МВД России при подготовке информационно-аналитических материалов, которые в последующем докладывались руководству МВД России.
С учетом этого положительного опыта в перспективе было бы целесообразно распространить подобную практику и на ЦОРИ других субъектов РФ.
Другой не менее важной проблемой, с которой сталкиваются подразделения оперативно-розыскной информации, где в настоящее время уже выделены сотрудники, непосредственно занимающиеся оперативно-розыскным прогнозированием, являются отсутствие единых критериев и показателей оценки деятельности специализированных субъектов оперативно-розыскного прогнозирования и, как следствие, необходимость их разработки.
Как известно, основные критерии оценки любой деятельности, а также соответствующие показатели позволяют судить о ее эффективности. Оценка результатов оперативно-розыскного прогнозирования является его завершающей стадией, позволяющей подводить итоги выполненных мероприятий, выявлять ошибки и просчеты, допускаемые при его осуществлении, оценивать значимость его результатов, а также осуществлять проверку качества и эффективности полученных выводов с точки зрения их объективности. Без всего этого оперативно-розыскное прогнозирование теряет смысл.
Для анализа всех этих моментов необходима выработка:
1) критериев, выражающих внутренние закономерности оперативно-розыскного прогнозирования (их практически невозможно выразить числовыми показателями);
2) критериев, позволяющих выражать итоги оперативно-розыскного прогнозирования с помощью соответствующих расчетных показателей1.
Помимо низких темпов формирования специального субъекта оперативно-розыскного прогнозирования в подразделениях оперативно-розыскной информации по субъектам РФ и отсутствия единых критериев и показателей оценки серьезным организационным просчетом до настоящего времени остается недостаточность источников информации, которыми располагают сотрудники подразделений оперативно-розыскной информации, занимающиеся аналитической работой в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Представляется, что повышение эффективности оперативно-розыскного прогнозирования напрямую зависит от расширения круга источников информации, поскольку ни один прогноз не может быть составлен на «пустом месте», «с чистого листа». Ему всегда предшествует поиск, сбор и затем уже анализ информации (в том числе и оперативно-розыскной). Поэтому чем больше исходной информации о прогнозируемом объекте удастся собрать оперативному сотруднику, тем более точным будет составляемый им оперативно-розыскной прогноз. Иными словами, выполнение задач оперативно-розыскной деятельности и проведение прогностических исследований невозможно без достаточного уровня информационного обеспечения сотрудников, которые эти исследования проводят, а на современном этапе — и без эффективного использования автоматизированных информационно-поисковых систем.
Именно в связи с этим на ЦОРИ ГИАЦ МВД России и подразделения оперативно-розыскной информации МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по субъектам Российской Федерации возложены оперативно-аналитическое и информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности, а также информационное взаимодействие по обмену оперативной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с приказом МВД России «Вопросы подразделений криминальной милиции» от 8 июля 2003 г. № 530 одними из основных функций ЦОРИ являются:
• «сбор, обработка, хранение и анализ оперативной и иной информации, получаемой подразделениями криминальной милиции в
процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
• интеграция оперативно-розыскной информации с данными, содержащимися в иных информационных ресурсах системы МВД России, других субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также государственных органов, организаций и средств массовой информации».
Из положений приказа следует, что на ЦОРИ возложена задача по формированию и ведению автоматизированного банка интегрированной оперативно-розыскной информации. В этой связи следует согласится с мнением E.H. Яковца, который в своих исследованиях отмечал, что по возможности «ядро» интегрированного банка «должно базироваться на применении передовых информационных технологий с использованием соответствующих программ для ЭВМ и баз данных»2.
Кроме того, анализ зарубежного опыта позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, уголовная полиция зарубежных стран при создании автоматизированных информационно-поисковых систем задействует не только свою, узкопрофильную информацию, но и сведения других служб и ведомств, в том числе не относящихся к правоохранительным органам. Во-вторых, обращает на себя внимание комплексное использование при осуществлении аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности систем криминалистического, криминологического и оперативно-розыскного назначения3. Помимо этого, активно развивается обмен данными оперативно-розыскного характера и на международном уровне.
Исходя из положений ведомственной нормативно-правовой базы, определяющей цели и задачи деятельности подразделений оперативно-розыскной информации, а также исходя из зарубежного опыта аналогичной работы правоохранительных органов, можно сделать вывод, что ЦОРИ было бы целесообразно собирать информацию, необходимую для выполнения поставленных перед ним задач (в том числе и по оперативно-розыскному прогнозированию) из целого ряда источников, которые условно можно разделить на следующие группы:
1) информация из подразделений, входящих в структуру криминального блока органов внутренних дел;
2) сведения из информационных ресурсов подразделений МВД России, не относимых к криминальному блоку;
3) информация, полученная в результате межауна-родной системы обмена полицейской информацией;
4) информация из других правоохранительных органов РФ;
5) информация из государственных органов, учреждений, предприятий и частных организаций, а также средств массовой информации (СМИ);
6) информация из глобальной (всемирной) компьютерной сети Интернет;
7) информация, полученная в результате собственной аналитической работы подразделений оперативно-розыскной информации.
К сказанному выше следует добавить, что данный перечень не может быть раз и навсегда строго определенным. По-возможности он должен расширяться, что будет способствовать повышению качества аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности, а следовательно, и эффективности оперативно-розыскного прогнозирования.
Анализ практики подразделений оперативно-розыскной информации показывает, что, несмотря на частично определенный в ведомственных нормативно-правовых актах перечень источников информации, весьма успешный зарубежный опыт подобной работы, формирование единого информационного пространства органов внутренних дел (а еще лучше всех правоохранительных органов) и его нормативно-правовое закрепление в настоящее время являются одной из сложных проблем в деятельности аналитических подразделений.
В заключение можно сделать ряд выводов:
• до настоящего времени функция оперативно-розыскного прогнозирования подразделениями оперативно-розыскной информации реализуется не в полной мере, что ведет к снижению возможностей субъектов оперативно-розыскной деятельности;
• причинами данной ситуации являются штатная проблема подразделений оперативно-розыскной информации и попытки их использования в качестве штаба криминальной милиции;
• весьма существенное значение для специализированных субъектов оперативно-розыскного прогнозирования имеет разработка единых критериев и показателей оценки их деятельности;
• повышение эффективности оперативно-розыскного прогнозирования напрямую зависит от расширения круга источников информации.
1 См.: Яковец E.H. Выступление на Всероссийском семинаре-совещании руководителей центров оперативно-розыскной информации органов внутренних дел МВД России на тему «Эффективное информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел — залог успеха в борьбе с преступностью». М., С. 12.
2 См.: Яковец E.H. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Монография. М., 2005. С. 145.
3 См.: Там же. С. 146.