Научная статья на тему 'Организационные особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе'

Организационные особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЛАСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛОКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ORGANIZATION / THE MECHANISM OF INTERACTION / POWER / ENTREPRENEURSHIP / LOCAL ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагаев В. В.

В статье проведен анализ структурных элементов механизма взаимодействия властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FEATURES OF INTERACTION BETWEEN POWER AND BUSINESS STRUCTURES IN LOCAL ECONOMIC SYSTEM

The article analyzes the structural elements of the mechanism of interaction between government and business organizations in the local economic system.

Текст научной работы на тему «Организационные особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе»

циализированных информационных и рекламных агентств, региональных центров продвижения инвестиций при администрации, выставочных, демонстрационных и бизнес-центров и пр.

Следует подчеркнуть, что рассмотренные методы управленческого воздействия на инвестиционные процесса в регионе следует использовать в качестве взаимодополняющих. Их соотношение должно определяться как уровнем развития региона, так и особенностями региональной инвестиционной политики, реализуемой в конкретный период.

В заключении необходимо отметить, что повышение качества механизма управления региональными инвестициями требует построение высокоэффективной инвестиционной инфраструктуры, качественного изменения системы экономических взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса. Мы полагаем, что для этого необходимо создать «Центры по управлению инвестиционными ресурсами региона». Данная структура предназначена для решения следующих задач:

- поиск и получение информации по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности в регионе;

- создание банков данных, программных продуктов для информационно-аналитического обеспечения инвестиционной деятельности;

- разработка прогнозных моделей обеспечения инвестиционной и экономической безопасности в регионе и сценариев поведения участников инвестиционного процесса;

- аналитическая работа, проведение исследований инвестиционного рынка, экспертиза проектов, определение рисков капиталовложений;

- методическое сопровождение инвестиционной деятельности;

- обобщение и распространение положительного практического опыта информационно-аналитической и экспертной деятельности в инвестиционной сфере.

Основу деятельности предлагаемого Центра должны составлять информационно-аналитические средства системы управления инвестиционным потенциалом региона.

Таким образом, управление региональными инвестициями представляет собой целенаправленное воздействие на субъектов региональной инвестиционной системы в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития региона.

Повышению качества управления инвестиционным процессом в регионе может способствовать выбор принципиально новых путей создания систем управления, опирающихся на новые информационно-аналитические технологии, позволяющие оптимально организовывать инвестиционную деятельность в изменяющихся рыночных условиях.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЛОКАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Нагаев В.В., Государственное казенное учреждение «Московский авиационный центр» г. Москвы

В статье проведен анализ структурных элементов механизма взаимодействия властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе.

Ключевые слова: организация, механизм взаимодействия, власть, предпринимательство, локальная экономическая система.

ORGANIZATIONAL FEATURES OF INTERACTION BETWEEN POWER AND BUSINESS STRUCTURES IN LOCAL ECONOMIC SYSTEM

Nagaev V., State state institution «Moscow Aviation Center» in Moscow

The article analyzes the structural elements of the mechanism of interaction between government and business organizations in the local economic system.

Keywords: organization, the mechanism of interaction, power, entrepreneurship, local economic system.

Создание адекватного сложившимся социально-экономическим условиям, с одной стороны, и соответствующего целям современной российской экономики, с другой, механизма взаимодействия властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе предполагает анализ его структурных элементов1.

Известно, что хозяйственный механизм вообще включает формы экономических связей, методы использования экономических законов, определенные пути, формы и методы хозяйствования. Следовательно, главными структурными элементами хозяйственного механизма являются организационно-экономические отношения, а также хозяйствующие субъекты (индивиды, предприятия, их объединения, государство и его учреждения), которые выполняют функции агентов хозяйственных отношений. В ряде случаев сущность хозяйственного механизма определяют как организационное взаимодействие общественных институтов экономики (фирмы, государственные органы, законы, традиции, налоги и т.д.), обеспечивающие получение того или иного результата. Механизмы хозяйствования в разных странах, как правило, отличаются друг от друга способами взаимодействия указанных институтов.

Исследуемый механизм взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе пред-

ставляет собой сущностной элемент хозяйственного механизма общества, связанный со всеми его подсистемами2:

Во-первых, объективную основу механизма взаимодействия составляет совокупность социально-экономических отношений, которые складываются как в сфере материального, так и в сфере нематериального производства общества.

Во-вторых, по сравнению с хозяйственным механизмом он имеет более подвижные границы функционирования и отличается постоянно меняющейся массой взаимодействующих в нем субъектов.

В-третьих, отличительной чертой механизма взаимодействия является непринятие предпринимательскими структурами централизации и директивного планирования со стороны государства.

В-четвертых, этот механизм имеет специфическое функциональное предназначение. Он обеспечивает:

• оптимальное согласование личных интересов и корпоративных интересов субъектов предпринимательской деятельности с общегосударственными экономическими интересами;

• реализацию на практике промышленной и социальной политики государства во взаимодействии с предпринимательскими структурами;

1 Куликов В. Г. Анализ основных видов взаимодействия государства и предпринимательства // Актуальные экономико-правовые проблемы современной экономики России. Вып. 3 - М.: ИНИОН РАН, 2007.

2 Иванов С.В. Совершенствование механизма взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур при размещении государственных заказов. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство).

- М., 2008.

• взаимный контроль за выполнением партнерских соглашений;

• обеспечение субъектов всех организационно-правовых форм предпринимательской деятельности защитой от недобросовестной конкуренции и др.

С общеэкономической точки зрения, механизм взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе представляет собой способ функционирования и сознательного регулирования социально-экономических процессов в обществе посредством эффективной реализации потенциала предпринимательства. Так как взаимодействие государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе отличается сложнейшим переплетением экономических, социально-экономических и собственно социальных взаимосвязей, мы рассматриваем экономическую и социальную деятельность как равноправные. Вопрос разграничения социальной и экономической сторон представляется важным, так как взаимодействуя, они образуют ту «диалектическую пару», которая вместе с потребностями и интересами составляет сущность саморазвития в направлении модели «социально ориентированной рыночной экономики».

В строгом смысле, в экономической истории нашего столетия действительный переход от принудительной плановой экономики к экономике рыночной был впервые осуществлен в послевоенной Германии. Основные постулаты перехода к свободному рынку сформулированы Л. Эрхардом (1956 г.) в его теории социальной рыночной экономики, представляющей собой частный случай неоклассической теории. И здесь может быть полезным изучение немецкого опыта с точки зрения творческой адаптации и учета его позитивных моментов в модели взаимодействия государства и предпринимательства в России. Главные уроки этого опыта видятся в следующем.

Во-первых, Л. Эрхард считал характерным для «социального рыночного хозяйства» тонкое сочетание «работы» индивидуальных хозяйственных интересов и социальной ответственности государ-ства3. Для этого необходима политика, стимулирующая массовое возникновение мелких и средних предприятий, а также последовательная реализация стратегических моментов структурной политики. Последние включали в себя:

1) политику создания конкурентной среды, в том числе и в плане открытия экономики для международной конкуренции;

2) приватизацию, включающую образование новых предприятий;

3) стимулирование научно-исследовательских разработок;

4) развитие образования и подвижности рабочей силы;

5) инфраструктурную стратегию4.

Во-вторых, в ФРГ отчетливо понимали, что устойчивый экономический рост не может возобновиться исключительно на основе запуска механизмов саморегулирования частного хозяйства. Централизация экономики послевоенной Германии была заменена централизацией финансово-денежной с ее двумя составляющими -государственным бюджетом и финансово-денежным капиталом, институты которого выражали стратегический диктат национальных интересов. Когда этот капитал утвердился в центре всей экономической системы, иначе повело себя и создававшее его государство: оно стало активным субъектом рыночных отношений.

В-третьих, немецкая реформационная политика свидетельствует: желаемый эффект от назревших экономических изменений может быть получен лишь при условии, что власти действуют системно и комплексно. Для этого необходимо одновременно добиваться нескольких взаимопротиворечивых целей, находить формы движения этих противоречий, принимать гибкие компромиссные решения.

В-четвертых, значительный интерес представляет этико-экономическая концепция свободы Л. Эрхарда, многие положения которой были воплощены на практике. Переход к рынку от нацистского тоталитарного режима требовал добросовестной экономической политики, содержащей глубокую этическую направленность.

Теоретические разработки Л. Эрхарда и практика послевоенного реформирования Германии позволяет определить общие принципы и условия взаимодействия государства и субъектов предпринимательства, имеющие значение и для национальной экономики России. К общим принципам можно отнести:

1. Принцип плавности, постепенности всех изменений. Ключевой вопрос здесь для российской экономики состоит в том, каковы могут быть темпы и последствия для общества от соединения «невидимой руки рынка» А.Смита с производственной структурой,

формировавшейся в течение многих десятилетий под воздействием планово-технократических императивов.

2. Принцип максимальной децентрализованности отдельных ячеек экономической системы. Продолжающаяся сегодня практика «перетягивания каната» между государством и предприятиями всех форм собственности служит одним из главных препятствий для рыночной трансформации.

3. Принцип максимальной сбалансированности. Имеется в виду достижение сбалансированности всех социально-экономических факторов, взаимодействующих друг с другом: законодательной и исполнительной власти, исполнительной и судебной, администрации федеральной и региональной, между предпринимателями и государственными структурами между самими субъектами предпринимательства и др.

4. Принцип обратимости. Как и отдельный предприниматель, государство в целом не гарантировано от ошибок, поэтому должны быть предусмотрены механизмы пересмотра правильности социально-экономических решений. Чем более высоко организовано общество, тем легче оно способно воспринять этот принцип обратимости, признать его и следовать ему.

Для реализации перечисленных принципов как минимум нужны четыре условия:

1. Разумная национальная экономическая политика (ее главные составляющие - приватизация и создание почвы конкурентной борьбы).

2. Либерализация внешнеэкономической сферы (в большой стране этот процесс целесообразно проводить эволюционно, сохраняя его наряду со стимулированием конкуренции на внутреннем рынке).

3. Массовые прямые инвестиции, привлекаемые из-за рубежа при обеспечении иностранному капиталу выгодных условий, если он участвует в создании совместных предприятий.

4. Политика правового государства, без которой нет надежд на достижение заметного прогресса.

Перечисленные принципы и условия важны для поиска путей разрешения нарастающего противоречия в национальной экономике России, ставящее под угрозу взаимодействие государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе. Речь идет о противоречии между конечным стремлением установить саморегулирующуюся систему, и теми реальными условиями, когда стрессовый характер возникших сразу и в большом количестве самых разнообразных проблем потребует твердого руководства, то есть дирижизма в высокой степени.

Следовательно, сущность и основное содержание модели взаимодействия в развивающейся экономике состоит в постепенном отказе от преимущественно административных и переходе к преимущественно экономическим методам регулирования процессов взаимодействия. Необходимо заметить, что в отечественной экономической литературе подробно рассматриваются различные аспекты и элементы механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе. Однако, если по вопросам трактовки его значимости существует вполне определенная точка зрения, то в вопросах структуры и функций последнего имеются некоторые разногласия5.

В ряде работ отечественных экономистов элементы механизма взаимодействия анализируются только, исходя из их организационной и функциональной структуры6. Однако более глубокое исследование предполагает рассмотрение также иерархической и политико-экономической структуры рассматриваемого механизма, что представляется обоснованным. Механизм взаимодействия государства и частных предпринимательских структур в локальной экономической системе, как сущностной элемент хозяйственного механизма общества, представляет собой базисно-надстроечное явление и имеет сложную структуру.

Базисными элементами его структуры являются:

Во-первых, формы организационно-экономических отношений, складывающихся как в частном, так и государственном секторах экономики. Формами организационно-экономических отношений являются:

• организационные формы функционирования предпринимательских структур в локальной экономической системе (их перечень приведен в Гражданском кодексе РФ, Часть 1);

• формы хозяйственных связей как по вертикали, так и по горизонтали (государственные заказы на определенные виды товаров и услуг, долевое участие государства в собственности субъектов пред-

принимательства, договорные взаимоотношения между хозяйствующими звеньями предпринимательских структур в локальной экономической системе и др.);

• формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.

Важным базисным элементом исследуемого механизма являются наиболее конкретные формы социально-экономических отношений, отражающих систему интересов властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе, связанную с производством и реализацией продукции общественного назначения. К ним относятся, например, платежи в государственный бюджет, система субсидий и льгот, функционирование федеральных и региональных фондов поддержки предпринимательства и другие.

Надстройка представлена в механизме принципами, формами, методами взаимодействия и органами финансирования, кредитования предпринимательской деятельности, а также соответствующими политико-правовыми актами, регулирующими социальноэкономические процессы в экономике. Регулирование процесса становления и развития частных предпринимательских структур в локальной экономической системе осуществляется политико-правовыми актами как общеэкономического, так и сугубо специфического характера. Таким образом, политико-экономическая структура механизма взаимодействия включает совокупность конкретных форм проявления социально-экономических отношений в предпринимательской среде, принципов и методов их организации, а также государственных органов и политико-правовых актов по обеспечению развития предпринимательских структур в локальной экономической системе в соответствии с требованиями объективных законов функционирования экономики.

Во-вторых, функциональная структура данного механизма включает в себя:

• индикативное планирование процессов развития предпринимательских структур в локальной экономической системе в сфере производства товаров и услуг общественного назначения;

• систему экономического стимулирования частной предпринимательской деятельности, исходя из примата частной собственности на средства производства и право каждого субъекта предпринимательства на судебную защиту своих интересов;

• систему согласования экономических интересов государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе посредством организации экспертных советов, консультаций, совместных обсуждений проектов и т.д.

Иными словами, функциональная структура данного механизма представляет собой совокупность организационной структуры системы государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных) и конкретных форм и методов деятельности предпринимательских структур в локальной экономической системе по согласованию экономических интересов.

Важным компонентом механизма взаимодействия выступает организационная структура системы государственной поддержки частного предпринимательства. В самом общем виде она представляет собой систему управления развитием частного предпринимательства и его всестороннего обеспечения, активно и целенаправленно воздействующая на внешнюю среду субъектов предпринимательства, оказывающая им «прямую помощь и обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование»7.

В силу особенностей механизма взаимодействия, определяющее значение в условиях национальной экономики имеют типы структур государственного участия в процессе взаимодействия: матричная, предполагающая создание особых подразделений, координирующих звеньев и т.п.; программно-целевая, создаваемая внутри организационно-экономической системы на время реализа-

ции проекта.

По масштабам решаемых задач организационная и функциональная структуры, а соответственно и рассматриваемый механизм, подразделяются на уровни: федеральный, региональный и местный.

Каждому уровню в каждой сфере предпринимательской деятельности соответствуют своя финансово-ресурсная база, свой специфический механизм ее реализации. При этом функции механизма присущи всем уровням взаимодействия, но в разном объеме и при различном инструментарии их осуществления.

Важным моментом исследования является определение и характеристика функций исследуемого механизма. При этом используем следующие точки зрения экономистов. Например, Д. Михайлов выделяет такие функции механизма взаимодействия:

• содействие демонополизации рынков промышленной продукции;

• формирование рациональных технологических и кооперативных связей в условиях рыночной экономики;

• повышение эффективности производства товаров и услуг предпринимательскими структурами8.

Такой подход представляется вполне обоснованным, но отражает в основном производственную функцию механизма взаимодействия, а потому носит несколько односторонний характер. Существует точка зрения рассмотрения функций механизма взаимодействия, исходя из его социально-экономической сущности9, но и эта позиция не в полной мере отражает функциональное предназначение данного механизма.

В связи с вышесказанным представляется целесообразным предложить комплексный подход к исследованию функций на основе конкретизации имеющихся точек зрения применительно к условиям национальной экономики России.

Следует отметить, что формирующаяся система взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе понимается автором как функция многих разнородных и независимых переменных, а поэтому является подвижной, противоречивой, изменчивой и в значительной мере неопределенной.

Переходные процессы обозначили и характерные черты, определяющие особенности реализации функций взаимодействия:

а) наличие взаимопереплетающихся кризисов практически во всех сферах экономической и социальной жизни общества, что поддерживает высокий уровень социальной напряженности;

б) непрекращающийся процесс перераспределения прав собственности при активном влиянии неэкономических факторов;

в) низкий индекс экономической свободы хозяйствующих субъектов и наличие деформированной конкурентной среды;

г) государство по-прежнему располагает мощным госсектором во многих отраслях хозяйства;

д) неравномерный переход к рыночным отношениям в различных регионах и отраслях российской экономики;

е) наличие в экономике высокой доли «теневого» сектора, растущая криминализация экономической жизни.

В связи с этим анализ механизма взаимодействия требует уточнения функций субъектов взаимодействия предпринимательских структур в локальной экономической системе, государства (исполнительной власти) и общественных корпораций (объединений и ассоциаций субъектов предпринимательства).

Важным представляется выделение функций субъектов предпринимательства, которые должны учитывать государственные органы в процессе согласования экономических интересов. Тем более, что, по утверждению Р. Коуза, проблема «почему существуют фирмы, что определяет число фирм и их специализацию... эти вопросы не интересуют большинство экономистов»10. Государствен-

3 Эрхард Л. Благосостояние для всех. - Русское издание. - Грани, США, 1990.

4 Плышевский Б. Проблемы воспроизводства в современных условиях. // Вопросы экономики. - 1997. - №1

5 Куликов В., Ожерельев О. Экономика: вектор обновления. М.: Политиздат, 1991.; Крутик Б.. Пименова Л. Введение в предпринимательство. - С-Пб: Политехника, 1995; May В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России.// Вопросы экономики, 1996. -№6.; Мужецкий А. Теневая экономика. Можно ли ее обуздать? Ярославская неделя, 25 июля 1997.

6 Предприятия и правительство: трудный путь к компромиссу. - М.: Экспертный институт РСПП, 1993.; Реформы глазами американских и российских ученых. - М., Олимп, 1996.; Сосновский А. Синдром развивающегося общества: Бразилия и Россия. Полис. - 1991. - №5.

7 Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. // Российский экономический журнал. - 1996.

8 Михайлов Д. Финансово-промышленные группы: специфика России. // Мировая экономика и международные отношения - 1997. - №4.

9 Алехандро Ф. Экономические и социальные цели при переходе к демократии. // США: Экономика, политика, идеология. - 1996. - №12.; Крутик Б.. Пименова Л. Введение в предпринимательство. - С-Пб: Политехника, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М., Дело. 1993.

ная экономическая политика, в этом смысле, также не всегда учитывает инновационные возможности предпринимательства, определяя отношение к нему как к рискованному делу.

В ряду функций субъектов предпринимательства выделяются прежде всего экономические, определяемые их ролью, как: во-первых, работодателей; во-вторых, - производителей товаров и услуг; в-третьих, - катализатора научно-технического прогресса; в-четвертых, - налогоплательщика, в-пятых - агента рыночных отношений (конкурентных, кооперационных, партнерских и т.д.).

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, предпринимательские структуры являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-третьих, актуализируется экологическая (природоохранная) функция предпринимательства и др.

Реализация функций субъектов предпринимательства в определяющей степени зависит от элементов внешней среды, степень зрелости которых является условием эффективного взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе. Представляется, что эффективность взаимодействия между звеньями исполнительной вертикали и общественных корпораций может быть достигнута в рамках различных механизмов:

• консультаций, направленных на выработку согласованного решения по блокам взаимосвязанных проблем;

• постоянно действующих комиссий (особых совещаний), включающих представителей субъектов предпринимательства и государственных ведомств. В отдельных случаях эти совещания могут быть наделены правом распоряжения ресурсами;

• контрактов с субъектами предпринимательства и специальных протоколов о решении конкретных вопросов (о предоставлении гарантий, добровольном принятии тех или иных обязательств, отказе от каких-либо действий и т.п.).

Разнообразные элементы внешней среды можно с известной долей условности подразделить на пять групп11 . Первая является совокупностью важнейших для предпринимательской деятельности рынков: ресурсных (средства производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых. Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими рыночными институтами (государственными и финансово-кредитными) и агентами (малым, средним и крупным бизнесом). В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях, нормах морали, расстановке политических сил. Четвертая группа объединяет социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства и т.п. В отдельную, пятую, группу можно выделить такой элемент внешней среды, как формирующаяся система государственной поддержки предпринимательства.

Внешняя среда субъектов предпринимательства (особенно малого и среднего бизнеса) отличается особой неопределенностью. В первую очередь это объясняется следующими обстоятельствами: малые и средние предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличии от рынков крупных характеризуется высокой степенью неизвестности и стихийности. Вторая особенность внешней среды малого и среднего бизнеса - их подчиненная роль в системе существующих отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными учреждениями.

Представляется необходимым в отдельный блок выделить взаимоотношения между предпринимательскими структурами, которые могут усилить или снизить эффективность взаимодействия с государством.

Не имеет смысла рассматривать механизмы государственной поддержки предпринимательских структур в локальной экономической системе, которые широко освещены в литературе, а необходимо выделить те элементы механизма, которые требуют дальнейшего исследования. Основными из них являются:

• индикативное планирование;

• система стандартов экономического поведения властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе в процессе взаимодействия;

• стимулирование;

• организационная структура управления процессами взаимодействия;

• система гарантий и правового обеспечения;

• система подготовки кадров во властных и предпринимательских структурах локальной экономической системы, занимающихся проблемами взаимодействия.

Рассмотрим существующие особенности перечисленных элементов формирующегося механизма взаимодействия12 :

1. Индикативное планирование. Можно утверждать, что отсутствие целостной системы научно-обоснованного, постоянно корректируемого индикативного планирования по формированию системы взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе является одной из причин ее низкой эффективности.

2. Система стандартов экономического поведения властных и предпринимательских структур в локальной экономической системе в процессе взаимодействия.

3. Стимулирование выступает важным компонентом механизма взаимодействия. В числе основных направлений стимулирования взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе можно выделить следующие:

а) создание развитой информационной инфраструктуры, предполагающей равный и свободный доступ к данным о внутренних и зарубежных поставщиках и потребителях, инвестиционных проектах, к аналитической и маркетинговой информации о ситуации на региональных, на российском и международных рынках.

б) ускоренное развертывание института частной собственности, организация и обеспечение его эффективной защитой, решение проблем частной земельной собственности.

Однако необходимо иметь в виду, что опыт развитых стран свидетельствует - нет прямой зависимости между собственностью и трудовой мотивацией в производственной деятельности, но зато четко выявлена связь между развитием форм собственности и активностью капитала на рынке13 .

в) повышение эффективности кредитно-финансового и хеджирующего механизмов, либерализация налогообложения в отношении предпринимательского сектора.

г) проведение политики прямых государственных вложений в те производства предпринимательских структур в локальной экономической системе, которые готовы внедрять передовые технологии и имеют такую возможность. Одновременно необходимо стимулирование спроса предпринимательских структур в локальной экономической системе на высокие технологии путем снижения налогов на реинвестируемую прибыль и повышение норм амортизации.

4. Организационная структура управления процессами взаимодействия. Представляется возможным появление новых институтов управления в области взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе, предназначенных для согласования всех компонентов механизма взаимодействия на принципах цивилизованного партнерства. Если государственные структуры и субъекты предпринимательства на одном из уровней взаимодействия (федеральном, региональном, местном) обнаруживают взаимовыгодные возможности для обмена, они должны договориться о его условиях, что означает выработку определенных правил, структурирующих их взаимодействие в течение периода существования между ними отношений обмена. Если правила дополнены стандартами экономического поведения, то данная проблема подводит к идее о необходимости некой внешней силы, которая должна установить порядок, навязав хозяйствующим субъектам определенные правила игры, структурирующие взаимодействие между ними, и тем самым, снизив уровень неопределенности.

5. Еще одним направлением совершенствования механизма вза-

11 Мужецкий А. Нужен областной налоговый кодекс.// Губернские вести, 7 июля 1997.

12 Иванов С.В. Совершенствование механизма взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур при размещении государственных заказов. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство).

- М., 2008.

13 Финансовые известия. - 2001. - 7 сент. - с. 2.

имодействия выступает формирование системы гарантий и правового обеспечения предпринимательства.

6. Немаловажным направлением совершенствования механизма взаимодействия следует считать создание системы подготовки кадров в властных и предпринимательских структур в локальной экономической системеах, непосредственно занимающихся проблемами взаимодействия. Вопросы создания системы подготовки кадров не входят в задачу настоящего исследования, но можно заметить, что в настоящее время существуют предпосылки для решения проблемы подготовки кадров на основе существующей широкой сети образовательных учреждений и системы дополнительного профессионального образования.

Формирование и эффективное функционирование механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе нуждается в наличии общественного согласия и политической стабильности в стране, предполагающее: создание механизма социального партнерства и компромисса, согласование экономических и политических интересов различных социальных групп, политических партий и движений; недопущение внутри общества приоритета тех или иных групповых интересов.

Одним из базовых основ эффективного механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной

экономической системе является комплексная социальная легитимность принятой государством стратегии и проводимого правительством экономического курса, а также четкое распределение полномочий, функций и ответственности между исполнительной и законодательной властями (между федерацией и ее субъектами, между государством и хозяйственной сферой).

Обязательность и неотвратимость практического применения и безусловной реализации законов, нормативных актов, имеющих ключевое значение для создания правового государства, эффективного функционирования в установленном законом режиме всех механизмов рыночного и нерыночного секторов экономики и востребованность науки, опора на результаты научных исследований и разработок, на всесторонний анализ протекающих социально-экономических процессов в интересах принятия обоснованных решений, учитывающих взаимосвязь всех факторов развития экономики также составляют фундаментальные блоки эффективного взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе.

Соблюдение перечисленных условий важно для эффективного использования в общероссийском и региональном масштабах возможностей механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ БАЗА

Гордон Я.А., аспирант НОУ ВПО «МАОК»

Данная статья посвящена концептуальной базе системы внутреннего контроля (СВК). В статье рассматривается определение внутреннего контроля, его цели, риски, которые СВК призвана снизить. Описываются преимущества внедрения СВК для различных участников бизнеса (руководителей, аудиторов и т.д.).

Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля (СВК), риски, концептуальный подход, концептуальная база, стандарт COSO, оценочные критерии, интегрированная модель.

THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL. CONCEPTUAL FRAMEWORK

Gordon I., The post-graduate student NOU VPO «MAOK»

This paper focuses on the conceptual basis of the internal control system (ICS). The article deals with the definition of internal control, its objectives, risks, which are designed to reduce the CRS. We describe the benefits of the introduction of CRS for different business participants (managers, auditors, etc.).

Keywords: control, internal control, internal control system (ICS), the risks, the conceptual approach, conceptual framework, the standard COSO, evaluation criteria, integrated model.

Контроль - неотъемлемая часть функции управления. Ее цель убедиться, что компания достигает или не достигает поставленных целей и анализ того, почему это происходит. Если вы управляете чем-либо, то вы должны и осуществлять контроль.

Внутренний контроль возможно самая дорогая часть функции управления. По оценке самих компаний, соответствие требованиям по эффективности системы внутреннего контроля (дополнительная отчетность, обязательный аудит и т.д.) стоит несколько миллионов долл. в год (до 10 млн. долл.). Кроме того, контроль требует значительно больше временных, информационных и людских ресурсов, чем, например, функция планирования. [1]

Как проявляется контрольная функция в процессе управления.

В институте, в процессе обучения контроль - экзамен учащихся, контакт преподавателя с аудиторией.

При управлении автомобилем контроль - оценка уровня топлива, масла, анализ информации о других участниках дорожного движения.

При управлении компанией (в зависимости от целей) - достаточность ресурсов, эффективность, финансовый результат, исполнение процедур, уровень качества продукции и т.д.

В системе управления контроль представляет собой форму реализации механизма обратной связи. Именно через него осуществляется обратная связь между объектом и субъектом управления, доводится информация о состоянии объекта управления. От эффективности контроля во многом зависит эффективность функционирования системы управления компании. [3]

Последнее время компании проявляют все больший интерес к вопросам внутреннего контроля. [4]

Инвесторы чаще обращают внимание на состояние систем внутреннего контроля организаций, в которые вложен их капитал.

В основу методологий по усовершенствованию системы внутреннего контроля заложен концептуальный подход COSO.

Стандарт COSO является одной из первых (и самой удачной) до настоящего времени попыткой систематизировать (установить оценочные критерии и требования) подход компании к внутреннему контролю и управлению рисками.

Стандарт COSO появился в США (существуют и другие стандарты и модели), но сейчас применяется компаниями по всему миру, желающими улучшить свою систему внутреннего контроля.

Некоторые другие модели внутреннего контроля включают: CoCo - модель канадского института профессиональных бухгалтеров; требования по внутреннему контролю отчета Turnbull для компаний, чьи акции котируются на Лондонской бирже (в значительной степени основан на принципах COSO); рекомендации по внутреннему контролю Базельского комитета по банковскому надзору (для коммерческих банков, также во многом основаны на принципах COSO).

Таким образом, модель COSO признана наиболее полной и всеобъемлющей моделью. COSO прошла проверку временем. Абсолютное большинство компаний, в т.ч. попадающие под требования SOX, оценивают и строят систему внутреннего контроля в соответствие с этой моделью. [4]

Определение, данное в модели внутреннего контроля COSO (Внутренний контроль - интегрированная модель), - 1992 года. Первоначально внутренний контроль организации фокусировался на вопросах финансовой отчетности. При разработке модели COSO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.