УДК - 343 САРДАРОВ Джамил Ровшан огл ы,
ББК - 67.52 студент магистратуры 6-го года обучения,
кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»,
e-mail: [email protected]
12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
СЛЕДСТВИЯ
Аннотация. В данной статье автор уделяет внимание проблемным аспектам пределов прокурорского надзора за деятельностью органов Федеральной службы безопасности, в частности, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, федеральная служба безопасности, ФСБ, государственная тайна, оперативно-розыскная деятельность, ОРД, дознание, предварительное следствие.
SARDAROVDzhamil Rovshan ogly,
Master's Degree 6 year of study department of the Judiciary, Law Enforcement and Human Rights Activities law institute,
RUDN University
ORGANIZATIONAL BASIS FOR PROSECUTOR'S SUPERVISION OF THE ACTIVITIES OF THE BODIES OF THE FEDERAL
SECURITY SERVICE IN THE FRAMEWORK OF OPERATIONAL-
SEARCH ACTIVITY, INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION
Annotation. In this article, the author pays attention to the problematic aspects of the limits of the prosecutor's supervision over the activities of the bodies of the Federal Security Service, in particular, in carrying out operational search activities, inquiries and preliminary investigations.
Key words: prosecutor's office, prosecutor's supervision, federal security service, state secret, operative-search activity, inquiry, preliminary investigation.
Огромный пласт полномочий органов и должностных лиц ФСБ связан с осуществлением ОРД, а также иных полномочий уголовно-процессуального характера на этапе предварительного следствия (далее - специальный надзор). В связи с этим данному разделу следует уделить особое внимание.
Статья 31 Закона о прокуратуре определяет предмет специального надзора:
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
2. Порядок разрешения сообщений и заявлений о совершении преступлений и подготовке к совершению преступлений.
3. Порядок проведения ОРД.
4. Порядок проведения расследования.
5. Законность решений, принимаемыми органами и должностными лицами ФСБ.
При изучении вопроса о пределах прокурорского надзора за деятельностью органов ФСБ следует обратить внимание на содержание абз. 2 ст. 24 Закона о ФСБ.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
По смыслу данной статьи в предмет прокурорского надзора не входят:
1. Сведения о лицах, которые на конфиденциальной основе оказывали или оказывают содействие органам ФСБ.
2. Средства, методы и тактика осуществления деятельности органами ФСБ.
Данное положение ограничивает возможность вмешательства органов прокуратуры не только в случаях, когда органы ФСБ работают с секретной информацией, но и в других случаях, связанных с участием в уголовном процессе на этапе предварительного следствия. Органы прокуратуры в таком случае лишаются возможности проверить деятельность органов ФСБ на соответствие нормам процессуального права. Единственная возможность предотвратить незаконное поведение таких субъектов - выявить нарушения норм материального права, связанные с его неправильным толкованием.
Положение абз. 2 ст. 24 Закона о ФСБ можно обойти только в том случае, если предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека - лица, являющегося подозреваемым (обвиняемым, подсудимым) в совершении преступлений, относящихся к ведению следственных подразделений ФСБ России. Так, например, Роман Захаров обратился в Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ), так как считал, что прослушивание органами ФСБ мобильной связи нарушает права и свободы человека и гражданина. В результате ЕСПЧ удовлетворил заявление Р. Захарова и присудил в его пользу выплату компенсации [7].
На практике обход положения абз. 2 ст. 24 Закона об ОРД в отношении органов ФСБ и их должностных лиц не представляется возможным. Это порождает огромный произвол со стороны органов ФСБ, так как дает ей большую свободу усмотрения. Данная ситуация усугубляется тем, что в настоящее время Президент РФ de jure оказывает прямое влияние на деятельность ФСБ и в то же время принимает прямое участие в ротации должностных лиц органов прокуратуры. Иными словами, Президент РФ может иметь прямую заинтересованность в использовании неправомерных методов и приемов оперативно-розыскной деятельности и в уходе от ответственности за неправомерные действия.
На основании вышеизложенного считаем необходимым не только исключить участие Президента РФ в ротации органов прокуратуры, но и расширить предмет ведения органов прокуратуры при проведении прокурорского надзора за деятельностью органов ФСБ.
По нашему мнению, прокурорский надзор за деятельностью, связанной с защитой государственной тайны, является самостоятельным направлением прокурорского надзора. В статье 32 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [3] сказано, что прокурорский надзор за такой деятельностью осуществляет Генеральный прокурор, а также уполномоченные им прокуроры. В рамках над-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
зора за деятельностью органов ФСБ органы прокуратуры, как уже было установлено ранее, не имеют права проверять методы работы органов ФСБ. Следовательно, незаконные методы работы органов ФСБ не могут стать причиной нарушения законодательства о государственной тайне.
Более того, ряд исследователей (И.К. и С.И. Киселевы, И.А. Слобцов, А.Б. Смушкин, Е.О. Федорук, А.Н. Шевораков) справедливо отмечает, что для проведения прокурорского надзора за деятельностью, связанной с защитой гостайны, прокурор, осуществляющий проверку, обязан получить доступ к таким сведениям [6]. Прокурор, уполномоченный проводить проверку деятельности органов ФСБ, не только ограничен в своих действиях при проведении проверки, но и подпадает под ответственность за разглашение государственной тайны.
В науке можно встретить точу зрения, согласно которой невозможность осуществления прокурорского надзора за деятельностью ФСБ, ввиду положения абз. 2 ст. 24 Закона о ФСБ, представляет собой расширительное толкование нормы сотрудниками органов ФСБ. Так, например, Г.Г. Анисимов подчеркивает, что прокурор при проверке деятельности органов ФСБ может изучить, в том числе, следующие аспекты [1, с. 18]:
1. Состояние ведомственного контроля.
2. Установленный порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Точка зрения Г.Г. Анисимова подкрепляется положением абз. 1 п. 7.3 Указания № 20-27/10. В нем говорится о том, что сведения о лицах, оказывающих содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе, предоставляются прокурорами с письменного согласия таких лиц.
Стоит обратить внимание на то, что тактика, организация и методы работы - это категории, относящиеся не к праву, а, скорее, к криминалистике. Во всех учебниках по криминалистике рассматриваются уголовно-правовые основы проведения отдельных следственных действий, а также говорится о том, что криминалистические особенности деятельности правоохранительных органов не должны противоречить положениям действующего законодательства [2, 4, 5]. В связи с этим применение приемов, не регламентированных законом, не должно противоречить целям деятельности (в данном случае - ОРД). Более того, предметом надзора являются не методы, тактика и организация работы органов ФСБ, а законность деятельности. В связи с этим органы ФСБ, отказывая в предоставлении информации со ссылкой на абз. 2 ст. 24 Закона о ФСБ, злоупотребляют своими правами.
Однако на практике такие злоупотребления расцениваются как правомерное поведение. В связи с этим имел место случай, когда начальник Управления предпринял попытку покончить жизнь самоубийством ввиду фактической невозможности вмешательства в данную сферу деятельности органов ФСБ [10].
Полномочия прокурора в рамках данного вида надзора установлены в ст. 30 Закона о прокуратуре. Пункт 1 данной статьи содержит отсылочную норму. Из этого следует, что при характеристике данного вида надзора следует обращаться к положениям, содержащимся в УПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Порядок специального надзора конкретизирован в Указании № 20-27/10.
Во-первых, в данном документе уточнены основания проведения проверки (п. 2 Указания № 20-27/10):
1. Обращение граждан и должностных лиц.
2. В результате изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях.
3. При поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания, а также указания прокурора.
4. В соответствии с планом работы.
5. По указанию прокурора, имеющего право давать соответствующие указания.
Во-вторых, в документе указано, что ознакомление с материалами проверки должно осуществляться в помещениях органов ФСБ, отвечающих требованиям режима секретности. Ознакомление с такими материалами в прокуратуре может проводиться только в исключительных случаях (п. 3 Указания № 20-27/10).
По нашему мнению, недостатком рассматриваемого документа является отсутствие перечня случаев, при которых прокурор может знакомиться с материалами проверки в помещении прокуратуры. В связи с этим считаем необходимым установить такой перечень, так как подобное положение вещей может породить злоупотребления со стороны и прокурора, и органа (должностного лица) ФСБ.
В-третьих, п. 4 Указания № 20-27/10 конкретизирует полномочия прокурора, осуществляющего надзор за ОРД органов и должностных лиц ФСБ:
1. Знакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок проведения ОРД.
2. Знакомиться с материалами дел оперативного учета, оперативных и сигнальных подборок.
3. Принимать меры к отмене необоснованных и незаконных постановлений начальников органов ФСБ.
4. Требовать письменные объяснения от должностных лиц органов ФСБ.
5. Устранять нарушения закона.
6. Привлекать виновных лиц к ответственности.
7. Отстранять таких лиц от участия в работе по делам оперативного учета.
8. Проводить проверки деятельности сотрудников органов ФСБ, если в их действиях усматриваются признаки состава преступления.
9. Давать письменные указания о проведении и прекращении ОРД.
Статья 37 УПК РФ предоставляет прокурору
широкий круг полномочий в рамках осуществления ОРД, дознания и предварительного следствия. Вместе с тем полномочия по надзору за такой деятельностью указаны лишь в п. 1 ст. 37 УПК РФ. Поскольку в настоящее время конкретизация полномочий по надзору за ОРД проведена в совместном Указании, следует принять во внимание, что надзор за деятельностью органов ФСБ в рамках дознания и предварительного следствия возможен только в том случае, если будет конкретизирован соответствующий порядок в рамках подзаконных актов.
В настоящее время порядок осуществления надзора за деятельностью органов и должностных лиц в рамках дознания и предварительного следствия конкретизирован в:
1. Приказе Генеральной Прокуратуры России от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [8].
2. Приказе Генеральной Прокуратуры России от 23.10.2014 № 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» [9].
По смыслу данных актов надзор в таком случае, помимо указанных выше полномочий, подразумевает осуществление прокурором иных полномочий, связанных с его участием на досудебной стадии уголовного процесса. Таким образом, надзорная деятельность прокурора в таком случае понимается шире, чем просто
проверка законности.
Список литературы:
[1] Анисимов Г.Г. Надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в органах ФСБ // Законность. 2015. № 11.
[2] Жижина М.В. Основы криминалистической тактики судебного допроса в гражданском (арбитражном) процессе: Научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/student/download_ books/book/zhizhina_mv_osnovy_kriminalisticheskoj_ taktiki_sudebnogo_doprosa_v_grazhdanskom_ arbitrazhnom_processe/ (дата обращения: 29.04.2018).
[3] Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.10.1997. № 41. Ст. 8220-8235.
[4] Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/student/download_ books/book/ishenko_ep_toporkov_aa_kriminalistika/ (дата обращения: 29.04.2018).
[5] Карлов В.Я. Криминалистика: тезаурус-словарь и схемы: Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/ karlov_vy_kriminalistika_tezaurus_slovar_shemy/ (дата обращения: 29.04.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
[6] Киселев И.К., Киселев С.И., Слобцов И.А., Смушкин А.Б., Федорук Е.О., Шевораков А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2009.
[7] Постановление Европейского Суда по правам человека от 04.12.2015 «Дело Роман Захаров (Roman Zakharov) против Российской Федерации» (жалоба № 47143/06).
[8] Приказ Генеральной Прокуратуры России от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. 2017. № 3.
[9] Приказ Генеральной Прокуратуры России от 23.10.2014 № 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&ts=214417203607285787212826 231&cacheid=8526E36CC7177C5F8011E8F56A0651AE &mode=splus&base=LAW&n=212081&rnd=5FDDF7B9 F83EBB64876748833677579C#011927129213471721 (дата обращения: 30.04.2018).
[10] Сергеев Н., Козенко А. Надзор за ФСБ закончился самострелом. Пытался покончить собой начальник управления Генпрокуратуры [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/1673451 (дата обращения: 29.04.2018).
Spisok literatury:
[1] Anisimov G.G. Nadzor za ispolneniem zakonov ob operativno-rozy'sknoj deyatel'nosti v organax FSB // Zakonnost'. 2015. № 11.
[2] Zhizhina M.V. Osnovy' kriminalisticheskoj taktiki sudebnogo doprosa v grazhdanskom (arbitrazhnom) processe: Nauchno-prakticheskoe posobie. M.: Yusticinform, 2012 [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/edu/student/download_ books/book/zhizhina_mv_osnovy_kriminalisticheskoj_ taktiki_sudebnogo_doprosa_v_grazhdanskom_ arbitrazhnom_processe/ (data obrashheniya: 29.04.2018).
[3] Zakon Rossijskoj Federacii ot 21.07.1993 № 5485-1 «O gosudarstvennoj tajne» // Sobranie
zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 13.10.1997. № 41. St. 8220-8235.
[4] Ishhenko E.P., Toporkov A.A. Kriminalistika: Uchebnik. M.: Yuridicheskaya firma «KONTRAKT», INFRA-M, 2010 [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/ book/ishenko_ep_toporkov_aa_kriminalistika/ (data obrashheniya: 29.04.2018).
[5] Karlov V.Ya. Kriminalistika: tezaurus-slovar' i sxemy': Uchebnoe posobie. M.: Al'fa-Press, 2011 [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/edu/student/download_books/book/karlov_ vy_kriminalistika_tezaurus_slovar_shemy/ (data obrashheniya: 29.04.2018).
[6] Kiselev I.K., Kiselev S.I., Slobcov I.A., Smushkin A.B., Fedoruk E.O., Shevorakov A.N. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 3 aprelya 1995 g. № 40-FZ «O Federal'noj sluzhbe bezopasnosti» (postatejny'j) // SPS «Konsul'tantPlyus». 2009.
[7] Postanovlenie Evropejskogo Suda po pravam cheloveka ot 04.12.2015 «Delo Roman Zaxarov (Roman Zakharov) protiv Rossijskoj Federacii» (zhaloba № 47143/06).
[8] Prikaz General'noj Prokuratury' Rossii ot 28.12.2016 № 826 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za processual'noj deyatel'nost'yu organov predvaritel'nogo sledstviya» // Zakonnost'. 2017. № 3.
[9] Prikaz General'noj Prokuratury' Rossii ot 23.10.2014 № 150 «Ob utverzhdenii Instrukcii o processual'noj deyatel'nosti organov doznaniya Vooruzhenny'x Sil Rossijskoj Federacii, drugix vojsk, voinskix formirovanij i organov» [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&ts=214417203607285787212826231 &cacheid=8526E36CC7177C5F8011E8F56A0651AE&m ode=splus&base=LAW&n=212081&rnd=5FDDF7B9F83 EBB64876748833677579C#011927129213471721 (data obrashheniya: 30.04.2018).
[10] Sergeev N., Kozenko A. Nadzor za FSB zakonchilsya samostrelom. Py'talsya pokonchit' soboj nachal'nik upravleniya Genprokuratury' [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/ doc/1673451 (data obrashheniya: 29.04.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № S • 201S