Научная статья на тему 'Организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования'

Организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER ECONOMIC EDUCATION / BRANCH OF KNOWLEDGE / SPECIALTY / CONTENT OF EDUCATION / RESULT ORIENTED APPROACH / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL TRAINING OF ECONOMISTS / LEVEL OF HIGHER EDUCATION / STANDARD OF HIGHER EDUCATION / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирдан Александр Петрович

В статье обоснованы организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования, которые предполагают разработку и внедрение совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных нормативно-правовых, организационных и процессуальных шагов реализации непрерывного профессионального развития экономиста. Методическим инструментарием исследования стали общенаучные и конкретно научные методы: анализ литературы и нормативных документов; сравнение, классификация, обобщение, ретроспективный и сравнительный анализ. Проанализированы и обобщены положения стандартов высшего экономического образования в Украине за 1998-2018 гг. Определено, что организационные основы содержания профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования Украины в период 1998-2013 гг. основаны на принципах профессионального развития; преемственности в изучении содержания учебных дисциплин в рамках горизонтального и вертикального непрерывного образования; предметно-ориентированного подхода; компетентностного подхода; научности; доступности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; единства обучения, воспитания и непрерывного личностного профессионального развития будущего экономиста; унификации и дифференциации. С введением в 2018-2019 у. г. нового поколения стандартов высшего образования по экономическим специальностям, констатирован переход к результат-ориентированной парадигме профессиональной подготовки будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирдан Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The article substantiates the organizational basis for professional training of future economists in the system of continuing education, which involve the development and implementation of a set of interrelated and interdependent regulatory, organizational and procedural steps to implement the continuous professional development of an economist. General scientific and specifically scientific methods became the methodological tools of the study: analysis of literature and regulatory documents; comparison, classification, synthesis, retrospective and comparative analysis. Analyzed and summarized the provisions of the standards of higher economic education in Ukraine for 1998-2018. It was determined that the organizational basis of the content of professional training of future economists in the system of continuous education of Ukraine in the period 1998-2013 was based on the principles of professional development; continuity in the study of the content of academic disciplines in the framework of horizontal and vertical continuing education; subject-oriented approach; competence approach; scientific; accessibility; systematic and consistent; communication theory with practice; unity of education, upbringing and continuous personal professional development of the future economist; unification and differentiation. With the introduction of 2018-2019 a new generation of higher education standards in economic specialties, the transition to a result oriented paradigm of training future economists is stated.

Текст научной работы на тему «Организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования»

педагогически науки

Кирдан Александр Петрович ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ...

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Кирдан Александр Петрович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и социально-поведенческих наук Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины (20300, Украина, Умань, улица Садовая, 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье обоснованы организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования, которые предполагают разработку и внедрение совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных нормативно-правовых, организационных и процессуальных шагов реализации непрерывного профессионального развития экономиста. Методическим инструментарием исследования стали общенаучные и конкретно научные методы: анализ литературы и нормативных документов; сравнение, классификация, обобщение, ретроспективный и сравнительный анализ. Проанализированы и обобщены положения стандартов высшего экономического образования в Украине за 1998-2018 гг. Определено, что организационные основы содержания профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования Украины в период 1998-2013 гг. основаны на принципах профессионального развития; преемственности в изучении содержания учебных дисциплин в рамках горизонтального и вертикального непрерывного образования; предметно-ориентированного подхода; компетентностного подхода; научности; доступности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; единства обучения, воспитания и непрерывного личностного профессионального развития будущего экономиста; унификации и дифференциации. С введением в 2018-2019 у. г. нового поколения стандартов высшего образования по экономическим специальностям, констатирован переход к результат-ориентированной парадигме профессиональной подготовки будущих экономистов.

Ключевые слова: высшее экономическое образование, отрасль знаний, специальность, содержание образования, результат-ориентированный подход, компетентностный подход, профессиональная подготовка экономистов, уровень высшего образования, стандарт высшего образования, система непрерывного образования.

ORGANIZATIONAL BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

© 2019

Kirdan Оleksandr Petrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Social-Behavioral Sciences

Pavlo Tychyna Uman state pedagogical university (20300, Ukraine, Uman, Sadova street, 2, e-mail: [email protected])

Abstract. The article substantiates the organizational basis for professional training of future economists in the system of continuing education, which involve the development and implementation of a set of interrelated and interdependent regulatory, organizational and procedural steps to implement the continuous professional development of an economist. General scientific and specifically scientific methods became the methodological tools of the study: analysis of literature and regulatory documents; comparison, classification, synthesis, retrospective and comparative analysis. Analyzed and summarized the provisions of the standards of higher economic education in Ukraine for 1998-2018. It was determined that the organizational basis of the content of professional training of future economists in the system of continuous education of Ukraine in the period 1998-2013 was based on the principles of professional development; continuity in the study of the content of academic disciplines in the framework of horizontal and vertical continuing education; subject-oriented approach; competence approach; scientific; accessibility; systematic and consistent; communication theory with practice; unity of education, upbringing and continuous personal professional development of the future economist; unification and differentiation. With the introduction of 2018-2019 a new generation of higher education standards in economic specialties, the transition to a result oriented paradigm of training future economists is stated.

Keywords: higher economic education, branch of knowledge, specialty, content of education, result oriented approach, competence approach, professional training of economists, level of higher education, standard of higher education, system of continuous education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Среди современных образовательных трендов первенство, на наш взгляд, принадлежит непрерывному профессиональному развитию. В «Национальном образовательно-научном глоссарии» термин «непрерывное профессиональное развитие» определен как «непрерывный процесс обучения и совершенствования профессиональных компетенций специалистов после получения высшего и / или последипломного образования, что позволяет специалисту поддерживать или улучшать стандарты профессиональной деятельности и продолжается в течение всего периода его профессиональной деятельности» [1, с. 11]. Фактически, непрерывное профессиональное развитие - цель системы непрерывного образования. Ведущую роль в профессиональной подготовке будущих экономистов возложено на систему непрерывного образования.

С принятием в 2014 г. Закона Украины «О высшем образовании», начался новый этап реформирования системы высшего образования, предусматривающий академическую автономию, компетентностный подход к

содержанию образования и др. С 2015 г. начался процесс разработки нового поколения стандартов высшего экономического образования в контексте новой образовательной парадигмы. Современные процессы глобализации, создание единого европейского пространства высшего образования, цифровая трансформация экономики и образования побуждают нас к исследованию организационных основ профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Анализ публикаций по проблеме организационных основ профессиональной подготовки будущих экономиста в системе непрерывного образования показал, что в трудах отечественных ученых она не нашла должного отражения. В диссертационном исследовании Л. Максимовой теоретически обоснованы организационно-педагогические основы обеспечения качества профессиональной подготовки будущих экономистов средствами информационно-коммуникационных технологий, разработана и экспери-

Kirdan Oleksandr Petrovich pedagogical

ORGANIZATIONAL BASIS ... sciences

ментально проверена эффективность информационно-коммуникационной учебной среды как средства формирования профессиональной компетентности будущих экономистов [5]. В 2016 г. Г. Ковальчук защитила докторскую диссертационную работу на тему: «Теоретико-методические основы технологий обучения экономическим дисциплинам в системе непрерывного образования» [6]. В исследованиях автора проанализированы теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих экономистов [7-8].

Формирование целей статьи (постановка задачи). Цель статьи - охарактеризовать организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Прежде всего, обратимся к определению понятий «организационный» и «основания». В «Словаре украинского языка» понятие «организационный» определено как «связанный с организацией чего-либо, осуществляющий организацию чего-нибудь» [2, с. 739]. В «Большом толковом словаре современного украинского языка» [3, с. 856] и в «Словаре украинского языка» понятие «основы» трактуется как «основа чего-либо; то главное, на чем основывается, базируется что-либо; исходное, главное положение, принцип; основа мировоззрения, правило поведения; способ, метод осуществления чего-нибудь» [2, с. 300].

Нам импонируют подходы Л. Березовской к определению понятия «организационно-педагогические основы», которая под организационными основаниями понимает «подготовку, разработку и принятие основополагающих документов, осуществление и реализацию реформы, ее организаторов и участников» [4, с. 4].

Таким образом, обобщая предложенные выше определение понятия «организационные основы» и исходя из толкования термина «основы» как «основа, исходное, главное положение, принцип; основа мировоззрения, правило поведения; способ, метод осуществления чего-либо», под «организационными основами профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования» понимаем совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных нормативно-правовых, организационных и процессуальных основ реализации непрерывного профессионального развития экономиста.

Хронологические рамки исследования организационных основ профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования охватывают период 1994-2019 гг. До 1994 г. система высшего образования Украины действовала преимущественно на основании нормативно-методических документов Советского Союза. Но, в связи с попыткой реформировать национальную систему высшего образования, в направлении ее сближения с системами высшего профессионально-ориентированного академического образования, наряду с сохранением образовательно-квалификационного уровня «специалист», законодательством Украины были введены два новых уровня академического образования: «бакалавр» и «магистр». Это потребовало разработки нового нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения функционирования системы непрерывного экономического образования.

С 1993 г. начался процесс разработки образовательно-профессиональных программ подготовки по различным направлениям и специальностям высшего образования. В 1994 г. разработан перечень направлений и специальностей высшего образования, содержащий почти шестьдесят направлений подготовки и более шестисот специальностей образовательно-квалификационных уровней специалиста и магистра. Как показал собственный опыт научно-педагогической деятельности в заведениях высшего образования, перечень 1994 г. оказался прекрасно приспособленной для коммерциализации высшего эко-26

номического образования эклектичной смесью традиционных названий отраслей экономики Украины и новых научных направлений и специальностей.

Среди государственных нормативных документов, которые определяли нормативное содержание обучения, устанавливали требования к объему подготовки специалистов экономических специальностей на образовательно-квалификационных уровнях «бакалавр», «специалист» и «магистр» в 1998-2013 гг. ведущее место занимали образовательно-профессиональные программы [9-12]. Именно образовательно-профессиональные программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров, как составляющие отраслевого стандарта высшего образования, были обязательными для органов управления высшим образованием и высших учебных заведений, а также министерств, ведомств, ассоциаций, предприятий, организаций различных форм собственности, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке специалистов экономических специальностей на определенном уровне непрерывного экономического образования.

Первыми нормативными документами, которые урегулировали процесс профессиональной подготовки будущих экономистов, были сборники нормативных программ профессионально ориентированных дисциплин для экономических специальностей, подготовленные в 1996-1998 гг. авторскими коллективами Киевского национального экономического университета. Анализ сборника нормативных программ профессионально ориентированных дисциплин по специальности «Банковское дело», дал возможность констатировать, что авторами указаны цель дисциплины, ее тематическое содержание, список рекомендованной литературы (отечественной и переводной зарубежной). В программах некоторых дисциплин, например «Банковские операции», «Банковская статистика», «Анализ инвестиционных проектов», указаны задачи учебного предмета [9, с. 17-51].

Проанализируем содержание нормативной части образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра направления «Экономика и предпринимательство» [11]. На основе анализа констатируем, что программа охватывает перечень нормативных (обязательных для изучения) дисциплин, объемы учебного времени и формы контроля. В нормативную часть образовательно-профессиональной программы входят три циклы: дисциплин гуманитарной подготовки (12 дисциплин, 2160 ч. (60 кредитов)) [11, с. 15], дисциплин естественно-научной и общеэкономической подготовки (18 дисциплин, 4320 ч. (120 кредитов)) [11, с. 16-17], профессиональной подготовки по специальностям (4-7 дисциплин, 2160 ч. (60 кредитов)) [11, с. 18-22].

Нам импонирует, что стандарт предусматривал перечень рекомендуемых выборочных дисциплин каждого цикла с учетом специальностей [11, с. 23-29] в рамках направления подготовки «Экономика и предпринимательство», а также предусматривал учет специфики отрасли, региона, пожеланий стейкхолдеров и интересов студентов [11, с. 11].

Анализ содержания образовательно-профессиональной программы подготовки магистра по специальностям отрасли знаний «Экономика и предпринимательство» [12], дал основания для вывода, что он в 2013 г. изменено соотношение учебного времени на циклы дисциплин. Так на цикл профессиональной подготовки предусмотрено 1368 ч. (38 кредитов, один кредит равен 36 академическим часам), из которых 42,1 % (576 ч. (16 кредитов)) предусмотрено на нормативные дисциплины и 57,9 % (792 ч. (22 кредиты)) - на выборочные дисциплины [12, с. 10]. Нововведением стандарта было внедрение компетентностной парадигмы: образовательно-профессиональная программа содержит аннотации нормативных дисциплин. Структуру аннотаций изложено с учетом компетентностного подхода. Аннотация содержит следующую информацию: цель дисциплины, задачи Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 2(4)

педагогически науки

Кирдан Александр Петрович ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ...

дисциплины, предмет дисциплины, место дисциплины в учебном процессе подготовки специалистов; знания и умения, формируемые при изучении дисциплины; тематическое содержание дисциплины [12, с. 11; 30-103].

В 2015-2018 гг. наработаны нормативные документы, позволяющие достижения задач, указанных в Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 г. Стандарты высшего образования разработаны на основании компетентностного подхода и согласованы с Национальной рамкой квалификаций.

Постановлением Кабинета министров Украины от 29.04.2015 г. № 266 утвержден перечень 29 отраслей знаний и специальностей, по которым осуществляется подготовка в высших учебных заведениях. В постановлении указан перечень экономических специальностей, а именно: специальность 051 Экономика (отрасль знаний 05 «Социальные и поведенческие науки») и специальности 071 Учет и налогообложение; 072 Финансы, банковское дело и страхование; 073 Менеджмент; 075 Маркетинг; 076 Предпринимательство, торговля и биржевая деятельность отрасли знаний 07 Управление и администрирование [13], наработан механизм согласования старых и нового перечня отраслей знаний и специальностей [14].

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Украины в 2018 г. введены стандарты высшего образования с шести экономических специальностей первого (бакалаврского) уровня высшего образования: 051 Экономика, 071 Учет и налогообложение, 073 Менеджмент, 075 Маркетинг, 076 Предпринимательство, торговля и биржевая деятельность.

Проанализируем стандарт высшего образования Украины первого (бакалаврского) уровня, отрасли знаний 05 «Социальные и поведенческие науки», специальности 051 «Экономика» [15]. Стандарт определяет: объем кредитов ЕКТС, необходимый для получения соответствующего уровня высшего образования; перечень компетенций выпускника; формы аттестации; требования к наличию системы внутреннего обеспечения качества высшего образования и др. В сравнении с предыдущем поколением стандартов, которые до 70 % определяли содержание нормативных учебных дисциплин, отличительной особенностью новых стандартов подготовки бакалавров с экономических специальностей есть формулирование результатов обучения. Фактически именно результат ориентированная и компетентностная парадигмы позволяют сфокусировать профессиональную подготовку на учебных достижениях, профессиональном и личностном становлении будущего экономиста. Итак, стандарт включает перечень результатов обучения как индикаторов компетенций, которые приобретает будущий бакалавр экономики в системе непрерывной профессиональной подготовки, способствующих успешной личностной и профессиональной самореализации выпускника.

Проанализируем стандарт первого (бакалаврского) уровня высшего образования отрасли знаний 05 «Социальные и поведенческие науки», специальности 051 «Экономика» [15]. На основе анализа установлено, что нормативное содержание подготовки бакалавра, сформулированное в терминах результатов обучения можно объединить в следующие группы: профессиональные способности (знать и использовать экономическую терминологию, объяснять базовые концепции микро- и макроэкономики; понимать принципы экономической науки, особенности функционирования экономических систем; применять аналитический и методический инструментарий для обоснования предложений и принятия управленческих решений различными экономическими агентами и др.), общую грамотность (уметь использовать данные, предоставлять аргументацию, критически оценивать логику и формировать выводы из научных и аналитических текстов по экономике; ов-

ладеть навыками устной и письменной профессиональной коммуникации на государственном и иностранном языках и др.) и развитие личности. К составляющими личностного становлении будущего экономиста отнесено: определять и планировать возможности личного профессионального развития; демонстрировать базовые навыки креативного и критического мышления в исследованиях и профессиональном общении, воспроизводить моральные, культурные, ценности, приумножать достижения общества в социально-экономической сфере, пропагандировать ведения здорового образа жизни, демонстрировать гибкость и адаптивность в новых ситуациях, в работе с новыми объектами, и в неопределенных условиях; показывать навыки самостоятельной работы, демонстрировать критическое, креативное, самокритичное мышление; демонстрировать способность действовать социально ответственно и сознательно на основе этических принципов, ценить и уважать культурное многообразие, индивидуальные различия людей и

др. [15].

Введение в действие с 2018-2019 учебного года стандартов высшего образования по экономическим специальностям позволит гармонизировать украинскую и европейскую системы непрерывной профессиональной подготовки будущих экономистов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования предполагают разработку и внедрение совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных нормативно-правовых, организационных и процессуальных шагов реализации непрерывного профессионального развития экономиста [16-22]. Организационные основы содержания профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования в период 1998-2013 гг. основывался на таких принципах: профессионального развития; преемственности в изучении содержания учебных дисциплин в рамках горизонтального (на уровнях бакалавра, специалиста и магистра) непрерывного образования; преемственности в изучении содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки в рамках вертикального (бакалавр - специалист - магистр) непрерывного образования; предметно-ориентированного подхода; компетентностного подхода; научности; доступности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; единства обучения, воспитания и непрерывного личностного профессионального развития будущего экономиста; унификации (нормативная составляющая) и дифференциации (выборочная составляющая). На основе анализа и обобщения положений законодательно-нормативных документов 2015-2018 гг. доказано, что стандарты высшего экономического образования является основополагающим компонентом базы нормативно-законодательного обеспечения системы высшего образования и призваны на государственном уровне гарантировать качество высшего образования, единство подходов к формированию и оценки нормативного содержания подготовки соискателей высшего образования.

Дальнейшего исследования требует вопрос дидактических основ профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нацюнальний освiтньо-науковий глосарш. Ки!в: ТОВ «КОНВШРШТ», 2018. 524 с.

2. Словник укра!нсько! мови. Академiчний тлумачний словник (1970—1980). URL: http://sum.in.ua/s/pokaznyk (дата обращения: 05.05.2019).

3. Великий тлумачний словник сучасно!украшсько! мови /уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. Кшв; 1ртнь: ВТФ «Перун», 2005. 1728 с.

4. Березiвська Л. Д. Органiзацiйно-педагогiчнi засади реформу-вання шюльно! освти в Укран у ХХ столiттi: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ки!в, 2009. 43 с.

5. Максимова Л. П. Органiзацiйно-педагогiчнi засади забезпечен-ня якостi профеайно! тдготовки майбутнiх економiстiв засобами

Kirdan Oleksandr Petrovich ORGANIZATIONAL BASIS ..

pedagogical sciences

Шформацшно-комунжщшних технологий: автореф. дис. ... к-та пед. наук. Дтпропетровськ, 2015. 21 с.

6. Ковальчук Г. О. Теоретико-методичн засади технологий нав-чання економiчних дисциплш в системi неперервног освти: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кшв, 2016. 43 с.

7. Юрдан О. П. Професшна тдготовка майбуттх економiстiв nерiоду украгнськог незалежностi в дзеркалi наукових дослiджень. Науковий в^ник Пiвденноукраiнського нацюнального nедагогiчного унiверситету iменi К. Д. Ушинського. 2018. № 5. С. 65—70.

8. Юрдан О. П. Перюдизащя розвитку професшно'г тдготовки майбуттх економiстiв у закладах вищог' освти Украгни. Педагогта формування творчог' особистостi у вищш та загальноосвiтнiй школах: зб. наук. пр. Запорiжжя: КПУ, 2018. Вип. 61. С. 74—78.

9. Нормативнi програми професшно орieнтованих дисци-плш для спецiальностi «Банювська справа» / Кол. авт. тд заг. ке-рiвн. А.Ф. Павленка. Кшв: КНЕУ, 1998. 52 с.

10. Освтньо-професшна програма перетдготовки спещал^та напряму 0501 — «Економiка i тдприемництво» / Кол. авт. тд заг. ке-рiвн. А. Ф. Павленка. Кшв: КНЕУ, 2003. 128 с.

11. Освтньо-професшна програма тдготовки бакалавра за спещ-альностями напряму 0501 — «Економiка i тдприемництво» /Кол. авт. тд заг. керiвн. А.Ф. Павленка. Кшв: КНЕУ iменi Вадима Гетьмана, 2006. 128 с.

12. Освiтньо-професiйна програма тдготовки магiстра за спещальностями галузi знань 0305 — Економiка та тдприемництво /Кол. авт. тд заг. керiвн. А.Ф. Павленка. Кшв: ДВНЗ «Кшвський нацюнальний економiчний унiверситет iменi Вадима Гетьмана, 2013. 103 с.

13. Про затвердження перелiку галузей знань i спещальностей, за якими здшснюеться тдготовка здобувачiв вищог' освiти: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украгни вiд 29.04.2015 р. № 266. URL: http:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/266-2015-%D0%BF

14. Про особливостi запровадження перелiку галузей знань i спе-цальностей, за якими здшснюеться тдготовка здобувачiв вищог' освiти, затвердженого постановою Кабiнету Мiнiстрiв Украгни вiд 29.04.2015р. № 266: наказМОН Украгни вiд 06.11.2015. № 1151. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z1460-15

15. Стандарт вищог' освiти 051 «Економка» освiтнього ступеня «бакалавра». URL: https://mon.gov.ua/storage/app/мedia/vishchaosvita/ zatverdzeni%20standarty/12/21/051-ekonomika-bakalavr.pdf

16. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 7-9.

17. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.

18. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274

19. Klinkov G.T. Икономическото знание като образователна ре-алност //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 15-17.

20. Филипченко С.Н., Павлова О.В. Функции профессионально-этической культуры и этапы ее формирования в ходе профессиональной подготовки будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 139-142.

21. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Влияние профессионального стандарта на процесс обучения бакалавров экономического направления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 144-146.

22. Garnevska S.M. Възможности за формиране на представи за комуникационни технологии в обучението по предмета tехнологии и предприемачество//Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 34-37.

28

Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 2(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.