УДК 340
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА И УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)
АЛЕКСАНДРОВ Андрей Юрьевич
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия. E-mail: [email protected]
ВЕРЕЩАК Светлана Борисовна
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия. E-mail: [email protected]
ИВАНОВА Ольга Андреевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия E-mail: [email protected]
Одной из важнейших составляющих процесса реформирования высшего образования является переход от «зна-ниевого» подхода в обучении к компетентностному и практикоориентированному. Стремительность этих преобразований объясняется динамичным развитием экономики, растущими запросами российского рынка труда, необходимостью самостоятельно пополнять и обновлять профессиональные знания и умения в процессе профессиональной жизни будущих выпускников современной высшей школы. Вместе с тем, стремление к унификации и модернизации высшего образования не должно наносить ущерб качеству подготовки обучающихся. Обновленная высшая школа не должна полностью отказываться от традиций классического российского образования либо игнорировать специфику отдельных направлений подготовки и специальностей. Практика показала, что модернизация системы образования в нашей стране, несомненно, должна осуществляться с учётом мировых тенденций, но всё же иметь в своей основе не столько зарубежные стандарты, сколько реальный заказ отечественной экономики. Правильность данного тезиса подтверждают санкции ряда западных стран в отношении России, последовавшие вслед за политическим кризисом на Украине, что чрезвычайно обострило вопросы им-портозамещения, решить которые невозможно без формирования национальной экономики нового типа, обладающей кадровым потенциалом, ориентированным на решение конкретных социально-экономических задач.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3+, направление подготовки «Юриспруденция», реформа высшего образования, проблемы высшего юридического образования.
PROBLEMS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE STANDARDS OF HIGHER EDUCATION MAJOR "JURISPRUDENCE" (LEVEL OF BACHELOR DEGREE AND MAGISTRACY)
ALEKSANDROV Andrei Yuryevich
andidate of sciences (Law), associate professor, holder of the chair ofpublic law of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia E-mail: [email protected]
VERESHCHAK Svetlana Borisovna
candidate of sciences (Law), associate professor, holder of the chair of financial Law of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia. E-mail: [email protected]
IVANOVA Olga Andreevna
candidate of sciences (Law), assistant professor of the chair of public law of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia E-mail: [email protected]
One of the most important components of the process of higher education reforming is the transition from the "Knowledge" approach in teaching to the practice and competency approach. The rapidity of these transformations is due to dynamic development of the economy, growing demands of the Russian labor market, the need to expand and update professional knowledge and skills in future graduates' professional life. At the same time, the desire for unification and modernization of higher education should not harm the quality of students training. Renovated higher school should not completely abandon classical traditions of Russian education or ignore the specifics of majors and specialties. The practice has shown that the modernization of the education system in our country, of course, must be carried out with regard to global trends, but still should be based not only on foreign standards but on real order of the domestic economy. The correctness of this thesis is confirmed by some Western countries sanctions against Russia that followed Ukraine political crisis, and it has extremely aggravated issues of import substitution, which cannot be solved without formation of national economy of new type, which has human resources and is geared toward socio-economic problems solution.
Keywords: Federal state educational standards of higher education 3+, major "Jurisprudence", the reform of higher education, problems of higher juridical education.
К числу знаковых событий в сфере высшего образования Росссии последнего десятилетия можно отнести такие, как переход к общеевропейской системе образования «4+2» (бакалавр-магистр, создание сети ведущих вузов, введение ежегодного мониторинга эффективности вузов (с 2012 года), переход на нормативно-подушевое финансирование. Безусловно, одной из важнейших составляющих процесса реформирования высшего образования является переход от «знаниевого» подхода в обучении к компетентностному и практикоориентированному. Стремительность этих преобразований объясняется динамичным развитием экономики, растущими запросами российского рынка труда, необходимостью самостоятельно пополнять и обновлять профессиональные знания и умения в процессе профессиональной жизни будущих выпускников современной высшей школы. Вместе с тем, стремление к унификации и модернизации высшего образования не должно наносить ущерб качеству подготовки обучающихся. Обновленная высшая школа не должна полностью отказываться от традиций классического российского образования либо игнорировать специфику отдельных направлений подготовки и специальностей. Практика показала, что модернизация системы образования в нашей стране, несомненно, должна осуществляться с учётом мировых тенденций, но всё же иметь в своей основе не столько зарубежные стандарты, сколько реальный заказ отечественной экономики. Правильность данного тезиса подтверждают санкции ряда западных стран в отношении России, последовавшие вслед за политическим кризисом на Украине, что чрезвычайно обострило вопросы импорто-замещения, решить которые невозможно без формирования национальной экономики нового типа, обладающей кадровым потенциалом, ориентированным на решение конкретных социально-экономических задач [1].
В этой связи представляется актуальным обращение к проектам Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (далее - Проект ФГОС ВО 40.03.01) [2] и направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры) (далее - Проект ФГОС ВО 40.04.01) [3], который должен прийти на смену действующим Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») [4] и 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») (далее - ФГОС ВПО 030900.68) [5].
К числу достоинств проекта ФГОС ВО 40.03.01 можно отнести конкретизацию требований к получению высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; выведение из перечня видов профессиональной деятельности бакалавра педагогической деятельности (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений) (п. 4.2 Проекта ФГОС ВО 40.03.01); дифференциацию бакалавриата на академический и прикладной; разграничение профессиональных компетенций (п. 5.2-5.5 Проекта ФГОС ВО 40.03.01), что в целом отвечает запросам современного работодателя и образовательных организаций. Более того, образовательная организация самостоятельно может ввести дополнительные профессиональные компетенции, которые в научной литературе уже получили название «региональных» [6], то есть ориентированных на региональный рынок труда. Новый стандарт конкретизирует типы и способы проведения учебной и производственной практик обучающимися (п. 6.6 Проекта ФГОС ВО 40.03.01). Вместе с тем, проект ФГОС ВО 40.03.01 полностью отказался от установления базовых профессиональных дисциплин, выставив в качестве обязательных для реализации в блоке первом Структуры программы бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция» только пять дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура» (п. 6.2 Проекта), отдавая формирование блока дисциплин, в том числе и обязательных, образовательным организациям. Представляется нецелесообразным такой подход авторов Проекта. В сфере юриспруденции требуется формализованность подходов к объему профессиональных дисциплин, необходимых для оптимальной профессиональной грамотности и возможности нормального профессионального общения между судьями, прокурорами, следователями, судебными приставами, иными правоприменителями, адвокатами, нотариусами, юрисконсультами даже в условиях реализации программ прикладного и академического бакалавриата с многочисленными профилями. Полагаем, что примерная основная образовательная программа, на которую ссылается Проект, должна устранить этот недостаток.
Несколько неожиданным видится отказ авторов Проекта от обязательных государственных экзаменов при снижении требований к выпускной квалификационной работе. Полагаем, что проверка уровня теоретической подготовки на завершающем этапе обучения по программе бакалавриата, явля-
ется признанной, проверенной формой оценки сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, как в академическом, так и в прикладном бакалавриате.
В Проекте ФГОС ВО Юриспруденция (уровень магистратуры) имеются как несомненные достоинства, так и дискуссионные позиции. Несомненным достоинством Проекта ФГОС ВО 40.04.01 является приведение стандарта в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [7], оперативное реагирование на изменение общественных отношений, как в сфере образования, так и на рынке труда, социально-ориентированная направленность отдельных его положений, позволяющих усилить гарантии реализации конституционного права на образование лицами с ограниченными возможностями. В числе достоинств Проекта ФГОС ВО 40.04.01 - размежевание профессиональных компетенций будущего магистра на общепрофессиональные и профессиональные, что оптимизирует не только формирование, но и их оценку. Новые формулировки общекультурных компетенций (п. 5.2 Проекта ФГОС ВО 40.04.01) позволяют заложить в блоки учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» дисциплины и элементы практик, обучающие навыкам творческого, научного процесса, саморегуляции и поведению в нестандартных ситуациях, а в ходе оценки их освоения - выявить в среде обучающихся неординарно мыслящих личностей, наличие творческого и научного потенциала. Достаточно привлекательной для обучающихся и образовательных организаций высшего образования видится предусмотренная абз. 2 п. 3.2 Проекта ФГОС ВО 40.04.01 возможность использования сетевой формы реализации магистерских программ и применение ускоренного обучения.
Сетевая форма реализации образовательных программ дает возможность их освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, а при необходимости - с использованием ресурсов иных организаций [8]. Данная форма раскрывает не только дополнительные возможности для обучающихся в повышении качества знаний и расширяет палитру научных школ и подходов к решению актуальных проблем юриспруденции, формировании уникальных компетенций, но и позволяет образовательным и научным организациям выявить среди контингента обучающихся наиболее перспективных в сфере юридической науки и практики.
Реализация магистерских программ по индивидуальным учебным планам и ускоренному обучению позволит обучающимся, имеющим юридическую практику, опыт научной или преподавательской деятельности, самостоятельно определять вариант обучения без ущерба для общего уровня профессиональной компетентности.
Оправданным видится отказ авторов Проекта ФГОС ВО 40.04.01 от нормы, закрепленной ФГОС ВПО 030900.68, о выборе конкретного вида будущей профессиональной деятельности совместно с обучающимися (абз. второй п. 4.3 ФГОС ВПО Юриспруденция), т.к. практическая его реализация вызывала затруднения. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентируется образовательная организация при реализации программы магистратуры, в соответствии с п. 4.2 Проекта ФГОС ВО 40.04.01, будут определяться исключительно потребностями рынка труда, ресурсами организации, которые абитуриент имеет возможность оценить на стадии выбора места получения образования по направлению подготовки «Юриспруденция».
Однозначно положительным видится возможность оценки уровня качества программы магистратуры, соответствие его требованиям рынка труда на основании профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (п. 8.2 Проекта ФГОС ВО 40.04.01), что позволит повысить конкурентоспособность образовательных организаций на рынке образовательных услуг.
Вместе с тем, некоторые положения Проекта ФГОС ВО 40.04.01 видятся авторам статьи дискуссионными или требующими доработки либо уточнения в иных подзаконных актах. Так, Проект ФГОС ВО 40.04.01 не содержит даже минимальной конкретизации дисциплин базовой части первого блока структуры программы магистратуры. Поэтому реализация нового федерального государственного образовательного стандарта невозможна без соответствующей примерной основной образовательной программы, на которую ссылается Проект ФГОС ВО 40.04.01 (п.п. 5.7, 6.3 Проекта ФГОС ВО 40.04.01). Особенно актуальным наличие примерной основной образовательной программы становится для реализации программ магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция», результатом которой для обучающихся должно стать не только получение оригинальных профессиональных компетенция, получаемых в конкретной образовательной организации, но и унификация юридических знаний и умений, обеспечивающих возможность ведения профессиональной деятельности в рамках единого правового пространства Российской Федерации.
При конкретизации видов и форм практик (п. 6.5 Проекта ФГОС ВО 40.04.01) отсутствует указание форм контроля научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных п. 7.16 действующего ФГОС ВПО 030900.68. Считаем, что такая конкретизация должна найти место в примерной основной образовательной программе в целях обеспечения единого подхода к вопросам обнародования результатов научных исследований и недопущения формального подхода в обучении навыкам научно-исследовательской деятельности.
Снижен уровень требований к кадровому обеспечению основных образовательных программ по направлению подготовки «Юриспруденция». В отличие от действующего ФГОС ВПО 030900.68 (п. 7.17) нет указания на процентный состав научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора (п. 7.2.3 Проекта ФГОС ВО 40.04.01). Также изменились требования к руководителям магистерских программ (п. 7.2.5 Проекта ФГОС ВО 40.04.01). Эти подходы представляются вполне рациональными, поскольку, на наш взгляд, ведущий доцент по своей квалификации вполне сможет осуществлять руководство магистерской программой.
Сомнительна правильность положения проекта, указывающее, что научные руководители магистрантов могут не иметь ученых званий и степеней - Проект ФГОС ВО 40.04.01 не содержит требований по наличию ученой степени или ученого звания у научно-педагогических работников, осуществляющих руководство научно-исследовательской работой обучающихся. Вместе с тем, Проект ФГОС ВО 40.04.01 ориентирован, в том числе на подготовку научно-педагогических кадров и готовность магистров к научно-исследовательской деятельности. Минимизация вышеуказанных требований может привести к снижению качества такой подготовки.
Проект ФГОС ВО 40.04.01 отошел от термина «магистерская диссертация» в выпускной квалификационной работе, что также видится следствием понижения уровня требований к научной составляющей профессионализма будущих магистров юриспруденции.
При общей тенденции повышения требований к материально-техническому, информационному и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры (п. 7. 3 Проекта ФГОС ВО 40. 04. 01), содержатся только рамочные требования к аудиторному фонду и базам реализации практических навыков. В отличие от действующего ФГОС ВПО 030900.68, детализирующего необходимые для обучения юриспруденции материальные средства - наличие юридической клиники, зала судебных заседаний, криминалистической лаборатории (п. 7. 20), - Проект ФГОС ВО 40. 04. 01 не содержит таких указаний. Думается, этот пробел сможет восполнить Примерная основная образовательная программа.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования привели систему уровневого высшего образования и терминологию в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что способствует правильной реализации воли законодателя и совершенствованию правоприменительной практики.
Во-вторых, проекты рассматриваемых стандартов устанавливают более удобную для реализации и оценивания систему общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предоставляя образовательным организациям право предлагать в основных образовательных программах оригинальные компетенции, рассчитанные на запрос регионального рынка труда.
В-третьих, ввиду отсутствия в проектах минимальных требований к профессиональным юридическим дисциплинам необходима унификация требований к их количеству и наполнению, как в самих стандартах, так и в примерных основных образовательных программах.
В-четвертых, понижение в проектах требований к итоговой государственной аттестации выпускников является фактором, который может отрицательно сказаться на качестве теоретической и профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров юриспруденции. Предлагается нормативно закрепить итоговый государственный междисциплинарный экзамен в качестве обязательной формы итоговой аттестации.
В-пятых, понижение некоторых требований к уровню кадрового обеспечения реализуемых образовательной организацией магистерских программ может отрицательно сказаться на качестве подготовки будущих магистров к научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Восполнение перечисленных пробелов, сочетание государственного и общественного контроля за реализацией образовательными организациями основных образовательных программ по направлению подготовки «Юриспруденция» будет способствовать повышению качества подготовки будущих юристов.
Библиографические ссылки
1. Александров А.Ю. Вузы России перед вызовами современности. Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Междунар. учеб-метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. С. 15-19.
2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция (опубликован не был).
http://kpfu.ru/docs/F759082290/40.03.01.Jurisprudenciya.doc (дата обращения: 05.02.2015).
3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция (опубликован не был). http://msal.ru/common/upload/FGOS_VO_Urisprudentsiya_magistratura.pdf.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010. № 1763 (с изм. от 31 мая 2011 г. № 1975) // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm1975-2.pdf (дата обращения: 05.02.2015).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Минобрнауки России от 4.05.2010. № 464. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98430/ (дата обращения: 05.02.2015).
6. Дмитриев А.А. Аналитический обзор федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего, специального и высшего образования: новый контекст подготовки учителя-дефектолога. Специальное образование. 2014. № 2. Научная библиотека КиберЛенинка:
http://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskiy-obzor-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-v-sisteme-obschego-spetsialnogo-i-vysshego-obrazovaniya#ixzz3QtV0MtUO (дата обращения: 05.02.2015).
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ. РГ. 31.12.2012. № 5976.
8. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: www.science-education.ru/113-10934 (дата обращения: 05.02.2015).
9. Петров Н.А., Троешестова Д.А. Организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 90-96.
10. Александров А.Ю. Организация учебного процесса в вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Вестник Чуваш. ун-та. 2013. № 2. С. 111-115.
References
1. Aleksandrov A.Y. Universities of Russia to the challenges of our time. Problems of increase of efficiency of vocational education in modern conditions: the VI Intern. Textbook method. Conf. / Ed. A.Y. Alexandrov, E.L. Nicholas Eve. Cheboksary: Izd Chuvashia. University Press, 2014. P. 15-19.
2. Draft federal state educational standard of higher education training areas 40.03.01 Jurisprudence (not published). http://kpfu.ru/docs/F759082290/40.03.01.Jurisprudenciya.doc (the date of circulation: 02.05.2015).
3. Draft Federal state educational standard of higher education training areas 40.04.01 Jurisprudence (not published). http://msal.ru/common/upload/FGOS_VO_Urisprudentsiya_magistratura.pdf.
4. The federal state educational standard of higher education in the direction of Prep-030900 Preparations Law (qualification (degree) "master"): The order of the Russian Ministry of 14.12.2010. Number 1763 (rev. May 31, 2011 № 1975). http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm1975-2.pdf (date of treatment: 05/02/2015).
5. The federal state educational standard of higher education in the direction of Prep-030900 Preparations Law (qualification (degree) of "Bachelor"): The order of the Russian Ministry of 4.05.2010. Number 464. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98430/ (the date of circulation: 02.05.2015).
6. Dmitriev A.A. Analytical review of the federal state educational standards in the general, spice-Hoc and higher education: the new context of preparation of the teacher-defectologist. Special education. 2014. № 2. Scientific Library Kiber-Leninka: http://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskiy-obzor-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-v-sisteme-obschego-spetsialnogo-i-vysshego-obrazovaniya#ixzz3QtV0MtUO (The date of circulation: 02.05.2015).
7. On Education in the Russian Federation: the Federal Law of the Russian Federation of 29.12.2012. № 273 -FZ. RG. 31.12.2012. Number 5976.
8. Spring E.B., Gusev A.I. Models of interaction of organizations in the network through the implementation of educational programs. Modern problems of science and education. 2013. № 6. URL: www.science-education.ru/113-10934 (the date of circulation: 02.05.2015).
9. Petrov N.A., Troeshestova D.A. Organization of psycho-pedagogical support of students. Higher education in Russia. 2014. № 1. P. 90-96.
10. Aleksandrov A.Y. The organization of educational process in high school in the transition to new educational standards. Bulletin Chuvashia. Univ. 2013. № 2. P.111-115.
Дата поступления: 23.04.2015
Received: 23.04.2015