REFERENCES
1. Zolotarev P.N. Medico-economic analysis of the trades in the field of laboratory studies conducted on the territory of Samara region // Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). - 2014. -№4. - P.78-80. (in Russian)
2. Zolotarev P.N. Legal base of the Russian Federation regulating the tendering rules in the field of health laboratory services // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. - 2014. - №3. - P.436-440. (in Russian)
3. KadyrovF.N. Changing legislation in the area ofprocurement of goods, works and services: Federal Act No. 94-FZ is a thing of the past // Menedzher zdravoohranenija. - 2013. - №5. - P.68-76.
(in Russian)
4. Kadyrov F.N., Khayrullina I.S. Outsourcing in health care. Part 1// Menedzher zdravoohranenija. - 2009. - №8. - P.58-65. (in Russian)
5. Kichanov S.V. Review innovations 05.04.2013 federal law No. 44-FL // Menedzher zdravoohranenija. - 2013. - №6. - P.60-71. (in Russian)
6. Federal Law No. 94-FZ of 21.07.2005. «On the placing of orders for the supply of goods, works and services for public and municipal needs». (in Russian)
Информация об авторе:
Золотарев Павел Николаевич - к.м.н., доцент кафедры морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ», 443001, г. Самара, ул. Чапаевская, 227, e-mail: [email protected].
Information About the Author:
Zolotarev Pavel Nikolaevich - PhD, Associate Professor of the Department of Pathology and Morphology Independent Educational Institution of Higher Professional Education Medical Institute "REAVIZ", 227, Chapaevskaya str., Samara, 443001, Russia,
e-mail: [email protected]
© ГАЙДАРОВ Г.М., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю., САФОНОВА Н.Г. - 2014 УДК 76.75.75
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СРЕДНЕГО И МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Гайдар Мамедович Гайдаров, Наталья Юрьевна Алексеева, Наталья Григорьевна Сафонова (Иркутский государственный медицинский университет — ректор д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. В статье представлены основные подходы к разработке и внедрению новых индикаторов и методов оценки качества работы среднего и младшего медицинского персонала в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении.
Ключевые слова: качество и безопасность медицинской деятельности, внутренний контроль, средний и младший медицинский персонал, критерии оценки.
ORGANIZATIONAL BASES OF EXAMINATION OF QUALITY OF WORK OF THE AVERAGE AND YOUNGER MEDICAL PERSONNEL IN VERSATILE TREATMENT-AND-PROPHYLACTIC ESTABLISHMENT
G.M. Gajdarov, N.U. Alekseeva, N.G. Safonova (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The main approaches to development and implementation of new indicators and methods of an assessment of quality of work of the middle and younger medical personnel in versatile treatment-and-prophylactic establishment are presented in article.
Key words: quality and safety of medical activity, internal control, middle and younger medical personnel, criteria of an assessment.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ №323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 87, 90) внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности является основным видом контроля в медицинской организации (МО) в порядке, установленном руководителями указанных органов и организаций.
Контроль качества медицинской помощи включает в себя не только оценку результатов, но и процессов и структуры оказания медицинской помощи на всех ее этапах. При системном комплексном анализе качества медицинской помощи в МО необходимо проводить оценку несколько компонентов:
1) структуру оказания медицинской помощи (материально-техническое и лекарственное обеспечение; уровень профессиональной подготовки сотрудников, информационное и нормативно-правовое обеспечение; условия пребывания пациентов в учреждении и т.д.);
2) основные и вспомогательные процессы оказания медицинской помощи (анализ качества проведения медицинских технологий, оценка координации взаимодействия структурных подразделений учреждения и отдельных сотрудников);
3) результаты качества медицинской помощи, в том числе качества диагностических и лабораторных исследований;
4) результаты экспертизы качества работы среднего и младшего персонала;
5) изучение степени удовлетворенности пациентов организацией и качеством медицинской помощи.
В Клиниках ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России (далее - Клиники ИГМУ), являющихся многопрофильной МО, внутренний контроль качества включает следующие основные разделы: экспертизу качества медицинской помощи, экспертизу качества работы диагностических подразделений, экспертизу сестринской помощи, экспертизу качества работы младшего медицинского персонала.
Цель работы: разработать и внедрить основные подходы к оценке качества работы среднего и младшего медицинского персонала в многопрофильной МО.
Материалы и методы
Необходимо отметить, что немаловажной и неотъемлемой составляющей в обеспечении высокого уровня качества медицинской помощи на всех ее этапах, и достижении высокой степени удовлетворенности потребителей медицинских услуг является системное проведение экспертизы качества работы среднего и младшего медицинского персонала МО,
постоянное мониторирование результатов экспертизы, разработка мероприятий, направленных на профилактику выявленных дефектов, а также повышение мотивации сотрудников к качественному выполнению своих должностных обязанностей.
Данный раздел работы, по аналогии с экспертизой качества врачебной помощи, осуществляется с использованием формализованных Карт оценки качества сестринской помощи и работы младшего медицинского персонала. Обработка всех данных ведется в электронном формате.
Для получения объективной и всесторонней оценки качества сестринской помощи, выявления причин дефектов, принятия грамотных оперативных решений, экспертизу качества сестринской помощи в проведении участвуют также и лечащие врачи отделений Клиник ИГМУ и ассистенты клинических кафедр.
В соответствии с Положением об управлении и организации контроля качества медицинской помощи в Клиниках ИГМУ экспертиза качества сестринской помощи (КСП) осуществляется по трем уровням. Первый уровень экспертизы проводит старшая медицинская сестра отделения в соответствии с установленными объемами и сроками экспертизы. Экспертами второго уровня, как указано выше, являются врачи отделений и ассистенты профильных клинических кафедр.
Экспертизу сестринской помощи третьего уровня проводят главная сестра учреждения, заместитель главного врача по медицинской части, заместитель главного врача по организации контроля качества медицинской помощи.
Оценка качества сестринской помощи осуществляется по пяти основным блокам (приложение 1):
Блок А. Своевременное и качественное выполнение медицинских манипуляций:
- соблюдение сестринских стандартов, в том числе подготовки пациентов к исследованию;
- выполнение врачебных назначений;
- своевременное обеспечение лекарственными и перевязочными средствами лечебного процесса;
- соблюдение технологий ухода за пациентом;
- отсутствие осложнений у пациентов.
Блок Б. Соблюдение правил учета, хранения, применения лекарственных препаратов, в том числе наркотических и сильнодействующих.
Блок В. Соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима в палатах, на сестринском посту, в перевязочной, в процедурном кабинете.
Блок Г. Своевременное и правильное заполнение медицинской документации.
Блок Д. Соблюдение принципов этики и деонтологии при общении с коллегами, пациентами.
Блок Е. Соблюдение трудовой дисциплины.
Блок Ж. Контроль за работой младшего медицинского персонала, соблюдением охранительного режима в отделении.
Блок З. Общие требования:
- уровень теоретической и практической подготовки;
- выполнение требований правил техники безопасности;
- соблюдение правил бережного обращения с имуществом Клиник ИГМУ, пациентов, посетителей учреждения;
- наличие обоснованных жалоб от пациентов.
Полученные результаты оценки сестринской помощи
фиксируются в Карте экспертного контроля качества сестринской помощи. Коэффициент качества сестринской помощи рассчитывается как сумма баллов по 8 блокам, деленная на 16. В случае отсутствия каких-либо замечаний полученный коэффициент равен 1,0.
При выявлении существенных дефектов во время проведения экспертизы качества сестринской помощи, эксперт оформляет «Дефектную карту» (приложение 2).
Для оценки работы качества младшего медицинского персонала также разработана специальная система оценки качества, где экспертами являются все заинтересованные лица: сестра-хозяйка соответствующего отделения, старшая медицинская сестра отделения, заведующий отделением, врач-эпидемиолог и т.д. По аналогии с Картой экспертной оценки сестринской помощи разработана Карта экспертной оценки качества работы младшего медицинского персонала (приложение №3), которая заполняется в электронном формате на каждый случай экспертизы. В случае выявления грубых дефектов оформляется дефектная карта на любого
сотрудника из состава младшего медицинского персонала (приложение №4).
Объемы и сроки проведения экспертизы качества сестринской помощи определены «Положением об управлении и организации контроля качества медицинской помощи». Очень важным мотивирующим фактором в обеспечении качества выполняемой работы является возможность получить материальное вознаграждение в случае, если требуемые показатели качества сотрудником выполнены. Ежемесячно результаты экспертизы анализируются, суммируются все уровни проведенных экспертиз и выводится средний уровень экспертной оценки качества работы персонально для каждого сотрудника.
В соответствии с Положением о системе оплаты труда работников Клиник от 01.06.2011 г. (с изм. от 01.11.2011 г. и 01.12.2011 г.), Положением о выплатах стимулирующего характера и о премиальных выплатах от 01.12.2009 г. все результаты проведенной экспертизы, в том числе дефектные карты, в конце месяца передаются на комиссию по определению персональной надбавки и надбавки стимулирующего характера для принятия решения о размере надбавок - её сохранении или, в случае наличия дефектов в работе, уменьшения.
Важным фактором в повышении качества работы среднего и младшего персонала является индивидуальный подход к оценке работы сотрудников. Для этого, в соответствии с разработанным в Клиниках ИГМУ Положением, ежегодно проводится конкурс на звание «Лучший по профессии». Разработанные индикативные критерии позволяют учитывать в течение года все разделы работы сотрудников, занимающих должности санитарок, санитарок-буфетчиц, сестер-хозяек, медицинских сестер, старших медицинских сестер. Среди каждой категории среднего медицинского персонала, по специальной балльной системе, проводится подсчет баллов, при котором учитывается средний уровень качества работы за год, овладение смежными специальностями, новыми технологиями, участие в научно-практической работе, организации и проведение мастер-классов, обучающих семинаров, конференций, круглых столов и т.д. Условия конкурса предусматривают также определение «Лучших по профессии» медицинских сестер и санитарок по мнению пациентов. По итогам работы за год определяются лучшие сотрудники по различным номинациям и категориям работников среднего и младшего звена с выплатой премий достойного уровня.
Результаты и обсуждение
Такое разнообразие форм учета качественных и количественных результатов работы, организация индивидуального подхода к оценке деятельности каждого сотрудника, выплаты премий по итогам работы и конкурсов позволило существенно улучшить комфортные условия работы, улучшить морально-психологический климат в отделениях Клиник ИГМУ, свести к минимуму наличие вакантных ставок среди среднего и младшего медицинского персонала. Об эффективности действующей в Клиниках ИГМУ системы экспертизы качества работы среднего и младшего медицинского персонала свидетельствуют результаты оценки деятельности по данным категориям сотрудников, полученные за двухлетний период (2012-2013 гг.) - количество дефектных карт и дисциплинарных взысканий значительно снизилось и на сегодняшний день являются единичными. Устных и письменных обращений граждан на ненадлежащее качество работы данной категорий сотрудников за 2013-2014 гг. не зарегистрировано. По итогам ежеквартального анонимного анкетирования пациентов нашего учреждения качество работы среднего и младшего персонала неуклонно растет.
Бесспорно, главной составляющей высокого КСП является высокий уровень профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. Уже на начальном этапе при приеме на работу в Клиниках ИГМУ действует система конкурсного замещения вакантных должностей. Наряду с традиционно сложившимися формами квалификационной подготовки кадров, в Клиниках ИГМУ успешно применяются такие дополнительные формы профессионального обучения, как ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций, а также проведение мастер-классов на экспериментальных площадках некоторых отделений Клиник по внедрению эле-
ментов сестринского процесса.
Для младшего медицинского персонала стало обязательным обучение на ежегодном цикле тематических лекций по вопросам этики и деонтологии, вопросам трудового права,
вопросам профилактики внутрибольничных инфекций, требований санитарно-эпидемиологического режима, техники безопасности. Ведущие специалисты Клиник ИГМУ в течение 2-х месяцев проводят тематические занятия, читают
Приложение I
Карта экспертной оценки качества сестринской помощи
Отделение_ Дата (период ) экспертизы ] уровня_
Ф.И.О. медсестры_
| Квалификационная категория медсестры (нужное подчеркну!I.) I Высшая | вторая | первая ~
Ф.И.О.эксперта I уровня_
Ф.И.О.эксперта 2 уровня__
Ф.И.О. эксперта 3 уровня__
Наименование критерия:
1, Блок Л Своевременное н качественное выполнение медицинских манипуляции 5,0 1 ур. 2 ур. 3 ур.
1.1. Соблюдение сестринских стандартов, в том числе подготовки пациентов к исследованию -Полное соблюдение стандартов 1.0 - Не полное 0.5 - Стандарты не соблюдаются 0 1.2. Выполнение врачебных назначений - Врачебные назначения выполнены своевременно, в полном объеме 1.0 - Назначения выполнены несвоевременно, не в полном объеме 0.5 - Назначения не выполнены 0 1.3. Своевременное обеспечение лекарственными и перевязочными среде щами лечебного процесса -Своевременное, полное 1.1) - Не полное 0.5 - Не обеспечено, не своевременно обеспечено 0 1.-1. Соблюдение технологии ухода за пациентом - Уход соответствует принятым технологиям 1.0 - Соответствует частично 0.5 - Не соответствует 0 1.5. Отсутствие осложнении у пациентов - Осложнения отсутствуют 1.0 - Осложнения не существенные 0,5 - Наличие серьезных осложнений 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0,5 0 1.0 0,5 0 1.0 0.5 0 1.0 0,5 0 1.0 0.5 0 1,0 0,5 0 1.0 0,5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0
Количество замечаний по блоку А
2. Клок В. Соблюдение правил учета, хна не пня, применения лекарственных препаратов. я том числе наркотических н сильнодействующих - Правила соблюдаются 1.0 - Имеются несущественные нарушения 0.5 - Правила несоблюдаются 0 1,0 0,5 0 1.0 0,5 0 1.0 0.5 0
Количество замечаний по блоку Б
3. Клок 11. Соблюдение правил санитарно-эпидемиологического нежима в палатах, на сестринском посту, в перевязочной, в процедурном кабинете - Правила выполняются 1.0 - Имеются несущественные замечания 0.5 - Правила не соблюдаются 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0
Количество замечаний по блоку В
4. Блок Г, Своевременное н правильное заполнение мед. документации) - Документация ведется в соответствии с требованиями нормативных документов - Имеются несущественные замечания по ведению - Несвоевременное, неправильное ведение мед. документации 1.0 0.5 0 1,0 0.5 0 1,0 0.5 0 1.0 0.5 0
Количество замечаний по блоку Г
5, Блок Д. Соблюдение принципов этнкн н деонтологии при общении с коллегами, пациентами - Принципы этики и деонтологии соблюдаются - Имеются несущественные замечания - Выявлены грубые нарушения 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0
Количество замечании
6, Блок Г. Соблюдение трудовой дисциплины - Трудовая дисциплина соблюдается - Имеются несущественные нарушения - Выявлены грубые нарушения (опоздания на работу, прогул и т.д.) 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0 1.0 0.5 0
Количество замечаний по блоку Е
7, Блок Ж . Контроль за работой младшего персонала, соблюдением охранительного режима отделении - Проводится должный контроль, нарушений режима ист - Имеются несущественные нарушения режима, контроль недостаточный - Режим в отделении не соблюдается, контроль за работой младшего персонала отсутствует 1.0 0.5 0 1.0 0,5 0 1.0 0,5 0 1.0 0.5 0
Количество замечаний по блоку Ж
8. Блок J. Общие требования 8.1. Уровень теорет ической и практической нодгоговкн - В соответствии с квалпфнкашюнными требованиями - Соответствует требованиям частично - Не соответствует требованиям 5.0 1.0 0,5 0 1,0 0,5 0 1,0 0,5 0 1.0 0.5 0
8.2. Выполнение требований правил техники безопасности - Правила соблюдаются - Частично соблюдаются - Не соблюдаются 1.0 0.5 0 1,0 0,5 0 1,0 0,5 0 1.0 0.5 0
8.3. Соблюдение i фавн.л экономного л сил и, чнерго, водопользо ванин
- Правила соблюдаются 1.0 1.0 1,0 1.0
- Частично соблюдаются 0.5 0.5 0.5 0.5
- Не соблюдаются 0 0 0 0
8.4. Соблюдение правил бережного обращения е имуществом Клиник, пациентов, посетителей
Клиник.
- Правила соблюдаются 1.0 1.0 1,0 1.0
- Частично соблюдаются 0.5 0.5 0.5 0.5
- Не соблюдаются 0 0 0 0
8.5. Наличие обоснованных жалоб от пациентов
- Жалоб нет 1.0 1.0 1.0 1.0
- Имеются несущественные замечания 0.5 0.5 0.5 0.5
-Зарегистрированаобосноваиная жалоба 0 0 0 0
8.6. Организации работы среднего и млад, персонала (для оценки работы ст. мед есетер)
- Работа организована в соответствии с регламентирующими документами 1.0 1.0 1,0 1.0
- Имеются несущественные замечания 0.5 0.5 0.5 0.5
- Имеются существенные замечания 0 0 0 0
Количество замечаний
Коэффициент качества сестринской помощи (ККСП):
Dcei о количество замечаний:
Коэффициент качества ранен сумме баллов по Н блокам деленное на 16 ( при отсутствии замечаний коэффициент
равен 1.0 )
' В столбце 1 -ый экспертный уровень, выставляет оценку старшая медсестра
* [1 столбце 2-ой экспертный уровень, выставляет оценку врач отделения, ассистент кафедры,
* В столбце 3-ий экспертный уровень выставляет оценку зам. главного врача по медицинской части, зам. гл.врача по организации К К VI11. главная медсестра.
* Оценка выставляется путем подчеркивания нужной цифры,
* В пункте при мен анис регистрируются дефекты, не вошедшие в таблицу
Примечание:_
С результатами экспертизы ознакомлена, (медсестра дает объяснение в случае выявления существенных, грубых дефектов
Подпись старшей сестры_
Эксперт 2-го уровня, подпись _ Эксперт 3-го уровня, подпись_
Подпись медсестры_
Дата экспертазы_
_ Дата экспертизы__
_ Дата эксперлизь[_
Приложение 2
Дефектная карта (на медсестру)
Отделение_
Дата проведенной экспертизы_ Ф.И.О.эксперта _
На ítiíеноканис дефект 04
11есвоевременное Нарушение Наличие 11арушекия прав ил Замечания по Hü ,'!i V.';,'
или некачественное правил осложнений работы с лекарственными ведению обоснована
выполнение санитарно после наркотическими, медицинских ых Жй V/,-','
врачебных эпидемического манипуляций, сильнодействующими документов пациентов
назначений режима процедур веществами
Кол-во
случаев
% сниж. 25% 20% 50% 20% 15% 100%
надбааш
Оформляется старшей медицинской сестрой отделения, заведующим отделением, экспертом 3 уровня (заместителем главного врача по медицинской части, заместителем главного врача по организации ККМП, главной медсестрой, эпидемиологом) по результатам контроля качества сестринской помощи; Указанный процент снимается за каждый выявленный случай и носит рекомендательный характер; Эксперт ставит свою подпись в случае экспертизы, проведенной лично или совместно с заведующим отделением;
В пункте Примечания указываются дефекты, не вошедшие в таблицу (нарушения трудовой дисциплины, техники безопасности и т.д.) и (или) размер снижения надбавки стимулирующею характера. Примечание:
Объяснение лица, на которое оформлена дефект ная карга
Заведующий отделением Ф.И.О:_
Старшая медицинская сестра Ф.И.О.:
подпись мед. сестры
_подпись_ подпись
Приложение 3
Кар | а жспертний оценки качества работы младшего медицинского персонала
Отделение__Дата (период) экспертизы I уровня_
Ф.И.О.сотрудника_
Ф.И.О. эксперта I уровня (сестры - хозяйки отделения)__
Ф.И.О. эксперта 2 уровня (старшей сестры отделения)_
Ф.И.О. эксперта 3 уровня (заведующего отделением, эпидемиолога и т.д.)__
Наименование критерия:
[. Блок А Своевременное и качественное выполнение должностной инструкции 5. 0 1ур. 2ур. Зур.
1.1. Соблюдение технологии н алгоритмов работы младшего персонала , в том числе подготовки
пациентов к исследованию
- Полное соблюдение 1,0 1.0 1.0 1.0
- Не полное 0,5 0.5 0.5 0.5
- Алгоритмы не соблюдаются 0 0 0 0
1.2. Кмнолисинс поручений среднего персонала
- Выполнены своевременно, в полном объеме 1.0 1.0 1.0 1.0
- Выполнены несвоевременно, не в полном объеме 0.5 0.5 0.5 0.5
- Не выполнены 0 0 0 0
[.3. Соблюдение л ехнологпй ухода за панн с илом
- Уход соответствует принятым технологиям 1,0 1.0 1.0 1.0
- Соответствует частично 0.5 0.5 0.5 0.5
- Не соответствует 0 0 0 0
[.4. Своевременное получение постельных принадлежностей, дезинфицирующих средств,
других расходных материалов на смену
- Своевременное, полное 1.0 1.0 1.0 1.0
- Не полное 0.5 0.5 0.5 0.5
- Не обеспечено, не своевременно обеспечено 0 0 0 0
Количество замечаний по блоку А
2. Блок Б Соблюдение правил хранении и маркировки уборочного иггвен гари, учел а, хранения,
применении дез инфицирующих средств
- Правила соблюдаются 1,0 1.0 1.0 1.0
- Имеются несущественные нарушения 0,5 0.5 0.5 0.5
- Правила не соблюдаются 0 0 0 0
Количество замечании по блоку Б
3. Блок В Соблюдение правил сан итарио-эпнлемиологи чес кого режима в палатах, па ноет) в
перевязочной, в процедурном кабинет е ил.д.
-11равила выполняются 1,0 1.0 1.0 1.0
- Имеются несущественные замечания 0.5 0.5 0.5 0.5
- Правила не соблюдаются 0 0 0 0
Количество замечаний по блоку В
4. Блок Г Своевременное н правильное заполнение мед. документации
- Документация ведется в соответствии с требованиями нормативных документов 1.0 1.0 1.0 1.0
- Имеются несущественные замечания по ведению 0.5 0.5 0.5 0.5
- Несвое времен ное, неправильное веден ие мед. документации 0 0 0 0
Количество замечаний по блоку Г
5. Блок Л Соблюдение гшггнниггов этики и леон го.логин гши обшетшп с коллегами, пациентами и их
родственниками
- Принципы тгнки и деонтологии соблюдаются 1.0 1.0 1.0 1.0
- Имеются несущественные -замечания 0,5 0.5 0.5 0.5
- Выявлены грубые нарушения 0 0 0 0
Количество за мечаи ий
6. Блок К Соблюдение трудовой дисциплины
- Трудовая дисциплина соблюдается 1.0 1.0 1.0 1.0
- Имеются несущественные нарушения 0.5 0.5 0.5 0.5
- Выявлены грубые нарушения {опоздания на работу, прогул и т.д.) 0 0 0 0
Количество замечаний по блоку Е
7. Блок 3 Общие требования 5.0
7.1. Уровень теоретической н практической подготовки
- В соответствии с квалификационными требованиями 1.0 1.0 1.0 1.0
- Соответствует требованиям частично 0.5 0.5 0.5 0.5
- Не соответствует требованиям 0 0 0 0
7.2. Выполнение требований правил техники безопасности
- Правила соблюдаются 1.0 1.0 1.0 1.0
- Частично соблюдаются 0.5 0.5 0.5 0.5
-11е соблюдаются 0 0 0 0
7,3, Соблюдение правил экономного тепло, пгерго, водопользования
■ Правила соблюдаются 1.0 1.0 1.0 1.0
- Частично соблюдаются 0.5 0.5 0.5 0.5
- Не соблюдаются 0 0 0 0
7.4. Соблюдение правил бережного обращения е имуществом Клиник, пациентов, посети гелем
Клиник.
- Правила соблюдаются 1.» 1.0 1.0 1.0
- Частично соблюдаются 0.5 0.5 0.5 0,5
- Не соблюдаются 0 0 0 0
7.5. Наличие обоснованных жалоб от пациентов
- Жалоб нет 1.0 1.0 1.0 1.0
- Имеются несущественные замечания 0.5 0,5 0.5 0,5
- Зарегистрирована обоснованная жалоба 0 0 0 0
Количество замечании
Коэффициент качества работы младшего медицинского персонала:
Всего количество замечаний:
Коэффициент качества равен сумме баллов по 7 блокам деленное на 15 (при отсутствии замечаний коэффициент
равен 1.0)
* В столбце 1-ый экспертный уровень, выставляет оценку сестра-хозяйка
* В столбце 2-ой экспертный уровень, выставляет оценку старшая медицинская сестра отделения
* В столбце 3-ий экспертный уровень выставляет оценку заведующий отделением, эпидемиолог, главная медицинская сестра
* Оценка выставляется путем подчеркивания нужной цифры
* В пункте примечание регистрируются дефекты не вошедшие в таблицу
Примечание:_
С результатами экспертизы ознакомлена, (младший медицинский работник даст объяснение в случае выявления существенных, грубых дефектов__
_Подпись младшего медицинского работника
Подпись сестры хозяйки_Дата экспертизы_
Эксперт 2-го уровня, подпись__Дата экспертизы_
Экспергг 3-го уровня, подпись__Дата экспертизы:__
Дефектная карта (на младший медицинский персонал)
Приложение 4
Отделение _
Дата проведенной экспертизы_ Ф.И.О. эксперта _
Ф.И.О. сотрудника на которого составлена кар га Наименование должности сотрудника__
Наименование дефектов
Несвоевременное или Нарушение сан.-эпид. режима Наличие случаев Наличие
некачественное при выполнении должностных нарушения оооснованных
выполнение должностных обязанностей трудовой жалобы
обязанностей дисциплины пациенток
Кол-во
случаев
% сниж. 25% 20% 25% 100%
надбавки
• Оформляется сестрой-хозяйкой, старшей медицинской сестрой, заведующий отделением, экспертом 3-го уровня (заместителем главного врача по медицинской части, заместителем главного врача по организации ККМП, главной медсестрой, эпидемиологом) по результатам контроля качества работ!,1 сотрудников;
• Указанный процент снимается за каждый 'Зарегистрированный случай и носит рекомендательный характер;
• Эксперт ставит свою подпись в случае экспертизы проведенной, лично или совместно с заведующим отделением, старшей сестрой;
• В пункте примечания указываются дефекты, не вошедшие в таблицу (нарушения правил техники
безопасности и т.д.) и (или) размер снижения надбавки стимулирующего характера. Примечания:
Объяснение лица, на которое оформлена дефектная карта:
подпись со1рудника_
Эксперт 3-го уровня, должность_
Заведующий отделением Ф.И.О._
Старшая медицинская сестра Ф.И.О:
_подпись_
подпись_ подпись
лекции, по итогам цикла весь младший персонал учреждения проходит тестовый контроль, который является важным слагаемым в повышении теоретического уровня знаний и допуском к работе.
Постоянная комплексная работа, направленная на обеспечение высокого уровня профессиональной подготов-
ки сотрудников среднего и младшего медицинского звена Клиник ИГМУ, позволяет динамично применять имеющиеся знания и умения на практике, успешно осваивать современные медицинские технологии, в совершенстве владеть медицинскими манипуляциями.
Таким образом, разработанная и успешно реализуемая в
Клиниках ИГМУ модель контроля качества медицинской помощи, включающая наряду с экспертизой качества медицинской помощи систему экспертизы качества работы среднего и младшего медицинского персонала, позволяет администрации учреждения иметь оперативную и полную информацию о результатах качества медицинской помощи в любом структурном подразделении и на любом этапе ее оказания с учетом уровня качества работы любого сотрудника. Это, в свою очередь, делает возможным оперативный анализ полученных индикативных показателей качества, выявлять причины до-
пущенных дефектов, принимать необходимые управленческие решения, направленные на улучшение организации и качества медицинской помощи. Персонифицированный учет результатов качества медицинской и сестринской помощи, качества работы младшего персонала позволяет организовать индивидуальную работу с сотрудниками, имеющими оценки качества работы ниже, чем у коллег, эффективно применять на практике Положение об оплате труда, серьезно повышая материальную заинтересованность сотрудников в оказании пациентам медицинской помощи надлежащего качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ледяева Н.П., Гайдаров Г.М., Сафонова Н.Г., Алексеева Н.Ю. Основные подходы к совершенствованию управления и организации контроля качества медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ // Вестник Росздравнадзора. -2013. - №1. - С.43-54.
2. Линденбратен А.Л., Ковалева В.В. Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы // Здравоохранение. - 2011. - №6. - С.50-55.
3. Максимов И.Б., Есипов А.В., Абушинов В.В. О содержании и организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2013. - №5. - С.12-22.
4. Солодухина Д.П., Черных Л.Л. Проблема изыскания кадровых ресурсов для удовлетворения потребности населения в квалифицированном сестринском уходе // Альманах сестринского дела. - 2013. - №1. - С.50-53.
REFERENCES
1. Ledyaeva N.P., Gaidarov G.M., Safonova N.G., Alekseeva N.Y. Key approaches to improvement of management and regulation of medical care quality in a multidisciplinary clinic // Vestnik Roszdavnadzora. - 2013. - №1. - P.43-54. (in Russian)
2. Lindenbraten A.L., Kovalev V.V. Quality control of medical care: Modern Approaches // Zdravookhranenie. - 2011. - №6. -P.50-55. (in Russian)
3. Maksimov I.B., Esipov A.V., Abushinov V.V. On the content and organization of internal control quality and safety of medical activities // Voprosy ekspertizy kachestva meditsinskoj pomoschi. - 2013. - №5. - P.12-22. (in Russian)
4. Solodukhina D.P., Chernikh L.L. The problem of finding human resources to meet the needs of the population in skilled nursing care // Almanach sestrinskogo dela. - 2013. - №1. - P.50-53. (in Russian)
Информация об авторах:
Гайдаров Гайдар Мамедович - заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ, д.м.н., профессор, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, тел. (3952) 201082; Алексеева Наталья Юрьевна - профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ д.м.н., e-mail: [email protected]; Сафонова Наталья Григорьевна - заместитель главного врача по организации экспертизы
качества медицинской помощи.
Information About the Authors:
Gaydarov Gaidar Mamedovich - Head of the Department of Public Health and Health ISMU, MD, PhD, DSc, professor, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1, ISMU, Department of Public Health and Health, tel. (3952) 201082; Alexeeva Natalia Yu. - professor of public health and health care ISMU, MD, DSc, e-mail: [email protected]; Safonova Natalia G. - deputy chief medical
officer for the organization of the examination of quality of care.
ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ
© КОРЕЦКАЯ Н.М., ЭЛЯРТ В.Ф., ЛЕВИНА Е.Б., СТЫКА О.Ю. - 2014 УДК 616-002.5:343.81(571.51)
ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ СИСТЕМАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Наталия Михайловна Корецкая1, Владимир Феликсович Элярт2, Елена Борисовна Левина2, Олег Юрьевич Стыка2 ('Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор -д.м.н., проф. И.П. Артюхов, кафедра туберкулеза с курсом ПО, зав. - д.м.н., проф. Н.М. Корецкая; 2МСЧ-24 ФСИН России, начальник - В.Ф. Элярт, туберкулезная больница-1, начальник - Д.С. Карелин)
Резюме. Проанализирована заболеваемость туберкулёзом в пенитенциарной и гражданской системах здравоохранения Красноярского края (КК) за 2010-2012 гг. На фоне снижения показателя заболеваемости туберкулезом (ПЗТ) гражданского населения с 88,6 до 84,9 на 100000 населения, в пенитенциарной системе отмечен его рост с 789,1 до 999,9 на 100000 спецконтингента. Доля больных, выявленных в СИЗО, снизилась с 39,9% до 27,3%, а выявленных среди отбывающих наказание, возросла, особенно в исправительных колониях. В структуре заболеваемости спецконтингента в 2,7 раза ниже доля диссемини-рованного туберкулеза, в 3 раза ниже - фиброзно-кавернозного, в 2 раза выше - очагового. Причинами роста ПЗТ в пенитенциарной системе является недовыявление бактериовыделителей среди впервые выявленных больных, недостаточный охват химиопрофилактикой контактных, рост частоты множественной лекарственной устойчивости возбудителя и доли больных с ВИЧ-инфекцией. Сформулированы задачи по снижению ПЗТ в пенитенциарной системе КК.
Ключевые слова: туберкулез, заболеваемость, пенитенциарная система, гражданское население.