Медицинские информационные системы
www.idmz.ru SOT 4, № 5
■■■■
гш
Г.И. НАЗАРЕНКО,
д.м.н., профессор, академик РАН, директор Медицинского центра Банка России, зав. лабораторией «Информационные технологии в клинической медицине» Института системного анализа РАН, г. Москва, Россия Е.Б. КЛЕЙМЕНОВА,
д.м.н., зам. директора по научно обоснованной практике и инновационным технологиям Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия И.А. ЛАДОХИН,
зав. сектором контроля внедрения инновационных информационных технологий Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия Е.В. МАТРОСОВА,
к.э.н., зам. директора Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия
А.А. ФОМИН,
эксперт сектора контроля внедрения инновационных информационных технологий Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия М.А. ТУРОВ,
эксперт сектора контроля внедрения инновационных информационных технологий Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия
С.А. ПАЮЩИК,
зав. отделением контроля за соблюдением технологической дисциплины Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия О.П. КАШЕВСКАЯ,
к.м.н., врач-статистик Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия
Л.П. ЯШИНА,
к.б.н., гл. технолог Медицинского центра Банка России, г. Москва, Россия, [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАДИОЧАСТОТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ
УДК 61:658.011.56
Назаренко Г.И., Клейменова Е.Б., Ладохин И.А., Матросова Е.В., Фомин А.А., Туров М.А., Пающик С.А., Кашевская О.П., Яшина Л.П. Перспективы использования системы радиочастотной идентификации для нормирования труда и экономического управления медицинским персоналом многопрофильной больницы
(Медицинский центр Банка России, Москва, Россия; Институт системного анализа РАН, Москва, Россия) Аннотация. Представлены первые результаты внедрения системы радиочастотной идентификации в многопрофильной больнице, проанализированы возможности использования этой технологии для совершенствования системы оплаты труда медицинских работников по показателям деятельности. Ключевые слова: радиочастотная идентификация, рейтинг, оплата труда по показателям.
jk___________________________________________________________________________________________
чг
I
© Г.И. Назаренко, Е.Б. Клейменова, И.А. Ладохин, Е.В. Матросова, А.А. Фомин, М.А. Туров, С.А. Пающик, О.П. Кашевская, Л.П. Яшина, 2014 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69 ■
“■ и информационные
технологии
Медицинские информационные системы
UDC 61:658.011.56
Nazarenko G.I., Kleymenova E.B., Ladokhin I.A., Matrosova E.V., Fomin A.A., Turov M.A., Payushik S.A.,
Kashevskaya O.P., Yashina L.P. The potential of RFID system in work load measurement and economic management of medical personnel in a general hospital (Medical Center of the Bank of Russia, Moscow, Russia; Institute of Systemic Analysis, RAS, Moscow, Russia)
Abstract. The paper presents first results of RFID technology implementation in a general hospital and demonstrates its potential in improvement of pay for performance system.
Keywords: radiofrequency identification, rating, pay for performance.
Введение
Перед российским здравоохранением поставлены новые задачи в рамках реализации программ повышения качества и доступности медицинской помощи, которые стимулируют поиск новых подходов к организации работы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и новых методов управления [1,4]. Сейчас руководители ЛПУ вправе самостоятельно принимать многие решения в рамках действующего законодательства, в том числе использовать экономические методы управления. К их числу относится стимулирование конечных результатов профессиональной деятельности медицинских работников, дифференцированная оплата труда в зависимости от объема и качества медицинской помощи. Эта ситуация обострила необходимость совершенствования системы нормирования труда медицинских работников, включая нормы времени и нагрузки.
Нормы времени на отдельные виды работ для персонала, служащих и рабочих учреждений здравоохранения определяются, как правило, по документам, утвержденным на межотраслевом уровне, причем давность утверждения этих документов заставляет сомневаться в их актуальности. К примеру, нормирование труда вспомогательных лечебнодиагностических служб отражено в приказах Минздрава 1984-1999 гг., но активное переоснащение учреждений здравоохранения современной аппаратурой требует пересмотра многих норм, причем необязательно в сторону повышения. В конечном итоге установление объективных норм направлено на переход к эффективным контрактам, чтобы
каждый медицинский работник понимал, какую заработную плату он вправе получать за надлежащее выполнение профессиональных обязанностей.
В 2013 г. ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России издал методические рекомендации по разработке норм времени и нагрузки медицинского персонала [2]. Для анализа трудового процесса медицинского персонала и затрат рабочего времени непосредственно на рабочих местах авторы рекомендуют применять хронометраж, фотографию рабочего времени и фотохронометраж. Это достаточно трудоемкие процедуры, поэтому разработка новых норм может занять немало времени.
Информационно-коммуникационные технологии могут предложить новые подходы к решению данной проблемы. Один из таких подходов — использование системы радиочастотной идентификации. Радиочастотная идентификация (РЧИ, или RFID — Radio Frequency Identification) — это быстро развивающаяся технология идентификации, использующая радиоволны для автоматического сбора и передачи информации, необходимой для распознавания объектов с помощью специальных меток. РЧИ имеет значительные преимущества перед другими аналогичными технологиями (например, штрих-кодированием), поскольку позволяет менять и перезаписывать сравнительно большие объемы информации; считывать информацию с высокой скоростью, на расстоянии, без прямой видимости метки; отличается долговечностью и устойчивостью к воздействию окружающей среды; обеспечивает возможность одновре-
70
Медицинские информационные системы
www.idmz.ru SOT 4, № 5
■■■■
гш
менного чтения большого числа меток. По данным компании IDTechEx Research, мировой рынок систем РЧИ увеличился с 6,98 млрд. $ в 2012 г. до 7,88 млрд. $ в 2013 г., и к 2024 г. достигнет 30,24 млрд. $ [5]. Основными потребителями систем РЧИ являются транспорт, торговля, пищевая и фармацевтическая промышленности, логистика и автомобилестроение.
Первые сообщения об использовании РЧИ в учреждениях здравоохранения появились в начале 2000-х годов, и к настоящему времени опубликовано несколько обзоров, содержащих анализ сфер применения, преимуществ и препятствий на пути использования этой технологии в медицине [8-12]. Варианты использования РЧИ в медицинских учреждениях включают:
• персональный бейдж врача, предназначенный для определения местоположения, аварийного вызова, сигнализации посещения спецзон, текстовых сообщений;
• метка для пациента, с помощью которой можно идентифицировать и определить его местоположение, автоматически подать сигнал тревоги при отсутствии движения, сделать аварийный вызов нажатием кнопки; вызвать пациента светодиодом/зуммером;
• метка для оборудования используется для определения местоположения, отправки сообщений о статусе прибора, может иметь датчик движения и сигналы светодиода.
Основные преимущества использования систем РЧИ в лечебных учреждениях заключаются в следующем:
• повышение безопасности пациентов, снижение риска ошибок и потенциально опасных событий, в частности, для инфекционного контроля (отслеживание перемещения носителей инфекции, контроль использования дезинфицирующих устройств, контроль стерилизации) и контроля использования лекарств и оборудования (проверка наличия необходимого оборудования перед процедурой, контроль жизненного цикла инструментов, оборудования и лекарств, препаратов крови и процедуры переливания крови);
• оптимизация нагрузки на персонал и учреждение: отмена необходимости в телефонных звонках между отделениями для контроля перемещений пациента, возможность мобильного мониторинга жизненно важных показателей пациента, дистанционный доступ к данным, возможность контроля в режиме реального времени занятости коек, персонала, оборудования.
В зарубежных публикациях описано снижение частоты ошибок в идентификации пациентов и медицинской документации, улучшение соблюдения режима лекарственной терапии, сокращение затрат времени на поиск передвижного оборудования, простой коек и приборов, повышение удовлетворенности пациентов и экономии ресурсов при использовании РЧИ [12]. Например, внедрение системы РЧИ в медицинском центре Mount Sinai Medical Center позволило в 67% случаев сократить задержку информации об освободившихся койках более чем на 20 минут, а в 33% случаев — более чем на 40 минут [7]. По мнению M. Glabman, ежегодная экономия средств при внедрении системы РЧИ в 500-коечной больнице может составить 1 млн. $ [6].
Вместе с тем авторы отмечают, что финансовые и организационные затраты на развертывание системы РЧИ, отсутствие стандартизации, опасения по поводу конфиденциальности и защиты данных, технические проблемы, связанные с неточностями локализации, работой электронных приборов в присутствии считывателей РЧИ могут существенно затруднять распространение этой технологии [13]. Кроме того, для получения максимальной отдачи от системы РЧИ необходима ее интеграция с существующими в учреждении информационными системами, а также интеллектуальная обработка данных. Результатом работы системы РЧИ является огромный массив необработанных данных, который нужно преобразовать в информацию, пригодную для принятия клинических и управленческих решений.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 71 ■
“■ и информационные
технологии
Медицинские информационные системы
Пример развертывания системы РЧИ в лечебном учреждении
В 300-коечном стационаре Медицинского центра Банка России (МЦ) в 2013 г. была внедрена система РЧИ (Ekahau), представляющая собой комплекс из программного обеспечения, стандартного беспроводного оборудования, WiFi-меток и WiFi-устройств (ноутбуки, ПК). Для определения местоположения объектов было использовано 3 вида меток: пациентов, персонала и передвижного оборудования.
Программное ядро системы включает сервер Ekahau RTLS Controller, предназначенный для отслеживания местоположения объектов, настройки и управления метками, а также сервер Ekahau Vision, с помощью которого можно упорядочивать метки по группам, искать и просматривать результаты поиска по местоположению меток в режиме реального времени, генерировать уведомления и сигналы тревоги.
Для дальнейшего анализа и применения данных РЧИ были использованы стандартные службы Microsoft SQL Server — SQL Server Integration Services (SSIS — платформа для интеграции данных) и SQL Server Reporting Services (SSRS — серверная система создания отчетов). При помощи интеграционного пакета SSIS информация по объектам собирается с серверов Ekahau RTLS Controller и EkahauVi-sion, проходит первичную обработку и накапливается в базе данных Microsoft SQL Server.
Метки персонала были сгруппированы по отделениям и ролям: руководство, врач, медсестра, обслуживающий персонал. Соответственно каждая метка персонала содержит следующие данные: Ф.И.О. сотрудника, должность, отделение.
В метку пациента было решено вносить следующие сведения: Ф.И.О. пациента, дата рождения, номер истории болезни, экстренность состояния, отделение, в котором пациент проходит лечение, и Ф.И.О. лечащего врача. Медсестра приемного отделения при-
сваивает пациенту метку, которая сопровождает его вплоть до выписки из стационара.
Ключевым этапом для анализа нагрузки медперсонала было разделение всех помещений Медицинского центра по зонам в соответствии с их функциональным назначением:
• работа с пациентами: палаты, операционные, манипуляционные, лечебные помещения, диагностические и консультативные кабинеты, холлы коечных отделений;
• работа с документами и совещания: ординаторские, кабинеты руководителей, старшей сестры и сестры-хозяйки, посты, отделения статистики и медканцелярии, регистратура, библиотека, учебные классы, конференц-зал, организационно-методический отдел;
• работа с материальными ценностями и медикаментами: аптека, материальные комнаты, склады и бельевые, вещевые комнаты;
• работа по соблюдению санэпидрежима: дезотделение, центральное стерилизационное отделение, санитарные комнаты, судномоечные, санпропускник приемного отделения;
• зоныы транспортировки: коридоры, лифтовые холлы, гардероб, тамбур приемного отделения;
• вспомогательные службыы: отдел кадров, канцелярия, бухгалтерия, службы материальнотехнического обеспечения и безопасности;
• прочие помещения: раздевалки, столовые, комнаты отдыха, сестринские, технические помещения, санузлы и т.п.
Всего в системе содержатся сведения о 1744 помещениях Медицинского центра.
После первичной обработки в SSIS информация ежесуточно поступает в SSRS, где ее можно использовать как отдельно, так и в сформированных группах объектов и зон Медицинского центра (рис. 1).
Формирование отчетов по данным РЧИ
В настоящее время формы отчетов создаются в ручном режиме, исходя из требований анализа, и в любой момент могут быть отре-
72
Медицинские информационные системы
www.idmz.ru SOT 4, № 5
■■■■
гш
■41
J—
т
□
л.
-is.
•ЧО*
Рис. J. Схема формирования отчетов по данным РЧИ
дактированы. Разработаны следующие формы отчетов:
• время нахождения пациента в приемном отделении;
• время от поступления пациента в отделение до прихода врача и медсестры;
• маршрут пациента;
• временные показатели нахождения сотрудников в рабочих зонах;
• загруженность оборудования;
• загруженность лечебно-диагностических кабинетов.
Учет и анализ времени пребывания персонала в рабочих зонах
Система РЧИ позволяет отследить маршруты пациентов и персонала как по ретроспективным данным, так и в режиме реального времени. Например, можно оценить, сколько времени хирург реально затратил на проведе-
Рис. 2. Пребывание врача-хирурга в операционном блоке
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■
“■ и информационные
технологии
Медицинские информационные системы
Таблица 1
Отчет по врачам хирургического отделения о времени нахождения
в рабочих зонах за месяц
Отделение хирургии Должность Нахождение в палатах Нахождение в манипуляционных Нахождение в операционных
ID ххх врач-хирург 8:14:17 1:31:42 18:06:15
ID ххх врач-сердечно-сосудистый хирург 2:17:37 0:21:04 2:53:54
ID ххх врач-хирург 1:43:04 0:33:48 1:14:50
ID ххх врач-хирург 7:09:13 2:27:07 9:14:15
ID ххх врач-хирург 9:11:52 1:27:22 9:13:52
ID ххх врач-эксперт, врач-хирург 0:43:21 1:14:20 2:09:52
ID ххх врач-хирург 0:17:28 0:34:54 0:53:54
ID ххх врач-хирург 0:30:36 0:04:41 2:58:37
ID ххх врач-хирург 14:40:26 7:11:09 31:18:45
ID ххх врач-офтальмолог 6:21:56 60:37:44 1:37:46
ID ххх врач-терапевт 5:40:11 1:04:51 0:00:31
ID ххх врач-хирург 5:20:27 1:28:29 3:11:35
ние определенной операции или фельдшер-лаборант на выполнение того или иного этапа лабораторного исследования. На рис. 2 представлен пример мониторинга нахождения вра-ча-хирурга в операционном блоке.
Кроме того, с помощью персонального учета времени пребывания сотрудников в рабочих зонах можно очень точно оценить их рабочую нагрузку.
В МЦ для врачей ежемесячно автоматически рассчитывается время нахождения в палатах, манипуляционных и операционных, для медсестер — средняя длительность пребывания в палатах в процентах от рабочего времени. В таблице 1 представлен фрагмент отчета за сентябрь 2014 г. о времени пребывания врачей хирургического отделения в рабочих зонах (фамилии удалены).
Для сотрудников клинико-лабораторного центра (КЛЦ) рабочие помещения делятся на преаналитическую, аналитическую и постаналитическую зоны. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 25.12.1997 № 380, 75% рабочего времени фельдшера-лаборанта должно приходиться на исследова-
ния. Используя данные СРЧИ, можно оценить, какую долю рабочего времени эти сотрудники затрачивают на проведение лабораторных исследований. В таблице 2 приведен фрагмент отчета о пребывании сотрудников КЛЦ в рабочих зонах за сентябрь 2014 г. С учетом того, что суммарное рабочее время по табелю составило 169 часов, практически все лаборанты уложились в этот норматив.
Использование данных СРЧИ для мониторинга показателей деятельности медицинского персонала
В МЦ была разработана методика рейтинга сотрудников, которая используется для стимуляционных выплат в рамках дифференцированной оплаты по конечным показателям деятельности.
Первичный отбор ключевых показателей деятельности врачей был сделан на основе нормативно-правовых документов Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Правительства Москвы, касающихся показа-
74
Медицинские информационные системы
www.idmz.ru SOT 4, № 5
■■■■
гш
Таблица 2
Отчет о пребывании сотрудников клинико-лабораторного центра
в рабочих зонах за месяц
ID ххх фельдшер- лаборант Кабинеты аналитического и постаналитического этапов лабораторного исследования 130:39:25
Кабинеты преаналитического этапа лабораторных исследований 0:12:28
ID ххх фельдшер- лаборант Кабинеты аналитического и постаналитического этапов лабораторного исследования 144:23:17
Кабинеты преаналитического этапа лабораторных исследований 0:04:56
ID ххх фельдшер- лаборант Кабинеты аналитического и постаналитического этапов лабораторного исследования 133:28:35
Кабинеты преаналитического этапа лабораторных исследований 1:40:37
ID ххх фельдшер- лаборант Кабинеты аналитического и постаналитического этапов лабораторного исследования 130:23:34
Кабинеты преаналитического этапа лабораторных исследований 2:28:15
ID ххх фельдшер- лаборант Кабинеты аналитического и постаналитического этапов лабораторного исследования 124:10:36
Кабинеты преаналитического этапа лабораторных исследований 0:29:38
ID ххх фельдшер- лаборант Кабинеты аналитического и постаналитического этапов лабораторного исследования 130:25:56
Кабинеты преаналитического этапа лабораторных исследований 1:16:06
телей качества и доступности медицинской помощи, а также нагрузки на персонал. Затем предварительный перечень показателей был скорректирован с учетом замечаний, высказанных врачами и руководителями в ходе открытого обсуждения в рамках всего МЦ. Было решено оценивать деятельность врачей по нескольким разделам (см. таблицу3).
Основной раздел — «оценка деятельности» — касается рабочей нагрузки, в том числе включает показатели пребывания врача в палатах, операционных и манипуляционных по данным СРЧИ.
Второй раздел призван сделать поправку показателей нагрузки на тяжесть пролеченных пациентов. Третий раздел основан на внутренней экспертизе качества, которую ежемесячно проводят заведующие отделениями и врачи-эксперты. Данные четвертого раздела основаны на анкетировании пациентов, пятого — на сведениях отдела кадров и Комиссии по соблюдению учетно-отчетной дисциплины.
На заключительном этапе был проведен расчет весовых коэффициентов отдельных показателей методом анализа иерархии Томаса Саати (МАИ) [3], который представляет собой математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. В основе МАИ лежит определение приоритетов, представляющих относительную важность или предпочтительность элементов построенной иерархической структуры с помощью процедуры парных сравнений. Использование МАИ заключалось в следующих этапах:
1. Построение структуры иерархии показателей в соответствии с разработанной системой оценки деятельности.
2. Создание печатной формы анкеты и электронной расчетной формы для анкетирования заведующих клиническими отделениями, врачей-консультантов и врачей-экс-пертов. Анкета включала парное сравнение показателей в соответствии со структурой
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 75 ■
“■ и информационные
технологии
Медицинские информационные системы
Таблица 3
Весовые коэффициенты показателей деятельности для определения рейтинга
врачей хирургического профиля
№ п/п Раздел Коэфф. раздела ■ Показатель Коэфф. показателя
1.1 Количество пролеченных пациентов 0,22
1.2 Всего койко-дней 0,05
Оценка деятельности 1.3 Консультации в стационаре 0,07
1 0,32 1.4 RFID в палатах 0,05
1.5 RFID в операционных и манипуляционных 0,19
1.6 Дополнительные виды работ 0,08
1.7 Средний балл сложности операций 0,34
2.1 Состояние при поступлении 0,25
2 Тяжесть 0,16 2.2 Сроки поступления 0,11
пациента 2.3 Пребывание в ОРИТ 0,31
2.4 Сроки оперативного вмешательства 0,33
3.1 Дефекты оформления историй болезни 0,03
3.2 Осложнения лечения 0,22
Экспертиза СО со Внутрибольничная инфекция 0,14
тг со Разработка ТК 0,09
3 качества и безопасности пациентов 0,31 3.5 Технологические карты: мониторирование 0,08
3.6 Соблюдение стандартов (превышение запланированного койко-дня) 0,05
со Экспертиза клинических случаев 0,09
3.8 Осложнения операций 0,30
4 Удовлетворен- 0,06 4.1 Обоснованные жалобы пациентов 0,67
ность пациентов 4.2 Благодарности пациентов 0,33
5.1 Наличие квалификационной категории 0,16
Характеристики врача 5.2 Наличие ученой степени/звания 0,27
5 0,15 5.3 Опоздания на работу 0,12
5.4 Дисциплинарные взыскания 0,32
5.5 Роль рейтинга отделения в работе сотрудника 0,13
иерархии. Респонденту предлагалось в каждой паре проставить балл важности одного показателя по отношению ко второму по шкале от 1 (равная важность элементов) до 9 (очень сильное превосходство одного элемента над другим). Например, для показателей деятельности врачей хирургического профиля было составлено 109 пар показателей.
3. Совокупность парных сравнений представляется в виде обратно симметричной матрицы; производится расчет вектора прио-
ритетов каждого респондента, расчет весовых коэффициентов и индекса согласованности.
4. Обобщение мнений респондентов (определение среднего значения рассчитанных весовых коэффициентов всех респондентов и весового значения респондента).
5. Расчет итогового значения весового коэффициента показателя.
Таким образом, каждый показатель деятельности приобрел весовой коэффициент, который отражал коллективное мнение кли-
76
Медицинские информационные системы
www.idmz.ru SOT 4, № 5
■■■■
гш
ницистов и руководителей МЦ о его относительной важности в системе рейтинга деятельности врачей (таблица 3).
По этой же схеме был разработан рейтинг для врачей других профилей (диагностических служб, безкоечных отделений). Рейтинг сотрудников МЦ проводится ежеквартально и используется для стимуляционных выплат.
Таким образом, СРЧИ позволяет объективно оценивать показатели рабочей нагрузки медицинского персонала, которые можно
использовать в системе дифференцированной оплаты труда. Дальнейшее совершенствование этой системы возможно при интеграции СРЧИ с медицинской информационной системой, поддерживающей функцию учета финансовых затрат на медицинские услуги.
Работа выполнена при финансовой поддержке проектов РФФИ 13-07-12143 и ОНИТ РАН 6 «Биоинформатика, информационные технологии в медицине».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кунгуров Н.В., Зильберберг Н.В., Уфимцева М.А., Игликов В.А. Опыт организации системы контроля и управления качеством и доступностью специализированной медицинской помощи в Уральском федеральном округе//3дравоохранение Росс.Фед. - 2014. - Т. 58. - № 1. - С. 20-26.
2. Методика разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала/ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения РФ. — М., 2013. — 28 с.
3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1993.
4. Суслин С.А, Павлов В.В., Шешунова С.В. Современные подходы к организации медицинской помощи населению в условиях городской многопрофильной больни-цы//3дравоохранение Рос. Фед. — 2014. — Т. 58. — №4. — С. 29-33.
5. Das R, Harrop P. RFID forecasts, players and opportunities 2014-2024. — http://www.idtechex.com.
6. Glabman M. Room for tracking. RFID technology finds the way//Mater. Manag. Health Care. — 2004. — Vol. 13. — №5. — Р. 26-28, 31-24, 36, passim.
7. Kannry J., Emro S., Blount M, Ebling M. Small-scale testing of RFID in a hospital setting: RFID as bed trigger//AMIA Annual Symposium Proc. — 2007. — P.384-388.
8. Mehrjerdi Y.Z. Radio frequency identification: the big role player in health care management//! Health Organization and Management. — 2011. — Vol. 25. — №5. — P. 490-505.
9. Ting S.L., Kwok S.K., et al. Critical elements and lessons learnt from the implementation of an RFID-enabled healthcare management system in a medical organization// J. Med. Syst. — 2011. — Vol. 35. — №4. — P. 657-669.
10. Vilamovska A.M. Improving the quality and cost of healthcare delivery. The potential of radio frequency identification (RFID) technology. — RAND Corporation, 2010. — 293 p.
11. Wamba S.F., Anand A., Carter L. A literature review of RFID-enabled healthcare applications and issues//Int. J. Inform. Manag. — 2013. — Vol. 33. — P.875- 891.
12. Yao W, Chu C.H., LiZ.The use of RFID in healthcare: benefits and barriers//Proc. IEEE Inter.Conf. on RFID-Technology and Applications. — 2010. — P. 128-134.
13. Yao W, Chu, C.H., Li Z The adoption and implementation of RFID technologies in healthcare: a literature review//J. Med. Syst. — 2012. — Vol. 36. — P. 3507-3525.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 77 ■