Научная статья на тему 'Организационные и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику'

Организационные и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопьева Е. Л., Мещерякова Е. А.

В статье исследованы различные вопросы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Рассмотрено значение иностранных инвестиций и необходимость их использования. Проанализированы региональные аспекты инвестиционного развития в Российской Федерации. Обобщены проблемы инвестиционной деятельности в Российской Федерации, намечены пути их решения в целях повышения привлекательности экономики для иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику»

Удк 336.43

организационные и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

е. л. прокопьева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: evgenia-prokopjeva@yandex. ru

Е. А. МЕЩЕРЯКОВА, студентка кафедры финансов и кредита E-mail: meshcheryakovaelena@mail. ru Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова

В статье исследованы различные вопросы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Рассмотрено значение иностранных инвестиций и необходимость их использования. Проанализированы региональные аспекты инвестиционного развития в Российской Федерации. Обобщены проблемы инвестиционной деятельности в Российской Федерации, намечены пути их решения в целях повышения привлекательности экономики для иностранных инвесторов.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционный рейтинг.

Сложившиеся в Российской Федерации экономические условия, в первую очередь жесткая финансовая политика и неплатежи в бюджет, вызвали дефицит бюджетного канала инвестирования предприятий. Промышленность нуждается в существенном обновлении изношенных основных средств, уровень развития инфраструктуры отстает от потребностей страны. Внутренние источники инвестиционных ресурсов для субъектов экономики крайне ограничены, поэтому актуальным вопросом, на взгляд авторов, является оценка необходимости

и возможности привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

В представленном исследовании будут рассмотрены правовые и экономические проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ и намечены способы их решения.

Использование иностранных инвестиций как источника финансирования имеет ряд преимуществ, в частности их использование позволяет:

- оживить экономику;

- получить доступ к передовым технологиям и методам управления;

- противодействовать увеличению внешнего долга государства, предоставляя средства для его погашения;

- стимулировать развитие собственных производительных сил общества;

- способствовать эффективному производству и подъему экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему вследствие производственной и научно-технической кооперации. Можно выделить также косвенные преимущества иностранных инвестиций, к которым относятся:

- привлечение новых технологий, оборудования и ноу-хау;

возможность подго-

225

товить кадры специалистов, управленцев и предпринимателей, владеющих современными технологиями управления и организации производства; активизация экспортного потенциала страны-донора; развитие ресурсов регионов России. Рассматривая принципиальную сторону процесса привлечения капитала

из-за рубежа, необходимо учесть, что капитал иностранных инвесторов стремится в те страны, где существует благоприятный инвестиционный климат. Данное понятие включает в себя различные параметры, в числе которых обычно рассматривают:

1) налоговое законодательство страны-донора;

2) возможности эффективного вложения капитала, степень развития общей (транспорт, связь) и специальной (фондовый рынок, наличие авторитетных консалтинговых и аудиторских фирм) инфраструктуры;

уровень квалификации трудовых ресурсов и управленческого персонала; наличие запасов полезных ископаемых; отношение к иностранным капиталовложениям со стороны местных властей и общественности. По итогам 2010 г. общий объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял 300,1 млрд долл. США, что на 12 % превысило показатель 2009 г. По состоянию на конец 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 347,2 млрд долл., что на 15,7 % больше, чем в 2010 г.1. Из этой суммы прямые инвестиции составляют порядка 40 %, портфельные инвестиции — около 3 %, остальная часть - прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе. По объему накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире. Динамика объемов иностранных инвестиций представлена на рисунке.

Пик инвестиционной активности приходится на 2007 г., затем в течение 2 кризисных лет дина-

3)

4)

5)

1 URL: gks. га.

200 175 150 125 100 75 50 25 0

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Объем иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 1995—2011 гг., млрд долл.

мика отрицательная и с 2010 г. снова наблюдается значительный подъем. Можно сделать вывод, что динамика иностранных инвестиций в РФ все же является положительной, несмотря на существенный недостаток инвестиционных ресурсов.

Одним из факторов, влияющих на активность иностранных инвесторов, является вывоз капитала, к показателям которого относятся как легальный отток капитала в виде прямых, портфельных и кредитных инвестиций, так и нелегальный — в виде невозвращенной валютной выручки и сумм, перечисленных за рубеж по фиктивным контрактам.

Показатели легального вывоза капитала существенно зависят от общей макроэкономической ситуации в стране и в мире в целом. Чистый вывоз капитала частного сектора в последние годы заметно сократился и имеет все шансы к обратному тренду. Однако показатель нелегальной утечки капитала с начала 2000-х гг. имеет тенденцию роста. В 2008 г. эта величина составляла около 1 % ВВП РФ (41 428,6 млрд руб.). В 2010 г. размер утечки капитала составил 35,57 млрд руб., а в 2011 г. — уже 84,2 млрд долл. Этот показатель является индикатором в формировании оценки привлекательности российского инвестиционного рынка, поскольку вывоз капиталов из РФ рассматривается как свидетельство низкой привлекательности рынка для самих российских инвесторов.

Отметим, что данные инвестиции (в основном в объекты недвижимости и акции крупных компаний) означают экономический рост, выплату налогов, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния населения - и все это в странах-получателях инвестиций. Однако существующий в

Российской Федерации крайне либеральный подход по отношению к переводу капиталов за рубеж составляет скорее исключение, нежели правило для стран с реформируемой экономикой. Таким образом, первоочередные задачи в сфере привлечения иностранного капитала в экономику РФ состоят в прекращении оттока российского капитала за рубеж и в его возврате из-за рубежа. Однако если первая задача решается относительно легко средствами ужесточения законодательства, то для решения второй задачи необходимо создавать условия выгодного размещения капиталов внутри страны и проводить политику «амнистии» для возвращенных в страну капиталов.

К отрицательным характеристикам инвестиционного климата в РФ следует отнести также следующие правовые и экономические особенности:

1) незащищенность права собственности;

2) неразвитость инфраструктуры инвестирования, высокие трансакционные издержки;

3) неразработанность институциональной системы защиты инвестиций;

4) высокая зависимость экономики РФ от иностранной помощи, свидетельствующая о неспособности к самостоятельному развитию;

5) неэффективная работа государственных органов, занимающихся инвестиционной политикой и привлечением зарубежных инвестиций на уровне Федерации, и отсутствие таких органов в большинстве регионов РФ;

6) слабый уровень развития рыночной инфраструктуры;

7) неэффективность законодательных механизмов регулирования взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности;

8) неполная конвертируемость рубля;

9) слабая разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций (как и механизма реализации залога) и др.;

10) бюрократизация и коррумпированность системы государственного управления.

В РФ иностранные инвестиции в реальный сектор распределяются крайне неравномерно. Так, в 2011 г. более всего капиталов получили следующие регионы:

- центральный регион РФ - 59 % от общего объема иностранных инвестиций;

- Москва, Санкт-Петербург и Московская область (центры деловой активности) - 50,6 % от общего объема иностранных инвестиций;

- 5 экономических районов, объединяющих 43 региона (48,8 % от общего числа субъектов Федерации) - 93 % от общего объема иностранных инвестиций.

Неравномерное распределение инвестиций ведет к неравномерному развитию регионов и усилению экономических диспропорций2. Поэтому с позиции государственного управления необходимо разрабатывать политику, направленную на повышение инвестиционной активности в регионах РФ.

В секторальном разрезе иностранные инвестиции концентрируются в первую очередь в добывающих секторах (нефте- и газодобыча, добыча и первичная переработка цветных металлов, лесоразработки) и в торговле, в промышленности по производству стройматериалов, в пищевой промышленности и в сфере коммуникаций (транспорт и связь). В региональном разрезе иностранные инвестиции концентрируются в местах добычи полезных ископаемых, а также в Москве и Санкт-Петербурге (в сумме более 90 %). В то же время потребности экономики требуют более равномерного распределения инвестиций по секторам экономики и по территориям.

Особое значение на фоне работы органов государственной власти по диверсификации экономики России имеют прямые иностранные инвестиции, поступающие на научные исследования и разработки. К сожалению, таких регионов в России порядка 10, при этом инвестиции в данном направлении имеют незначительный объем.

Наиболее признанной методикой оценки инвестиционной привлекательности территорий является методика рейтингового агентства «Эксперт-РА», так как она носит комплексный характер и используется уже более 15 лет. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке, а риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный инвестиционный потенциал состоит из 9 частных показателей: трудовой, финансовый, производственный, потребительский, институциональный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический и инновационный потенциалы. Интегральный инвестиционный риск включает 6 частных показателей: финансовый, социальный, управленческий, экономический, экологический и криминальный

2 URL: http://mvesters. ги.

риски. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообщества. Сочетание этих двух составляющих для некоторых регионов РФ, имеющих инвестиционный потенциал значительно выше и ниже среднероссийского уровня, представлено в таблице.

В качестве определяющего критерия ранжирования регионов автором был выбран именно инвестиционный потенциал, так как данный критерий является первичным для инвестора и ассоциируется с эффективностью вложений. Риск также немаловажен, но его все же следует рассматривать как вторичный критерий, так как инвестор не будет вкладывать в низкорискованный проект, если это не приносит требуемой доходности.

ранжирование субъектов рФ по уровню инвестиционного потенциала

регион индекс потенциала индекс риска

Высокий инвестиционный потенциал

Москва 3,000 0,222

Санкт-Петербург 2,910 0,187

Московская область 2,950 0,183

Краснодарский край 2,760 0,155

Свердловская область 2,624 0,266

Красноярский край 2,525 0,283

Республика Татарстан 2,388 0,217

Самарская область 2,005 0,245

Республика Башкортостан 1,976 0,225

Пермский край 1,928 0,306

Челябинская область 1,919 0,272

Ростовская область 1,943 0,190

Нижегородская область 1,913 0,322

Ханты-Мансийский автономный 1,715 0,261

округ — Югра

Кемеровская область 1,671 0,283

Низкий инвестиционный потенциал

Республика Мордовия 0,497 0,327

Курганская область 0,473 0,355

Камчатский край 0,430 0,431

Костромская область 0,407 0,377

Республика Марий Эл 0,382 0,357

Чеченская Республика 0,365 0,600

Республика Хакасия 0,351 0,310

Магаданская область 0,339 0,463

Карачаево-Черкесская Республика 0,338 0,390

Чукотский автономный округ 0,259 0,471

Республика Ингушетия 0,249 0,538

Республика Тыва 0,221 0,572

Республика Алтай 0,212 0,365

Еврейская автономная область 0,204 0,320

Республика Калмыкия 0,188 0,482

Ненецкий автономный округ 0,155 0,284

Наиболее привлекательными для инвестиций являются такие регионы, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Красноярский край и др. (см. таблицу). Безусловно, сюда вошли регионы, имеющие серьезную экономическую базу. При этом уровень риска, как правило, минимальный. Наименее привлекательными являются Ненецкий автономный округ, республики Калмыкия, Алтай, Тыва, Ингушетия, Еврейская автономная область и др. Риск в этих регионах, как правило, выше, но не во всех случаях. Чаще всего малый инвестиционный потенциал имеют удаленные от центра России регионы с сырьевым характером экономики.

Таким образом, в рамках государственной инвестиционной политики необходимо основные акценты сделать именно на развитие инвестиционной привлекательности регионов в целях выравнивания экономического развития РФ и снижения дотационного финансирования.

Противоречие в реализации инвестиционной политики состоит в том, что налицо несовпадение национальных приоритетов развития экономики и тенденций, реально сложившихся в процессе зарубежных инвестиций в Россию. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ приоритеты развития национальной экономики выглядят следующим образом:

1) создание импортозамещающих производств;

2) развитие инфраструктуры;

3) общая модернизация экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список же приоритетных секторов для иностранного инвестирования до настоящего момента не разработан. На практике закрепляется неэффективная структура иностранных капиталовложений, способствующая финансированию сырьевой специализации российской экономики как наиболее экономически эффективной.

В ряде случаев иностранные инвестиции целенаправленно концентрируются по таким направлениям, как развитие существующих и создание новых систем связи, дорожное строительство, инфраструктура туризма и транспорта, создание импортозамещающих производств (автомобилей, авиационной техники, стройматериалов, средств бытовой химии). Однако доля подобных производств составляет не более 12 % от объема всех прямых иностранных инвестиций.

Одной из причин низкой привлекательности российского рынка является проблема незащищенности интересов акционеров. Администрация мно-

гих предприятий, пользовавшаяся относительной свободой в период эпохи директивного управления, привыкла после проведения акционирования предприятий к практически бесконтрольному существованию. Для иностранных акционеров подобные конфликты интересов управленцев и собственников являются одним из сдерживающих факторов. Несовершенство судебного механизма, длительные сроки рассмотрения исков акционеров при широком распространении практики игнорирования интересов инвестора отпугивают потенциальных зарубежных инвесторов от экономики России.

Необходимо отметить, что решающая роль в подготовке инвестиционных проектов и проектно-ориентированное привлечение иностранных инвестиций принадлежит государству. Государственным органам, компетентным в вопросах привлечения зарубежных инвестиций, следует проводить подготовку специалистов по составлению и анализу бизнес-планов, организовывать конкурсы бизнес-планов инвестиционных проектов (в рамках которых приоритетными должны признаваться такие проекты, реализация которых одновременно удовлетворяет приоритетам экономического развития страны и способна принести максимально возможную прибыль зарубежному инвестору).

Такие проекты по итогам конкурсов должны попадать в специальный портфель проектов, собираемый для целевого привлечения средств зарубежных инвесторов именно для регионального развития. Зарубежный опыт показывает, что такая страна, как США, использует агрессивную тактику привлечения иностранных капиталовложений в отдельные регионы. Необходимо проведение конференций в странах - потенциальных донорах с участием предполагаемых корпоративных инвесторов, на которых вниманию будущих инвесторов будут предлагаться подробные проекты совместных инвестиций, обсуждаться детали инвестиционного климата капиталоп-ринимающей страны. Возможности инвестиционных проектов нужно обсуждать в средствах массовой информации (как в специализированных, так и в общих). В рамках этой политики обычно проводится ряд широких рекламных кампаний, в большей степени за счет государственного бюджета.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что иностранные инвестиции имеют огромное значение для нашей страны, так как внутренних источников явно недостаточно для воспроизводства экономики. В практике российских предприятий до половины

реального притока инвестиций покрывается за счет амортизации основных средств, однако в современных условиях реальные амортизационные фонды практически не создаются, поэтому на большинстве предприятий стало значительно сложнее отслеживать реальное расходование средств, накопленных в виде амортизационных отчислений.

Другой канал внутренних инвестиций - фондовая биржа, на которой осуществляется оборот акций предприятий, — не может быть использован в значительной мере из-за недостаточной платежеспособности корпоративных инвесторов и низкого спроса со стороны населения. В то же время в мировой практике крупные международные проекты с участием государственных средств осуществляются значительно реже, чем покупка ликвидных акций на фондовом рынке. Данная форма инвестирования используется широко и традиционно хорошо известна, права акционеров в большинстве стран защищены законом, поэтому значительную часть инвестиционных ресурсов составляют портфельные инвестиции. Напрашивается вывод о том, что для повышения эффективности фондового рынка как механизма финансирования необходимо урегулирование правовой базы в части защиты интересов инвесторов и повышение информированности населения о ситуации на финансовом рынке.

Только после того как российские экономические субъекты смогут доверять свои капиталы реальному сектору экономики и государству, наша страна сможет рассчитывать на повышение интереса со стороны зарубежных инвесторов.

Список литературы

1. Инвестиционный портал. URL: http:// investers. ru.

2. Международная организация кредиторов WOC. URL: http://www. woc-org. com.

3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N° 39-Ф3.

4. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

5. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». URL: http://raexpert. ru.

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

7. Финансово-аналитический сайт. URL: http:// www. orenfinance. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.