13 (316) - 2013
Инвестиционная деятельность
УДК 336.717
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
М. В. ВЕСЛОГУЗОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: mariaves@mail. ru Университет управления «ТИСБИ»
В статье рассматривается развитие инвестиционной предпринимательской деятельности российской экономики в современных условиях, что происходит при непосредственном участии ее регионов на основе интернационализации капитала. Этот процесс реализуется путем привлечения иностранных прямых и прочих инвестиций. Определяются место, роль интернационализации капитала в инвестиционном предпринимательстве и проблемы на пути развития.
Ключевые слова: интернационализация капитала, инвестиционная предпринимательская деятельность, предприятия с участием иностранного капитала.
Специфика современного этапа интернационализации инвестиционных отношений как на уровне макроэкономики, так и мезоэкономики заключается в том, что с их помощью предполагается решить задачи системной перестройки, создать эффективно функционирующий рыночный сектор, привлечь в экономику страны материальные и финансовые ресурсы, необходимые для создания промышленной продукции, сырьевых и продовольственных товаров, привлечь передовую технику и технологию, управленческий опыт, развить экспортную базу страны, сократив нерациональный импорт и создав импортозамещающие виды производств.
Состояние внутренней инвестиционной среды принимающей страны для решения иностранных инвесторов о вывозе капитала в сочетании с анализом внутреннего и внешнего инвестиционного климата является решающим фактором вывоза инвестиций. Иностранный инвестор неохотно пойдет в страну с парализованной внутренней инвестиционной системой. В то же время именно критическое состояние внутренней инвестиционной системы России и ее регионов является важнейшей предпосылкой, определяющей необходимость активизации процесса интернационализации капитала, поскольку решение стоящих перед национальной экономикой задач невозможно без внешнего притока финансовых средств.
Достаточно значимой характеристикой инвестиционной деятельности является формирование источников инвестиций и их финансирование. Несмотря на улучшение показателей инвестиционной активности страны, по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в IV квартале 2011 г. прирост инвестиций составил 7,3 % по отношению к III кварталу с исключением сезонности (в том числе в декабре - 2,3 %), что компенсировало спад, произошедший в начале года [9, с. 7]. Прирост инвестиций в основной капитал составил в 2011 г. 6,2 % по сравнению с 2010 г., что выше показа-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
зз
теля 2010 г. на 0,2 п.п. Необходимо отметить, в структуре источников инвестиций в 2011 г. наибольшую долю составляли привлеченные средства: 57,9, % (в
2010 г. - 59 %), причем кредитором выступило государство. Его доля в общем объеме привлеченных средств составила в 2011 г. 18,9 % (2010 г. - 19,5 %), доля банковских кредитов снизилась и составила всего 8,5 % (в 2010 г. - 9 %) [13].
В российской экономике финансовые институты пока неэффективно трансформируют имеющиеся инвестиционные ресурсы (сбережения) в капиталовложения. Подобная ситуация наблюдается и на региональном уровне. Так, по данным Министерства экономики Республики Татарстан, в 2011 г. в экономику и социальную сферу было направлено инвестиций в основной капитал на 7,8 % (3 86,1 млрд руб.) больше уровня 2010 г. (328,9 млрд руб.) [5, с. 15]. В структуре источников инвестиций в основной капитал наибольшую долю также составляли привлеченные средства: 60,6 % в 2011 г. (в 2010 г. -64 %), в том числе средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации составили в
2011 г. - 20,4 % (в 2010 г. - 20,5 %), доля банковских кредитов значительно снизилась и составила всего 18,3 % (в 2010 г. - 31,5 %) [12].
Вместе с тем, следуя логике моделей экономического роста, инвестиции имеют важнейшее значение для экономического развития страны. Наиболее четко эта зависимость выражена в модели экономического роста Харрода - Домара.
Это функциональная модель взаимодействия экономических факторов, в которых темпы роста ВВП прямо зависят от уровня сбережений страны, и обратно - от сложившегося соотношения «затраты -выпуск» (или коэффициента капиталоемкости продукции). Модель может быть представлена следующим уравнением:
q = s / k, где q - темп роста ВВП;
s - уровень сбережений страны;
k - коэффициент капиталоемкости.
Применительно к сложившейся в России экономической ситуации можно заметить дальнейшее сокращение уровня сбережений по данным за 2011 г. Этот показатель составил 25,5 % от ВВП (2010 г. -28 %), что на 2,5 % ниже предыдущего периода. Необходимо сделать допущение, что между уровнем сбережений и уровнем инвестиций существует прямая зависимость. И это при неизменно высоком коэффициенте капиталоемкости продукции вследс-
твие морального устаревания производственных мощностей (износ основных фондов в 2011 г. составил 47,1 %, что на 2 % выше предыдущего периода, 2010 г. - 45,1 %). Это приведет к дальнейшему падению темпов экономического роста страны. Напротив, увеличение объема инвестиций будет способствовать росту ВВП. В нашей стране норма накопления в течение 2000-2011 гг. была невысокой, колеблясь между 18,7 % ВВП в 2000 г. и 25,8 % в 2011 г. Норма накопления даже в 25,8 % является явно недостаточной, поскольку в условиях деиндустриализации она должна быть минимум 35-40 % ВВП. Например, в Китае в 2008 г. она составляла 42,8 % ВВП [2, с. 18].
Таким образом, модель доказывает неоспоримое значение инвестиций как фактора экономического роста, где процесс интернационализации капитала должен рассматриваться как один из важнейших источников финансирования экономики, динамизма ее развития, как дополнительный источник таких факторов, как знание и предпринимательство. Но при этом следует отметить, что главное здесь, чтобы данный процесс был выгоден и не наносил экономического ущерба обеим сторонам - инвестору и российской (региональной) экономике.
Нельзя существенно повысить долю несырьевого сектора в ВВП без резкого роста предпринимательской активности, масштабных источников инвестиций, передовых технологий производства, опыта организации продаж и сбытовых структур. Чтобы комплексно решать эти задачи, надо привлекать прямые производственные иностранные инвестиции, что в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в стране и усиления процессов глобализации рынков товаров и капиталов весьма затруднительно [7, с. 68-69]. Как отмечается в докладе [8], иностранные инвесторы сталкиваются с рядом проблем и барьеров на пути вложения капитала в российскую экономику (табл. 1).
Таблица 1 Места некоторых стран в рейтинге Doing Business за 2008-2012 гг. (183 страны)
Страна 2008 2009 2010 2011 2012
Казахстан 80 70 74 58 47
Белоруссия 115 85 64 91 69
Китай 90 83 78 87 91
Россия 112 120 116 124 120
Бразилия 126 122 124 120 126
Индия 120 122 135 139 132
Украина 144 145 147 149 152
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
Эти барьеры возникают в виде обеспечения исполнения контрактов, регистрации собственности, регистрации предприятий и т. д.
Таким образом, без кардинального улучшения условий ведения бизнеса невозможна успешная, социально безопасная масштабная модернизация. Для решения этой задачи необходимо:
- формировать условия для развития частной инициативы, свободного рынка, честной конкуренции, создания инвестиционного климата, при которых России станет выгодно и безопасно производить товары и услуги;
- запустить механизм непрерывного улучшения инвестиционного климата на основе конкуренции регионов за привлечение частных инвестиций и партнерской поддержки федеральным центром эффективных региональных мер [7, с. 68-69].
Более убедительным объяснением невысокого притока инвестиций в производственные активы России являются особенности национальной экономики, заключающиеся в настороженном отношении к иностранному капиталу всего общества и весьма специфических и трудных для восприятия иностранным капиталом отношениях между бизнесом и государством.
Говоря об инвестиционном климате, необходимо затронуть еще одну важную проблему. Дело в том, что экономическое развитие различных регионов совершенно несопоставимо, следовательно, различны и предпосылки инвестирования. Требуется четкая проработка региональных политик для регулирования интернационализации инвестиционного процесса. Этот же принцип относится и к вопросу инвестиционного климата. Высоких темпов экономического роста сумели достичь страны, где региональные власти действительно озабочены улучшением инвестиционного климата и постоянно ведут диалог с инвесторами.
Для России с ее колоссальной территорией совершенно естественным, по мнению специалистов, является, с одной стороны, не повсеместное, а точечное возникновение благоприятной инвестиционной ситуации, последовательное вовлечение в активные инвестиционные процессы все большего числа регионов, т. е. постепенное расширение инвестиционного роста в пространстве в периоды роста и, наоборот, с другой стороны, локализованное ухудшение инвестиционной ситуации, постепенное сужение пространства инвестиционного роста в
периоды общего снижения экономической активности. В числе субъектов Федерации, в которых сложилась благоприятная инвестиционная ситуация, в результате чего прекратился спад инвестиций и начался инвестиционный подъем, Москва и Санкт-Петербург с областями, сконцентрировавшие на своей территории львиную долю финансовой и торгово-посреднической деятельности, а также основные сырьевые регионы, воспользовавшиеся хорошей экспортной конъюнктурой. Это Тюменская область, республики Коми, Татарстан, Башкортостан и ряд других регионов [3, с. 28-29].
Полномасштабный статистический учет движения интернационализации капитала в экономике Республики Татарстан начал осуществляться с 1993 г. С этого времени и вплоть до 2010 г. сохранялась тенденция роста объемов привлекаемых инвестиций в экономику республики. В 2011 г. произошло сокращение объемов привлекаемых иностранных инвестиций. В данный период поступило 856,8 млн долл. иностранных инвестиций, что в 4,8 раза меньше относительно предыдущего 2010 г. (4 149,6 млн долл.). Сокращение произошло за счет уменьшения объемов прочих иностранных инвестиций. По данным 2011 г., их объем составлял 757,2 млн долл., что в 5,2 раза меньше 2010 г., где на долю прочих инвестиций приходилось 4 003,2 млн долл. Динамика притока прямых иностранных инвестиций сохраняет стабильно невысокую тенденцию роста в общем объеме иностранных инвестиций региона (рис. 1).
Такая ситуация обусловлена дефектами российского инвестиционного климата, не способствующими быстрому увеличению прямых и портфельных инвестиций [1, с. 104]. В анализ не включены данные по портфельным иностранным инвестициям по причине отсутствия их вложения или незначительного присутствия в экономике региона.
Доминирование прочих иностранных инвестиций, привлекаемых в Республику Татарстан, отражает необходимость в дополнительных источниках финансирования хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства на основе разного рода кредитов, займов. В этом контексте Россия и ее регионы сильно отличаются от большинства развитых экономик, где большую часть совокупных иностранных инвестиций занимают портфельный капитал и прямые инвестиции. Преобладание прочих иностранных инвестиций в общем их объеме объясняется тем, что кредиты за рубежом намного
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР^тжгсх*
35
4 500 000 4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0
^^^ Прямые
инвестиции
Прочие инвестиции
— — — - Всего иностранных инвестиций
2009
2010
2011
Рис. 1. Динамика притока иностранных инвестиций в экономику Татарстана в 2009-2011 гг., тыс. долл. [12]
дешевле, соответственно, брать их более выгодно. Разница между кредитными ставками в российских банках сильно варьируется. Если в 2011 г. средневзвешенная ставка по рублевым краткосрочным кредитам нефинансовым организациям находилась на уровне 15,2 %, то такая же ставка в еврозоне будет составлять приблизительно 3,7 %. Эта тенденция подтверждается тем, что Россия, соответственно, и ее регионы в рейтинге по доступности кредитования занимают 98-е место из 183 стран. Помимо этого заимствования за рубежом осуществляются по причине рефинансирования старых долгов. В результате у субъектов хозяйствования формируется задолженность, которая
100 90 80 70
60 50 40 30 20 10
2011
2010
2009
Рис. 2. Видовая структура притока иностранных инвестиций в экономику Татарстана в 2009-2011 гг, % [12]
требует своевременного возврата средств и процентов вне зависимости от экономической ситуации как в стране, так и у самого предприятия-заемщика. Одно из самых негативных последствий долгового финансирования - невосполнимая потеря налогов, расходуемых на обслуживание долга. Когда налоги уходят за границу в виде процентов, происходит вычет из национального богатства. В целом подобная ситуация является неблагоприятной как для экономики страны, так и для ее регионов.
Сокращение прочих иностранных инвестиций в их общей структуре в 2011 г. в экономике Республики Татарстан можно охарактеризовать как положительную тенденцию, свидетельствующую о погашении зарубежных займов и кредитов, что повлияло на изменение пропорций между прочими и прямыми инвестициями в 2011 г. и 2010 г. (рис. 2).
Эта тенденция сохранилась и в январе - сентябре 2012 г. с изменением пропорционального соотношения между поступившими прочими и прямыми иностранными инвестициями в сторону последних. Объем прочих инвестиций составил 81 775,6 тыс. долл., или 19,5 % от общего объема иностранных инвестиций, что на 21,8 % меньше аналогичного периода 2011 г.
Сокращение доли прочих иностранных инвестиций произошло за счет уменьшения прочих инвестиций в их структуре в 4,5 раза. Построенный временной ряд на основании данных по динамике притока прочих иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан за 2005-2012 гг. и прогнозные оценки на 20132015 гг. свидетельствуют об устойчивой тенденции привлечения иностранного капитала в виде кредитов и займов и характеризуют направленное изменение их объемов: в
Прочие инвестиции I Прямые инвестиции
0
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
2013 г. - 1 909 064 тыс. долл., в 2014 г. - 2 026 886 тыс. долл., в 2015 г. - 2 144 708 тыс. долл.
Приток прямых иностранных инвестиций в январе - сентябре 2012 г. составил 333 828 тыс. долл., или 79,5 % от общего объема иностранных инвестиций, что в 4,3 раза больше, чем в аналогичном периоде 2011 г. Увеличение доли прямых иностранных инвестиций произошло за счет увеличения кредитов, полученных от зарубежных совладельцев предприятий (45,6 % от общего объем прямых инвестиций), и увеличения взносов в капитал на основе денежных средств (45 % от общего объема прямых инвестиций). Построенный временной ряд на основании данных по динамике притока прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан за 2005-2012 гг. и прогнозные оценки на 2013-2015 гг. свидетельствуют об изменении тенденции привлечения иностранного капитала в виде прямых инвестиций и повышении заинтересованности участия иностранных инвесторов в хозяйственной деятельности региона. Изменение объемов привлекаемых прямых иностранных инвестиций составит в 2013 г. - 302 130,9 тыс. долл., в 2014 г. - 314 008,7 тыс. долл., в 2015 г. -325 886,6 тыс. долл.
Большая часть полученных прямых иностранных инвестиций (57,9 %) направлена в сферу финансовой деятельности. Основная часть прочих иностранных инвестиций (72,6 %) направлена в добычу полезных ископаемых. В 2011 г. в экономику Республики Татарстан иностранные инвестиции поступили из 22 стран. Наиболее активными странами-инвесторами являлись Великобритания (ее доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила 68,9 %) и Германия (9,8 %).
Подобное распределение притока иностранного капитала и его структура объясняются экономической направленностью (специализацией) региона. Заведомо различная капиталоемкость отдельных секторов региональной специализации и разная степень благоприятности конъюнктуры (как внутриотраслевой, так и экспортной) в значительной степени обусловливают межотраслевое перераспределение инвестиционных потоков в РФ и разные скорости регионального инвестиционного роста. Таким образом, первоочередной интерес для иностранного инвестора в Республике Татарстан представляет промышленность, в частности топливная.
Для активизации привлечения инвестиционных ресурсов в Республике Татарстан создаются
благоприятные условия для реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, развития мощностей по производству конкурентоспособной продукции.
Это направление деятельности подтверждается исследованиями ведущих международных агентств и компаний. Согласно докладу «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленному Российской экономической школой и международной компанией Ernst & Young в 2011 г., Татарстан признан самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России. Также республика в 2011 г. возглавила рейтинг 30 лучших регионов России для ведения бизнеса и инвестиций по версии ведущего международного издания Forbes. Необходимо отметить и тот факт, что за последние пять лет международные рейтинговые агентства неоднократно поднимали кредитный рейтинг Татарстана (табл. 2) [4].
Инвестиционную привлекательность региона в первую очередь определяет общая экономическая ситуация. Основным условием привлечения инвестиций является экономический рост и политическая стабильность. На данном этапе развития экономики
Таблица 2
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2010-2011 гг. [11]
Оценка Субъект Федерации
Максимальный потенциал и минимальный риск Московская область
Санкт-Петербург
Краснодарский край
Высокий потенциал и умеренный риск Москва
Свердловская область
Красноярский край
Средний потенциал и минимальный риск Белгородская область
Ростовская область
Средний потенциал и умеренный риск Республика Башкортостан
Республика Татарстан
Пермский край
Нижегородская область
Самарская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Челябинская область
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Пониженный потенциал и минимальный риск Липецкая область
Пониженный потенциал и умеренный риск Брянская область
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
37
Республики Татарстан необходима долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе их интернационализации, закрепленная в государственной экономической политике. Диспропорции в инвестиционном развитии регионов можно преодолеть только при наличии четкой региональной политики, поскольку вопрос о регулировании инвестиционной деятельности не может быть рассмотрен вне регулирования всех социально-экономических процессов региона.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов:
- процесс привлечения интернационализации капитала в Республике Татарстан рассматривается как устойчивая тенденция, влияющая на результаты экономического развития региона;
- на мезоуровне в Республике Татарстан создаются благоприятные условия инвестиционного климата с высоким инвестиционным потенциалом и низким уровнем инвестиционного риска;
- привлечение иностранных инвестиционных ресурсов в анализируемом регионе характеризуется диспропорциональностью видовой структуры;
- наблюдается неизменное доминирование топливной промышленности как объекта привлечения иностранного капитала.
На данном этапе развития трансформации и интернационализации инвестиционного процесса в экономике Татарстана неблагоприятные тенден-
Крупные инвестиционные проекты в ]
ции в привлечении иностранных инвестиционных ресурсов необходимо преодолевать на уровне конкретных инвестиционных проектов (и не только в топливной промышленности), выгодных с точки зрения экономического развития региона, реализации которых должно быть оказано максимальное содействие со стороны государства. Создание нескольких крупных проектов дает импульс развитию региона в целом и повышению его инвестиционного потенциала, что должно будет способствовать росту капиталовложений в дальнейшем. Кроме того, многие специалисты отмечают тот факт, что влияние психологического фактора в инвестировании очень заметно. В частности, достаточно одного крупного стратегического инвестора, чтобы более мелкие потянулись вслед за ним (табл. 3) [6].
Таким образом, усиление инвестиционной деятельности только в сфере добывающей промышленности уже является не вполне достаточным и свидетельствует о необходимости смены ориентиров долгосрочного развития региона с первичного сектора экономики на вторичный. Впоследствии это может изменить ситуацию как в видовой, так и в отраслевой диспропорциональности приложения иностранного капитала, способствовать переходу на инновационную экономику [10 с. 284].
В настоящее время подтверждением этих тенденций в регионе является деятельность особой экономической зоны «Алабуга», созданной еще в 2006 г. для содействия развитию экономики Республики
Таблица 3
омышленности Республики Татарстан
Проект Инициатор Стоимость Место реализации проекта
Производство барабанных, дисковых тормозов, гасителей крутильных колебаний, автоматических рычагов регулирования для барабанных тормозов «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» - совместное предприятие Knorr-Bremse Systeme fur Nutzfahrzeuge GmbH (ООО «Системы «Кнорр-Бремзе» для коммерческого транспорта») и ОАО «КАМАЗ» 25 млн евро Набережные Челны
Промышленное производство технических газов: жидкого кислорода, жидкого азота, газообразного кислорода ООО «Эр Ликид Алабуга» 35 млн евро Елабуга (особая экономическая зона «Алабуга»)
Организация производства деталей цилиндропоршневой группы для ОАО «КАМАЗ» Совместное предприятие ОАО «КАМАЗ» и немецкой компании «Феде-рал-Могул» - ООО «Федерал Могул Пауэртрейн Набережные Челны» 40 млн евро Набережные Челны
Строительство двух производственных линий по выпуску МДФ и ДСП АО «Кастамону Энтегре» 100 млн долл. Елабуга (особая экономическая зона «Алабуга»)
Строительство завода по производству листового стекла Холдинг «Шише Джам Санайи» (Sisecam Sanayi) 160 млн долл. Елабуга (особая экономическая зона «Алабуга»)
38
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
Татарстан и Российской Федерации путем создания благоприятных условий российским и международным компаниям при реализации инвестиционных проектов в области промышленного производства.
Список литературы
1. ВеслогузоваМ. В. Трансформация инвестиционных отношений российской экономики в условиях глобализации. Казань: Академия управления «ТИСБИ», 2008.
2. Вечканов Г. Инвестиции: объемы, динамика, структура // Экономист. 2012. № 3.
3. Гришина И. Территориальные особенности размещения инвестиций в капитальные активы в пореформенной России // Инвестиции в России. 2012. № 1.
4. Инвестиционный климат Республики Татарстан // Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан. URL: http://mpt. tatarstan. m/ms/info. php?id=170001.
5. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 г. // Министерство экономики Республики Татарстан. http://mert. tatarstan. ru/rus/info. php?id=402586.
6. Крупные инвестиционные проекты РТ // Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан. URL: http://mpt. tatarstan. ru/rus/info. php?id=169881.
7. Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата (экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. 2010. № 10.
8. Об инвестициях (по состоянию на 30.03.2012) // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/c3cd1300415c1f bb91aeff6e84662f64/invest. pdf?MOD=AJPERES& CACHEID=c3cd1300415c1fbb91aeff6e84662f6.
9. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/ sections/macro/monitoring/doc20120202_05.
10. Посталюк М. П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации. Казань: Казанский государственный университет. 2006.
11. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» - http:// raexpert. ru/.
12. Республика Татарстан в цифрах // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. URL: http://www. tatstat. ru/digital/region5/DocLib/.
13. Федеральная служба государственной статистики - http://www. gks. ru/.