Научная статья на тему 'Организационные аспекты формирования и функционирования государственно-частного партнерства и перспективы их использования в строительстве'

Организационные аспекты формирования и функционирования государственно-частного партнерства и перспективы их использования в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК / ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР / PRIVATE PARTNERS / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субботин Артем Сергеевич, Сборщиков Сергей Борисович

Для создания в стране успешных инфраструктурных проектов необходимо формирование особой формы развития договоренностей между представителями власти и частными партнерами. Представлены формы взаимодействия и преимущества таких договоренностей, которые ведут к созданию организационной структуры по управлению инфраструктурными проектами, что является шагом на пути к становлению современной и прогрессивной экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Субботин Артем Сергеевич, Сборщиков Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF FORMATION AND OPERATION OF THE PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP AND PROSPECTS FOR ITS IMPLEMENTATION N THE CONSTRUCTION INDUSTRY

The authors argue that successful development and implementation of major infrastructural projects require special arrangements between the government authorities and the private sector. The authors have developed their proposals concerning models of interaction and strengths of the above arrangements that apply to the organizational structure of the management of infrastructural projects as a step towards the formation of an advanced and progressive model of interaction between public and private sectors. Public-Private Partnership (PPP) is the model in question. Great Britain is the pioneer of the public private partnership model that was later picked up in the USA, Canada, Australia and the EU constituent states. PPP and the construction industry have strong links in terms of the involvement of the private sector in the resolution of public problems of the urban infrastructure, namely, restructuring of airfields, railways, public healthcare facilities, kindergartens, schools, etc.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты формирования и функционирования государственно-частного партнерства и перспективы их использования в строительстве»

УДК 336.5:69

А.С. Субботин, С.Б. Сборщиков

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Для создания в стране успешных инфраструктурных проектов необходимо формирование особой формы развития договоренностей между представителями власти и частными партнерами. Представлены формы взаимодействия и преимущества таких договоренностей, которые ведут к созданию организационной структуры по управлению инфраструктурными проектами, что является шагом на пути к становлению современной и прогрессивной экономики страны.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственный заказчик, частный партнер, концессионное соглашение.

Актуальность совместной работы государства и частного бизнеса в рамках соглашений в современных условиях обусловлена тем, что сложные процессы социально-экономического развития государства затрудняют выполнение общественно значимых вопросов. Поэтому необходима государственная поддержка частной деятельности для того, чтобы наиболее рационально и безболезненно отслеживать и корректировать экономическую ситуацию страны. Так, при спаде экономической активности инвесторов потребуются ее стабилизировать, а в случае активного роста государственной власти следует придерживать деловую активность, не допуская перенасыщения.

Взаимодействие государства и частного бизнеса для решения общественно значимых задач, а также развития эффективной рыночной экономики стало носить характер партнерства государства и частных предпринимателей в зарубежных странах — Public-Private Partnership (РРР), в переводе на русский язык — государственно-частное партнерство (ГЧП).

Родоначальником данной области является Великобритания. В рамках британской модели ГЧП, называемой Частной финансовой инициативой, за период с 1992 г. по настоящее время реализовано более 700 проектов. Кроме того, широкое распространение практика ГЧП получила в США, Канаде, Австралии, стран Европейского Союза и др.

ГЧП — это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Механизмы ГЧП могут использоваться практически во всех отраслях экономики страны.

Преимущества ГЧП для государственного заказчика:

снижение финансовой нагрузки на бюджет;

передача части рисков частному партнеру;

получение объекта в короткие сроки;

получение современных технологий;

обеспечение качественными услугами при эксплуатации.

Преимущества ГЧП для частного партнера:

получение стабильного дохода на вложенный капитал;

гарантия сбыта и загруженности мощностей на долгосрочной основе;

повышение имиджа компании;

© Субботин А. С., Сборщиков С Б., 2012

267

формирование кредитной истории и рост кредитного рейтинга. На рисунке представлены основные участники ГЧП.

Схема участник ГЧП

В строительной отрасли в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, в т.ч. строительства, эксплуатации, управления и пр., выделяют следующие механизмы государственно-частных партнерств.

Первый из них — BOT (Build, Operate, Transfer — строительство — эксплуатация/управление — передача). Этот механизм применяется в основном в концессиях. Инфраструктурный объект возводится за счет концессионера (частного партнера), ко -торый после завершения строительства получает право эксплуатации объекта в течение времени, достаточного для возврата вложенных средств. По окончании срока объект возвращается государству. Частный партнер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.

Второй механизм — BOOT (Build, Own, Operate, Transfer — строительство — владение — эксплуатация/управление - передача). В этом случае частный партнер получает не только правомочие пользования, но также и владение объектом в течение срока соглашения, по истечении которого он передается государственной власти.

Возможен также и обратный BOOT, когда власть финансирует и возводит инфраструктурный объект, а после передает его в управление частному партнеру с правом выкупить его в собственность.

Механизм BTO (Build, Transfer, Operate — строительство — передача — эксплуатация/управление) предполагает передачу объекта государственной власти сразу по окончании строительства. Затем объект от государства переходит в пользование частного партнера, но без права владения.

Следующий механизм BOO (Build, Own, Operate — строительство — владение — эксплуатация/управление). Возведенный объект по окончании срока соглашения не передается власти, а остается в распоряжении инвестора.

Механизм BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer — строительство — эксплуатация/управление — обслуживание — передача) В этом случае специальный акцент делается на ответственность частного партнера за эксплуатацию, ремонт и содержание построенных им инфраструктурных объектов.

268

ISSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 10

Механизм DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer — проектирование — строительство — владение — эксплуатация/управление — передача). Особенность этого случая в том, что частный партнер ответственен не только за строительство объекта, но и за его проектирование.

Соглашение типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate — проектирование — строительство — финансирование — эксплуатация/управление) В этом случае, кроме ответственности частного партнера за проектирование, на него возлагается ответственность за финансирование строительства объектов.

Во всем мире инструмент ГЧП как одна из форм концессионных соглашений является эффективным методом привлечения частных инвестиций на выполнение государственных задач. При этом в большинстве случаев государственно-частное партнерство рассматривается как альтернатива приватизации объектов государственной собственности, но с учетом заключения инвестиционного договора с разделением рисков между государством и частным бизнесом.

Российское федеральное законодательство содержит регулирование только одной из таких форм — концессионных соглашений. Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». По этим соглашениям на конкурсной основе могут передаваться автомобильные дороги, железнодорожные пути, вокзалы, линии метрополитена, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты образования, здравоохранения и т.д. В рамках федерального закона ведутся работы по строительству трассы Москва — Санкт-Петербург; строительству систем теплоснабжения муниципальных образовательных учреждений; строительству мусороперерабатывающего завода в г. Москве и др.

К объектам, возводимым по соглашению ГЧП, в первую очередь должны относиться социально-значимые, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта. Строительство приведенных выше объектов поспособствует социально-экономическому развитию страны и регионов в целом.

Библиографический список

1. Субботин А.С. О возможности использования кластерной модели частно-государственного партнерства в рамках строительной отрасли // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании : сб. тр. междунар. науч. конф. Т. 2. М. : МГСУ, 2011. С. 547—548.

2. Сборщиков С.Б. Теоретические закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность // Вестник МГСУ 2009. № 2. С. 183—187.

3. Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики» «Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства» // Сайт Института экономики РАН. Режим доступа: http://www.inecon.ru/ru/index. php?go=Content&id=29. С. 19—20. Дата обращения: 03.05.2012.

4. ВарнавскийВ.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М. : Наука, 2005. С. 28, 36.

5. ЛихачевВ.Н., АзановМ.В. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или Как реализовать ГЧП в России // Финансы, экономика, безопасность. 2005. № 1 (6). С. 2—8.

6. Линёв И.В. Концессия как форма государственно-частного партнерства // Вестник АГТУ Сер.: Экономика 2011. № 2. С. 49—54.

7. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16—24.

8. Литюшкин В.В. Экономические аспекты безопасного инфраструктурного жизнеобеспечения : дисс. ... канд. эконом. наук. Ставрополь : Ставропольский государственный университет, 2010. 172 с.

9. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование : дисс. ... канд. юр. наук. М. : МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011.

Поступила в редакцию в августе 2012 г.

Об авторах: Субботин Артем Сергеевич — аспирант кафедры технологии, организации и управления в строительстве, ассистент кафедры архитектурно-строительного проектирования, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (495) 583-47-52, [email protected];

Сборщиков Сергей Борисович — кандидат технических наук, профессор кафедры технология, организация и управления в строительстве, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (495)583-47-52, [email protected].

Для цитирования: Субботин А. С., Сборщиков С.Б. Организационные аспекты формирования и функционирования государственно-частного партнерства и перспективы их использования в строительстве // Вестник МГСУ 2012. № 10. С. 267—271.

A.S. Subbotin, S.B. Sborshchikov

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF FORMATION AND OPERATION OF THE PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP AND PROSPECTS FOR ITS IMPLEMENTATION N THE CONSTRUCTION INDUSTRY

The authors argue that successful development and implementation of major infrastructural projects require special arrangements between the government authorities and the private sector. The authors have developed their proposals concerning models of interaction and strengths of the above arrangements that apply to the organizational structure of the management of infrastructural projects as a step towards the formation of an advanced and progressive model of interaction between public and private sectors. Public-Private Partnership (PPP) is the model in question.

Great Britain is the pioneer of the public private partnership model that was later picked up in the USA, Canada, Australia and the EU constituent states.

PPP and the construction industry have strong links in terms of the involvement of the private sector in the resolution of public problems of the urban infrastructure, namely, restructuring of airfields, railways, public healthcare facilities, kindergartens, schools, etc.

Key words: public private partnership, private partners, construction industry.

References

1. Subbotin A.S. O vozmozhnosti ispol'zovaniya klasternoy modeli chastno-gosudarstvennogo partnerstva v ramkakh stroitel'noy otrasli [Prospects for the Implementation of the Cluster Model of the Public Private Partnership in the Construction Industry]. International Scientific Conference "Integration, Partnership, and Innovations in Civil Engineering Sciences and Education". Collection of works of the international conference. 2011, Moscow, MGSU Publ., vol. 2, pp. 547—548.

2. Sborshchikov S.B. Teoreticheskie zakonomernosti i osobennosti organizatsii vozdeystviy na in-vestitsionno-stroitel'nuyu deyatel'nost' [Theoretical Patterns and Peculiarities of Organization of Influence on Investment Operations in the Construction Industry]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2009, no. 2, pp. 183—187.

3. Deryabina M.A. "Theoretical and Practical Problems of Public and Private Partnership". Report made at the section of the meeting of the academic council of the school of theoretical economics. Available at: http://www.inecon.ru/ru/index.php?go=Content&id=29. Date of access: 03.05.2012.

4. Varnavskiy V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski [Partnership between the State and the Private Sector: Forms, Projects, Risks]. Moscow, Nauka Publ., 2005, pp. 28—36.

5. Likhachev V.N., Azanov M.V. Prakticheskiy analiz sovremennykh mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zarubezhnykh stranakh, ili kak realizovat' GChP v Rossii [Practical Analysis of Modern Mechanisms of the Public Private Partnership in Foreign Countries or How to Implement PPP in Russia]. Finansy, ekonomika, bezopasnost' [Finance, Economy, Security]. 2005, no. 1(6), pp. 2—8.

6. Linev I.V. Kontsessiya kak forma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Concession as the Form of Public Private Partnership]. Vestnik AGTU. Seriya: ekonomika. [Proceedings of Astrakhan State

270

/SSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 10

University of Technology. Economics Series]. 2011, no. 2, pp. 49—54.

7. Amunts D.M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Kontsessionnaya model' sovmestno-go uchastiya gosudarstva i chastnogo sektora v realizatsii finansovoemkikh proektov [Public Private Partnership. Concession Model of Joint Involvement of Public and Private Sectors in the Implementation of Capital-intensive Projects]. Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul'tury [Reference Book for Top Managers of Institutions of Culture]. 2005, no. 12, pp. 16—24.

8. Lityushkin V.V. Ekonomicheskie aspekty bezopasnogo infrastrukturnogo zhizneobespecheniya [Economic Aspects of Safe Infrastructure]. Stavropol State University Publ., 2010, 172 p.

9. Belitskaya A.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: ponyatie, soderzhanie, pravovoe regu-lirovanie [Public Private Partnership: Concept, Maintenance, Legal Framework]. Lomonosov Moscow State University Publ., 2011.

About the authors: Subbotin Artem Sergeevich — postgraduate student, Department of Technology, Organization and Management in the Construction Industry, Assistant Lecturer, Department of Architectural and Structural Design, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected]; +7 (495) 583-47-52;

Sborshikov Sergey Borisovich — Candidate of Technical Sciences, Professor, Department of Technology, Organization and Management in the Construction Industry, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; tous2004@ mail.ru; +7 (495) 583-47-52.

For citation: Subbotin A.S., Sborshchikov S.B. Organizatsionnye aspekty formirovaniya i funkt-sionirovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i perspektivy ikh ispol'zovaniya v stroitel'stve [Organizational Aspects of Formation and Operation of the Public Private Partnership and Prospects for Its Implementation in the Construction Industry]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 10, pp. 267—271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.