О.Ю. Малиновой и А.Ю. Сунгурова. - Санкт-Петербург : Норма, 2005. - С.72-80.
6 Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности // С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - С. 32.
7 Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - Москва : МГУ, 1982. - 199 с.
8 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. - Москва : Русский язык, 2002. - Т.4. - 688 с.
9 Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: Ок. 200000 слов и словосочетаний. - 6-е изд., стер. - Москва : Русский язык, 2000. - 843 с.
10 Декларация принципов толерантности // Век толерантности : научно-публицистический вестник. -Москва : МГУ, 2001. - Вып.1. - С.131.
11 Карлинская И. М. и др. О построении типологии толерантности / И.М. Калинская, Е.И. Шлягина,
А.Б. Щербакова // Тезисы III Съезда РПО. - Т.4. - Санкт-Петербург, 2003. - С.167-169.
12 Куницына В. Н. и др. Межличностное общение: Учеб. для вузов / В.Н. Куницына - Санкт-Петербург : Питер: Питер бук, 2001. - С.128-321.
13 Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования (Электронный ресурс): научно -публицистический вестник «Век толерантности». -Москва : МГУ, 2003. - Вып.3-4. URL: http://www.tolerance.ru.
14 Мириманова М. С., Обухов А. С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник/ сост. и ред. А. С. Обухов. -Москва : Народное образование, 2001. - С. 88-98.
15 Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2002. - №2. -С.104-115.
16 Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Владикавказ, 2009. -393 с.
17 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 432 с.
18 Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // СОЦИС. - 2003. - №8. - С.54-63.
УДК 159.99. Падурина Е.А.
Курганский государственный университет, Курган
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ «КУРГАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА»)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессиональной деятельности психолога в отделении медико-социальной помощи. Проанализированы результаты трехлетней работы психологов отделения медико-социальной помощи ГБУ «Курганская детская поликлиника».
Ключевые слова: психолог, отделение медико-социальной помощи, функциональные обязанности, консультирование, диагностика, психокор-
рекция, социально-психологический патронаж. Padurina E.A.
Kurgan state University, Kurgan
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF PSYCHOLOGIST ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF HEALTH AND SOCIAL CARE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS (ON THE EXAMPLE OF THE STATE BUDGETARY INSTITUTION «KURGANSKAYA DETSKAYA POLIKLINIKA»)
Abstract. In the article the peculiarities of professional activity of the psychologist in the department of health and social care are considered. We have analyzed the results of three years of work of psychologists department of health and social care of the state budgetary institution «Kurganskaya detskaya poliklinika».
Keywords: psychologist, department of health and social care, functional responsibilities, counselling, diagnostics, psychological correction, social-psychological patronage.
ГБУ «Курганская детская поликлиника» осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности, порядками оказания медицинской помощи в рамках медицинской деятельности, в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) и утвержденными стандартами медицинской помощи. Поликлиника осуществляет оказание медицинской помощи детям, состояние которых не требует круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения. Объединенная Курганская детская поликлиника состоит из главного корпуса и восьми филиалов. Всего в Курганской детской поликлинике работают четыре психолога.
Отделение медико-социальной помощи (МСП) является структурным подразделением поликлиники и функционирует в ней с сентября 2012 года. Отделение было создано на базе трех медико-социальных кабинетов детских поликлиник города, работающих с 2010 года.
Цель отделения медико-социальной помощи состоит в сохранении и укреплении здоровья детского населения (дети в возрасте от 0-10 лет, и подростки в возрасте от 10-17 лет) посредством реализации медико-социальных мероприятий и оказание медико-социальной помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также их семьям в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактики социально значим ых и социально обусловленных
93
заболеваний. Реализация данных мероприятий позволяет, во-первых, своевременно выявлять детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, угрожающей их развитию и здоровью; во-вторых, организовать проведение медико-социального сопровождения детей и их семей, начиная с рождения ребенка; в-третьих, обеспечить междисциплинарное взаимодействие при подготовке и осуществлении индивидуальных программ медико-социальной реабилитации; в-четвертых, усовершенствовать систему мероприятий по защите прав, здоровья и жизни детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с целью работы задачами отделения МСП являются:
а) выявление и учет семей и детей, нуждающихся в помощи государства, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей;
б) проведение индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в нестационарной форме социального обслуживания, представляющего собой набор социально-бытовых, социально-правовых, социально-психологических и медицинских услуг;
в) поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственного потенциала в преодолении трудной жизненной ситуации и (или) социально опасного положения;
г) помощь членам семьи в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодоление конфликтов в семейных отношениях;
д) осуществление комплекса мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию детей, сохранению за ними родительского попечения.
В функционал специалистов отделения МСП входит следующее:
1 Оказание медико-психологической консультативной помощи, направленной на:
- сохранение психического здоровья, в том числе в сложных жизненных обстоятельствах;
- предупреждение возникновения рискованного поведения и уменьшение влияния его последствий;
- профилактику инфекций, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ/СПИД;
- сохранение репродуктивного здоровья и подготовка к осознанному родительству;
- формирование ответственного поведения в половых и межличностных отношениях.
2 Проведение медико-социальных патрона-жей в семьях, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, выявление в них детей, нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке.
3 Проведение профилактической работы по форми ро ванию у д етей и подрост ко в навы ков , ко-94 -
торые содействуют сохранению здоровья, повышению уровня информированности по вопросам здорового образа жизни.
4 Организация лечебно-диагностической помощи по показаниям.
5 Оказание консультативной социально-правовой помощи семье и детям относительно прав, обязанностей и законных интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6 Проведение аналитической работы с применением анкетного опроса и других методов о потребностях детей и подростков, и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи.
Таким образом, в деятельности отделения МСП можно выделить пять направлений: профилактическое, лечебно-диагностическое, социальное, правовое, психологическое.
На данный момент отделение медико-социальной помощи детям и подросткам ГБУ «Курганская детская поликлиника» имеет следующий кадровый состав: заведующая отделением (педиатр по совместительству), три специалиста по социальной работе, два психолога и юрист. Деятельность специалистов отделения предусматривает регулярное проведение комплекса медицинских, социальных, правовых, психологических и педагогических мероприятий по оказанию помощи нуждающимся пациентам, их родителям и законным представителям, учитывающей специфические особенности детей и подростков, семейной ситуации, направленной на преодоление жизненных трудностей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного).
Деятельность отделения МСП осуществляется в тесном контакте и сотрудничестве с различными подразделениями медицинской организации, территориальными лечебно-профилактическими, образовательными и учебно-воспитательными учреждениями, органами социальной защиты, службами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами в соответствии с Порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, утверждённым Постановлением Правительства Курганской области от 13 октября 2014 года.
Рассмотрим более подробно на деятельность психологов отделения МСП Курганской детской поликлиники.
Основными причинами направления ребенка к психологу детской поликлиники являются [5]:
1) подозрение на отставание ребенка в психомоторном и (или) интеллектуальном развитии;
2) эмоционально-поведенческие нарушения, как в ы я в л я е м ые ме_д ицинс к и м и р а б о_т н и кам и , т а к
и заявляемые в запросе родителей (повышенная возбудимость, агрессивность, страхи, дезадаптация в детском саду и/или в школе, повышенная утомляемость и др.);
3) подозрение на неблагоприятный семейный психологический климат, пренебрежение родительскими обязанностями, семейное насилие;
4) хронические психосоматические заболевания у ребенка;
5) неуверенность родителей в правильности своих воспитательных действий;
6) невротическое состояние у кого-либо из членов семьи ребенка (бессонница, слабость, раздражительность и т.п.);
7) психические заболевания у членов семьи ребенка и др.
Далее проведем сравнительный анализ работы психологов отделения МСП Курганской детской поликлиники за последние три года (таблица 1).
Итак, анализируя количество обратившихся к психологам пациентов за 2014-2016 гг., можно отметить волнообразную динамику посещаемости, где максимальное количество пациентов пришлось на 2015 год. В 2014 году наибольшее число обратившихся составляли родители с детьми от 3 до 7 лет, в то время как 2015 и 2016 годах больше обращений было от родителей с детьми от 1,5 до 3 лет. Количество обращений детей и подростков возрастной категории от 7 до 18 лет остается стабильным в пределах 14%.
Число обратившихся родителей с детьми-инвалидами к психологам в отделение МСП достаточно небольшое и имеет тенденцию к снижению. Данный факт обусловлен тем, что в ГБУ «Курганская детская поликлиника» работает отделение реабилитации для детей с ДЦП и другими неврологическими заболеваниями. Отделение предназначено для проведения профилактических, диагностических и реабилитационных мероприятий больным детям, имеющим перспективы восстановления функций (реабилитационный потенциал), не имеющим противопоказаний для проведения отдельных методов реабилитации, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и интенсивной реабилитации. Основная категория пациентов отделения - дети-инвалиды с детским церебральным параличом, прочими паралитиче-
скими синдромами, являющимися следствием или проявлением различных неврологических заболеваний. Отделение оснащено оборудованием для оказания медицинской помощи детям-инвалидам с учётом ограниченных возможностей пациентов. В отделении развёрнуты лечебные и массажные кабинеты, залы лечебной физкультуры, сенсорная комната для проведения психокоррекционных и обучающих занятий. В кадровый состав отделения помимо врачей-неврологов, педиатра, врача ЛФК, логопеда, инструкторов ЛФК, методистов, массажистов, специалиста по социальной работе входит психолог. Таким образом, небольшое количество обращений данной категории пациентов в отделение МСП детерминировано получением ими психологической помощи в отделении реабилитации.
Значительную часть обращений в отделение МСП (в 2014 г. - 1868 случаев; в 2015 г. - 2144 случая; в 2016 г. - 1286 случаев) составляют психологические осмотры детей перед оформлением в детские дошкольные учреждения (ДДУ). Данный осмотр выполняет диагностическую и профилактическую функции. Цель психологического осмотра - по ряду критериев (навыки самообслуживания, социальные навыки, познавательное развитие и др.) определить степень готовности ребенка к ДДУ. Кроме того, в рамках профессионального осмотра психолог дает родителям рекомендации по индивидуальной подготовке ребенка к посещению детского сада, консультирует об эффективном поведении родителя во время адаптации ребенка к ДДУ.
Однако на фоне значительного количества психологических осмотров детей перед оформлением в ДДУ по профилактическим осмотрам у психолога детей декретированных возрастов наблюдается отрицательная динамика (за 2014 год посетили психолога 180 детей декретированных возрастов, за 2015 год - 125 детей, за 2016 год -63 ребенка). Данный факт, конечно, настораживает, поскольку именно раннее выявление проблемы в психике и поведении ребенка является залогом успешной коррекционной работы.
Следующую, достаточно большую категорию обращений к психологу отделения МСП составляют консультативные приемы. Психологическое консультирование - это совокупность проце-
Таблица 1 - Количество принятых пациентов
Количество принятых пациентов 2014 2015 2016
чел. % чел. % чел. %
Общее количество принятых пациентов 3404 100 3894 100 2330 100
Дети от 1,5-3 лет 1152 33,8 2088 53,6 1341 57,5
Дети от 3-7 лет 1786 52,5 1316 33,8 642 27,5
Дети 7-18 лет 466 13,7 490 12,6 347 14,9
Дети-инвалиды (из общего количества принятых) 38 1,1 17 0,4 11 0,5
дур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, в данном случае относительно семьи, совершенствования личности и межличностных отношений в семье. Консультативная модель психологической помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые как объективно, так и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании. Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей некоторым педагогическим и другим навыкам, необходимым во взаимодействии с ребенком определенного возраста и индивидуальными психологическими особенностями.
Кроме того, консультативная деятельность психологов отделения МСП предполагает консультирование не только родителей, но и подростков, а также детей юношеского возраста. Консультирование детей и подростков является эффективным способом оказания им психологической помощи и повышения информированности по широкому кругу вопросов. Консультирование может способствовать повышению адаптационных возможностей подростка, его стрессоустойчи-вости, гармонизации психического развития, стабилизации эмоционального состояния.
Из таблицы 2 видно, что 2014 и 2015 гг. характеризуются стабильно большим количеством психологических консультаций. В 2016 г. наблюдается снижение консультативных приемов. Анализ данного факта позволил выявить ряд объективных причин: во-первых, изменение кадрового состава; во-вторых, введение для удобства пациентов записи на прием; в-третьих, добавление с начала 2016 г. в функционал психологов отделения МСП социально-психологических патронажей в семьи, находящихся в социально опасном положении.
Социально-психологический патронаж - это социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить
Таблица 2 - Виды консультативных приемов
трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-психологической помощи (ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения). За 2016 год психологи отделения МСП провели 27 патронажей в семьях, находящихся в социально опасном положении. В декабре 2015 г. с целью повышения профессиональной квалификации психолог и специалист по социальной работе отделения МСП принимали участие в обучающем семинаре «Технология раннего выявления случаев нарушения прав ребенка. Работа со случаем» (128 часов), проводимом Благотворительным Фондом профилактики социального сиротства совместно с Санкт-Петербургским фондом кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги». Полученные в процессе обучения знания активно внедряются специалистами отделения МСП через социально-психологические патронажи в семьи, находящиеся в социально опасном положении. В отделении МСП действует специальная документация по социально-психологическим патронажам.
В общей психологической документации ведется регистрация первичных (единичных) и вторичных (повторных) консультативных случаев. Как показывает практика, большинство клиентских запросов получается решить в рамках единичных консультаций (за 2014 год - 745 случаев, за 2015 год - 746 случаев, за 2016 - 488 случаев единичных консультаций). Некоторая часть психологических запросов удовлетворяется в рамках психо-коррекционной работы. Совсем небольшая часть клиентов нуждается в повторной консультации (за 2014, 2015, 2016 гг. - 210, 155, 103 вторичных консультации, соответственно).
Стабильно высоким на протяжении трех лет остается число консультативных приемов по инициативе родителей. Число консультаций по направлению участковой службы и врачей-специалистов неизменно занимает второе место. Консультации по направлению работников образовательных учреждений и по инициативе ребенка наименее распространены, поскольку в образовательной системе имеется достаточное количество педагогов-психологов, а сами подростки редко об-
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. Общее кол-во
Консультативный прием (прием по запросу) 955 901 591 2447
из них:
- первичный прием (единичный) 745 746 488 1979
- вторичный прием (повторный) 210 155 103 468
из них:
- по инициативе родителей 649 544 333 1526
- по направлению врачей-специалистов 173 143 113 429
- по направлению участковой службы 147 147 112 406
-по направлению работников образовательных учреждений 36 37 15 88
- по инициативе ребенка 18 30 18 66
ращаются за помощью ко взрослым.
Из пришедших на консультативный прием в совокупности за три года продиагностировано 842 человека. Диагностика включала тестирование как детей, так и родителей. В психодиагностике детей использовались преимущественно проективные методы (рисуночные методики, сочинения историй, сказок, последующее их разыгрывание), наблюдение и беседа. В работе с родителями по выявлению особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания преобладали опросные методы, беседа, пробы на совместную деятельность. Кроме того, психологи отделения МСП несколько раз были привлечены по запросу суда в качестве специалистов-психодиагностов.
Наиболее распространенными у детского населения проблемами являются случаи эмоционально-волевых расстройств и нарушений, отклонения в психическом и речевом развитии, переживания возрастных кризисов, а также психосоматические расстройства.
Из числа обратившихся к психологам за анализируемый период 166 детей нуждались в психиатрической помощи и были направлены на консультацию к детскому психиатру.
За три года имели место 40 случаев оказания экстренной психологической помощи (переживание горя из-за смерти близкого человека, переживание развода родителей, пиковая фаза конфликта и др.).
За анализируемый период психологами отделения МСП было проведено 629 психокор-рекционных занятий. По мнению А.А. Осиповой, психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [2]. Большая часть психокоррекционных занятий проводилась психологами индивидуально с ребенком (500 занятий за три года). Количество групповых коррекцион-ных занятий (родитель + ребенок) равно 129.
В процессе деятельности психологи отделения МСП использовали традиционные методы и методики психокоррекционной практики работы с детским и подростковым возрастами: игротера-пию, сказкотерапию, арттерапию, поведенческий тренинг, психогимнастику, метод социальной терапии и др. В психокоррекционной работе с родителями частично были использованы материалы авторской «Программы развития позитивных родительских чувств и профилактики негативных родительских чувств» Е.А. Падуриной [3; 4].
Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты профессиональной деятельности психо-ло гов отделе н ия МСП ГБУ « Курганская д етская
поликлиника». Можно отметить, что помимо традиционных направлений работы психолога, таких как психологическая диагностика, психологическое консультирование, профилактика, психокоррек-ционная работа, в функции психологов отделения МСП было добавлено инновационное направление - социально-психологический патронаж.
Следует отметить, что на основании приказа Правительства Курганской области, Департамента здравоохранения Курганской области от 01.11.2016 года, № 1159, на базе ГБУ «Курганская детская поликлиника» был создан областной организационно-методический центр по оказанию медико-социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Центр был создан в целях обеспечения на территории Курганской области организационно-методической работы по оказанию медико-социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, а также для организации работы по выявлению и учету несовершеннолетних. Организационно-методический центр по оказанию медико-социальной помощи несовершеннолетним осуществляет свою деятельность во взаимодействии с медицинскими организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения Курганской области, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, расположенными на территории Курганской области, направленном на решение медицинских, социальных и юридических вопросов при реализации индивидуальной программы медико-социального сопровождения несовершеннолетних.
В состав областного организационно-методического центра по оказанию медико-социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации (Центр), также входят психолог, специалист по социальной работе, юрист.
Основные задачи Центра:
1 Анализ деятельности отделений (кабинетов) медико-социальной помощи в медицинских организациях, подготовка обобщенных отчетов и представление их в Департамент здравоохранения Курганской области.
2 Разработка организационно-методических рекомендаций по оказанию медико-социальной помощи несовершеннолетним.
3 Проведение организационно-методических мероприятий со специалистами медицинских организаций, оказывающими медико-социальную помощь несовершеннолетним.
4 Оказание медицинской, психологической, социально-правовой консультативной помощи несовершеннолетним и их законным представителям.
5 Оказание консультативной и организационно-методической помощи по вопросам деятельно сти мед и ц ин ских о р га н изаций в сфере про-
97
филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним.
6 Организационно-методическая работа по совершенствованию системы оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения.
7 Обеспечение эффективного функционирования системы медико-социального сопровождения несовершеннолетних.
8 Выработка предложений по регулированию деятельности системы медико-социального сопровождения несовершеннолетних.
9 Разработка новых форм и методов работы с несовершеннолетними.
10 Организация мониторинга, внутриведомственного и межведомственного учета несовершеннолетних при оказании первичной медико-социальной помощи, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, с целью осуществления мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании, токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении с соблюдением действующего законодательства о персональных данных и врачебной тайне.
11 Организация и проведение семинаров, конференций, рабочих совещаний по вопросам оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним.
Провести анализ работы психолога данного Центра на данный момент не представляется возможным, поскольку пока Центр находится на начальной стадии своего развития. Однако есть основания полагать, что профессиональная деятельность психолога Центра носит скорее методический, а не прикладной характер (прием пациентов данным психологом не ведется).
Основные направления деятельности Центра:
1 Подготовка региональных законодательных и нормативно правовых актов, регулирующих деятельность двухуровневой системы медико-социального сопровождения несовершеннолетних;
2 Организационно-методическая работа по совершенствованию системы оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения;
3 Разработка новых форм и методов работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации;
4 Обеспечение мониторинга социального благополучия детей при оказании первичной медико-санитарной помощи, внутриведомственного и межведомственного учета детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении.
5 Анализ деятельности отделений (кабинетов) медик о - с о ц и а л ь н о й пом о щи в м е_д ицинс к и х 98
организациях.
6 Взаимодействие с представителями органов системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних для решения медицинских, социальных и юридических вопросов при реализации индивидуальной программы медико-социального соспровождения несовершеннолетних в целях профилактики безнадзорности и правонарушений.
7 Организация и проведение семинаров, конференций, рабочих совещаний по вопросам оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним.
В заключение следует отметить, что работа психологов всех отделений ГБУ «Курганская детская поликлиника» является достаточно продуктивной, это находит подтверждение в высоких показателях эффективности профессиональной деятельности и ответственном выполнении своих должностных обязанностей. Таким образом, ГБУ «Курганская детская поликлиника» прочно занимает свою нишу по оказанию бесплатной психологической помощи детям (подросткам) и их родителям в городе Кургане.
Список литературы
1 Дьяченко В. Г., Рзянкина М. Ф, Солохина Л.В. Руководство по социальной педиатрии. - Хабаровск, 2010. -437 с.
2 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие. - Москва : Сфера, 2002. - 510 с.
3 Падурина Е. А. Позитивные родительские чувства: линейная и нелинейная психология : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та. 2014.- 188 с.
4 Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 512 с.
5 Официальный сайт ГБУ «Курганская детская поликлиника». URL: http://kurgandp.ru/
УДК 159.922 Первитская А.М.
Курганский государственный университет, Курган
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Применение психолого-педагогических технологий для становления необходимых компетенций в различных видах деятельности является эффективным средством. Для формирования психологической готовности к лидерской деятельности в юношеском возрасте разработана и апробирована программа тренинга «Лидер в тебе».
Ключевые слова: психолого-педагогическая технология, юношеский возраст, лидерская деятельность.