7.2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Раскин И. Л., адъюнкт
Академия управления МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В связи с усиливающейся опасностью терроризма практически все независимые государства столкнулись с необходимостью создания и совершенствования организации и правового обеспечения выявления, предупреждения и пресечения преступлений террористического характера1. В настоящее время в России существует довольно широкий перечень нормативных правовых актов, регламентирующих данные вопросы деятельности органов внутренних дел2.
Система организации и нормативного обеспечения, действующая в Российской Федерации и касающаяся противодействия терроризму, может быть представлена в качестве следующей иерархической структуры, состоящей из групп, в которые можно условно объединить нормативные правовые акты, руководствуясь критериями юрисдикционной принадлежности законов и конкретной их направленности3.
Сегодня наша страна располагает весьма развитой, даже по европейским стандартам законодательной базой противодействия терроризму. Система правового обеспечения организации деятельности ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений террористического характера многогранна и объемна. По объекту регулирования она включает в себя нормативные правовые акты, непосредственно определяющие преступления террористического характера, правовые акты, определяющие органы, обязанные бороться с терроризмом, их полномочия и т.д., и, конечно, нормативные акты, которые определяют полномочия деятельности органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей в общем плане.
1 См.: ст. 24 ФЗ «О противодействии терроризму» от 13 марта 2006 г. №. 35-Ф3 (в ред. от 27.07.2006).
2 См., например: ФЗ РФ от 27.07.2006 № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и ФЗ « противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 29 июля. С. 6, 9; Указ Мэра г. Москвы от 21.05.2007 № 25-УМ «О системе антитеррористической деятельности в городе Москве».
3 Об этом см.: Дуканов О.М., Казак Б.Б. Организационно-правовые
основы противодействия терроризму. - Псков, 2007. С. 155.
В данную систему входят не только нормативные правовые акты, содержанием, а иногда и названием которых являются понятия терроризма как явления, террористических преступлений, полномочия, задачи деятельности антитеррористических органов и подразделений, но и иные нормативные акты, косвенно относящиеся к антитеррористической деятельности. В таких нормативных правовых актах вообще может не содержаться понятий, определений, относящихся к рассматриваемой деятельности. Однако такие акты устанавливают общие, главные, системообразующие принципы деятельности органов внутренних дел в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений террористического характера.
Еще одним из многочисленных оснований классификации нормативных правовых актов является их юридическая сила, а также орган, принявший его. По данному основанию в системе правового обеспечения организации деятельности ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений террористического характера можно выделить два уровня: законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Законы принимаются представительными (законодательными) органами государственной власти и обладают высшей юридической силой. На рассматриваемом уровне главное место занимает Конституция Российской Федерации. Являясь Основным Законом нашего государства, Конституция РФ запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Немаловажное место занимает и Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007). Именно он является свидетельством признания национальным законодательством терроризма в качестве преступного деяния, определяет конкретные виды деяний, являющихся преступлениями террористического характера, устанавливает ответственность за их совершение4.
Поскольку реализация правовых норм, прописанных в материальном праве, возможна на основе норм процессуального права, некоторые положения Уголовно-процессуального кодекса РФ также, на наш взгляд, должны являться составной частью системы правового обеспечения первого уровня. Например, ст. 151 УПК РФ (в ред. от 02.10.2007) регламентирует компетенцию правоохранительных органов, уполномоченных на производство расследования по уголовным делам о терроризме и преступлениях террористического характера.
4УК РФ, 1996. Ст. ст.126, 205-208, 210 и др.
Нельзя не сказать и о нормах Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 18.10.2007). Как известно, привлечение к ответственности за совершение мелкого правонарушения или преступления небольшой тяжести в большинстве случаев влечет за собой предупреждение, совершения более серьезного преступления. Чем больше количество лиц, привлеченных к административной ответственности за правонарушение, к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, тем меньше лиц привлекается к ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в том числе террористического характера. Данная закономерность выявлена и сформулирована учеными давно, и из года в год она находит свое подтверждение5. Схематично рассматриваемая закономерность выражается в виде такой пирамиды:
В рассматриваемом контексте большое предупредительное значение в деле борьбы с преступлениями террористического характера имеют, например, положения КоАП РФ об установлении ответственности за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8); установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9); нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27) и др.
В качестве специализированного нормативного акта, регулирующего порядок реализации государственной политики в сфере борьбы с терроризмом, следует рассматривать Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 13 марта 2006 г. №. 35-ФЗ (в ред. от 27.07.2006). Данный нормативный правовой акт определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, проведение контртеррористических операций, порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции, и социальной реабилитации лиц,
5 См., например: Герцензон А.А., Звирбуль В.К., Карпец И.И. и др. Криминология. М., 1968; А.И. Алексеев, С.И.Герасимов,
А.Я.Сухарев. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001; Смирнов Г.Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация. Екатеринбург, 2004.
пострадавших в результате террористической акции. Он устанавливает положения о правовой и социальной защите лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, ответственность за участие в террористической деятельности, правила контроля и надзора за законностью осуществления борьбы с терроризмом. Именно этот закон возлагает на органы внутренних дел задачи по противодействию терроризмому. Данный законодательный акт является, как видно, сравнительно новым, в связи с чем практика его применения невелика. До принятия названного закона отношения в сфере борьбы с терроризмом регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом». Конечно, следует отдать должное тому, что именно этот Закон сыграл важную роль в формировании правовой базы и системы борьбы с терроризмом. Именно он, в свое время, явился правовым фундаментом для проведения контртеррористической операции в Чеченской республике.
ФЗ «О противодействии терроризму», по сравнению с ранее действовавшим законом «О борьбе с терроризмом», имеет ряд принципиальных новшеств. В первую очередь, это объединение на общенациональном уровне всех сил, имеющихся у российского государства, в целях борьбы с преступлениями террористического характера. Кроме того, ФЗ от 13.03.2006 более детально отражает условия и порядок проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, предусматривает целый комплекс мер политического, социально-экономического, информационно-пропагандистского, организационного характера, направленных на предупреждение и пресечение преступлений террористического характера.
Впервые на законодательном уровне дается определение противодействия терроризму как деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления:
а) по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В новом законе РФ «О противодействии терроризму» конкретно не урегулировано участие ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению терроризма, однако, в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ6 в Закон РФ «О милиции» были внесены следующие изменения:
- дополнена ст. 10 «Обязанности милиции» пунктом 32 «участвовать в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции», а также ст. 11 «Права милиции» пунктом 36 «подразделения милиции и сотрудники милиции, участвующие в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции, наделяются правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
6 Российская газета. 2006. 29 июля. С. 6, 9.
Заметим, что таким специфическим способом была восстановлена законодательная база участия ОВД в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений террористического характера.. Однако предстоит еще очень большая работа по разъяснению ряда понятий, необходимых для целей уголовно-правового регулирования, а следовательно и для качественного пресечения актов терроризма. Так, в ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» не дается понятия и признаков террористической организации, на которую дважды указано в диспозиции ч. 1 ст. 2051 УК РФ. Косвенно она определяется в ст. 24 Закона. В ч. 2 данной статьи закреплено, что организация признается террористической и подлежит ликвидации в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. 205-206, 208, 211, 277-280, 2821, 2822 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.
Не затрагивая некоторую сложность приведенного определения для восприятия, следует отметить, что такое понятие террористической организации следует признать более широким даже в отношении со ст. 2051 УК РФ за счет включения в него ст. 279 (вооруженный мятеж), 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 2821 (организация экстремистского сообщества) и 2822 (организация деятельности экстремистской организации). Такое чрезмерно широкое понятие террористической организации представляется не совсем укладывающимся в рамки самого понятия терроризма, определенного в ст. 3 Закона, и ставит в вязи с этим вопрос об отличии терроризма от экстремизма (также определенного нечетко). Предлагается исключить из определения террористической организации в ст. 24 рассматриваемого Закона преступления, предусмотренные ст. 280, 282'и 2822 УК РФ.
Еще одним пробелом нового закона является диалектически двойственное значение понятия «терроризм» как идеология и «терроризм» как совокупность деяний. Однако далее в тексте Федерального закона эти значения никак не разграничиваются. Заметим, что такой подход законодателя разъединяет реализацию мероприятий правоохранительных органов,по выявлению предупреждению и пресечению преступлений террористического характера, так как одни практические работники понимают терроризм как идеологию, а следовательно ей надо противопоставить другую, более совершенную идеологию, т.е. противодействовать, другие напротив желают пресекать все террористические преступления. Таким образом, налицо разъединение усилий, которое законодательно закреплено в ст. 3 закона «О противодействии терроризму».
Это далеко не полный перечень проблемных вопросов, вытекающих из соотношения нового Федерального закона «О противодействии терроризму» с
нормами действующего УК РФ. Анализ его содержания приводит к выводу, что авторы данного важнейшего нормативного акта, к сожалению, не придали достаточного значения уголовно-правовым средствам противодействия терроризму. Важнейшим среди них является четкое определение понятий и признаков конкретных деяний, служащих инструментом для правоприменителя в борьбе с терроризмом.
Для активизации усилий по борьбе с терроризмом имеются следующие пути: выработка и принятие единых критериев оценки терроризма и террористических проявлений; сближение антитеррористических законодательств стран; принятие единых методик осуществления контртеррористических операций, включая методику проведения переговоров с террористами; регулярное проведение конференций, семинаров, рабочих встреч, встреч специалистов, занимающихся проблемами борьбы с терроризмом.
Целесообразно выработать устойчивые принципы проведения контртеррористических операций, тщательно регламентировать порядок освещения в средствах массовой информации ситуаций, связанных с актами терроризма, и т.д. Чем ближе будут правовые оценки террористических проявлений со стороны разных стран, чем единообразнее подход к вопросам их предупреждения и пресечения, чем активнее и шире взаимодействие в этой области, тем меньше возможностей для маневра в реализации своих намерений останется в этом мире у террористов. В решении этой глобальной и многоаспектной проблемы должны принимать активное участие и политики, и социологи, и психологи, и, конечно, правовые институты различных государств.
Пробелом нового Закона «О противодействии терроризму» является отсутствие в нем каких бы то ни было указаний на поощрение со стороны государства деятельного раскаяния со стороны лиц, участвующих в подготовке террористического акта. Такие действия описаны в примечании к ст. 205 УК РФ, однако даже на первый взгляд очевидны проблемы применения этой поощрительной нормы. В частности, не вполне понятно, каким образом (как процесс или результат) следует понимать «предотвращение осуществления актов терроризма», что может повлечь за собой различное толкование и решение данного вопроса на практике.
В современном мире недостаточно адекватно реагировать на кризисы и конфликты. Надо учиться ими совместно управлять. Это предполагает перенос акцента на разного рода превентивные мероприятия. В долгосрочном плане к ним относится воспитание людей и целых народов в духе культуры, мира, диалога между народами и толерантности.
В дальнейшем совершенствовании нуждаются ведомственные нормативные акты, обеспечивающие организацию деятельности ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений террористического характера. В связи с этим возникает необходимость в разработке Наставления об организации деятельности ОВД по выявлению,
предупреждению и пресечению преступлений террористического характера.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ