«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал
УДК 331.5
Землянухина Н. С.
ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Саратов, Россия
ДИСТАНЦИОННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассматриваются плюсы и минусы, а также основные риски и ограничения, связанные с внедрением дистанционного высшего образования. Проводится анализ проблем при создании информационной образовательной среды. Приводятся примеры успешного использования дистанционных форм обучения. Обосновываются перспективные направления использования дистанционного образования.
Ключевые слова: высшее образование, информационная образовательная среда, дистанционное обучение.
Дистанционное образование является порождением внедрения цифровых технологий во все сферы жизни населения. Элементы дистанционного образования все шире используются в высших учебных заведениях, обязательное наличие информационной образовательной среды закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах, и кажется, что еще немного, и от традиционной системы образования останутся лишь воспоминания, причем лишь те, которые были записаны в цифровом формате.
При этом ученые и педагоги активно пытаются осознать происходящие процессы. По состоянию на март 2018 года в электронной библиотеке elibrary.ru было представлено более 8 тысяч публикаций на тему дистанционного образования.
Неизбежность внедрения дистанционных технологий в сферу образования подтверждает и содержание Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года, где было указано, что « Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:.... решение следующих
задач:.....создание современной и безопасной цифровой образовательной
среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней»[1].
Позитивное значение использования дистанционных форм обучения трудно переоценить. Не вызывает сомнения востребованность дистанционного образования для учащихся, постоянно находящихся в служебных командировках, проживающих в отдаленных районах, имеющих маленьких детей, либо ограниченные возможности здоровья, и т.д. Перспектива получать образование, находясь в любой точке земного
«Гуманитарный научный журнал»
2018, №1
Электронный
научный журнал
шара некоторое время назад воспринималась как фантастика. В современных условиях это становится обыденностью. Возможность совмещать работу с учебой, не тратить время на поездки до вуза и обратно, жить в другом городе, выезжать в командировки, но продолжать учиться - это неполный перечень тех плюсов, которые могут получить студенты, выбравшие дистанционное обучение.
Примерами успешного использования дистанционных форм обучения являются: дополнительное образование или повышение квалификации, разбитое на два блока, первый из которых дистанционный, а второй -очный, вебинары для экспертов Росаккредагентства, проводимые непосредственно перед началом аккредитационной экспертизы, видеолекции на канале YouTube, которыми уже достаточно широко пользуются студенты для освоения тем, вынесенных на самостоятельное изучение, электронные библиотеки и библиотечные системы. Созданная в вузах информационная образовательная среда дает возможность студентам получать большое количество информации об учебном процессе через интернет.
Успешная ориентация в цифровом пространстве свойственна, в первую очередь молодому поколению, при этом привычка искать информацию в книгах на бумажных носителях присуща все меньшему числу обучающихся, поэтому взаимодействие с цифровыми образовательными ресурсами проблем, как правило, не вызывает, и воспринимается обучающимися как само собой разумеющееся действо.
Однако использование дистанционного обучения имеет не только положительные характеристики. Отметим, что дистанционные технологии имеют ограничения по применению. На данный момент с их помощью невозможно привить навыки выполнения лабораторных работ, требующих оборудования, есть ограничения с осуществлением обратной связи, поэтому проблематично выполнение групповых заданий. То есть можно сделать вывод, что применение дистанционного обучения возможно не для всех направлений подготовки и не по всем предметам. Кроме того, необходимо отметить, что процесс получения образования подразумевает не только приобретение профессиональных знаний и умений, но и социализацию студента, которая гораздо эффективнее происходит при очном обучении и живом контакте с преподавателем и одногруппниками.
Можно выделить некоторые риски, связанные с внедрением информационной образовательной среды (ИОС) и дистанционных технологий обучения. Начнем с наполнения ИОС материалами. В вузах эта задача решается различными способами, и далеко не везде размещению подлежат изданные учебные пособия и материалы. Поэтому при использовании информационных образовательных сред велика вероятность нарушения авторских прав как составителями материалов, так
«Гуманитарный научный журнал»
2018, №1
Электронный
научный журнал
и пользователями, имеющими возможность скопировать информацию и использовать по своему усмотрению, не указывая автора.
К рискам, связанным с использованием новых технологий для профессорско-преподавательского состава, следует отнести и то, что при широком внедрении дистанционного обучения появляется возможность существенного сокращения штата преподавателей, полностью подготовивших материалы, необходимые для освоения дисциплин.
Особо отметим, что процесс подготовки материалов для дистанционного обучения и заполнения информационных образовательных сред - дополнительная нагрузка на преподавателей, которая не считается учебной и, как правило, никак не оплачивается, но требует затрат времени. Основная часть этой работы может быть выполнена удаленно, что, с одной стороны, является положительным моментом, но с другой - существенно сокращает свободное время и возможность полноценного воспроизводства рабочей силы. Это еще одно подтверждение тезиса о том, что если при создании интернета надеялись, что люди смогут работать когда угодно и где угодно, то на практике приходится работать всегда и везде.
Уже было отмечено, что дистанционное обучение очень востребовано теми, кто в силу тех или иных причин не имеет возможности посещать очные занятия, или несет при этом большие издержки. Так как дистанционное образование имеет на данный момент ограниченное количество направлений, для указанных лиц выбор профессии может определяться не исходя из перспектив трудоустройства и других мотивов, а исходя из наличия возможности обучаться дистанционно. Данная ситуация может способствовать усилению противоречий в системе профориентации населения [2] (аналогично ситуации, описанной в статье про влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников[3]).
В качестве еще одного недостатка системы дистанционного обучения можно выделить проблематичность (а зачастую полную невозможность) проверки самостоятельности выполнения письменных заданий и тестов. В том числе по этой причине многие преподаватели относятся к дистанционным формам обучения негативно, причем уровень негативизма варьируется от осознания имеющихся проблем, требующих искоренения, до крайней точки зрения, что дистанционное обучение - это профанация образования.
Следует также учитывать, что уровень развития материально-технического и программного обеспечения вузов и обучающихся существенно влияет на возможности применения дистанционных методов обучения. Поэтому в настоящее время процесс проведения видеоконференций может иметь ограничения по количеству одновременно находящихся в эфире.
«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
Резюмируя выше сказанное, отметим, что на наш взгляд при наличии возможности дистанционное обучение лучше использовать наряду с традиционным (т.е. ограничится элементами), или применять его для получения дополнительного образования или повышения квалификации, причем при заочной либо очно-заочной формах обучения.
Более широкое использование дистанционного высшего образования возможно только в случае решения перечисленных выше проблем.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018г. URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425 (дата обращения 8 мая 2018г.)
2. Землянухина Н.С. Противоречия в системе профориентации населения// Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 4-7.
3. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников //Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 36-42.
Annotation. The article discusses the pros and cons, as well as the main risks and limitations associated with the introduction of distance higher education. An analysis of problems in creating an information educational environment is conducted. Examples of successful use of distance learning are given. The perspective directions of the use of distance education are substantiated. Key words: higher education, information educational environment, distance learning.