Научная статья на тему 'Состояние проблемы и перспективы развития инновационной системы России'

Состояние проблемы и перспективы развития инновационной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы и перспективы развития инновационной системы России»

- развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными, автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом,

- высокоразвитая промышленность;

- плодородные сельскохозяйственные угодья и богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности;

- наличие высококвалифицированнойрабочейсилы. Вместе с тем имеющиеся ресурсы используются

недостаточно эффективно. Основными проблемами в промышленности РО являются: технологическая отсталость производства, вьсокая степень износа ос -новных фондов; неэффективная структура промышленности: значительная доля ВПК в производстве промышленной продукции; наличие в структуре промышленности угольной отрасли, где идет процесс реструктуризации; низкая конкурентоспособность продукции.

В связи с этим основной задачей РО является повышение платежеспособного спроса посредством обеспечения экономического роста, роста ВРП за

счет внедрения новых технологий, роста производительности труда, повышения эффективности производства, диверсификации производства, совершенствование региональной нормативной законодательной базы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Т.Т. Социально-экономическое развитие местного сообщества: теоретико-методологические основы: Автореф. дис. ... д-ра экон.наук. Краснодар, 2001.

2. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2004: Докл. Ростов н/Д: Ростовстат, 2005.

4. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства (по итогам социологического опроса). Ростов н/Д: Администрация Ростовской области, Министерство экономики, торговли, между народных и внешнеэкономических связей, 2004.

А.Е. МАТЮХОВ,

аспирант кафедры экономики и финансов ТИУиЭ

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Одна из основных задач современности - это создание системы преобразования знаний и научных исследований и разработок в рыночный продукт. Это достигается в результате работы инновационной инфраструктуры, призванной обес-печить вхождение сектора исследований и разработок в систему рыночных отношений. Российская инновационная система должна быть глубоко интегрирована в мировую с учетом разумного протекционизма в тех направлениях, которые соответствуют национальным приоритетам технологического развития. Выступая на заседании «круглого стола» в рамках VI Московского международного салона инноваций и инвестиций, на тему «О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационно-инвестиционной деятельности», директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Д.В. Ливанов подчеркнул в своем докладе «Стратегии Российской Федерации в области развития науки инноваций на период до 2010 года»: «Сегодня ключевая задача в области создания инновационной сис-темы - это восполнение недостающих или недостаточно развитых ее звеньев». Но существует и еще одна проблема - взаимосвязь этих звеньев, их кооперация. Здесь имеются в виду, прежде всего, финансовые и регулирующие институты, главным образом венчурные технологические фонды, доступная про-

изводственно-технологическая информационная и консалтинговая инфраструктура, создающая условия для рыночного продвижения инновационного продукта.

На сегодняшний момент предприняты основные меры по развитию инновационной инфраструктуры в области создания финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес -проектов на всех стадиях инновационного цикла. Это, прежде всего, создание сети фондов «посевного» финансирования (для разработки прототипа продукта, проведения его испытаний), инициирование программ такого финансирования в государственных академиях наук, расширение государственной поддержки малых инновационных компаний на этапе старта, создание системы страхования возможных убытков компаний на этой стадии, финансовая поддержка инновационных фирм и масштабирование программы «СТАРТ»1, реализуемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Наконец, это стимулирование

1 «СТАРТ» - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития. Основная цель программы заключается в оказании содействия в разработке и промышленном освоении новых товаров и технологий, создаваемых на основе результатов инновационной деятельности.

развития венчурного финансирования и совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов и, главным образом, существенное расширение масштабов деятельности венчурного инновационного фонда, т.е. фонда фондов, призванного капитализировать другие венчурные фонды.

Формой развития производственно-технологичес-кой инфраструктуры являются содействие созданию технопарков при крупных вузах и научных организациях, разработка нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных организаций технопаркам, инновационно-технологическим центрам и бизнес-инкубаторам; разработка нормативно-методической документации для определения статуса этих объектов инфраструктуры при использовании ими государственного имущества для осуществления своей деятельности; расширение масштабов деятельности Российского фонда технологического развития; разработка нормативно-право вых процедур передачи имущественных комплексов инновационно-технологическим центрам и технопаркам в ходе приватизации государственного имущества.

Для взаимодействия институтов инновационной деятельности необходима финансовая поддержка исследований и разработок, проводимых совместно малыми предприятиями, с одной стороны, и вузами и научными организациями - с другой, развитие инновационного пояса в Российской академии наук, внесение инновационной деятельности в типовые уставы вузов в качестве одного из основных видов деятельности и ряд других мер, определение статуса и принятие закона в отношении особых экономических зон и создание на этой основе технико-внедренческих зон в непосредственной близости от крупных научных, производственных, образовательных организаций.

Развитие информационной экспертно-консалтин-говой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности может осуществляться за счет создания и поддержки федеральной региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам, содействия проведению венчурных ярмарок в российских регионах, создания различных специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности, развития тренинг-центров и других элементов инфраструктуры, осуществляющих информационно-консультационные и образовательные функции, как в виде самостоятельных центров, так и при вузах и научных организациях.

Очень важным направлением в развитии инновационной инфраструктуры России являются выставки. Как показало участие в работе VI Московского международного салона инноваций и инвестиций, проходившего во Всероссийском выставочном центре 7-11 февраля 2006 г., выставки обладают наибольшим эффектом в деле распространения новшеств. История выставочно-ярмарочной деятельности в России свидетельствует о ее высокой эффективности как составляющей экономической системы страны. Несмотря на бурное развитие информационных технологий, разработчики которых предоставляют производителям и потребителям все более уникальные возможности, потребность в непосредственном об-

щении остается все такой же сильной, поэтому выставочная деятельность будет нужна и востребована еще долгое время. В Российской Федерации в настоящий момент она является заметным сегментом рынка и фактически приобрела черты самостоятельной отрасли экономики.

Выставки - это своего рода площадка, где могут найти друг друга изобретатели и инвесторы. Именно выставки позволяют инвестору за предельно короткий срок ознакомиться со всем разнообразием идей и разработок и решить, в какой инновационный продукт стоит вкладывать деньги. Выставки формируют рынок инновационной продукции и интеллектуальной собственности, содействуют внедрению в производство наукоемких технологий и разработок, проверяя на практике потребности рынка. Выставки сегодня превращаются в полигон аттестации качества товаров и услуг, инструмент углубленного исследования рынка, становятся индикатором развития экономики.

Важнейшей отличительной особенностью, подчеркивающей эффективность инновационных выставочных мероприятий, является возможность создания и демонстрации информационных и организационных моделей элементов национальной инновационной системы, включая технологические коридоры «НИОКР - производство - рынок», систему подготовки кадров.

По оценке торгово-промышленной палаты, на 1 доллар США, вложенный из федерального бюджета в выставочно-ярмарочную деятельность, возвращается в бюджет 17 долларов. Если конкретизировать, то на Всероссийском научно-промышленном форуме «Рос-сия единая» в 2002-2005 гг. общая сумма зарегистрированных сделок составляла ежегодно более 2,0 млрд руб. Впечатляющими оказались результаты Межгосударственной выставки-ярмарки промышленных технологий, средств производства, товаров и услуг, прошедшей в г. Киеве в мае 2003 г. По данным оргкомитета, в период работы выставки-ярмарки по завершении работы «круглых столов» было подписано два контракта на сумму порядка 1 млн долларов. С высокой коммерческой и политической эффективностью прошла выставка в г. Берлине, посвященная 300-летию основания г. Санкт-Петербурга. Организациями, представленными на стенде Минпромнауки России, было проведено 86 переговоров с представителями деловых кругов Германии. По официальным данным об итогах работы российской делегации на Ярмарке высоких технологий в г. Шеньчжень (Китай) в 2003г., общая сумма зарегистрированных сделок в рамках этого мероприятия составила 10 млн долларов США1.

Первоочередными задачами выставок инновационной направленности являются: - выявление и демонстрация конкурентных преимуществ и высокого уровня научно-технологической среды (системы базовых институтов, научного сообщества), составляющей фундамент наукоемкой экономики, механизмов передачи прав владельцев интеллектуальной собственности

1 http://www.extech.ru/rrscce.htm

на результаты научных исследований, полученных с государственным участием, в центры трансферта технологий и другие элементы инновационной инфраструктуры;

- информационное сопровождение деятельности фондов по поддержке инновационной сферы, начиная от фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок до выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания молодых быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний, способных стать привлекательным объектом для прямых инвестиций и крупных заемных средств;

- информационно-рекламное сопровождение процессов формирования и развития национальной инновационной системы, включая производственно-технологическую, финансовую, информационную инфраструктуру, инфраструктуру подготовки кадров, а также систему мониторинга действующих в России инвестиционных институтов;

- активизация взаимодействия системы государственного управления, структур поддержки инновационной деятельности и инновационных организаций;

- мониторинг и экспертная оценка научно-технического и коммерческого потенциала разработок, проектов и наукоемкой продукции, выявление целевых аудиторий потенциальных потребителей;

- развитие инвестиционного сотрудничества в инновационно-технологической сфере.

Для наибольшего эффекта выставочным центрам необходимо проводить системную работу по формированию методологии подготовки, проведения, сопровождения инновационных выставочных мероприятий, конференций, семинаров как эффективного звена в технологическом коридоре «НИОКР - производство - рынок», реализации выставочных технологий, повышающих эффективность выставочной деятельности. Система мероприятий включает:

- организацию, координацию и поддержку выставочной деятельности научных и производственных организаций и предприятий, инновационных структур во взаимодействии с департаментами Министерства и управлений Агентства, разработку и практическую реализацию современных форм инновационных выставочных мероприятий, обес -печение условий для выведения на рынок результатов научно-исследовательской деятельности;

- сравнительный анализ практики формирования и реализации инновационных выставочных проектов, оценку уровня и профессиональных возможностей выставочных объединений и компаний, разработку экспертно-аналитической системы мониторинга результатов выставок;

- взаимодействие с федеральными, региональными органами власти и организациями (Минобрнауки России, Российская академия наук, Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) по вопросам согласованного планирования, организационного и информаци-

онного обеспечения инновационных выставочных мероприятий;

- анализ проблем выведения на рынок результатов научно-технической деятельности с использованием информационно-рекламных механизмов инновационных выставочных мероприятий; исследование проблем осуществления контроля за ис -пользованием результатов научной и научно-технической деятельности и прав на них, организацию их мониторинга в рамках инновационных выставок;

- разработку и реализацию научного, методического и организационного обеспечения подготовки и проведения инновационных выставок и программных мероприятий, тематического и экспозиционного планирования с учетом приоритетных направлений инновационной деятельности;

- привлечение инвестиционных и консалтинговых структур к подготовке и проведению инновационных выставочных мероприятий, организацию работы консалтинговых центров по вопросам бизнес-планирования, финансирования, правовой охраны и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

- разработку методик сбора, анализа, подготовки адресных тематических потоков информации в СМИ в целях охвата заинтересованной аудитории данными об эффективных управленческих решениях, методических и организационных мероприятиях в области инновационного развития. Особое положение среди выставочных мероприятий занимают многоотраслевые выставки, поддерживаемые на государственном уровне, позволяющие представлять на значительной выставочной территории весь спектр достижений отечественной науки и экономики, что расширяет географию участников и инвесторов, увеличивает приток посетителей, интересующихся разными областями знаний. Наряду со столичными, уже хорошо зарекомендовавшими себя инновационными выставками, такими как Москов-ский международный салон инноваций и инвестиций, «Высокие технологии XXI века» и др., не меньшей известностью среди российских изобретателей и производителей инновационной продукции обладают форум «Россия единая», проводимый в рамках Нижегородской ярмарки, Санкт-Петербургская выставка-конгресс «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции».

На проходивших во время IV Московского международного салона инноваций и инвестиций конфе-ренциях неоднократно поднимался вопрос об отсутствии в стране законодательных актов о выставочно-ярмарочной деятельности. Особенность проведения конференций в рамках салона заключалась в участии представителей властных структур, непосредственно создающих институционально-регулирующую базу инновационной деятельности. Этим подчеркивается роль салона и других инновационных выставок и ярмарок в формировании инфраструктуры инновационной деятельности.

Сегодня даже в крупнейших выставочных организациях нет документа, регламентирующего этот вид деятельности. Поэтому Федеральным государствен-

ным учреждением «Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» был разработан проект концепции стандарта по вы-ставочно-ярмарочной деятельности в сфере инноваций, что позволит решить целый ряд методических проблем.

В заключение можно сказать, что в России создалась уникальная ситуация, когда у инновационного пути развития страны нет открытых врагов ни в одном слое общества. В постановлениях Президента и Правительства России постоянно подчеркивается важность инновационного развития России, практически без проволочек принимаются базовые (пусть часто и сырые) постановления Правительства, связанные с инновационной деятельностью. Во всех ре-

гионах России при губернаторах созданы либо отделы развития, либо отделы инноваций, в 17 региональных работающих ситуационных центрах в анализ всех ключевых характеристик включена или начала включаться статистика инновационной деятельности предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хлунов A.B. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: механизмы реализации: Сборник научных докладов «Технологический прорыв России: стратегическое партнерство государства и бизнеса» /Под ред. AM Лымаря, Б.В. Гагарина. М., 2006.

2. www.extech.ru

Е.В. ГОРБЕНКО, преподаватель кафедры

менеджмента и государственного и муниципального управления ТИУиЭ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Социально-трудовые отношения в условиях современной России существенно трансформируются, характеризуются ростом противоречий, ухудшением социально-психологического климата, продуцированием трудовых конфликтов и различных форм протестного поведения работников, в связи с этим проблемы регулирования трудовых отношений приобретают высочайшую актуальность.

Рыночные реформы в России включают акционирование предприятий, что косвенно приводит к обострению конфликтности и ухудшению социально-психологического климата (СПК) в трудовых коллективах. Существуют разнообразные причины ухудшения СПК в процессе акционирования: значительное увеличение разрыва в оплате труда между руководителями и рядовыми работниками; сокрытие руководством информации об их реальных доходах и источниках; влияние внешних кризисных факторов; снижение жизненного уровня работников; ослабление социальной защищенности работающих; влияние кризисных явлений на предприятии; непоследовательное, противоречивое поведение руководства; невыполнение обещаний руководства; низкая социально-психологическая компетентность руководства; общее пренебрежительное отношение к рабочим со стороны руководства; отношения конкуренции между работниками; несправедливость при оплате труда.

Новые условия производства в период преобразований, зачастую близкие к экстремальным, породили множество новых социальных явлений в сфере труда. Участились профессиональные конфликты, которые сопровождаются возникновением негативных эмо-

ций, перенапряжением физических и психических функций и приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.

Психологический стресс, принимающий массовый характер (популяционный стресс) в коллективах производственных предприятий, может приводить к развитию ситуаций социального риска, для которых характерны массовые состояния сниженной работоспособности, апатии, депрессии либо неконтролируемой агрессии, раздражения, которые выливаются в протестные акции, саботажи, приводящие к нарушению должностных, правовых, технологических и нравственных норм и поэтому являющиеся опасными для нормальной жизнедеятельности предприятия.

Психическое напряжение работников может проявляться в пассивной форме, сопровождающейся депрессией, апатией и уходом из ситуации, а также в активной форме, которая может иметь как конструктивную форму легитимного решения проблем, так и деструктивную форму в виде рискованных социально-психологических ситуаций, забастовок. Социальные ситуации риска являются активной деструктивной формой популяционного стресса. Протестные акции происходят только при достаточно высоком значении интегрального психического напряжения и наличии реальной цели, т.е. достижимого для воздействия объекта, причиняющего страдания и дис -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.