педагогические Горбатов Сергей Васильевич, Добудько Александр Валерьянович, Добудько Татьяна Валерьяновна и другие
науки ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ...
УДК 378.02
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
© 2017
Горбатов Сергей Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Информатики, прикладной математики и методики их преподавания» Добудько Александр Валерьянович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Информатики, прикладной математики и методики их преподавания» Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Информатики, прикладной математики и методики их преподавания» Пугач Ольга Исааковна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Информатики, прикладной математики и методики их преподавания» Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. Запрос на интеграцию различных научно-исследовательских, учебно-методических, правовых, информационных, статистических ресурсов и систем мониторинга в системе образования появился довольно давно, что обусловлено масштабностью и сложностью задачи управления современными образовательными системами, необходимостью обеспечить доступ к актуальной и полной информации правового, учебного, научного, финансового и образовательного характера для всех участников образовательного процесса, значительным количеством низкокачественных псевдоучебных и псевдонаучных ресурсов в сети Интернет, что существенно затрудняет информационный поиск и снижает качество полученных результатов. Невзирая на значительный опыт, накопленный в сфере интеграции разнородных информационных ресурсов и программных продуктов образовательного назначения, в современных педагогических исследованиях отсутствует целостное видение организационно-технологических решений и подходов к формированию единого электронного образовательного пространства, места и роли в нем подсистемы «электронная информационно-образовательная среда вуза». Их разработка и выступает основной задачей данной статьи. Одной из главных причин методологической сложности задачи не только формирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), но и его анализа в конкретном вузе выступает значительная дифференциация между образовательными учреждениями - от ведущих высших учебных заведений (ВШЭ, МГУ, МФТИ), ведущих активную разработку электронных курсов и ресурсов, востребованных далеко за их пределами, до провинциальных вузов, только рассматривающих вопросы внедрения отдельных технологий. Для систематизации наблюдаемого разброса введем понятие «зрелость ЭИОС вуза» и представим пять ее различных уровней. Применяемые на каждом уровне технологические решения и их краткие характеристики также представлены в работе. Проведенное исследование может служить базой для разработки конкретных стратегий развития ЭИОС вуза.
Ключевые слова: образование, электронная информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, системы управления обучением, электронное образовательное пространство, нормативная база образования, технологические решения в образовании, системы менеджмента контента, уровни зрелости ЭИОС вуза.
ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY
© 2017
Gorbatov Sergei Vasilevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of «Computer science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Dobudko Alexandr Valeryanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of «Computer science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Dobudko Tatyana Valeryanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of «Computer science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Pugach Olga Isaakovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of «Computer science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Samara State University of Social Sciences and Education, (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, d. 65/67, e-mail: olpugach @yandex.ru)
Abstract. The request for integration of various research, educational, legal, informational, statistical resources and monitoring systems in the education system appeared for a long time, due to the scale and complexity of the management tasks of modern educational systems, the need to ensure access to timely and complete information to legal, educational, financial, scientific and educational character for all participants of the educational process, a significant number of low-quality pseudocubic and scientific resources in the Internet this significantly complicates retrieval and reduces the quality of the results. Despite the extensive experience in the field of integration of heterogeneous information resources and software of educational appointment, in the modern pedagogical research is missing a holistic view of organizational and technological solutions and approaches to the formation of a single electronic educational space, place and the role in it of the subsystem «electronic information-educational environment of the University». Their development and is the main task of this article. One of the main reasons of methodological challenges not only the formation of AIOS, but his analysis at a particular institution is a considerable differentiation between educational institutions, from leading universities (hSe, Moscow State University, MIPT) that are actively developing e-courses and resources that are in demand far beyond them, to provincial universities, only dealing with the issues of implementation of selected technologies. To systematize the observed scatter, we introduce the concept of «the maturity of AIAS of the University» and will present five different levels. Used at every level of technological solutions and their short characteristics are also presented in work. The study can serve as a basis for the development of specific strategies for the development of EIAS of the University.
Keywords: education, electronic information educational environment, distance learning, learning management system, electronic educational environment, regulatory framework education, technological solutions in education, management systems of content, the maturity levels of AIAS of the University.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с тистических ресурсов и систем мониторинга в системе
важными научными и практическими задачами. Запрос образования появился довольно давно. Наглядно это
на интеграцию различных научно-исследовательских, подтверждают как декларативные документы (напри-
учебно-методических, правовых, информационных, ста- мер, [1]), так и целый ряд практических проектов [2-4] Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21) 309
Gorbatov Sergei Vasilevich, Dobudko Alexandr Valeryanovich, Dobudko Tatyana Valeryanovna and others pedagogical
ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT ... sciences
по созданию платформ для открытого образования и массовых открытых онлайн-курсов [5].
Указанные процессы идут и в российском образовании, находя свое отражение в нормативной базе [6] и практических разработках. Среди известных проектов, разработка которых финансировалась государственными институтами, можно выделить такие порталы, как: Единое окно доступа к образовательным ресурсам; Портал образовательной статистики; ЕИЬгагу; Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); Портал «Российское образование»; Системы управления грантами «РГНФ», «РФФИ»; Официальный сайт министерства образования и др. Необходимость подобных проектов обусловлена, на наш взгляд, тремя основными факторами.
1. Масштабностью и сложностью задачи управления современными образовательными системами.
2. Необходимостью обеспечить доступ к актуальной и полной информации правового, учебного, научного, финансового и образовательного характера для всех участников образовательного процесса.
3. Значительным количеством низкокачественных псевдоучебных и псевдонаучных ресурсов в сети Интернет, что существенно затрудняет информационный поиск и снижает качество полученных результатов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Отдельные аспекты формирования и развития единого электронного образовательного пространства (ЭОС) в России широко обсуждались в педагогическом сообществе. При этом особое внимание уделялось дидактическому аспекту проблемы [7, 8, 10-12].
Анализируя практические аспекты формирования ЭОС, нельзя не отметить, что 2015 году в России была создана и представлена собственная национальная платформа открытого образования. В начале своей работы восемь ведущих вузов (НИТУ «МИСиС», МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО) представили 46 учебных курсов, адаптированных для студентов России. На сегодняшний день на площадке размещено 233 электронных курса [8].
В сравнении с курсами других платформ онлайн-об-учения курсы национальной платформы имеют определенные особенности: все курсы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; все курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах; особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.
В основе разработки онлайн-курсов для данной платформы [8] лежат следующие требования:
- каждый из вузов представляет курсы по своему самому сильному профилю;
- качество учебного материала гарантируется внутренней экспертизой;
- все курсы соответствуют общим требованиям, совместно разработанным участниками проекта;
- тщательная проработка оценочных процедур, их экспертиза;
- развитый механизм идентификации пользователей;
- сотрудничество с вузами.
Тем не менее, внедрение данного проекта в образовательную практику ставит перед администрацией вузов, Министерством образования и науки РФ, педагогическим сообществом целый ряд вопросов экономического, социального, методического и технологического характера [13-31].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Невзирая на значительный опыт, накопленный в сфере интеграции разнородных информационных ресурсов и программных продуктов образовательного назначе-310
ния, в современных педагогических исследованиях отсутствует целостное видение организационно-технологических решений и подходов к формированию единого электронного образовательного пространства, места и роли в нем подсистемы «электронная информационно-образовательная среда вуза». Их разработка и выступает основной целью данной статьи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ работ [13-23] показал, что одной из главных причин методологической сложности задачи не только формирования ЭИОС, но и его анализа в конкретном вузе выступает значительная дифференциация между образовательными учреждениями - от ведущих высших учебных заведений (ВШЭ, МГУ, МФТИ), ведущих активную разработку электронных курсов и ресурсов, востребованных далеко за их пределами ([13]), до провинциальных вузов, только рассматривающих вопросы внедрения отдельных технологий [16-18].
Для систематизации наблюдаемого разброса введем понятие «зрелость ЭИОС вуза» и представим пять различных уровней.
Нулевой уровень. Данному уровню зрелости могут соответствовать только организации с развитой организационной структурой. Как правило, на нулевом уровне зрелости внедрение элементов электронной информационно-образовательной среды происходит постепенно. При этом часть объектов, переведенных в компьютеризованное информационное пространство, сосуществует с принятыми ранее формами и процедурами работы.
Первый (начальный) уровень. На этом уровне, как правило, большая часть объектов электронной информационно-образовательной среды уже внедрена. Изменены локальные нормативные документы, согласно которым использование всеми участниками образовательного процесса ресурсов электронного образовательного пространства является обязательным. При этом, на начальном уровне сформированное™ круг пользователей системы чаще всего ограничен работниками служб технической поддержки, работниками, занимающимися формированием тех или иных справочников и вводом первоначальных данных. Объем преподавателей и студентов, использующих ресурсы электронного образовательного пространства на этом этапе не превышает 10% от их общего числа. Важнейшее значение на этом этапе приобретает повышение квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий в разрезе новых возможностей, подставляемых средой. В ряде образовательных организацией этот этап может характеризоваться «имитацией» деятельности. При таком подходе возможности среды используются только в качестве сопровождения традиционного образовательного процесса. Результаты работы обучающихся загружаются в ту или иную систему уже на этапе аттестации.
Второй (распространяющийся) уровень. На этом уровне, как правило, более 25% преподавателей и обучающихся используют ресурсы информационно-образовательной среды. Характеризуется этот этап постепенной автоматизацией деятельности обслуживающего персонала. Часть отчетности, которая ранее занимала много времени, на этом этапе развития может формироваться автоматически.
Третий (продвинутый) уровень. На этом уровне сформированности электронного образовательного пространства пользуются ресурсами системы более 50% участников образовательного процесса. Значимая часть документооборота происходит в электронном виде в рамках сервисов информационно-образовательной среды. Доля автоматизации внутреннего документооборота может составлять на этом уровне 30-50% от общего объема. На этом этапе многие образовательные организации начинают задумываться над оптимизацией своих бизнес-процессов.
Четвертый (стандартизированный) уровень.
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Горбатов Сергей Васильевич, Добудько Александр Валерьянович, Добудько Татьяна Валерьяновна и другие ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ...
Значимая часть участников образовательного процесса (~70%) постоянно используют в своей работе возможности и ресурсы информационно-образовательной среды. Администрирование образовательного процесса автоматизируется на максимально доступном уровне. Задачи не поддающиеся автоматизации по той или иной причине максимально оптимизируются. Значимая часть внутреннего документооборота организации организуется только в электронном виде. Активным пользователем ресурсов информационной среды становится руководство организации. В системе электронного документооборота начинает внедряться механизм электронного согласования документов. Обычно, на этом уровне уже все сервисы электронного образовательного пространства тесно интегрированы между собой.
Таблица 1 - Возможные варианты прикладных программных решений, используемых в процессе автоматизации информационно-образовательной среды учебного заведения
Уровень Официаль- Система Электрон- Автоматизиро- Система Система
зрелости/ ный сайт управления ная ванная система формирования внутреннего
Подсис- обучением библиотека обеспечения портфолио электронно-
тема деятельности го
приемной документо-
комиссии оборота
Нулевой Сайт- Управление Внутренний Лоскутное Электронное Разрознен-
уровень визитка в на уровне каталог решение портфолио. как ный набор
конструк- учебной (Microsoft собственной правило. приложений
торе сайтов группы (VK, Excel), разработки, либо отсутствует (как правило
(Wix, ucoz) Facebook, доступ к покупное либо выполнено реализован-
и др. Google Класс. внешним решение средствами ных на базе
MoodleCloud) электрон- (БИТ. ВУЗ. При- офисного пакета платформы
ным ёмная комиссия. заинтересов эн- ХСЛредприя-
библиоте- ММИС ными тне).
кам по Приемная учащимися лоскутная
договору комиссия. автоматиза-
1 С:У ниверсигет) ция бизнес -
процессов
Первый Сайг, Управление Каталогиза- Интеграция с Формирование Начальный
(началь- построен- на уровне торы, системой web-поргф олио уровень
ный) ный на базе учебного например. электронного на сторонних инч н| ратгтш
уровень CMS заведения MegaPro документообо- ресурсах, подсистем.
(WbrdPress, (Moodle, рота например. Ручная
Joomla. Etimo do. (БИТ. ВУЗ. При- 4portfolio синхрониза-
1С:Битриг;с. Schoology. ёмная комиссия. ция данных.
MODx; Blackboard. ММИС Около 10%
Drupal, Canvas и др.) Приемная участников
OpenCart, комиссия, образова-
DataLife i С;У ниверсигет) тельного
Engine) процесса
(УОП)
используют
ресурсы
системы
Второй Интеграция Решения на базе :5З;,УОГ:.
(распрос- сервисов CMSMahara Автоматиза-
траня- электрон- ция
ющийся) ной составления
уровень библиотеч- отчетности
Третий Интеграция Интеграция с нои Интеграция с Интеграция 50% УОП.
(продви- с системой другими системы с системой CMS Mahara с Начало
нутый) управления подсистемам системой управления системой оптимизации
уровень обучением учебного управления обучением управления бизнес-
и системой заведения обучением (БИТ. ВУЗ. При- обучением процессов.
электронно- (Moodle, ёмная комиссия, Более тесная
го Edmodo, 1 С:У ниверсигет) интеграция
документо- Schoology, подсистем
Четвер- оборота Blackboard. Система -70% УОП.
тый (Автомати- Canvas и др.) портфолио с Электронное
(стандар- ческое возможностью согласование
тизиро- формирова- автоматизации документов.
ванный) ние контрольных
уровень специально- функций
го раздела
сайта)
Пятый Универсальн >e программное решение, позволяющее автоматизировать все задачи
(стратеги информапион но-образовательнои среды в рамках одного программного решения. На сегодняшний
ческии) уровень день, по нашему мнению, блю ке всех к достижению данной задачи приблизилась фирма «1С»
Пятый (стратегический) уровень. Пользователями ресурсов электронного образовательного пространства являются практически все сотрудники и руководители подразделений, высшее руководство, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся. Управление образовательной организацией осуществляется в рамках единой системы электронного документооборота (включая этап согласования документов). Взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется преимущественно в рамках информационно-образовательной среды в электронном виде. Результаты деятельности обучающихся хранятся в рамках электронной информационной среды и формируют (как правило, автоматически) их портфолио. Итоговые оценки, выставляемые преподавателями, автоматически интегрируются в базу данных системы электронного документооборота. Значимая часть приказов по контингенту формируется автоматически. Кроме этого, на этом уровне зрелости появляется устойчивая необходимость принятия стратегических решений по дальнейшему развитию или моди-
фикации электронного образовательного пространства в контексте постоянно развития информационных систем и технологий.
Применяемые на каждом уровне технологические решения и их краткие характеристики представлены в табл. 1.
В качестве выводов отметим, что формирование и развитие эффективной электронной информационно-образовательной среды - это одна из принципиально важных задач любого образовательного учреждения. На сегодняшний день она связана не только с требованиями рынка образовательных услуг, требованиями, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами, но и является требованием времени. Образование, как и другие сферы жизнедеятельности человека планомерно трансформируется в электронный вид. Проведенное исследование может служить базой для разработки конкретных стратегий развития ЭИОС вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лиссабонская декларация «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей». Брюссель, 2007 [Сайт]. URL: http://docplayer.ru/305617-Lissabonskaya-deklaraciya-universitety-evropy-posle-2010-godamnogoobrazie-pri-edinstve-celey.html (дата обращения: 05.12.2016).
2. Каталог МООС. URL: http://www.mooc-list. com/#sthash.3FApE4FG.dpuf
3. Каталог программных платформ для открытого образования. URL: http://elearning-india.com/Learning-Management-System/
4. Официальный портал дистанционной образовательной платформы Coursera [Сайт]. URL: https://www. coursera.org (дата обращения: 04.11.2017).
5. McAuley A., Stewart B., Siemens G., Cormier D. The MOOC Model for Digital Practice. 2010 [Сайт]. URL: http://davecormier.com/edblog/wpcontent/uploads/M00C_ Final.pdf (дата обращения: 05.11.2017).
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Болотов В.А. Вызовы для современной дидактики // Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - С. 1520.
8. Кларин М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 54-62.
9. Открытое образование [Электронный ресурс]. URL: http://npoed.ru/ (дата обращения: 06.11.2017).
10. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Автоматизация контроля уровня сформированности компетенций бакалавров прикладной информатики с использованием средств электронной информационно-образовательной среды / В сборнике: Информационные технологии в социальной сфере. Материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. Самара, 2016. С. 3-18.
11. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Технология концентрированного обучения студентов в холистичных компьютерных аудиториях единой электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза / Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 263-270.
12. Добудько Т.В., Пугач В.И., Бурцев Н.П., Пугач О.И., Тюжина И.В., Данилюков П.А. Формирование информационно-технологической компетентности магистров педагогического образования в контексте развития электронного образовательного пространства педагогического вуза / Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 182-188.
13. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискус-
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
311
Gorbatov Sergei Vasilevich, Dobudko Alexandr Valeryanovich, Dobudko Tatyana Valeryanovna and others ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT .
pedagogical sciences
сия Я.И. Кузьминов М. Карной // Вопросы образования. 2015. №3. С. 8-43.
14. Фомина А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №1. С. 101106.
15. Климентьева В.В., Климентьев Д.Д. Массовые открытые онлайн-курсы для студентов, школьников и преподавателей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №1 (41). С. 165-169.
16. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.
17. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 12-16.
18. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.
19. Аликина Е.Б., Рожнева И.В. Открытое образование: возможности внедрения // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2016. №2. С. 87-90.
20. Дудина И.П., Михеева О.П., Ярыгин А.Н. Использование сетевых информационных ресурсов в системе дополнительного профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 60-71.
21. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.
22. Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Профессионально-ориентированные компоненты электронной образовательной среды педагогического университета // Преподаватель XXI век. 2017. №1-1. С. 31-39.
23. Федосимов Г.М. Организации социально-педагогического партнерства университетов на основе сетевого взаимодействия // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 35-37.
24. Жданов С.А. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза // Информатика и образование. 2015. № 2 (261). С. 17-21.
25. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.
26. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. 2016. №4 (85). С. 456-467.
27. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
28. Слепухин А.В. К вопросу о построении понятийного аппарата информационных образовательных сред // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2016. №1 (89). С. 153-163.
29. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 498 с.
30. Береснев Д.А., Тихомирова Е.В. Смешанное обучение: методики и технологии для эффективной передачи знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eoi.ru/about/presscenter/publication?detail
=239&page=4 (дата обращения: 05.11.2017).
31. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учебное пособие. М.: МГОУ, 2010. 102 с.
Статья поступила в редакцию 12.11.2017 Статья принята к публикации 26.12.2017
312
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)