Системный анализ и управление
УДК 004.942
A.B. Дьяченко, В.Г. Манжула, A3. Попов, С.А. Морозов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЁННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Современное состояние обгцестватаково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип "образование — через всю жизнь". Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в учебном центре, однако практически у всех есть средства современной связи, в том числе Интернет. Таким образом, актуально представляется задача создания распределённой образовательной системы (РОС) дополнительного профессионального образования (ДПО), базирующейся на интернет-технологиях [1].
С целью определения основных требований, условий функционирования системы, в ЮРГУ-ЭС был проведен эксперимент по обучению студентов заочной формы обучения, проживающих вне кампуса. В качестве программно-технологической платформы выбрана система поддержки обучения через Интернет (ЬМБ) МоосИе. В эксперименте приняли участие более двухсот студентов. В дальнейшем эксперимент был расширен на систему ДПО, и в течение 2007—2009 годов в системе ДПО ЮРГУЭС с использованием Интернета прошли обучение более 600 слушателей, в том числе по программам, согласованным с ИМЦА Рособрнадзора.
Проведенный эксперимент показал, что наличие программных и технических средств не гарантирует успешной реализации проекта, более важную роль играет наличие корректной и оптимально организованной системы управления всем проектом. Особую значимость приобретает устойчивость работы системы в условиях негативных внешних воздействий, таких, как сбои в ра-
боте каналов связи, и серверного оборудования, значительные изменения законодательства, корректировка целей и задач системы в процессе работы, изменение конъюнктуры рынка и т. д.
Многолетний опыт работы в области дистанционного образования показал, что одним из оптимальных решений является разделение функций системы, как минимум — образовательных и административных. При этом в подсистемахдол-жны быть не только независимые каналы обмена информацией с удалёнными объектами (субъектами) системы, но и несколько параллельных каналов, в том числе физически разделенных [2].
Реально, полного разнесения функций получить невозможно. Например, при работе административной системы возникает потребность в информации (как минимум, статистической), которая содержится только в образовательной части. Возникает вопрос оптимального выбора количества межсистемных " шлюзов ", режима их работы и оптимизации количества и содержания передаваемой информации. Количество "шлюзов" и содержание обмена сильно зависят от структуры обеих подсистем, потоков документов, данных, управляющих воздействий и т. п. Все указанное, в свою очередь, зависит от решаемых задач, целей системы и внешних условий. Таким образом появляется задача разработки распределённой образовательной системы, обеспечивающей бесперебойное функционирование при возникновении негативных внешних воздействий, как особой информационно-коммуникационной среды с элементами самоадаптации.
Анализ функционирования РОС целесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения к идеализированной.
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 6'2009
При построении моделей могут быть использованы следующие процессы и подпроцессы обучающей и административной сред [3].
Обучающая среда
1. Организация доступа к среде: регистрация слушателя в обучающей среде; подтверждение аккаунта слушателя, назначение роли и прав доступа.
2. Обучение:
получение учебной информации (чтение учебников, пособий и т. д.); самоконтроль;
запрос информации (вопросы в off-line, интерактивное общение и т. п.);
выполнение деятелыюстных элементов (виртуальные практикумы, тренажеры, wiki и т. д.).
3. Контроль (аттестация): промежуточное тестирование; итоговое тестирование; письменная работа или открытый тест.
Административная среда
1. Маркетинговые исследования: изучениерынкатрудаиобразовательныхуслуг; разработка рекомендаций по номенклатуре,
содержанию и стоимости учебных программ.
2. Проектирование учебной программы: разработка учебного плана; разработкаучебно-методического обеспечения; разработка контрольно-измерительных материалов;
разработка программно-технических средств; размещение готовой программы в информационной среде.
3. Реализация учебной программы: обеспечение функционирования информационно-технических средств реализации учебной программы;
контроль соблюдения условий обучения (оплата, право доступа куровню и т. д., наличие всех необходимых документов) , разрешение доступа к среде; формирование графика обучения; обеспечение ответов на запросы слушателей; контроль прохождения этапов обучения (в том числе, например, модулей учебной программы, промежуточной и итоговой аттестации).
4. Документооборот:
приём документов слушателя; регистрация слушателя в БД административной среды, формирование личного дела (карточки);
отражение в документации этапов прохождения учебной программы;
формирование статистической отчётности для вышестоящих организаций;
формирование планов работ, сбор отчётности об их выполнении.
5. Выдача документа об образовании: обеспечение бланками документов об образовании;
формирование аттестационных (экзаменационных) комиссий;
контроль проведения итоговой аттестации; заполнение бланка и выдача документа.
6. Управление ресурсами: приём оплаты за обучение; финансирование разработки учебной программы;
оплата функционирования информационно-технических средств (трафик, связь, аренда оборудования и т. д.);
обеспечение материально-технического снабжения;
кадровое обеспечение; бухгалтерское обеспечение; информационное обеспечение (литература, программы, компакт-диски идр.).
Следует отметить, что приведённый перечень процессов и подпроцессов не является исчерпывающим, в то же время он достаточен для иллюстрации рассматриваемых положений.
Модели могут представляться в виде структурных и функциональных схем, с детализацией, как правило, в нотациях ШЕБО и ШЕБЗ, однако могут быть использованы специфические объекты и функции, введенные дополнительно.
Примерами таких моделей могут служить процессы обучения с точки зрения преподавателя и с точки зрения студента.
Можно выделить несколько видов структуры обобщенной модели РОС.
Первый предельный случай — использование двух полностью независимых подсистем — обучающей и административной.
Обучающая подсистема полностью автоматизирована и не требует управляющих воздействий в процессе обучения. Такой подход возможен, например, в режиме экстерната, самообразования и т. п. Фактически в этом случае организация процесса обучения возложена на программно-технические средства и самого пользователя, который просто следует по заранее установлен-
í
ной траектории обучения. Важное замечание: при таком подходе не может быть выдан документ об образовании государственного образца, так как для этого необходимы действия обучаемого не только в среде обучения, но и в среде управления — итоговая аттестация, официальное оформление документов и т. п.
Другой предельный случай — максимальная интеграция административных и обучающих сред. Контроль процесса осуществляется путем формирования отчётности на каждом этапе, отсутствие отчёта влечет запрет перехода к следующему этапу. Недостатоктакого подхода — крайне высокая заорганизованность процессов обучения, высокая чувствительность к изменениям законодательства, кратковременным сбоям в системе (из-за наличия жесткого графика сбой практически недопустим), невозможность быстрого реагирования на изменение конъюнктуры. Де-факто эта модель чисто теоретическая, так как функционировать в реальных условиях не может.
Таким образом, наиболее эффективны системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколько технологий управления и обучения, включённых в распределенную и диверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволяет снизить влияние ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменения законодательства, конъюнктуры и т. п. Опыт показал, что наиболее устойчивы структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционирует ограниченный набор узлов и связей модели.
В настоящее время предстоит решить задачу оптимизации структуры РОС с точки зрения её экономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а также реализовать функции самонастраивания системы при изменении внешних факторов.
Решить указанные задачи можно путём разработки детализированных сетевых моделей РОС, учитывающих внешние воздействия непосредственно на процессы управления и обуче-
Системный анализ и управление
ния, построение на основе этих моделей обобщенных функциональных схем РОС, определение максимально достоверных критериев структурной оптимизации и наборов правил взаимодействия узлов сети РОС, обеспечивающих полную или частичную самоадаптацию всей системы.
Необходимо отметить, что важнейшим фактором является система поддержки обучения через Интернет. Как указывалось выше, в качестве платформы для построения РОС выбрана LMS Moodle и это не случайно: Moodle очень удобнадля решения задачи организации дистанционного обучения. Среди ее достоинств крос-сплатформенность, русифицированный дружественный интерфейс, обширная справочная система, богатый набор форм и методов подачи материала. Moodle ориентирована на эффективные коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, реализует среду обучения, в которой студенты могут взаимодействовать с учебными материалами, с преподавателями и друг с другом [4].
В Moodle не предусмотрена полноценная работа с академическими группами так, как их понимают в отечественных учебных заведениях, не предусмотрены также учебный план, расписание , сводные ведомости отметок по различным дисциплинам (курсам) и другие неотъемлемые атрибуты учебного процесса. Поэтому организации, начинающие внедрение Moodle, сталкиваются с вышеописанными проблемами.
Для устранения указанных проблем предлагается система "Электронный деканат" (Free Dean's Office), которая разрабатывается сообществом российских программистов как открытый проект под лицензией GNU GPL. В разработке принимает участие официальный партнер Moodle в России компания "Открытые технологии" (http://www.opentechnology.ai/) при участии таких вузов, как ЮРГУЭС, Сибирская автодорожная академия и др., а также ЦО "Технологии обучения". Первоочередной задачей проекта "Электронный деканат" (далее ЭД) является адаптация СДО Moodle к особенностям организации учебного процесса в отечественных учебных заведениях, а в перспективе — разработка гибкой системы автоматизации бизнес-процессов в вузах. Система разрабатывается как модуль СДО
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 6'2009
а)
Вопросы к ППО
ГОС РПД
' лг
Итоговая Результат оценка самоконтроля
Бланк ведомости
Технологическое обеспечение
Инструкции
Консультации 0тветь| на вопрось|
Формирование отчетов
АО
Информационно-техническое обеспечение
б)
Консультации ППС
Методические указания Инструкции Знания
с предыдущих этапов
Ответы на вопросы
Получение информации
АО
Учебные пособия, учебники
Усвоение информации
АО
Учебно-методические пособия
Самоконтроль
АО
Контрольные вопросы, тесты
Результаты самоконтроля
Вопросы к ППС
Итоговый контроль
Итоговая оценка
Знания, компетенции
Контрольно-измерительные материалы
Процесс обучения: а — преподаватель; б — студент
4
Системный анализ и управление^
Moodle и сама имеет развитую модульную архитектуру, позволяющую адаптировать её под потребности каждой организации без модификации кода базовой системы.
Подробную информацию о разработке можно найти в Интернете по адресам: http:// sourceforge.net/projects/freedeansoffice/ и http:// www.infoco.m/course/view.php?id=19.
Решить задачи разработки и развития ЭД невозможно без диалога между разработчиками и представителями вузов — педагогами, администрацией, бухгалтерией и др. Большое внимание уделяется мониторингу мнений будущих пользователей о том, что и как они хотят делать в ЭД, их пожеланиям к интерфейсу ЭД. Для этого на сайте http://infoco.rn/ открыт соответствующий раздел, в котором обсуждаются структура и возможности ЭД, модель бизнес-процессов, протекающих в учебных заведениях, и её реализация в ЭД. Там же открыто несколько wiki-пространств, в которых редактируются форматы типовых бланков отчётной документации для средней и высшей школы.
Исходный код ЭД доступен в разделе проекта http://www.sourceforge.net/. Там же находятся формы для оповещения разработчиков об ошибке, отправки пожеланий или фрагментов кода.
Важно, что связка Moodle + ЭД полезна не только учебным заведениям, реализующим программы заочной формы обучения, но и для автоматизации управления учебным процессам дневной и вечерней форм. Прежде всего это вузы, но не только: модульная архитектура и открытость исходного кода дают возможность адаптации под нужды любых организаций, например при построении корпоративных систем повышения квалификации. Важное преимущество ЭД заключается в том, что он разрабатывается российским сообществом программистов. Это даёт быструю обратную связь и возможность заказать разработку нужных заказчику возможностей системы. Система динамично развивается благодаря новым клиентам, каждый из которых, заказывая разработку недостающих ему возможностей, вносит вклад в расширение функций и возможностей системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко A.B. Преимущества СПО для образовательных организаций // Информационные технологии в науке и образовании: Матер. Меж-дунар. науч.-практ. интернет-конференции. Октябрь 2009 — март 2009; Применение MOODLE в сетевом обучении: 111 Всерос. семинар. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2009. С. 62, 63.
2. Дьяченко A.B. Универсальная схема данных для системы автоматизации управления учебным процессом для проекта FREE DEANS OFFICE (электронный деканат) // Информационные технологии в науке и образовании: Матер. Междунар.
науч-практ. интернет-конференции. Октябрь 2009 — март 2009; Применение MOODLE в сетевом обучении: 111 Всерос. семинар. Шахты. Изд-во ЮРГУЭС. 2009. С. 63, 64.
3. Попов А.Э., Дьяченко A.B., Мяэтос В.К. Модели построения распределенных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 61—68.
4. Горбунова Е.И., Кревский И.Г., Лшвиненко М.В. Организация дистанционного обучения в вузе: теория и практика. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2007. 324 с.
УДК 519.866
П.Н. Победаш
АНАЛИЗ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО ПОДХОДА
При многокритериальной оценке привлека- го) анализа в большинстве случаев лицам, при-телыюсти инвестиционного проекта (ИП) на нимающим решение (ЛПР), достаточно клас-этапе предынвестиционного (предварительно- сифицировать его как заведомо неприемлемый