Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 2 (357). История. Вып. 62. С. 77-82.
УДК 94(470):321.64 ББК 63.3
А. А. Фокин
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В ПОЗДНЕМ СССР
Статья подготовлена при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (проект МК-1509.2014.6) «Взаимоотношение власти и общества в СССР 1960-1970 гг.».
Приводится план организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению выборов в Верховный Совет СССР в Челябинской области в июне 1974 г. Анализируются основные этапы и принципы подготовки выборов в СССР. Деятельность Обкомов и Горкомов была направлена на подбор и обеспечение всем необходимым избирательных участков, подготовку кадров избирательных комиссий, печать бюллетеней. В проведении выборов были задействованы различные общественные и государственные организации. Приводятся данные о размерах финансовых затрат на проведение организационно-технических мероприятий. Анализ архивных материалов говорит о том, что выборы в СССР были довольно сложным, трудоемким и затратным процессом. Вышестоящие структуры стремились к тому, чтобы выборы прошли максимально в соответствии с законом, дабы в реальности обеспечить волеизъявление народа.
Ключевые слова: история СССР; власть и общество; выборы; Верховный Совет СССР; депутаты; советская демократия.
В 1957 г. ЦК КПСС принимает постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», направленное на усиление роли Советов в жизни государства и общества. Одним из элементов развития системы Советов был вопрос об организации и проведении выборов. Несмотря на то, что выборам в СССР отводили важную роль, в современной историографии им уделено крайне мало работ в связи с представлением о них как о своеобразной ширме, которая был призвана создавать иллюзию демократии1. В существующих работах по советским выборам акцент делается на изучение хода голосования, в то время как процедура подготовки выборов остается нераскрытой.
Выборы в СССР можно разделить на общественные, выборы в профсоюзы и другие общественные организации, партийные, только для членов КПСС, и государственные, в них участвовало практически все население страны. Партий-
1 Меликова, Н. М. Исторический опыт функционирования советской избирательной системы...; Веняминова, А. А. Избирательный процесс в советском государстве...; Мо-тревич, В. П. Выборы в Верховный Совет СССР 1946 г..; Салагубов, Д. Ю. Советская избирательная система конца 1930-х годов.; Voting for Hitler and Stalin.; Бушева, А. А. Представление современников о механизме выборов.; По-досинников, А. Ю. Опыт проведения избирательных кампаний в СССР.; Журавлев, В. П. Избирательное законодательство и выборы в 1937-1987.
ные выборы осуществлялись согласно Уставу КПСС (в данном случае в редакции XXII Съезда КПСС), в котором указывалась выборность всех руководящих должностей снизу доверху, этот принцип воспринимался как база для внутрипартийной демократии и препятствие для разного рода нарушений, подобных культу личности. Государственные выборы состояли из выборов Народных судей и выборов в Советы разного уровня. Верховный Совет СССР состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, куда выбирались прямым и тайным голосованием. Помимо выборов в Верховный Совет и Совет Национальностей в регионах необходимо было укомплектовать местные Советы. Они делились на поселковые, сельские, райсоветы в городах, горсоветы областного подчинения, райсоветы областного подчинения и областные Советы. Так, в Челябинской области в 1967 г. функционировало 267 Советов разного уровня, в которые были выбраны 18500 депутатов, а в 1969 г. было 280 Советов и 18263 депутатов, и с каждыми выборами, в связи с ростом населения, количество депутатов увеличивалось.
Ответственными за проведение выборов в области выступал Обкомы или Горкомы КПСС и Исполнительные комитеты областных Советов депутатов трудящихся. После принятия решения о проведении выборов на союзном уровне в области принимается постановление о подготовке и
проведении выборов. На основании Положения о выборах в Верховный Совет СССР районные, городские, поселковые и сельские Советы должны были разработать и утвердить планы организационно-технических мероприятий по подготовке к выборам. Далее необходимо было составить списки избирателей, образовать и опубликовать избирательные участки, утвердить состав избирательных комиссий и провести с ними инструктивные совещания. Избирательный процесс охватывал значительное количество населения. Так, на выборах в местные Советы в 1969 г. было образовано 985967 окружных избирательных комиссий, в составе которых насчитывалось 3660959 человек1. Если добавить к этому количество самих кандидатов, их доверенных лиц и агитаторов и соотнести с общей численностью населения на 1969 г., которая составляла около 240 млн человек, то мы получим около 2 %. То есть каждый 50 житель СССР был непосредственно связан с проведением выборов.
На них возлагалась обязанность подобрать для избирательных участков, клубов избирателей и агитпунктов соответствующие помещения, обеспечить их топливом, освещением, инвентарем, а также необходимой литературой, справочным материалом, газетами и журналами. Периодически отмечалось, что «в некоторых районах недостаточно продумано были подобраны помещения избирательных участков, которые располагались на 3-4 этажах школ и домов культуры. Вследствие недостаточного внимания к составлению и сверке избирательных списков фамилии отдельных избирателей оказались пропущенными, и они голосовали по дополнительным спискам, а часть избирателей выбыла, не отметившись на избирательных участках»2.
Следующим шагом был инструктаж членов Участковых избирательных комиссий по всем вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, особенно обращали внимание на вопросы техники выборов и организации работы на избирательных участках. Этот аспект указывает на два момента. Во-первых, вышестоящие структуры стремились к тому, чтобы выборы прошли максимально в соответствии с законом, дабы в реальности обеспечить волеизъявление народа. Данная идея противоречит подходу к выборам как к иллюзии и симуляции, поскольку в этом случае сложно объяснить, зачем власти разного уровня прикладывали огромное количество усилий для соблюдения формальностей, если их
можно было игнорировать и добиваться не реальной явки и голосования, а просто показывать нужные проценты. Во-вторых, в силу неподготовленности местных кадров зачастую возникали проблемы с проведением выборов. Незнание советских законов, и особенно избирательного законодательства, могло привести к срыву выборов или аннулированию результатов: «Еще не все Участковые комиссии практически включились в работу, часть из них не имеет планов работы, четко не распределила своих обязанностей, не изучила Письмо Центризбиркома о работе Участковых избирательных комиссий и Положение о выборах»3; «Кроме того, по 5 избирательным округам выборы признаны недействительными в связи с допущенными нарушениями Положения о выборах. В Архангельской области по избирательным округам 56, 57, 58 был изготовлен один бюллетень. В результате в день выборов за каждого из трех кандидатов голосовали одновременно избиратели трех округов, тем самым оказалось невозможно установить итоги выборов по каждому из округов. По избирательному округу 12 Ивановской области кандидатом был зарегистрирован Котов Анатолий Николаевич, а бюллетень был изготовлен на Котова Алексея. По этому бюллетеню и проводилось голосование. В Татарской АССР по избирательному округу 25 в бюллетень вместо тракториста совхоза Каримова был включен тракторист этого же совхоза Горшков»4. Подобные казусы могут быть объяснены как халатностью, так и выходом за установленные правила игры. Советская демократия требовала, чтобы ее воспринимали как истинное народовластие, а люди, по чьей вине произошли описанные инциденты, понимая, что итоги выборов известны, решили обойти существующие правила. Зачем печатать три бюллетеня, если можно сделать один на трех кандидатов? Но вышестоящие инстанции оказались не согласны с подобной логикой и заставили провести процедуру заново согласно букве закона.
Помимо членов Участковых избирательных комиссий разъяснительную работу необходимо было вести и с населением. Так, в преддверии выборов требовалось организовать широкое знакомство граждан с Конституцией СССР и РСФСР и Положением о выборах. Эту работу возлагали как на депутатов и актив Советов, так и на культурно-просветительские учреждения и отделения общества «Знание». Помимо прочего они должны были организовать справочную работу по во-
1 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 14. Л. 6.
2 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 24. Л. 55.
3 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 1731. Л. 18.
4 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 24. Л. 114.
просам выборов, чтение лекций и докладов, проведение бесед, вечеров художественной самодеятельности, демонстрацию фильмов и т. п. Например, при проведении выборов в Верховный Совет СССР в 1966 г. в Челябинской области было открыто и действовало 1942 агитпункта, массово-разъяснительную работу среди избирателей проводили 56320 агитаторов. В разъяснении материалов XXIII съезда партии принимали участие 3865 человек из числа работников горкомов и райкомов, секретарей первичных партийных организаций. Ими было прочитано 8250 докладов на партийных и рабочих собраниях по материалам съезда1. Но, как и в случае с членами Участковых избирательных комиссий, количество не всегда означало качество, и в ходе проверок вскрывались недостатки: «Недостаточно проводят агитацию за кандидатов и агитаторы, поэтому неслучайно, что дежурный агитатор т. Новосельцев на агитпункте участка № 78/519 записал: "Посетители жалуются на малую работу с ними по выборам, даже, говорят, не знаем, за кого будем голосовать, кто они, что они за люди?" То же самое показывает беседа с избирателями на избирательном участке № 61/502. Крайне недостаточно для агитации за кандидатов ВС СССР используются кинотеатры, агитплощадки, встречи с депутатами местных Советов. На многих избирательных участках города неправильно оформлены аншлаги, не указано, в какой орган власти проводятся выборы, нет учета предложений и замечаний избирателей, а на ряд предложений нет никаких ответов»2.
В подготовку к выборам включались представители различных организаций. Областное агентство «Союзпечать» и областная контора книготорга должны были снабдить города и районы Положением о выборах, областное управление торговли и правление облпотребсоюза отвечали за обеспечение избирательных комиссий канцелярскими принадлежностями, а также свечами и лампами. Областное управление издательств, полиграфии и книжной торговли было ответственным за своевременное выполнение заказов Окружных избирательных комиссий по изготовлению избирательных бюллетеней. Областное производственно-техническое управление связи устанавливало телефонную связь Участковых избирательных комиссий с центрами районов и городов, а также обеспечивало своевременное прохождение всех телеграфных и телефонных сообщений избирательных комиссий и райгори-
1 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 58. Д7 13. Л. 53.
2 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 1731. Л. 18.
сполкомов. На отдельных избирательных участках устанавливались рации для возможности оперативного контакта3.
Такой комплекс мер по подготовке и проведению выборов требовал и значительных финансовых затрат. Средства отпускались на командировочные, почтовые, телеграфные, телефонные, канцелярские расходы, оборудование и содержание помещений, заработную плату техническим работникам, проведение совещаний и др. В расходах Окружных избирательных комиссий основная часть ассигнований предусматривалась на печатание и транспортировку избирательных бюллетеней. Финансирование при этом шло в кредит, но в рамках установленных сумм. Если обратиться к расходам избирательных комиссий по выборам Верховного Совета девятого созыва в 1974 г. по Челябинской области, то можно обнаружить довольно существенные разрывы между отдельными комиссиями. Так, Участковая избирательная комиссия в городе Карабаш получила всего 280 р., в то время как комиссия в Ленинском районе г. Челябинска - 2100 р. Прежде всего это определялось как количеством избирателей и соответственно накладных расходов на каждого из них, так и разницей между областным центром и городами области. Любопытно, что в смете расходов есть разделы, посвященные закрытым городам, которые являлись государственной тайной, но жители которых должны были иметь возможность реализовать свои политические права. Челябинск-65 получил 800 р., Челябинск-70 - 530 р., Златоуст-36 - 400 р., Кар-талы-6 - 150 р. Самое большое финансирование выделялось общему отделу облисполкома, который на Участковые избирательные комиссии получил 5000 р., а на Окружные избирательные комиссии 12900 р., но в эту сумму входили расходы по выборам в Совет Национальностей в размере 9500 р. В итоге выборы в Верховный Совет СССР обошлись бюджету в 96100 р.
Более подробно можно остановиться на комплексе мер по проведению выборов в Верховный Совет СССР в Челябинской области в 1974 г.8 Дата голосования была назначена на 16 июня 1974 г., а подготовка началась еще в марте. 28 марта Орготдел облисполкома провел совещание секретарей райгорисполкомов по вопросу проведения выборов в Верховный Совет СССР, они, в свою очередь, до 2 апреля должны были проинструктировать председателей и секретарей исполкомов сельских и поселковых Советов. В целом именно на Орготдел облисполкома и рай-
3 Там же. Л. 20.
горисполкомы ложилась основная ноша по организации избирательного процесса. Именно они были ответственными за то, что в период с 3 по 13 апреля должны были пройти собрания и заседания общественных организаций, обществ и коллективов трудящихся по выдвижению представителей в состав Окружных избирательных комиссий. После выборов состав избирательных комиссий утверждался на заседании облисполкома и публиковался в областной газете «Челябинский рабочий», а также в районных и городских газетах, контроль за этим осуществлял секретарь челябинского облисполкома М. Е. Колесников. Он же 17 апреля провел инструктивное совещание председателей и секретарей Окружных избирательных комиссий. До 22 апреля райгориспол-комам следовало принять решения об образовании избирательных участков и опубликовать их в газетах или отдельными плакатами. Поскольку выборы одновременно проходили как в Совет Союза, так и в Совет Национальностей, каждый избирательный участок обязан был иметь два номера. Далее райгорисполкомы до 6 мая принимали решения об утверждении состава Участковых избирательных комиссий и доводили эту информацию до населения через печать. Информацию о председателях и секретарях Участковых избирательных комиссий следовало до 8 мая передать в Окружные избирательные комиссии и облисполком. После этого с председателями и секретарями Участковых избирательных комиссий следовало провести инструктивное совещание.
В период с 3 по 14 мая общественные организации должны были провести собрания коллективов трудящихся по поводу выставления кандидатов в депутаты Верховного Совета, а также предоставить в окружные избирательные комиссии заявления кандидатов о согласии баллотироваться, после чего Окружные избирательные комиссии регистрируют кандидатов и отправляют протоколы в Центральную избирательную комиссию. До 15 мая райгорисполкомы должны были закончить составление списков избирателей и сообщить эти данные Окружным избирательным комиссиям. Интересно, что данные списки должны были быть обнародованы с целью знакомства избирателей с ними. После их опубликования и до дня голосования избиратели, при перемене места жительства, могли получить «Удостоверение на право голосования». Дабы предоставить возможность проголосовать каждому гражданину СССР, следовало образовать участки в пассажирских поездах дальнего следования и аэропортах. Определив число избирателей, Окризбиркомы
заказывали типографиям избирательные бюллетени и до 31 мая рассылали их Участковым избирательным комиссиям. Также до 21 мая необходимо было проинформировать избирателей о зарегистрированных кандидатах, а с 26 мая по 16 июня широко информировать избирателей о дне и месте голосования.
Еще одним важным аспектом была логистика избирательного процесса. Орготдел облисполкома совместно с райгорисполкомами должен был разработать порядок доставки протоколов голосования в Окружную избирательную комиссию и Центральную избирательную комиссию. До 8 июня следовало проверить готовность избирательных комиссий к работе и их обеспеченность всем необходимым, а до 6 июня провести областное радиосовещание по вопросам готовности избирательных участков, контроль за этим осуществлял лично секретарь челябинского облисполкома М. Е. Колесников. В преддверии выборов Орготдел разрабатывал порядок предоставления данных о явке избирателей в день выборов, поскольку в день выборов и сразу после них, 17 июня, необходимо было срочно отправить телеграммы и протоколы голосования в Центральную избирательную комиссию. Финальным штрихом был прием документов от Окружных избирательных комиссий Орготделом облисполкомов.
Все это показывает, что выборы в СССР были довольно сложным, трудоемким и затратным процессом. Несмотря на разного рода нарушения, вплоть до выброса бюллетеней на местах, центральные органы власти всячески старались избежать этого и стремились к максимальному соблюдению законности. В условиях безальтер-нативности именно строгое следование букве закона позволяло усилить легитимность выборов среди населения. По сути, происходил символический обмен, когда граждане выражали коллективную поддержку существующей системе в обмен на сохранение стабильности и порядка. Особенно это характерно для позднего социализма, когда происходит расширение норм допустимого и власть уже не может осуществлять масштабный контроль и принуждение, поэтому на первый план выходит идея доверия. А для стабильных доверительных отношений между властью и обществом необходимо было быть уверенным в правилах игры, в том, что их не нарушит ни одна из сторон. В силу этого партийно-государственный аппарат тратил значительные усилия на соблюдение правил и порядка в ходе организации и проведения выборов.
Библиографический список
1. Бушева, А. А. Представление современников о механизме выборов в Верховный Совет СССР после Великой Отечественной войны / А. А. Бушева, А. А. Слезин // Вестн. Тамб. гос. тех. ун-та. 2011. Т. 17, № 4. С. 1126-1130.
2. Веняминова, А. А. Избирательный процесс в советском государстве : 1917 - начало 1990-х гг. : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
3. Журавлев, В. П. Избирательное законодательство и выборы в 1937-1987 гг. [Электронный ресурс] / В. П. Журавлев, В. В. Фортунатов. URL : http://www.rcoit.ru/elect_history/detail.php?ID=17084.
4. Меликова, Н. М. Исторический опыт функционирования советской избирательной системы. 1936-1985 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2001.
5. Мотревич, В. П. Выборы в Верховный Совет СССР 1946 г. // Документ. Архив. История. Современность. 2009. Т. 10. С. 372-381.
6. Подосинников, А. Ю. Опыт проведения избирательных кампаний в СССР во второй половине XX века (на примере организации выборов депутатов Верховного Совета от Курской области) / А. Ю. Подосинников, В. В. Коровин // Изв. Юго-Запад. гос. ун-та. Сер. «История и право». 2012. № 1-2. С.236-240.
7. Салагубов, Д. Ю. Советская избирательная система конца 1930-х годов : конституционный фасад и правоприменительная практика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 2. С. 78-80.
8. Voting for Hitler and Stalin : Elections Under 20th Century Dictatorships. Campus Verlag, 2011.
Сведения об авторе
Фокин Александр Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Челябинского государственного университета.
aafokin@yandex.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 2 (357). History. Issue 62. P. 77-82.
ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL MEASURES OF THE ELECTORAL PROCESS IN THE LATE USSR
A. A. Fokin
PhD, Associate Professor of the Department of Russian History, Chelyabinsk State University. aafokin@yandex.ru
The article provides a plan of organizational and technical measures for the preparation and holding of elections to the Supreme Soviet of the USSR in Chelyabinsk region in June 1974, as well as an analysis of the main steps and guidelines for the preparation of elections in the Soviet Union. Activities of Regional and City Party Committees focused on the selection and provision of all the necessary things for polling stations, training of election commissions, printing ballots. Various public and government organizations were involved in the election. The author provides data on the size of the financial costs of the organizational and technical measures. The analysis of archival materials suggests that the elections in the Soviet Union were quite a complex, time-consuming and costly process. Higher structures sought to ensure that the elections were held in maximum accordance with law in order to ensure the realization of people's will.
Keywords: history of the Soviet Union; government and society; elections; the Supreme Soviet deputies; Soviet democracy.
References
1. Busheva, A. A. and Slezin, A. A. (2011) "Predstavlenie sovremennikov o mehanizme vyborov v Verhovnyj Sovet SSSR posle Velikoj Otechestvennoj vojny" [=Idea of contemporaries of the mechanism of
82
A. A. 0OKUH
elections to the Supreme Council of the USSR after the Great Patriotic War], in: Vestn. Tamb. gos. teh. un-ta. T. 17, № 4. S. 1126-1130. (in Russ.).
2. Venjaminova, A. A. (2008) Izbiratel'nyjprocess v sovetskom gosudarstve : 1917- nachalo 1990-h gg. [=Electoral process in the Soviet state: 1917 the beginning of the 1990th]: dis. ... kand. jurid. nauk. Krasnodar. (in Russ.).
3. Zhuravlev, V. P. and Fortunatov, V. V. Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i vybory v 1937-1987 gg. [=Electoral laws and elections in 1937-1987] [Jelektronnyj resurs]. URL : http://www.rcoit.ru/elect_history/ detail.php?ID=17084. (in Russ.).
4. Melikova, N. M. (2001) Istoricheskij opytfunkcionirovanija sovetskoj izbiratel'noj sistemy. 1936-1985gg. [=The historical experience of the Soviet electoral system, 1936-1985]: dis. ... kand. ist. nauk. M.
5. Motrevich, V. P. (2009) "Vybory v Verhovnyj Sovet SSSR 1946 g." [=Elections to the Supreme Soviet of the USSR, 1946)], in: Dokument. Arhiv. Isto-rija. Sovremennost'. T. 10. S. 372-381. (in Russ.).
6. Podosinnikov, A. Ju. and Korovin, V. V. (2012) Opyt provedenija izbiratel'nyh kampanij v SSSR vo vtoroj polovine XX veka (na primere organizacii vyborov deputatov Verhovnogo Soveta ot Kurskoj oblasti) [=Experience of carrying out election campaigns in the USSR in the second half of the XX century (on the example of the organization of elections of deputies of the Supreme Council from Kursk region)], in: Izv. Jugo-Zapad. gos. un-ta. Ser. «Istorija ipravo». № 1-2. S. 236-240. (in Russ.).
7. Salagubov, D. Ju. (2009) "Sovetskaja izbiratel'naja sistema konca 1930-h godov : konstituci-onnyj fasad i pravoprimenitel'naja praktika" [=Soviet electoral system of the end of the 1930-ies: constitutional facade and practice], in: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusst-vovedenie. Voprosy teorii iprakti-ki. № 2. S. 78-80. (in Russ.).
8. Voting for Hitler and Stalin : Elections Under 20th Century Dictatorships. Campus Verlag, 2011.