Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...
— формирование исследовательской культуры в ходе подготовки и написания магистерской диссертации и накопления соответствующих исследовательских компетенций руководителями органов внутренних дел.
1 Сердюк Н. В. Педагогика понимания в органах внутренних дел: учеб. пособие. М., 2013. С. 49.
2 Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: мат-лы методологического семинара. М., 2004. С. 43 ; Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 52.
3 Исаева Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 17.
4 Elliot A., Dweck С. Handbook of competence and motivation. N.-Y., 2005. Р. 32 ; Maslow A. H. Motivation and Personality. N.-Y., 1970. Р. 23 ; Renovating the pyramid of needs: contemporary extensions built upon ancient foundations / D. Т. Kenrick [et al.] // Perspectives on Psychological Science: journals online. 2010. № 5. URL: http://pps.sagepub.com ; Walker E. L. Psychological complexity and preference: a hedgehog theory of behavior. Monterey, 1980. Р. 31 ; White R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. № 66. Р. 52.
5 Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 57 ; Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. С. 56.
6 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. С. 76 ; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 64.
7 Субетто А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация. Москва-Уфа, 2007. С. 28.
УДК 378.14
ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
О. В. Евтихов
Статья посвящена проблеме исследования образовательной среды ведомственных вузов правоохранительных органов. В ней представлена организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов и охарактеризованы ее структурные компоненты.
Ключевые слова: образовательная среда, образовательная организация, курсант, правоохранительные органы.
Внедрение компетентностного подхода в вузах правоохранительных органов приводит к актуализации проблемы совершенствования методов и педагогических технологий профессионального обучения. Формирование личности и формирование профессиональной компетентности курсантов осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного
8 Лебедева О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3.
9 Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru. (дата обраще-ния:12.07.2015).
10 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 36.
11 Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 241.
12 Там же. С. 49.
13 Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 56.
14 Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 139.
15 Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М., 2006. С. 4.
16 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. С. 35.
17 Сердюк Н. В. Указ. соч.
18 Ермаков Д. Компетентность в решении проблем // Народное образование. 2005. № 9. С. 87.
19 Петрусинский В. Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов. URL: http://akmeo.rus.net. (дата обращения: 12.07.2015).
20 Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. трудов / под ред. А. В. Хуторского. М., 2007. С. 33.
21 Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 59.
22 Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 9.
процесса, но и специфической образовательной среды, в которой они находятся в вузе. Образовательная среда вуза правоохранительных органов наполнена большим количеством внеучебных мероприятий, проводимых различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.), что связано со спецификой образовательного процесса, совмещением учебной деятельностей курсантов и служебной, их проживание на территории образовательной организации по казарменному типу. Однако до настоящего времени нет четкого представления о том, какие внеучебные мероприятия и в какой степени вносят свой вклад в процесс формирования конкретных профессиональных компетенций курсантов. Требуется всесторонний анализ специфики и структуры образовательной среды вуза правоохранительных органов.
Первоначально необходимо уточнить понятие «образовательная среда» применительно к вузу правоохранительных органов. В современных научных работах существуют разные определения применительно к различным образовательным организациям:
92
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...
— совокупность специально созданных условий, погруженных в специфическую социокультурную атмосферу, направленных на личностно-профессиональное развитие (К. Г. Кречетников) ';
— совокупность возможностей для развития обучающегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов (В. П. Якимо-вич) 2;
— педагогический феномен представляет развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и иных факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы (А. И. Артюхина) 3.
Интересен подход к определению понятия «образовательная среда» с позиции влияния и условий формирования личности. Так, в работах В. А. Ясвина образовательная среда предстает как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Он отмечает, что применительно к образовательной среде вуза под «образцом» следует понимать не элементы образовательного процесса, а социально обусловленный «образец» личности профессионала, обладающий желаемыми компетенциями. Точно так и в основании национальной идеи воспитания у каждого народа лежит особенная идея о человеке, о том, каков он должен быть, по понятиям данного народа, соответственно, от воспитания требуется воспроизведение этого идеала в отдельных личностях 4. Аналогичным образом представляет образовательную среду и Е. В. Деркачева, характеризуя ее как систему влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации 5.
Перечисление представлений разных исследователей об определении понятия «образовательная среда» и ее наполнении можно продолжать, потому как к настоящему времени нет единого понимания в этом вопросе. В большинстве указанных примеров образовательная среда рассматривается как:
— совокупность тех или иных факторов, условий, компонентов;
— социокультурное пространство;
— педагогический феномен.
Выделяя те или иные аспекты данного понятия, исследователи ставили различные цели, например, определение объекта наблюдения для эмпирических исследований или определение формы практики, обеспечение теоретического развития данной проблемы и др. 6
На наш взгляд, наиболее удачен подход, представляющий образовательную среду с позиции влияния и условий формирования личности. Образовательную среду вуза необходимо рассматривать в совокупности внешних условий существования обучаемого (предметы, люди, межличностные отношения, деятельность, организационная культура и др.) и внутренних (эмоцио-
нальные переживания обучаемого, его отношение к самому себе, другим, к обучению и т. п.). Применительно к вузам правоохранительных органов в системе влияний и условий, содержащихся в образовательной среде (наряду с традиционным учебно-воспитательным компонентом), следует особо выделить профессиональнодеятельностный компонент, так как курсанты непосредственно включены в профессионально-служебную деятельность. В данной работе под образовательной средой вуза правоохранительных органов мы будем понимать систему влияний и условий, содержащихся в информационно-образовательном, профессиональнодеятельностном и пространственно-предметном окружении образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения.
Концептуальные модели и технологии формирования образовательной среды (в том числе применительно к вузу) разрабатывали Н. Н. Авдеева, А. И. Артюхина, Д. Б. Бережнова, С. Д. Дерябо, Е. А. Климов, Г. А. Ковалев, Я. Корчак, М. П. Нечаев, В. И. Слободчи-ков, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Г. Б. Степанова, И. Д.Фрумин, Н. Е. Щуркова, В. А. Яс-вин и др.
На основе анализа нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в вузах МВД России и ФСКН России, а также научных работ, описывающих структуру различных образовательных сред, образовательную среду вуза правоохранительных органов можно разделить на две сферы: процессуальнодеятельностную и корпоративно-досуговую (организационная культура вуза), а также определить их основные структурные компоненты (рис. 1) 7.
Профессионально-деятельностную сферу наполняют педагогически управляемые деятельностные компоненты образовательной среды, непосредственно связанные с одноименной деятельностью вуза и обеспечиваемые конкретными подразделениями:
— учебная деятельность — учебные занятия и мероприятия первой половины дня, обеспечивается кафедрами вуза;
— воспитательная деятельность — воспитательная работа в рамках учебных и внеучебных мероприятий второй половины дня — организуется подразделением воспитательной работы вуза, обеспечивается всеми подразделениями вуза;
— морально-психологическое обеспечение — мероприятия психологического сопровождения учебной и служебной деятельности (исследования, тренинги, консультационные беседы и т. п.), обеспечивается подразделением морально-психологического обеспечения вуза;
— профессионально-служебная деятельность — профессиональная деятельность (непосредственное включение обучаемых в профессиональную деятельность) и служебная деятельность (несение службы в нарядах, регламентированное субординационное взаимодействие и т. п.), организуется руководством учебно-строевых подразделений вуза;
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
93
Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...
Процессуально-деятельностная сфера
Корпоративно-досуговая сфера (организационная культура)
Личностно-досуговый компонент Досуговая составляющая
Досуговые мероприятия (спортивные секции, кружки по интересам и т. п.)
Морально-психологическая составляющая
Психологический климат в коллективах, особенности межличностного взаимодействия
Рис. 1. Структура образовательной среды вуза правоохранительных органов
94
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
Евтихов О. В. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза...
сфера организационной культуры образовательной среды
область деятельностных компонентов образовательной среды (субъекты учебно-воспитательного процесса)
сфера обучаемых образовательной среды (объект учебновоспитательного процесса)
личностно-досуговая сфера организационной культуры образовательной среды
Рис. 2. Организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов
— организационно-научная деятельность — вовлечение обучаемых в научно-исследовательскую деятельность, организуется подразделением научно-исследовательской работы вуза 8.
Важным структурным компонентом образовательной среды вуза правоохранительных органов является корпоративно-досуговая сфера. Организационнопрофессиональная культура вуза правоохранительных органов состоит из множества компонентов, в том числе из сложившихся в правоохранительных органах и в образовательной организации традиций и ритуалов, норм и правил поведения, особенностей профессионального и управленческого взаимодействия сотрудников и обучаемых, особенностей структурирования пространства и оформления помещений вуза. Сфера организационнопрофессиональной культуры образовательной среды вуза правоохранительных органов во многом результативна и зависит от реализации описанных выше деятельностных компонентов.
На базе определения главных структурных компонентов образовательной среды нами была составлена организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов, основными компонентами которой выступили деятельностные компоненты, организационная культура и обучаемые (рис. 2). Педагогически управляемые в ней — деятельностные компоненты образовательной среды, тогда как личностнодосуговая сфера обучающихся наименее доступна для педагогического воздействия.
В настоящее время не вызывает сомнений, что формирование профессиональной компетентности курсантов происходит не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и в образовательной среде вуза правоохранительных органов, включая мероприятия морально-психологического обеспечения (второй половины дня) и непосредственно при осуществлении служебной деятельности (несение нарядов, охрана общественного порядка, субординационное взаимодействие и т. п.). Однако до сих пор нет четкого представления,
какие внеучебные мероприятия и в какой степени вносят свой вклад в процесс формирования конкретных образовательных компетенций курсантов.
Обоснование организационно-структурной модели образовательной среды вуза правоохранительных органов может послужить площадкой для последующего концептуального моделирования профессиональноразвивающей образовательной среды, построенной на интеграции всех ее компонентов (учебного, воспитательного, профессионально-служебного, моральнопсихологического и др.) в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов. 1
1 Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. М., 2002. 296 с.
2 Якимович В. П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. № 5(75). С. 140-143.
3 Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. С. 45.
4 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 14.
5 Деркачева Е. В. Формирование образовательной среды в поликультурном пространстве // Вестник КАСУ 2007. № 1. С. 30-34.
6 Евтихов О. В., Адольф В. А. Современные представления об образовательной среде вуза как педагогическом феномене // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 1(27). С. 148-151.
7 Евтихов О. В., Адольф В. А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов : монография. Красноярск, 2014. 378 с.
8 Невирко Д. Д., Евтихов О. В. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов. Красноярск, 2012. 232 с.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
95