УДК 343.847 ББК 67.409.021
С50 I.N. SMIRNOVA
PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF PENAL INSPECTIONS: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS
Annotation: the article deals with development of psychological maintenance of penal inspections, psychological
maintenance and development of staff and ex-prisoners.
Key words: penal inspection, psychological maintenance of penal inspections, ex-prisoners under supervision
of penal inspections.
ИРИНА НИКОЛАЕВНА СМИРНОВА, кандидат юридических наук, начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела (Псковский юридический институт ФСИН России). E-mail: parshkov_78@,mail.ru.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
Аннотация: в статье рассматривается психологическое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций, раскрываются проблемы психологического обеспечения сотрудников и осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, и предлагаются меры по его совершенствованию Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, психологическое обеспечение уголовно-исполнительной инспекции, осужденные, состоящие на учете уголовно-исполнительных инспекций.
Как показало наше исследование, в настоящее время уголовно-исполнительные инспекции не способны оказывать серьезное противодействие рецидивной преступности. Это подтвердили 51,8 % опрошенных нами начальников аппаратов по ру-ководствууголовно-исполнительными инспекциями (УИИ) и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующихэту деятельность, а также 78,9 % начальников межрайонных уголовно-исполнительных инспекций (МРУИИ). Вместе с тем одними из основных критериев оценки эффективности исполнения уголовных наказаний остаются уровень повторной преступности как в период отбывания наказания, так и после его отбытия, а также количество уклонений от отбывания наказания.
На наш взгляд, повторная преступность лиц, состоящих на учете в УИИ, определяется, та -кими факторами, как несовершенство законодательства; недостатки деятельности органов правосудия на стадии назначения наказания; недостатки в деятельности государственных органов по исполнению наказаний: неэффективная работа сотрудников УИИ; слабая система изучения, обобщения и внедрения передового опыта в практику УИИ; ведомственная разобщенность при
исполнении этих наказаний; отсутствие действенного механизма обеспечения безопасности сотрудников УИИ; недостаточное ресурсное обеспечение УИИ; отсутствие целостной системы уголовных наказаний, разрыв между лишением свободы и наказаниями, не связанными с изоляцией осужденного от общества.
Шагом вперед в деятельности УИИ стало введение в их штаты должности психолога, цель которого - психологическое обеспечение осужденных без изоляции от общества и сотрудников. Так, психологическое обеспечение осужденных включает в себя:
- изучение индивидуально-психологических особенностей личности и их динамики;
- изучение микросреды осужденных и ее влияния на их поведение;
- психологическую помощь в вопросах личных, семейного консультирования профориентации и устранении психологических трудностей при трудоустройстве; преодолении кризисных и стрессовых ситуаций.
Психологическое обеспечение начинается с изучения личностных особенностей осужденного1. Выявление качеств личности конкретного осужденного, способствующихисправлению, и качеств,
препятствующих этому, позволяет обеспечить индивидуальный подход к осужденному и соответственно повышает эффективность исправительного воздействия2. Данные изучения личности осужденных позволяют выявить лиц, склонных к различным видам деструктивного поведения, и в дальнейшем могут быть использованы для составления их психологической характеристики, прогноза поведения осужденных, выработки на этой основе рекомендаций по коррекции их поведения3. Важно сформировать у подучетных лиц осознание справедливости назначенного наказания и ответственности за свои поступки, воспитать привычку правопослушного поведения.
Объект особой заботы психологов - несовершеннолетние, состоявшие на учете уголовно-исполнительных инспекций. Психологи выделяют такие характерные для подростков в целом признаки, как экспериментирование с различными установками и поведением, определение и переопределение себя, постепенное удаление от родительского контроля4. Отсутствие социального опыта и навыков решения проблем делают личность ребенка крайне уязвимой5. Эта категория наиболее чувствительна к различного рода воздействиям. Это, на наш взгляд, полностью относится к несовершеннолетним осужденным, отбывающим альтернативные лишению свободы виды наказания.
Мы согласны с авторами, считающими, что психологам необходимо учитывать, что изучение личности осужденного затрудняется, в частности6: из-за наличия внутренних противоречий личности осужденного; наличия психологических барьеров у осужденного к исследованию; желания «подыграть» исследователю (отвечать на вопросы так, как он этого хочет, как ответили бы законопослушные граждане); непонимания осужденными вопросов, вкладывания в них своего, нередко искаженного смысла.
В ряде регионов психологические службы территориальных органов взаимодействуют с УИИ в работе с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Основная задача такого взаимодействия - психодиагностика несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в УИИ. Однако практика показала, что результат такого взаимодействия сомнителен: либо психологу приходится работать в помещении УИИ, но в присутствии ее сотрудников (установить психологический контакт в такой обстановке проблематично), либо осужденные дол-
жны самостоятельно прибывать к психологу на территорию исправительных колоний, что также достаточно сложно7.
С вопросом, в решении каких проблем может помочь психолог осужденному, мы обратились к начальникам МРУИИ. В частности, были получены следующие ответы: если психолог опытный, то осужденный может просто излить душу, рассказать о наболевшем; решение психологических проблем, консультирование; социальная адаптация и реабилитация; мотивирование на исполнение наказания; диагностика и прогнозирование поведения осужденного; профилактика рецидивов; психокоррекционная работа; восстановление социальных связей. Тем не менее 5,3 % респондентов считают, что психолог в настоящее время не может оказать помощь осужденному в решении проблем. Это нередко связано с формальным подходом психологов к работе с подучетными и большой нагрузкой, кроме того, их выводы носят рекомендательный характер.
Снижению эффективности деятельности психологов способствует использование их в качестве инспекторов (на что указали 47,4 % респондентов). Это происходит в следующих случаях:
- при загруженности инспекторов;
- в работе с несовершеннолетними и женщинами с отсрочкой отбывания наказания, так как психолог более профессионально оценивает личность осужденного;
- в дни регистрации условно осужденных (самая многочисленная категория из всех подучетных лиц);
- для ведения делопроизводства
Что касается сотрудников УИИ, то психолог может оказать им следующую помощь: поддержка в стрессовых ситуациях; определение группы риска и рекомендации по дальнейшему контролю за осужденными; рекомендации по решению жизненных проблем осужденного; ликвидация конфликтных ситуаций; решение проблем социального характера. Вместе с тем 31,6 % не смогли дать ответа, а 10,5 % респондентов считают, что психолог не может оказать помощь сотруднику в решении практически никаких проблем.
В связи с расширением сферы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, особую значимость приобретает определение оптимального количества психологов в организационно-штатной структуре уголовно-исполнительной инспекции. По этому поводу мнения руководителей МРУИИ разошлись: на взгляд 47 % - один, 31,3 % - два.
Часть респондентов считают, что количество психологов должно зависеть от числа осужденных, состоящих на учете, другие (1,2 %) - предлагают создание в МРУИИ лабораторий.
Что касается оптимальной нагрузки на психолога, то результаты исследования позволяют утверждать, что она может составлять 50-100 осужденных, так считают более половины (53 %) респондентов. Хотя, на наш взгляд, это слишком много.
Нормальное функционирование психологической службы невозможно без адекватного нормативно-правового регулирования ее деятельности. В числе его основных направлений такие, как конкретизация квалификационных требований к психологу - 63,8 %; должностного статуса психолога - 18,1; нормы нагрузки - 44,6; системы отчетности - 14,5; порядка взаимодействия с другими службами - 43,4 %.
В ходе исследования мы попытались выяснить мнение респондентов о целесообразности введения должности психолога в штат МРУИИ. Подавляющее большинство (68,4 %) ответили утвердительно. Конечно, наличие психолога в каждой инспекции позволяет широко использовать психокоррекционные программы, которые, в свою очередь, дают возможность на разных стадиях распознать склонность к рецидиву и принять меры по его предупреждению, осуществлять прогнозирование поведения осужденного с целью оказания ему психологической помощи.
Как показало наше исследование, несмотря на большую значимость индивидуальных психокоррекционных программ, психологи не всегда их используют Так считают и 31,6 % начальников МРУИИ, указывая на большую загруженность психологов. Удивительно, но подавляющее большинство респондентов (61,5 %) не смогли даже назвать используемые психокоррекционные программы. Этот факт позволяет утверждать об определенном формализме в работе как психологов, так и руководителей МРУИИ.
Вместе с тем 26,3 % начальников МРУИИ не считают целесообразным введение должности психолога в штат УИИ, обосновывая это тем, что он не оказывает влияния на осужденного, не несет ответственности за недоработки, совершение осужденными повторных преступлений. Кроме того, все рекомендации, присылаемые из центрального и территориального органов, касаются психологов исправительных колоний.
Анализ практики позволяет утверждать, что для обеспечения социально-правовой защиты
лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям и мерам уголовноправового характера без изоляции от общества, следует разрабатывать региональные программы. Целью программы является решение проблемы защиты от безработицы и содействия трудоустройствулиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, в том числе на условиях временной занятости с использованием наиболее эффективных форм и методов работы по всем направлениям деятельности (сокращение среднего периода поиска работы, обеспечение социальной поддержки безработных граждан). Реализация таких программ позволит:
- подобрать подходящую работу для указанных категорий граждан;
- направить их на профессиональное обучение;
- трудоустроить в рамках мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- оказать услуги по профессиональной ориентации;
- оказать услуги по психологическойподдержке
На наш взгляд, одним из возможных способов
решения проблемы занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества может быть разработка и реализация целевых комплексныхпрограмм и специальных мероприятий, ориентированных на снижение социальных последствий, возникающих в период их адаптации после отбытия наказания. Решение этой проблемы возможно за счет укрепления сотрудничества службы занятости со всеми заинтересованными организациями и ведомствами, призванными содействовать занятости названных категорий граждан.
К сожалению, многие трудоспособные граждане, отбывшие уголовное наказание, оказываются невостребованными на рынке труда и попадают в так называемую группу риска, что повышает опасность рецидива. По этой причине особое значение в современных условиях приобретает профориентационная работа с такими лицами, которая может включить в себя методы информационно-просветительского и справочного характера, индивидуальное проф-консультирование.
Взаимодействие органов службы занятости населения с работодателями, подразделениями территориальных органов ФСИН России, адми-
нистрациями муниципальных образований в рамках программно-целевого подходапозволит более результативно решать вопросы занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям и мерам уголовноправового характера без изоляции от общества.
В программе нужно предусмотреть дальнейшее совершенствование комплексной системы содействия занятости указанной категории граждан, основанной на дифференцированном подходе и адресном использовании эффективных форм и методов работы по всем направлениям.
В заключение отметим, что для обеспечения защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества необходимо:
- обеспечение социальной и правовой защиты безработных граждан из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям и мерам уголовноправового характера без изоляции от общества;
- создание консультационных пунктов для повышения уровня предоставления информационных и консультационных услуг по вопросам занятости и ситуации на рынке труда;
- повышение конкурентоспособности граждан из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества;
- сокращение численности безработных граждан из числа лиц, освободившихся из мест лише-
ния свободы, направление их на профессиональную подготовку, переподготовкуи повышение квалификации;
- содействие занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.
1 См.: Шарин В.А. Психологическое обеспечение воспитательной работы со спецконтингентом // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: материалы науч.-практ. конф. (Вологда, 25-27 апр. 2001 г.). Вологда, 2001. С. 133.
2 См.: Роль психологов уголовно-исполнительных инспекций в процессе исправления осужденных без лишения свободы в УФСИН России по Брянской области // Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества: сб. материалов передового опыта. М., 2006. С. 52.
3 См.: Смирнова И.Н. Проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы // Альтернативные виды наказания: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Псков, 29-30 окт. 2007 г.) / под общ. ред. С.Х. Шамсунова Псков, 2008. С. 136.
4 См.: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб., 2007. С. 540-541.
5 См.: Владимирова Т.В. Проблемы борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 7 дек. 2005 г.): в 2 ч. Вологда, 2006. Ч. 2. С. 20.
6 См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань, 2003. С. 74-75.
7 См.: Роль психологов уголовно-исполнительных инспекций в процессе исправления осужденных без лишения свободы в УФСИН России по Брянской области . С. 53.