в
ЕСТНИК П£5РОв£з.£3. ^ ^ дтд
УНИВЕРСИТЕТА Организационно-правовые проблемы приема граждан на обучение имени o.e. кугафина(мгюА) в образовательные организации высшего образования...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ
ОРГАНАМ
В статье рассматриваются проблемы правового закрепления полномочий правоохранительных органов в области осуществления приема граждан на обучение в подведомственные им образовательные организации высшего образования. Для решения указанных проблем предлагаются изменения в законодательство об образовании в Российской Федерации.
Ключевые слова: профессиональное образование, прием на обучение, образовательные организации высшего образования, правоохранительные органы.
S. V. PEROV,
Candidate of Juridical Sciences, Deputy of the Head of the Department of Professional Training of Personnel Management of Federal Service for Execution of Punishment of Russia — the Head of the Department of Professional Education
LEGAL ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF THE ENROLLMENT OF CITIZENS FOR TRAINING IN RESPECTIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF LAW ENFORCEEMENT AUTHORITIES
The article deals with the problem of securing the legal powers of law enforcement agencies in the implementation of the enrollment of citizens for training in their respective educational institutions of higher education. To solve these problems, proposed changes in legislation on education in the Russian Federation.
Keywords: professional education, admission to the training, educational organization of higher education, law enforcement authorities.
О
Сергей
Владимирович ПЕРОВ,
кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела профессиональной подготовки управления кадров ФСИН России — начальник отделения профессионального образования
>
Ш
Ч □
"0
m
дним из нововведений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Закон об образовании) стало закрепление особенностей реализации профессиональ-
I □
m
МНЕНИЕ
>
СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
© С. В. Перов, 2015
—j шл 11 LllAir
206 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ /^/^ерсиггета
L-^ имени О, Е. Кутафина (МПОА)
ных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (далее — правоохранительные органы). Указанное нововведение отразило назревшие проблемы, связанные с особым статусом указанных образовательных организаций и проявлявшиеся в отсутствии правовой регламентации, или правовом вакууме, отдельных сторон их деятельности.
Статья 81 Закона об образовании закрепила правовые нормы, значительно расширившие нормотворческие полномочия правоохранительных органов в части регулирования деятельности подведомственных им образовательных организаций, что позволит существенно продвинуться вперед в решении указанных проблем.
Вместе с тем, как показала практика применения Закона об образовании, закрепленные в нем отдельные правовые нормы нуждаются в уточнении в части включения особенностей их применения в деятельности образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении правоохранительных органов.
В частности, представляется актуальным уточнение полномочий правоохранительных органов в области установления контрольных цифр приема для подведомственных образовательных организаций. На сегодняшний день в нормативных правовых актах отсутствует четкая формулировка указанных полномочий.
Согласно ч. 10 ст. 81 Закона об образовании, правоохранительные органы устанавливают порядок и условия приема граждан на обучение в подведомственные образовательные организации. Правовых норм, наделяющих указанные органы полномочиями устанавливать ежегодно количество приемных мест для поступления в подведомственные образовательные организации высшего образования, Закон не содержит.
Часть 2 ст. 56 Закона об образовании закрепляет полномочия учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, ежегодно устанавливать квоту целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению.
Однако действие указанной правовой нормы не распространяется на организацию приема на обучение в образовательные организации таких правоохранительных органов, как МВД России, ФСИН России, поскольку контрольные цифры приема на обучение, конкурсный порядок распределения которых закреплен в ст. 100, для указанных образовательных организаций не устанавливаются2.
Следует отметить нерациональность применения конкурсного подхода к размещению государственного заказа на подготовку кадров по образовательным программам высшего образования в образовательных организациях выс-
Об этом свидетельствуют материалы и результаты проведенных Минобрнауки России конкурсов по распределению контрольных цифр приема на обучение за последние два года. См: URL: http:// минобрнауки.рф.
в
ЕСТНИК ОеР°вСВ- б б оп7
УНИВЕРСИТЕТА Организационно-правовые проблемы приема граждан на обучение 2U/ имени o.e. кугафина(мгюА) в образовательные организации высшего образования...
шего образования, подведомственных МВД России и ФСИН России. Этому есть несколько обоснований.
Во-первых, указанные организации были созданы специально для решения задачи по подготовке кадров для учреждений и органов МВД России и ФСИН России. Конкуренция между гражданскими и ведомственными вузами при размещении государственного заказа противоречит указанной задаче. В конечном итоге правоохранительные органы могут сочетать подготовку кадров в ведомственных вузах и подготовку кадров в гражданских вузах на основе договоров о целевом приеме и целевом обучении.
Во-вторых, распределение государственного заказа на подготовку кадров в ведомственных вузах осуществляется ежегодно исходя из предусмотренной их штатными расписаниями штатной численности переменного состава. Благодаря этому достигается стабильность финансового обеспечения курсантов, получающих не стипендию, как студенты гражданских вузов, а денежное довольствие, как сотрудники правоохранительных органов.
Таким образом, на сегодня отсутствуют четкие законодательные нормы, наделяющие правоохранительные органы полномочиями ежегодно устанавливать контрольные цифры приема (определять количество приемных мест) для подведомственных образовательных организаций.
В связи с этим вызывает интерес, каким образом выходят из сложившейся ситуации отдельные правоохранительные органы.
МВД России приказом от 12.03.2015 № 321 утвердило Порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором закрепило, что этот документ регламентирует целевой прием граждан Российской Федерации на обучение в вузы МВД России за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета3.
В этом же документе закреплено, что количество мест для целевого приема на первый курс образовательных организаций МВД России устанавливается ежегодными планами комплектования образовательных организаций МВД России, разрабатываемыми на основании заявок комплектующих органов, утверждаемыми правовыми актами МВД России. В 2015 г. указанный план комплектования утвержден распоряжением МВД России от 21.04.2015 № 1/3089.
На наш взгляд, указанные нормы нормативного правового акта МВД России не соответствуют Закону об образовании, поскольку смысл понятия «целевой прием» искажен.
Согласно ст. 56 Закона об образовании, целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с государственными органами, заключившими договор о целевом обучении с граж- >
данином. Кроме того, порядок заключения и расторжения договора о целевом
3 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.04.2015).
8/2015
ш
приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавли- □
ваются Правительством РФ. 5
Заслуживает внимания практика организации приема на обучение в подве- т домственные образовательные организации, используемая в Федеральной служ-
I □
m
МНЕНИЕ
>
—j шл 11 LlIAir
208 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ /^/^ерсиггета
L-^ имени О, Е. Кутафина (МПОА)
бе исполнения наказаний. ФСИН России ежегодно своими приказами утверждает планы комплектования подведомственных образовательных организаций высшего образования в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»4.
В соответствии с пп. 4 п. 7 Положения о ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний организует кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров.
Полномочие ФСИН России по организации подготовки кадров конкретизируется в пп. 9.2 п. 7 Положения о ФСИН России, где закреплено, что ФСИН России организует подготовку кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России. Тем самым норма, закрепленная в пп. 9.2, является частным случаем применения нормы, содержащейся в пп. 4, поскольку касается подготовки кадров только в подведомственных ФСИН России образовательных организациях.
Абзац 8 пп. 9.1 п. 7 закрепил полномочие ФСИН России устанавливать квоту целевого приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и подведомственные ФСИН России, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки. Вместе с тем контрольные цифры приема граждан на обучение в подведомственные ФСИН России образовательные организации высшего образования в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона об образовании, не устанавливаются.
В связи с изложенным представляется целесообразным внести изменения в ст. 81 и 100 Закона об образовании, закрепив полномочия правоохранительных органов устанавливать подведомственным вузам контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки. Соответствующие дополнения необходимо внести также в подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие полномочия правоохранительных органов (положения о них), а также в ведомственные акты, регулирующие порядок и условия приема на обучение в образовательные организации высшего образования.
СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
4