УДК 343.8(477)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРИМИНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2014
И. В. Оксенчук, аспирант кафедры теории, истории государства и права
Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)
Аннотация: Проведено исследование организационно-правового обеспечения развития пенитенциарной системы Украины на современном этапе в связи с созданием нового структурного подразделения исполнения наказаний - Государственной пенитенциарной службы (ГПС).
Ключевые слова: Украина, ГПС, пенитенциарная система, организационно-правовое обеспечение, права личности, международный стандарт.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Пересмотр существующей практики формирования принципов, целей и направлений уголовно-исполнительной политики, вызванный современной ориентацией реформ независимой Украины на построение демократического общества и правового государства, дало возможность изменить представление о «свободе» и «наказании». Кроме того, со вступлением Украины в Совет Европы и курсом на европейскую интеграцию, возникла настоятельная потребность приведения системы уголовных наказаний в соответствие с конституционными положениями обеспечения реализации принципа верховенства права и европейских стандартов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, недостаточностью её анализа в современной научной литературе, особенно в процессе значительных структурных изменений - образования Государственной пенитенциарной службы Украины и необходимостью разработки многих концептуальных вопросов, касающихся непосредственно состояния и перспектив развития пенитенциарной системы.
Организационно-правовое обеспечение реформирования пенитенциарной системы Украины рассматривалось многими отечественными исследователями. В настоящее время в этом направлении продуктивно работают такие ученые, как И. Богатырев, А. Джужа, В. Коваленко. А. Степанюк, М. Яцишин и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью этой статьи является осуществление научного анализа и обоснование необходимости определения ряда организационно-правовых направлений и мероприятий дальнейшего развития пенитенциарной системы в целом, и исполнения уголовных наказаний, в частности. Научная новизна работы заключается в попытке исследовать как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Пенитенциарная система и пенитенциарное право Украины в закономерной исторической последовательности становления и развития (в хронологических рамках от второй половины Х1Х в. до наших дней) прошли все три основных этапа (условно).
Первый этап (вторая половина Х1Х в. - 1917 г.) - зарождение и формирование основ пенитенциарной политики, когда известные в то время юристы - Е. Ферри, Ф. Лист, М. Полянский, С. Гогель, М. Чубинский и др. -определили главную пенитенциарную идею уголовно-исполнительной политики, подкрепленную философ-ско-мировозренческой и правовой ценностью и ориентированной на оптимальную эффективность борьбы с преступностью с помощью института уголовной ответственности [1, с. 469-470].
Второй этап - формирование советского испра-
вительно-трудового права (в советской юридической терминологии и общественной практике термин «пенитенциария» употреблялся на начальном этапе. Прим. автора) (20-е гг. - конец 80-х гг. ХХ в.), когда благодаря научным трудам известных ученых - Н. Кириленко, А. Пионтковского, Н. Скрипника, В. Владимирова и др. - направление и масштабы исправительно-трудовой политики значительно расширились за счет более современного уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства. При этом исправительно-трудовое право к 70-м гг. ХХ в. выделилось в самостоятельную отрасль права.
Третий этап - формирование уголовно-исполнительного (пенитенциарного) права в постсоветский период (начало 90-х гг. ХХ в. и до настоящего времени), определение на государственном уровне нового содержания и сущности такой политики, регулирующей ценности правового государства, права и свободы человека и гражданина, законность, гуманизм и справедливость [2, с. 269-270].
Учитывая значительный научно-практический интерес к становлению современного пенитенциарного права Украины целью настоящей статьи, считаем необходимым проанализировать процесс создания нового уголовно-исполнительного законодательства и на этой основе аргументировать настоятельную необходимость его трансформации в пенитенциарное право. При этом методология такого анализа строится с учетом политических, экономических, социальных, культурных, морально-этических, психологических и других факторов цивилизационного развития общества.
Первыми законодательными и нормативными актами Украинского государства, составленными в соответствии с требованиями международно-правовых норм о правах человека и гражданина, в частности, Всеобщей декларации прав человека, Минимальных стандартных правил и других документов, стали Указ Президиума Верховного Совета Украины «О внесении некоторых изменений в Исправительно-трудовой кодекс Украины» (январь 1991 г.) [3, с. 71] и Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении основных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы в Украинской ССР» (июль 1991 г.) [4, с. 3-4]. Мероприятия по реформированию в этих документах были направлены, прежде всего, на социальную переориентацию исполнения уголовных наказаний с учетом международного опыта и актов о правах человека, принципов законности, гуманизма, демократизма, дифференциации и индивидуализации воспитательного влияния на осужденных.
В последующие годы было принято ряд законов, указов Президента Украины и постановлений Кабинета Министров Украины, регулирующих систему исполнения наказаний как в структурном, так и в исполнительном отношениях. Важнейшие из них: Законы Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины» [5, с. 254-264], «Об общей структуре и численности уголовно-исполнительной службы Украины» [6, с. 264-265], указы Президента Украины «О создании
Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний» [7, с. 265], «О выведении Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний с подчинения Министерству внутренних дел» [8, с. 265-266], постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Государственной программы улучшения условий содержания осужденных и лиц, взятых под стражу на 2006-2010 годы» [9, с. 324-326], «О мероприятиях по обеспечению деятельности Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний» [10, с. 326-328] и др.
Кроме указанных, в течение двух с лишним десятилетий министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления были приняты сотни различных нормативных актов, регулирующих различные вопросы функционирования системы исполнения наказаний. Логическим результатом этих мероприятий стало выделение системы исполнения наказаний в отдельную отрасль права и принятие 11 июля 2003 г. Верховным Советом Украины Уголовно-исполнительного кодекса Украины [11]. Новеллами нового кодекса впервые на законодательном уровне провозглашены:
- цели и задачи, а также принципы системы уголовно-исполнительного законодательства, исполнения и отбывания наказаний (ст. 1-6);
- закреплены основы правого статуса осужденных (глава 2);
- утверждены органы и учреждения исполнения наказаний (глава 3);
- установлен контроль за исполнением уголовных наказаний. Определено участие общественности в исправлении и ресоциализации осужденных (глава 4).
В Особой части рассмотрены вопросы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы (раздел II, глава 5), исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы (раздел IV), освобождения от отбывания наказания, помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания, контроль и наблюдение за ними (раздел V).
С учетом изменений, произошедших в уголовно-исполнительном законодательстве, была разработана и утверждена новая редакция Правил внутреннего распорядка исполнительно-трудовых учреждений, издано более 20 нормативно-правовых актов (положений, инструкций, приказов), касающихся разнообразных сторон деятельности системы исполнения наказаний.
По существу, Украина в этой отрасли права решила две основные задачи: были ликвидированы последствия командно-административной системы исполнения уголовных наказаний и выведена система из-под контроля Министерства внутренних дел (милиции).
Вместе с тем, действительность современного этапа строительства украинской государственности требует принятия новых оперативных нестандартных решений, отвечающих именно достижениям международной и, в частности, европейской пенитенциарии, начиная с преодоления боязни употребления терминов «пенитенциария», «пенитенциарная система», «пенитенциарное законодательство» в теории и практике правоохранительной деятельности на всех её уровнях, и заканчивая принятием конкретных решений пенитенциарного характера. Среди них:
- несоответствие условий содержания осужденных международным стандартам;
- производственный уклон учреждений исполнения наказаний (УИН), отсутствие заинтересованности осужденных в результатах труда вследствие того, что половина их заработка перераспределяется в бюджет государства; принудительный характер труда, его минимальное воспитательное значение; слабая эффективность экономики УИН. Прибыль от трудоиспользования контингента не превышает затрат государства на содержание мест лишения свободы. Вместе с тем основная часть прибыли не направляется на социальное развитие УИН, укрепле-
ние их материально-технической базы;
- неотлаженный механизм предоставления социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы;
- острый дефицит квалифицированных кадров в пенитенциарной системе. Работа персонала небезопасна, связана с психологическими перегрузками и профессиональной деформацией, лишена престижа, не подкреплена правовой защитой, действенными моральными и материальными стимулами;
- отсутствие внимания со стороны многих государственных и общественных институтов (в частности, отраслевых министерств и ведомств);
- отсутствие прогноза и научного обоснования процессов, происходящих в местах лишения свободы [2, с. 271-272].
Указанные выше и другие существенные ошибки и просчеты, по мнению и законодателей, и ученых, и практиков требуют новых государственных решений по быстрейшему переходу системы исполнения уголовных наказаний на международные пенитенциарные стандарты. Именно этим обусловлено появление Указа Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» [12], а также Указа Президента Украины «О Положении о Государственной пенитенциарной службе Украины» [13], согласно которым с целью оптимизации управления пенитенциарной системой, обеспечения сокращения численности управленческого аппарата и затрат на его содержание, решения указанных выше и других вопросов жизнедеятельности пенитенциарной системы, а также повышения эффективности государственного управления, создана Государственная пенитенциарная служба Украины на базе реорганизованного Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний. Деятельность службы направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министерство юстиции.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. За годы независимости, аккумулируя опыт международного и европейского законодательства, Украина значительно продвинулась вперед по созданию более современной национальной системы исполнения наказаний. Однако, полностью целесообразными и соответственными являются вопросы внедрения новых положений пенитенциарной службы, в частности в связи с созданием Государственной пенитенциарной службы Украины. И первоочередной задачей здесь является принятие нового пенитенциарного законодательного акта (кодекса).
Для создания надлежащих условий функционирования пенитенциарной системы следует не только осуществить организационные мероприятия, изложенные выше, но и изменить оценки эффективности деятельности УИН, а именно: основным показателем работы отдельно взятого учреждения исполнения наказаний должен стать правовой, а не просто деятельный (производственный, экономический, хозяйственный) подход к исполнению наказаний. При этом функционирование пенитенциарной службы должно базироваться на соблюдении положений Конституции и законов Украины, основ международного права и европейской этики, принципов внепартийности, политической незаангажи-рованности, открытости для взаимодействия с национальными и международными общественными организациями и институциями.
Целесообразным есть принятие комплексной программы действий по профилактике злостных нарушений в УИН, с целью создания необходимых условий для объединения и координации усилий всех субъектов предотвращения правонарушений. Для этого в комплексных целевых программах профилактики, разрабатываемых и утверждаемых в нашей стране в виде планов-прогнозов (до 5-ти лет), необходимо закрепить специальный раз-
дел с конкретными указаниями органам местной государственной власти и местного самоуправления об участии в осуществлении таких программ профилактики нарушений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пенпенщарш системи / В. О. Антонов // Юридична енциклопедш : В 6 т. / редкол.: Ю. С. Шемшученко (голова редкол.) та ш. - К.: Укр. енцикл., 1998. - Т. 4: Н-П.
- 2002. С. 469-470.
2. Яцишин М. М. Пенитенциарная система и пенитенциарное право Украины / М. М. Яцишин // Энциклопедия пенитенциарного права / под общ. ред. Р.А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. С. 269-277.
3. Кримшально-виконавче право Украши (Загальна та Особлива частини): навч. поабник / за заг. ред. О. М. Джужи. - К., 2002.С. 71.
4. Про основш напрями реформи кримшально-виконавчо! системи Украшсько! РСР: Постанова Кабшету Мшс^в Укра1ни ввд 11 липня 1991 року № 88 // Урядовий кур'ер. - 1991. - № 23-24.С. 3-4.
5. Про Державну кримшально-виконавчу службу Укра!ни : Закон Украши ввд 22.04.1998 р. № 344/98 // Зб. нормат. акпв з крим.-вик. права Украши / Укладачi В. М. Трубников, Ю. В. Шинкарьов. - Х.: Харк1в юри-дичний, 2008. С. 254-264.
6. Про загальну структуру i чисельнiсть кримшально-виконавчо! служби Украши : Закон Украши ввд 2.03.2000 р. № 1526-Ш // Зб. нормат. акпв з крим.-вик. права Украши / Укладачi В. М. Трубников, Ю. В. Шинкарьов.
- Х.: Харк1в юридичний, 2008. С. 264.
7. Про утворення Державного департаменту Украши з питань виконання покарань: Указ Президента Укра!ни ввд 12.03.1999 р. № 248/99 // Зб. нормат. акпв з крим.-
вик. права Украши / Укладачi В. М. Трубников, Ю. В. Шинкарьов. - Х.: Харк1в юридичний, 2008. С. 265.
8. Про виведення Державного департаменту Украши з питань виконання покарань з тдпорядкування Мшстерству внутршшх справ: Указ Президента Украши ввд 12.03.1999 р. № 248/99 // Зб. нормат. акпв з крим.-вик. права Украши / Укладачi В. М. Трубников, Ю. В. Шинкарьов. - Х.: Харшв юридичний, 2008. С. 265-266.
9. Про затвердження Державно! програми покращен-ня умов тримання засуджених та оаб, взятих пiд варту на 2006-2010 роки : Постанова Кабшету Мшс^в Украши ввд 3.08.2006 №1090 // Зб. нормат. акпв з крим.-вик. права Украши / Укладачi В. М. Трубников, Ю. В. Шинкарьов.
- Х.: Харшв юридичний, 2008. С. 324-326.
10. Про заходи щодо забезпечення дiяльностi Державного департаменту Украши з питань виконання покарань : Постанова Кабшету Мшс^в Украши ввд 22.04.1999 №653 // Зб. нормат. акпв з крим.-вик. права Украши / Укладачi В. М. Трубников, Ю. В. Шинкарьов.
- Х.: Харшв юридичний, 2008. С. 326-328.
11. Кримшально-виконавчий кодекс Украши: станом на 15.02.2008 р. - К.: Видавець Паливода А.В., 2008. 89 с.
12. Про ошгашзацш системи центральних оргашв виконавчо! влади: Указ Президента Украши ввд 9.12.2010 р. № 1085/2010 [електронний ресурс]. - Режим доступу : //http://zakon.rada.gov.ua/cgi-binЛaws/main.cgi?nreg =1085%Ж010
13. Про Положения про Державну пенггенщарну службу Украши: Указ Президента Украши ввд 6.04.2011 р. № 394 [електронний ресурс]. - Режим доступу : // http://www.kvs.gov.Ua/punich/coutrol/uk/publish/article:js essionid=OOC259AB92A7CIC90AESFDD773FE0704?a й id=821608cdt id=46610
© 2014
ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF UKRAINE NOWADAYS
I. V. Oksenchyuk, post-graduate student of theory and history of state and law department
Lesya Ukrainka Eastern European National University, Luck(Ukraine)
Annotation: The article presents a study of organizational and legal support of the development of the penitentiary system in Ukraine at present in connection with the creation of a new unit of Corrections Institutions - State Penitentiary Service (SPS) of Ukraine.
Keywords: Ukraine, State penitentiary service, penitentiary system, organizational and legal support, individual rights , international standard.
УДК 811.1/.2
УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЗООНИМЫ, В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ТРУДНОСТЬ
© 2014
А.Г. Хорошавина, доцент, кандидат филологических наук,
заведующий кафедрой русского языка и языкознания Институт экономики, управления и права, Казань (Россия) Р.Д. Валеева, аспирант
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань (Россия)
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности переводческих решений при работе с устойчивыми выражениями, содержащими зоонимы, в испанском языке.
Ключевые слова: устойчивые выражения, зооним, способы перевода.
«Непереводимость» устойчивых выражений неоднократно отмечалась и исследовалась многими специалистами во всем мире. Практически все они среди трудностей перевода устойчивых выражений (далее УВ) выделяют их безэквивалентность, то есть отсутствие соответствия УВ одного языка в системе другого языка. Без сомнения, отсутствие эквивалентности связано с языковыми и культурными различиями, а также со спецификой структуры УВ. Тем не менее, переводчик стремится решить данную трудность, применяя различные способы перевода. Его цель - добиться идеаль-
ного результата, так как устойчивое выражение несет в себе определенную экспрессивность и коннотацию, во многом обусловливающееся той социально-культурной средой, в которой появилось данное УВ. Особенное внимание этому следует уделять, когда культуры исходного и переводящего языков различны. Именно такой будет переводческая реальность при рассмотрении устойчивых выражений, содержащих зоонимы, испанского и русского языков.
Зачастую проблемы возникают при определении степени эквивалентности того или иного УВ. Зарубежные