Лебедев В. С.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С самого рождения ребенок накапливает социальный опыт с помощью взрослых. Первыми его учителями являются родители, чуть позже воспитатели детского сада, потом учителя, члены коллектива и т.д. Опыт, который приобретает ребенок, является фундаментом будущей взрослой жизни. Однако, чтобы этот «фундамент» сформировался, необходимы определенные условия. Поэтому наш разговор мы сосредоточим на первой, т.е. начальной ступени социализации ребенка - это дошкольный возраст. Насколько это важно доказывать нет необходимости. Дошкольное образовательное учреждение является частью социально-педагогической системы огромного института образования, призванного решать проблемы ребенка на раннем этапе его становления.
В ходе физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка, его индивидуальных и возрастных особенностей определяется процесс социализации протекания психических процессов внешних воздействий. В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. выявлены эти особенности.
Однако, в целом вопросы развития диалогических отношений ребенка с миром и особенно с самим собой в системе дошкольного образования представляются еще недостаточно изученными.
Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь, это процесс становления личности. Сущность социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.
По мнению автора, эффективность социального воспитания измеряется такими показателями как быть достойным и продуктивным членом общества, законопослушным гражданином, уважать права и свободы сограждан, достойно исполнять социальные роли и обязанности, адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в жизнь общества. [4.с.11] Эти критерии есть не что иное как отношение ребенка к обществу, социально значимой деятельности, степень активности жизненной позиции, степень сформированности социального опыта. Все эти личностные качества могут формироваться и развиваться в условиях, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Вместе с тем, мы отдаем себе отчет, что социальное воспитание детей в детском саду может осуществляться как в ходе стихийного воздействия социальных факторов, так и в целенаправленном организованном процессе.
Социальное воспитание - одно из самых перспективных направлений работы современного дошкольного образования. Однако, мы не можем не учитывать в этой работе деятельность семьи и совместную работу педколлектива и родителей. Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга, и более того,
должны взаимодействовать во имя полноценного развития дошкольника. «Семья как важнейший фактор социализации являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения и до конца жизни. От семьи во многом зависит, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья играет одну из главных ролей в приобретении ребёнком социального опыта, овладении им социальных норм, жизненной ориентации». [5.с.174]
Проблемы социализации личности в истории отечественной педагогики всегда были актуальными. Об этом писали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский и другие.
Социальное воспитание представляет собой многоплановый процесс, в ходе которого осуществляется приобщение ребенка к «всеобщему социальному» и постепенное утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по овладению предметного мира и мира отношений между людьми. Поэтому педагоги, работающие с детьми, должны иметь специальное образование, высокую квалификацию, обладать особыми качествами. На эти качества автор обращает исключительное внимание, зная какой не простой это труд - воспитатель детского сада, рассуждая с «колокольни» своего 50-летнего педагогического стажа. Первое и очень важное качество, которым должен обладать воспитатель - это любовь к детям. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд - повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него». [7. с.25].
В область нашего исследования входит деятельность педагогических коллективов и формирование личности ребенка в детских садах г. Тюмени. В последние годы ДОУ № 25, 18, 172, 123, 113, 135 и другие активно используют программы: «Я - Человек» (С.И. Козлова и др.), «Наследие» (Я.М. Новицкая» и др.), «Дружные ребята (Р.С. Буре и др.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина и др.). Программы ориентируют педагогов дошкольных учреждений на создание условий полноценного социального развития детей, которые способствуют проявлению специальной мотивации, самостоятельному выбору стиля поведения, социальной компетентности и др. Работая по указанным и другим программам, воспитатели детских садов являются квалифицированными «изобретателями» и рационализаторами, придумывают различные виды и формы педагогической деятельности, специальные занятия (экскурсии, игры, диспуты, дискуссии), формирующие уверенность в себе, позитивное отношение к миру, к людям, в процессе которых отрабатываются положительные поведенческие навыки, формируется характер.
Используемые многочисленные педагогические теории социального воспитания чаще всего возникают и определяются тем, на какую идеальную мо-
дель личности воспитанника они ориентированы. Идеал этот детерминируется с потребностями общества, в котором осуществляется педагогический процесс. [6.с.76]
Исследуя систему воспитания детей дошкольного возраста, мы не можем не обратиться как к традиционным, так и к инновационным теориям.
Рассмотрим личностный подход в социальном воспитании. На наш взгляд, он является для данного возраста особенно необходимым и весьма эффективным. В период формирования в стране рыночных отношений приходится очень много перестраивать, нет ни одной сферы жизнедеятельности, которую не надо было бы реформировать, а то и выводить из кризиса. Что касается социальной сферы, и прежде всего образования, то, наоборот, эта «услуга» впала в кризис. Отчасти и потому, что ее начали называть «услугой», т.е. услуга - это значит не обязательность, и значит можно обойтись и без нее или не обращать особого внимания. Что собственно и происходит со всей системой образования - от дошкольного до высшего. Особую озабоченность вызывает социальное воспитание и уровень воспитанности молодежи. Нельзя сказать, что мы не говорим о творческой, конкурентоспособной, интеллигентной личности, способной к непрерывному творческому саморазвитию. Но ведь только говорим, а что делаем? Наши средства массовой информации переполнены боевиками, ворами и убийцами. Сегодня «герой» экрана - это человек, стремящийся к личной наживе, но не рабочий, инженер, сельхозработник, производящий материальные блага, а наоборот, потребитель материальных благ, совершенно не задумывающийся, откуда они (блага) берутся.
Разговаривая с детьми детских садов, мы заинтересовались, кем они хотят быть? Из предложенных нами 15 профессий: тракторист (машинист тяжелой машины), водитель, летчик, космонавт, директор банка, бизнесмен, оператор машинного доения, оператор перекачки нефти, геолог-нефтяник, учитель, врач, артист, агроном, рок-звезда, работник культуры, из 50 детей опрошенных никто не назвал профессии тракторист, мастер машинного доения, агроном, геолог-нефтяник. Однако более 60 % детей связывают свою будущую жизнь с профессией банкира и бизнесмена (причем бизнес связан с владением заводов, фабрик, дорог и даже рек, но не производством какой-то продукции), одна девочка изъявила желание быть учителем, два ребенка - врачами.
Наблюдая за игрой детей в детском саду, мы констатируем, что большинство играющих представляют себя в роли директора, управляющего, хозяина учреждения питания, даже министра. Незначительная часть представляет себя в роли водителя, врача, учителя. Никто не хочет быть ученым, и уж тем более работать в сфере услуг (охранник, дворник, уборщица и т.д.). 20-30 лет назад дети играли в космонавтов, милиционеров, сталеваров, хлеборобов и др. Вполне понятно, что изменилось время, потребности, возможности, но также и изменились цели, задачи и пути их достижения. Работать учителем или врачом не престижно, малооплачиваемо, да и вообще зачастую профессия учителя у некоторой категории населения вызывает в лучшем случае улыбку, а то и превращается в посмешище.
Автор этих строк, являясь несколько десятилетий директором школы, наблюдает, как молодые учителя стесняются назвать свою профессию, чтобы не вызвать смех у окружающей «успешной» молодежи. Люди видят как один закон «работает» для разных людей. За украденную булочку в гипермаркете - срок лишения свободы на 2-3 года и за украденные миллиарды рублей условное наказание. За пьяное хулиганство - 6 лет, за убийство в ДТП - условное наказание. Видят это и дети, поэтому все хотят быть начальниками, чиновниками, депутатами. Не только этим определяется нежелание детей быть рабочими, но и слабой работой образовательных учреждений, отсутствием чёткой программы формирования человека труда, человека героя - труженика.
Необходимо определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада). В условиях, когда существуют разные программы, воспитателю важно проанализировать методическое обеспечение, что позволит конкретизировать их ведущие характеристики. В программе «Я - Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира; в программе «Дружные ребята» акцент сделан на этические проблемы социального развития дошкольника; авторы программы «Наследие» обращаются к проблеме социализации ребенка в семье и ДОУ средствами народной культуры; авторов программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира.
Все программы в своей основе рассматриваются в условиях личностного подхода (личностно-ориентированное воспитание). «В основе личностно-ори-ентированного воспитания лежит конечная цель - идеальная личность. Все компоненты воспитательной системы, условия их функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом конечного результата» [9.с.56].
Личностно-ориентированный подход в воспитании характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селе-стена Френе, школа Марии Монтессори и др.
Элементы Вальдорфской школы используют многие педколлективы детских садов. Приоритетом в педагогической деятельности коллективов является то, что в каждом ребенке независимо от возраста признается уникальная, неповторимая личность. Личность как тайна, личность как загадка. Как часть Вселенной, часть человеческого общества, его бытия. Все это побуждает педагога-воспитателя относиться к каждому ребенку с особым уважением и любовью, несмотря на какие-либо его достоинства или недостатки. Отсюда задача воспитателя - создать все условия для роста, личностного саморазвития, прежде всего, духовно-нравственного роста.
Часто будущее ребенка предопределялось положением семьи в обществе. В какой семье человек рождался, воспитывался, развивался (в крестьянской, семье рабочего, интеллигенции), те традиции он и продолжал. «Семейные традиции и возможности во многом продолжали траекторию как уровня и качества образования и воспитания, так и последующего жизненного пути человека» [1 с.136].
В современной педагогике семейная социальная сфера в выборе жизненного пути ребенка не является определяющей, не играет столь важную роль. Это связано, прежде всего, с тем, что дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, находятся в относительно равных условиях. Более того, современная педагогика не ставит перед собой утопическо-провокационных целей - воспитать человека определенного типа, наоборот, она ориентирует ребенка на саморазвитие. Те детские учреждения, в которых педколлективы работают в этом направлении, имеют успех. Дети лучше адаптируются в школе после детского сада, становятся более успешны в жизни. Об этом мы уже писали. [4.с.49].
Второе направление личностно-ориентированного воспитания - это создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития индивидуально-личностного роста ребенка. В нашем конкретном случае создание социума дошкольного образовательного учреждения включает тесное сотрудничество с родительской общественностью и создание особой инфраструктуры детского сада на основе договорных отношений с учреждениями культуры, частными организациями и отдельными личностями.
Работа с родителями проводится дошкольным учреждением традиционно в своем микрорайоне. Эта работа начинается с учета родителей, желающих устроить своего ребенка в предлагаемый детский сад. Затем часть родителей включаются в формирование родительского актива (совет учреждения, родительский комитет, инициативная группа и др.). Но самым основным и действенным органом, участвующим в управленческой деятельности и организованных работах - это инициативная группа под руководством педагогов-воспитателей. Наибольший эффект приносит участие родителей в праздничных, экскурсионных, природоохранных мероприятиях вместе с детьми и работниками детских садов. Такая совместная деятельность в художественно-эстетических, спортивно-игровых состязаниях способствует укреплению связей родителей с детским садом, социальной защите детей и укреплению внутренних семейных отношений, формированию семейной воспитательной работы, особенно в молодых семьях. Все это позволяет более активно включать родителей в детские интересы, в детскую жизнь, наполняет содержанием семейное воспитание, укрепляет любовь и взаимопонимание между родителями и детьми из разных семей. «Надо видеть радость и гордость детей за своих родителей, когда они вместе участвуют в каком-либо мероприятии» [5.с.176].
Результативность взаимодействия семьи и детского сада в социализации детей в значительной степени зависит и от самих родителей, от других взрослых членов семьи. Хотя за степень воспитанности взрослых учреждение ответственности взять не может. Однако знать, из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, оказывает на них влияние (положительное или отрицательное) детский сад и воспитатели должны. Только в этих условиях педколлектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации асоциального поведения детей и отрицательного воздействия окружения на них.
Зная примерный уровень педагогической подготовленности родителей к семейному воспитанию детей, детский сад строит свою работу по педагогическому просвещению родителей. В недалеком прошлом такая работа проводилась, особенно между школой и родителями, на предприятиях. Автор этих строк был активным участником общества «Знание» и лектором, так называемых политинформаций или педагогических чтений перед рабочими и служащими шефствующего над школой предприятия. В этом были заинтересованы как педагоги, так и руководство предприятия, а самое главное родители. Им не безынтересно было знать, чем живет школа, успехи детей, их активность, дисциплинированность, участие в мероприятиях различного уровня.
Позволю себе окунуться в воспоминания. В школе № 15, директором которой был автор этих строк, был оформлен огромный стенд о шефах. На первом плане директор Тюменского судостроительного завода Петр Петрович Потапов - Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии. Рядом с ним рабочие-передовики производства, ударники труда, активные деятели, депутаты и др. Все они являлись родителями детей, которые учились в нашей школе. Как гордились дети своими родителями и разве могли они подвести их. На них равнялись все, с них брали пример. Появление в школе руководителей завода, рабочих-передовиков производства, в равной степени, как и экскурсии детей на завод, было обычным систематическим делом. Все это стимулировало детей, способствовало учебе, ответственности, дисциплинированности. Таких примеров можно приводить огромное количество не только у нас, но и по всей области и стране. Такая же система совместной работы была и между предприятием и детскими садами. Тем более, что детские сады были ведомственные, т.е. принадлежали предприятиям, являлись их структурным подразделением. Наиболее активно в лекториях принимали участие руководители образовательных (дошкольных, школьных) учреждений, их заместители, воспитатели, учителя физкультуры, музыки, изобразительного искусства, школьный психолог, социальный педагог. Все это ушло в прошлое, сегодня такого нет, но остались некоторые формы и появились новые.
Общественное бытие обычно влияет на сознание опосредованно через окружение человека и взаимодействие с ним, обстоятельств, совокупность которых мы называем социальной средой. Все эти факторы влияют на социальную активность ребенка-дошкольника. Важно, чтобы это влияние было действенно в положительном направлении.
Из прошлого в наше время перекочевали родительские собрания, в ходе которых присутствует педагогическое просвещение, их результативность зависит от организованности и тематики. Все собрания должны быть тематическими, темы могут быть самыми разными исходя их тех задач, которые перед собой ставит дошкольное учреждение. Тематика объявляется заранее, с тем, чтобы родители приходили на собрание подготовленными, а еще лучше, когда возникают вопросы, переходящие в дискуссию или обмен опытом. Это живое и очень эффективное общение. Второе, что дают тематические собрания - это ожидание
родителей и отчасти учеба, что обязательно вызовет желание посетить следующее собрание и не только в качестве слушателя, но и активного участника.
Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Когда-то такие темы как «Нравственное воспитание детей в семье» или «Роль художественно-эстетических знаний в социализации ребенка» и другие подобные были нестандартными, актуальными и вызывали живой интерес родителей. Но со временем, с ростом образованности родителей, обеспеченностью и распространением коммуникативных связей, особенно интернета - эта тематика, да и формы проведения собраний уходит на второй план. Появляются новые формы, например, интернет общение, а отсюда и новые темы. Например, «Как Вы любите своего ребенка?», «Что значит один ребенок в семье?», «Организация досуга в семье» и др. Желательно, чтобы темы были объявлены на год и включали в себя психолого-педагогическую, социально-экономическую, медико-экологическую тематику знаний. Еще лучше, когда учитываются (анализируются) вопросы и выполняются просьбы родителей.
Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является определение четкого графика проведения. И вообще весь регламент работы дошкольного учреждения должен быть известен родителям.
Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены к исполнению этих социальных обязанностей оба родителя. Поэтому педколлектив детского сада прилагает огромные усилия, чтобы собрания посещали оба и папа, и мама ребенка. Хотя с каждым годом это сделать становится все трудней.
Каждый день в семье ребенку обеспечивается или комфорт, или наоборот, царит обстановка невнимания к нему. Беспорядочная неорганизованная жизнь родителей ложится перегрузкой на нервную систему ребенка. Он приходит утром в детский сад расстроенным, неухоженным, недоспавшим. Скажем так, день для ребенка нарушен, он замыкается, нервничает, на замечания не реагирует или того хуже начинает делать наоборот, как мы часто говорим, вредничает. Нам в своей практике с такой ситуацией приходилось встречаться достаточно часто. Посещение семей, частные беседы - это хорошо, но выясняется, что этого мало, а некоторые родители просто выглядят необразованными в плане воспитания детей. И здесь приходят на помощь лекции психологов, медицинских работников, педагогов. Начнем с того, что научим родителей систематически интересоваться делами ребенка: «Как дела в садике?», «Что было интересного?», «Чем занимались?». Эти вопросы родителей стимулируют и дисциплинируют детей. Ребенок, зная о том, что родители будут интересоваться его делами, старается день провести с пользой для себя. А еще с пользой, как ни странно, для родителей, чтобы было, что рассказать папе и маме, порадовать их. И мы видим, с каким интересом и желанием ребенок рассказывает о прошедшем дне в саду. А такой вопрос: «Как ты думаешь, воспитатель тобой доволен?» настраивает ребенка думать над своим поведением, анализировать поступки, но самое главное, создает чувство ответственности.
Таким образом, с помощью общения работников детского сада с родителями выясняется, что не нужны в семье нотации, морали, окрики. Наоборот, нужно правильно организовать жизнь в семье, создать условия для общения, исключить из общения грубые интонации, постараться создать в семье атмосферу радости, любви, взаимопонимания. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что любовь родителей к нему и его к родителям является главным в жизни ребенка. При правильном образе жизни в семье обеспечивается в комплексе физическое и нравственное воспитание, расширяется эмоциональная сфера, создается устойчивое психическое состояние.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. /В.И. Андреев, изд. Казанского ун-та, 1998.
2. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности/Е.В. Бондаревская, Ростов-на-Дону, 1991.
3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033400 «Педагогика»/В.И. Заг-вязинский, - Москва: Академия, 2008.
4. Лебедев, В.С. Социальное воспитание школьников/В.С. Лебедев, Тюмень, 2007.
5. Лебедев, В.С. Роль совместной деятельности детского сада и семьи в социализации дошкольников//В.С. Лебедев, Л.В. Сабанина. Вестник Тюменской Государственной академии культуры, искусства и социальных технологий. Выпуск 2. Социум. Культура. Личность. Досуг: современные практики региональной культуры. (Мат-лы V Межд. Науч-практ. конфер. 21-22 ноября, 2014 г.). Тюмень, 2014. С. 174.
6. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/А.В. Мудрик-7-е изд.-Москва: Академия, 2009.
7. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа/В.А. Сухомлинский. Москва, просвещение, 1969.
8. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие/Н.Е. Щуркова.-Санкт-Петербург, 2005.
9. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якиманская.-Москва, 1996.