УДК 378.180.6
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
© Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru © Елена Леонидовна РАКОВСКАЯ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: rel.68@mail.ru
Рассматривается проблема формирования правовой культуры студенческой молодежи. Автор отмечает, что правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т. п.).
В результате проведенного анализа научных работ определены организационно-педагогические условия осуществления эффективной деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимосвязи вузов и учреждений культуры: интеграция социальнокультурной деятельности вузов и учреждений культуры; построение педагогической целенаправленной деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи осуществляется на основе моделирования; использование разнообразных средств социально-культурной деятельности в педагогической работе по формированию правовой культуры студенческой молодежи; культурнодосуговая деятельность студентов строится на основе авторской программы, реализующих интегративный подход, предусматривающий взаимосвязь вузов и учреждений культуры; деятельностная опо-средованность педагогического воздействия на формирование личности молодежи, обусловленная эмоционально-образной спецификой социально-культурной деятельности; проведение оценки эффективности педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата; наличие подготовленных педагогов-организаторов к деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры.
Ключевые слова: правовая культура; студенческая молодежь; высшие учебные заведения; учреждения культуры.
Главным признаком правового государства и обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения. Осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества.
Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется как сложная и противоречивая, отмечаются факторы, негативно влияющие на процесс формирования правовой культуры молодежи. Остается актуальной проблема слабой правовой информированности населения: незнание и неуважение законов, невла-дение элементарной информацией о своих конституционных правах, а отсюда - неумение их отстаивать и защищать. Перечислен-
ные проблемы влекут за собой ряд негативных тенденций, особенно в молодежной среде: недоверие к власти, социальную напряженность, электоральную пассивность, увеличение патерналистских настроений.
Появление многообразия форм собственности, расширение сфер применения экономических отношений также требуют существенного повышения уровня правовой культуры граждан.
Таким образом, социально обусловленный заказ заключается сегодня в формировании у населения уровня сформированности правовой культуры, адекватного современным экономическим и социокультурным задачам.
Рассматривая проблему формирования правовой культуры студенческой молодежи,
необходимо учитывать особенности данной социально-возрастной группы, основной деятельностью которой является подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Кроме того, студенческий возраст -период овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, семейных, профессионально-трудовых; в этот период человек получает новый гражданский и правовой статус, проявляющийся в дееспособности личности, которая представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Гражданин несет полную и самостоятельную ответственность за свои поступки, за регуляцию своего поведения и его соответствие социальным и моральным нормам. Именно в студенческие годы формирующаяся личность обязана выйти на новый уровень отношений с обществом, найти свое место в нем.
Социальные институты современной России не в полной мере справляются с задачей планомерной социализации молодежи, что приводит к задержке личностного развития подрастающего поколения, не давая ему возможности занять соответствующую социальную позицию.
В выступлении Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» было подчеркнуто, что политика государства в настоящее время и в перспективе будет направлена на развитие человека во всех его проявлениях, и особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей. Таким образом, культурные ресурсы являются важным фактором не только в социальной сфере, но и в управлении, экономике и политике, поэтому культура должна быть действенным инструментом изменения качества жизни общества.
Правительство Российской Федерации издало ряд законов и нормативных актов, предусматривающих правовое воспитание граждан. В Национальной доктрине образования граждан Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что сегодня необходимо обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, другими сторонами правового бытия общества.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.
Изучая материалы ученых, работающих над проблемой формирования в обществе правовой культуры, таких как А.Б. Венгерова, Г.В. Назоренко, С.А. Комарова, Н.И. Ма-тузов и др., можно выделить ряд определений «правовой культуры».
Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества, наиболее высокая и емкая форма правосознания. Под правовой культурой предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей [1].
Правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо, прежде всего, для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную, так или иначе, с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где
действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.
Совершенно необходима правовая культура в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов.
Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ.
Правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура представляется как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющих друг друга поколений людей.
Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, т. к. включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе, в коллективе.
По мнению В.П. Сальникова, структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, законность и т. п., но
и характер, уровень, степень их развития, т. е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса [2].
В состав правовой культуры включают культурные комплексы В.И. Каминская,
А.Р. Ратинов, Н.М. Кейзеров: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовые учреждения [1; 3].
Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социальноэкономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т. п.).
Правовая культура, по мнению В.В. Лазарева, предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т. д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т. д.) [4].
Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность в соответствии с требованиями права.
Итак, наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное
понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т. е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей» [5].
Правовое воспитание - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Высшая школа является сегодня одной из наиболее значимых сфер для молодежи и обладает мощным потенциалом в формировании правовой культуры. Однако в настоящий период возможности социокультурной деятельности в решении этих вопросов используются недостаточно, мало обращается внимания на культурную составляющую досуга студентов, их включенность в социально значимую деятельность, не всегда про-
слеживается планомерная взаимосвязь с учреждениями культуры.
Между тем достаточно эффективным в решении проблемы формирования правовой культуры студенческой молодежи, на наш взгляд, является взаимодействие вузов и учреждений культуры.
Современной наукой установлен тот факт, что на раскрытие и развитие социального потенциала молодежи оказывают влияние как личностные особенности и качества, так и условия, в которые человек попадает.
В социально-культурологическом плане жизнедеятельность молодежи проявляется в соответствии с социально-культурными и духовными запросами общества на данном историческом этапе, что подчеркивает ее способность интегрировать в эти процессы.
К проблеме досуговой деятельности обращаются многие ученые: Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, В.А. Сурта-ев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др. В подходах к вычленению и пониманию досуга как такового нет до сих пор полного единства в специальной литературе. Сегодня в энциклопедиях и справочных изданиях чаще всего досуг и свободное время уравниваются между собой.
Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Более совершенная концепция состоит в том, что отдых может быть работой. Отдых чаще всего понимают как вид человеческой деятельности, который часто может носить игровой характер, но по существу не всегда является игрой. Отдых обычно рассматривается как целенаправленная конструктивная деятельность, а игра -это более широкое понятие, включающее самые разные элементы от творчества до саморазрушительного поведения.
Досуговая деятельность, по определению
В.Я. Суртаева, является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки [6].
Досуговая деятельность является также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.
В условиях свободного выбора форм проведения досуга нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в различных видах деятельности.
Деятельность человека в условиях досуга является особой разновидностью свободной деятельности. Ее можно условно подразделить на практическую - преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми и духовную, где основным объектом и вместе с тем средством ее являются отбираемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи.
Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей. К последним правомерно отнести, прежде всего, потребление культурных ценностей (чтение, слушание, просмотр телепередач, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, любительские занятия - хобби, физкультурно-оздоровительные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры.
Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей. Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности.
Между тем реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной эмоциональной жизни. Игнорирование реальных интересов граждан учреждениями культуры приводит к возникновению стихийных объединений, чья деятельность протекает вне социального влияния и далеко
не всегда способствует конструктивному развитию личности.
Учреждения культуры представляют собой симбиоз общего и профессионального образования, находящегося вне рамок образовательных стандартов. Дополнительное образование обладает более мобильной, вариативной системой организации обучения, воспитания, развития и организации досуга. Данным учреждениям проще сориентироваться в потоке новшеств в педагогической науке, внести изменения в культурно -досуговые и просветительные программы.
Учреждения культуры могут применять массовые формы, способствующие отдыху населения и удовлетворению познавательных потребностей: тематические вечера, вечера вопросов и ответов, устные журналы, праздники семьи, двора, улицы, дни совместного отдыха родителей и детей, конференции, лектории, юбилейные вечера, встречи с известными спортсменами и т. д., на массовых мероприятиях на конкретном, близком молодежи материале раскрываются актуальные вопросы, обсуждаются книги, фильмы и пр.
Работа с молодежью - это тот участок, где роль культурно-досуговых учреждений особенно значительна, т. к. другие учреждения и организации имеют ограниченные возможности в работе с молодежью. В культурно-досуговых учреждениях молодежь составляет довольно значительный контингент как массовых, так и групповых форм.
Культурно-досуговые учреждения могут оказывать непосредственную помощь в просвещении населения при условии обеспечения единства в содержании этой работы, а также изучении интересов, конкретных запросов с тем, чтобы клубными формами способствовать формированию общей культуры молодежи.
Культурно-досуговые учреждения могут осуществлять педагогическое воздействие на молодежь через групповые формы работы: тренинги, праздники, лектории, дискотеки, а также через коллективы художественной самодеятельности, клубные объединения по интересам, т. к. в них занимается, в основном, молодежь.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что максимально благоприятные условия формирования правовой культуры молодежи могут
быть созданы в системе вуз - культурно-досуговые учреждения.
Для осуществления эффективной педагогической работы по формированию правовой культуры студенческой молодежи мы определили ряд организационно-педагогических условий:
- интеграция социально-культурной деятельности вузов и учреждений культуры;
- построение педагогической целенаправленной деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи на основе моделирования;
- использование разнообразных
средств социально-культурной деятельности в педагогической работе по формированию правовой культуры студенческой молодежи;
- построение культурно-досуговой деятельности студентов на основе авторской программы, реализующей интегративный подход, предусматривающий взаимосвязь вузов и учреждений культуры;
- деятельностная опосредованность педагогического воздействия на формирование личности молодежи, обусловленная эмоционально-образной спецификой социальнокультурной деятельности;
- проведение оценки эффективности педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата;
- наличие подготовленных педагогов-организаторов к деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры.
Именно реализация этих условий позволит эффективно осуществлять работу по правовому воспитанию студенческой молодежи.
1. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994.
2. Русская философия права: философия веры и нравственности / под ред. П. Сальникова. СПб., 1997.
3. Кейзеров Н.М.Политическая и правовая культура: методологические проблемы. М., 1983.
4. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
5. Теория государства и права / под ред. Н.И. Ма-тузова, А.В. Малько. М., 1997.
6. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. СПб., 1995.
Поступила в редакцию 2S.QS.2013 г.
UDC 378.180.6
ORGANIZATION-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF LEGAL CULTURE FORMATION OF STUDENTS’ YOUTH IN THE PROCESS OF UNIVERSITIES AND CULTURAL INSTITUTIONS INTERACTION
Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Culturology, Professor, Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru
Elena Leonidovna RAKOVSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: rel.68@mail.ru
The problem of formation of legal culture of students’ youth is considered. The author notes that legal culture is a sp e-cial social phenomenon, which can be considered as quality-legal state and personality, and society structuring for various reasons, it contributes to the formation of certain types of legal behavior in general, however, this reality depends on many other factors (illusions, lifestyle, behavioral, circumstances and conditions, etc.).
The analysis of scientific publications identified organizational and pedagogical conditions for effective action to create a legal culture of students in the course of the relationship of universities and cultural institutions: the integration of sociocultural activities of universities and cultural institutions; building pedagogical purposeful activity on the formation of the legal culture of students based on modeling; use of various means of social and cultural activities in the educational work to create a legal culture of students; cultural and leisure activities of students is based on the author's program of implementing an integrative approach of the relationship of universities and cultural institutions; activity mediation of pedagogical influence on the formation of youth personality due to the specifics of emotionally-shaped socio-cultural activities; evaluating the effectiveness of educational activities using the developed criterion apparatus; availability of trained teachers organizing the activities to create a legal culture of students in the process of interaction between universities and cultural institutions.
Key words: legal culture; student’s youth; universities; cultural institutions.
б