Научная статья на тему 'Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения'

Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОДЕЛЬ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / STUDENT'S YOUTH / ETHNIC TOLERANCE / MODEL / INTERCULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Елена Сергеевна, Григорьева Елена Ивановна

В статье рассматривается моделирование как форма педагогического научного исследования, в которой формирование этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения представлено в виде ряда структурных компонентов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MODEL OF ETHNICAL TOLERANCE OF STUDENT USE IN PROCESS OF INTERCULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

In the article the modeling as the form of pedagogical scientific research is considered, in which the formation of ethnic tolerance of student's youth during intercultural foreign language dialogue is submitted as a number of structural components allowing effectively carrying out pedagogical activity with students.

Текст научной работы на тему «Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения»

УДК 378.180

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ

© Елена Сергеевна ЛАЗАРЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра социально-культурной деятельности, аспирант,

e-mail: lazer_helen@mail.ru © Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра социально-культурной деятельности, доктор культурологии, профессор, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

В статье рассматривается моделирование как форма педагогического научного исследования, в которой формирование этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурно-го иноязычного общения представлено в виде ряда структурных компонентов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность со студентами.

Ключевые слова: этническая толерантность; студенческая молодежь; модель; межкультурное иноязычное общение.

Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.

Важность процесса формирования толерантности определяется тем, что «взаимопонимание» выступает в качестве социальной и личностной ценности, поскольку позволяет обеспечить необходимое для поддержания и развития жизни общества «взаимодействие» между его членами. Отсутствие взаимопонимания ведет к невозможности взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к разрушению целостности общественных связей и, как следствие, к саморазрушению личности (агрессия, направляемая на других, может обернуться для человека потерей чувства безопасности, развитием фрустрации). Наличие взаимодействия, основанного на взаимопонимании, напротив, способствует выработке у индивида чувства безопасности, уверенности в собственных действиях, и как следствие, развитию ценностных установок личности.

Формирование поликультурной образовательной среды в России должно строиться на основе демократических ценностей. Общество, основанное на социальном разнообразии, в котором представители различных

этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом и укреплении общественного единства отвечает интересам современных мировых тенденций.

При этом интересам этноса, государства и всего мирового сообщества соответствует воспитание, направленное на формирование у молодежи этнической толерантности, чувств солидарности и взаимопонимания, позволяющих противостоять дискриминации, национализму, расизму. Оно призвано сформировать у молодого человека умение жить в гармонии с другими народами и нациями, выработать стремление к саморазвитию и самообразованию, к обогащению своего духовного и морального статуса.

В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним.

На государственном уровне формирование межэтнической толерантности молодежи позволяет достичь политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами; установления паритета между национальными, общенациональными и обще-

человеческими ценностями, способствует повышению интеллектуального, духовнонравственного потенциала народов; открытости; преодолению замкнутости, изолированности; повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала общества.

Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания между народами. Формирование языковой и лингвострановедческой компетенции представляет ценность в обогащении своей собственной культуры в целом: культуры общения, речи, умственного труда.

Межкультурный компонент общения -явление многостороннее и предполагает изучение внутренних (общение между представителями различных этнических групп внутри поликультурного государства) и внешних (общение между представителями различных государств) аспектов различий в общении.

Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, что требует от всех участников коммуникативного процесса высокого уровня культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в т. ч. и на иностранном языке.

Знание иностранного языка не гарантирует успешности межкультурного взаимодействия, на пути которого могут возникнуть неполное понимание, этнические стереотипы, предрассудки, состояние «культурного шока», переоценка сходства родной и иноязычной культур, их конфронтация на уровне индивидуального сознания.

Требуется знание не только этнопсихологии своего народа и народов стран изучаемого языка, сущности межкультурной компетенции, дополненные блоком личностных характеристик, способствующих достижению межкультурного понимания и успешному педагогическому общению.

Необходимо формировать у студентов навыки межкультурной компетенции и этнической толерантности: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, го-

товность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан российской федерации как внутри государства, так и за его пределами.

Между тем потенциал социально-культурной деятельности в решении проблемы формирования этнической толерантности в процессе межкультурного иноязычного общения используется, на наш взгляд, недостаточно. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым разработка социально-культурных условий формирования этнической толерантности в процессе межкультурного иноязычного общения.

Педагогическая модель рассматривается нами как форма педагогического научного исследования, обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей.

В самом общем смысле модель - такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты [1, с. 382].

В работах А.В. Золотаревой процесс моделирования включает в себя следующие стадии:

- формулировка целей и постановка задач (здесь окончательно оформляются цели и задачи предстоящей деятельности);

- выбор функции, в рамках которой может быть реализована сформулированная цель (образовательные или социально-педагогические функции деятельности);

- выявление из множества известных свойств и характеристик выбранной функции наиболее существенной для реализации цели и решения поставленных задач;

- экспериментальное исследование модели. На этой стадии может быть организован эксперимент или проведено апробирование модели в сходных условиях. Может про-

водиться корректировка в соответствии с результатами эксперимента:

- разработка плана практических действий по внедрению модели;

- реализация разработанного плана, достижение намеченной цели [2, с. 51].

Несмотря на всю свою сложность, именно благодаря моделированию возможно создать конкретный идеальный образ деятельности, который позволяет достичь намеченной цели путем последовательного построения определенных структурных блоков и, таким образом, продвигать студентов на более высокий уровень развития.

Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование, характеризуются следующими важнейшими особенностями:

- ускорением темпов развития общества;

- переходом к постиндустриальному, информационному обществу;

- значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы толерантности.

Поэтому важнейшим элементом современного высшего образования, относящегося к проблеме нашего исследования, выступает формирование этнической толерантности в процессе межкультурного иноязычного общения.

Отсюда перед высшими учебными заведениями ставится ряд задач воспитания толерантной личности, адаптивной к информационным и поликультурным процессам:

- формирование мировоззрения, умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать; умения структурировать информацию;

- формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов;

- формирование духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения;

- формирование позитивного отношения к человеку, основанного на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях;

- формирование уважения к различным культурам нашего мира, воспитание культуры межнационального согласия;

- формирование умения вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и потребности;

- учить пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм; умение управлять собственными эмоциями.

Педагогическую деятельность по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкуль-турного иноязычного общения мы разделили на несколько блоков: целевой, организационно-содержательный и диагностико-резуль-тативный.

Решение вышеперечисленных задач наиболее эффективно при соблюдении ряда социально-культурных условий:

- осуществление межкультурного общения происходит в гуманистической атмосфере взаимодействия;

- построение воспитательного процесса на основе модельного представления;

- методическое обеспечение педагогического процесса, в частности, педагогической программой формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, а также критериальным аппаратом, позволяющим оценить эффективность педагогической работы;

- использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению;

- обеспечение подготовки педагогов к осуществлению деятельности по формированию этнической толерантности.

В этой связи важно обоснование сущности и специфики формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения.

Сущности толерантности и толерантного поведения посвящено в последние годы немало исследований. Толерантность понимается лингвистами как терпимость, снисходительность к чужим недостаткам, политологами - как способность человека, сообщества

слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Уровень толерантности, зависящий от уровня знаний и личного опыта, предполагает развитие у индивида терпимости к культурным различиям, формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности» [3].

Толерантное отношение молодого человека к иной культуре и ее представителям является важным фактором, влияющим на процесс развития потребности в межкуль-турном взаимодействии, что активизирует интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы личности на поиск информации, обеспечивающей человека знаниями для расширения и углубления взаимодействия с различными культурами, людьми других национальностей и вероисповедания. Студенты понимают, что построение экономических, социальных, политических отношений будет эффективно, если они смогут в полной мере оперировать информацией социокультурного характера, предоставляющей особенности развития того или иного народа, государства в их историческом, культурном и других аспектах.

Потребность в межкультурном взаимодействии у потребителей социально-культурных и образовательных услуг формируется в условиях воспитательно-образовательного

процесса поэтапно. Воспитанник должен первоначально обнаружить потребность в толерантном отношении к различным культурам и их представителям. Формирование толерантной культуры в сфере образования и социально-культурной деятельности осуществляется не столько в рамках учебновоспитательного процесса, сколько в ходе инициативой общественной и культурнодосуговой деятельности.

Сущность формирования этнической толерантности студенческой молодежи представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта, на-

правленный на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов согласия, уважения и взаимной свободы, включающий умение вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; умение выслушивать других и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.

Специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи определяется целенаправленным взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого происходит активное познание богатого многообразия культур других народов, обогащение новым культурным достоянием и социальным опытом, выработка у студенческой молодежи способности понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Проблематика приобщения молодежи к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений не является императивом ХХ1 в., так или иначе эти аспекты рассматривались в трудах видных отечественных и зарубежных ученых (П.П. Блонский, Я.А. Ко-менский, П.Ф. Каптерев, Г.И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.).

Общая методология исследования базируется на принципах, идеях и положениях, отражающих этно-национальные и общечеловеческие ценности, составляющие одну из сущностных основ стратегии в сфере образования и социально-культурной деятельности; на важнейших положениях культурологии и антропологии о приоритете воспитания человека через освоение традиций культуры; на личностно-ориентированном и деятельностном подходе, нацеленном на интериориза-цию обобщенного опыта человечества в его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности.

Принципами формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения: научность; системность, преемствен-

ность и непрерывность развития личности; гуманизация воспитательного воздействия; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями; природосообразность; культуросо-образность; ориентация на диалог культур, обогащения и обновления форм, средств и методов социально-культурной деятельности; учета региональных условий; поликультурности; взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности.

Для формирования этнической толерантности студенческой молодежи необходимо использовать следующие технологии социально-культурной деятельности: этнокультурные, культуротворческие, культуроохранные, проектные, социально-защитные, информационно-просветительские, комму-

никативные и др.

Среди типов деятельности по формированию этнической толерантности студенческой молодежи выделяют: просветительские, творческие, развлекательные и др.

Важнейшей частью организационносодержательного блока является авторская педагогическая программа «Жить в Мире» по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкуль-турного иноязычного общения.

В модели представлен диагностико-ре-зультативный блок, включающий критерии, показатели, уровни и результат: сформиро-ванность этнической толерантности студенческой молодежи.

Выделены следующие критерии сфор-мированности этнической толерантности студенческой молодежи: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Определены показатели сформирован-ности этнической толерантности студенческой молодежи:

- наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;

- отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и

внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения);

- конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».

Выделенные критерии и показатели позволили определить уровни сформированно-сти этнической толерантности студенческой молодежи.

Низкий уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (интолерантный) характеризуется: отсутствием знаний о многообразии культур нашего мира, неумением генерировать мысли, структурировать информацию и прогнозировать возможные исходы различных ситуаций; отсутствием знаний о традициях своего народа, обычаях и культуре различных этносов; неприязненным, а порой и агрессивным отношением к представителям других этносов, имеющих другие свойства: внешние (расовые, национальные особенности) и внутренние (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); неумением конструктивно взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием умения вести диалог и понимать другого человека, негативным отношением к представителям других этносов.

Средний уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (нейтральный) характеризуется: недостаточными знаниями о различных культурах и традициях своего народа, наличием некоторых знаний о культуре других народов; нейтральным отношением к представителям других этносов, отсутствием желания взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием настроенности на диалог и понимание другого человека, нейтральное безинициативное отношение к представителям других национальностей.

Высокий уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (толерантный) характеризуется: наличием знаний о многообразии культур нашего мира, умением генерировать мысли, струк-

ут

к ^ рт

ет І *

£ g ащ , ю § І

^ <D С впг тсо сен ебч

он

S С

ё Б

и В £ oso

!■8 * о & ^

& t ä »

иво т

рй

го

S J¿

, с

8 g * ен ча иса нс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е & 2 чет и

свои

и

и

р

р

§£ со п и

в

юи

ун

уве

то

ср

бт

ь

^ & ^ ойе кот к

ес

g s в є

пэо п; яга S ^ ине

& 5

ио

мон

рв

ои

*• ê йе оф мф

т я е д

йр фа

§ & 2л 5 о •& лс

лус о

хат

а

н

л

кул

гии я è • w. £ п цо йо т

5 С

скид

И

G G С

т

и

д

одх

О

и

о

р

п

g ; I 2

таи

Социальный заказ: формирование этнической толерантности студенческой молодежи

Задачи:

формирование мировоззрения; умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать; умения структурировать информацию; формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов

формирование духовно-нравствен-ной атмосферы этнокультурного взаимоуважения; формирование позитивного отношение к человеку, основанного на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; уважения к различным культурам нашего мира, воспитание культуры межнационального согласия

формирование умение вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм; умение управлять собственными эмоциями___________________________

Организация формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения

і

Принципы: научность; системность, преемственность и непрерывность развития личности; гуманизация воспитательного воздействия; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями; природосообразность; культуросообразность; ориентация на диалог культур, обогащения и обновления форм, средств и методов социально-культурной деятельности; учета региональных условий; поликультурности; взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности

Сущность формирования этнической толерантности студенческой молодежи

представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта, направленный на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов согласия, уважения и взаимной свободы, включающий умение вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; умение выслушивать других и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов

Специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи

определяется целенаправленным взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого происходит активное познание богатого многообразия культур других народов, обогащение новым культурным достоянием и социальным опытом, выработка у студенческой молодежи способности понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

Организационные формы социальнокультурной деятельности

художественномассовые программы; туристический клуб; любительское объединение тренинги, игровые формы и пр.

Технологии социальнокультурной деятельности

этнокультурные, культуротворческие культуроохранные, проектные, социально-защитные, информационнопросветительские, коммуникативные

Функции формирования этнической толерантности студенческой молодежи образовательная, воспитательная, коммуникативная, культуротворческая, рекреативная

Типы деятельности:

просветительские, творческие, развлекательные и др.

Педагогическая программа по формированию этнической толерантности молодежи «Жить в Мире»

Критерии: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий

Показатели:

- наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;

- отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения);

- конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание

другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость»_____________________________________________________________________________

Уровни: высокий, средний, низкий

Результат: повышение уровня сформированности этнической толерантности студенческой ______________________молодежи в процессе иноязычного общения_______________________

Рис. 1. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения

турировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличием интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов; отношением к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствием чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); конструктивным взаимодействием с представителями других этносов, настроенностью на диалог и понимание другого человека, отказом от привилегии первого лица, признанием и уважением собственного права на отличие, позитивным отношением к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инако-вость».

Итоговым результатом педагогической деятельности в соответствии с данной моделью является повышение уровня сформированности этнической толерантности студенческой молодежи.

Таким образом, нами разработана структурно-функциональная модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, в которой на основе личностно-ориентированного подхода обозначены цель, результат, средства достижения результата (содержание, методы, приемы, средства, организация данного процесса), включающая следующие блоки: целевой, организационно-содержательный и диагности-ко-результативный.

1. Философский энциклопедический словарь / сост. Е.Ф. Губницкий, Г.В. Кораблева, В.Р. Лутченко. М., 1997.

2. Золотарева А.В. Дополнительное образование. Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, 2004.

3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

Поступила в редакцию 16.04.2012 г.

UDC 378.180

FORMATION MODEL OF ETHNICAL TOLERANCE OF STUDENT USE IN PROCESS OF INTERCULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Elena Sergeyevna LAZAREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Socio-cultural Activity Department, Post-graduate Student, e-mail: lazer_helen@mail.ru

Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Socio-cultural Activity Department, Doctor of Culturology, Professor, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

In the article the modeling as the form of pedagogical scientific research is considered, in which the formation of ethnic tolerance of student's youth during intercultural foreign language dialogue is submitted as a number of structural components allowing effectively carrying out pedagogical activity with students.

Key words: ethnic tolerance; student's youth; model; intercultural foreign language communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.