Научная статья на тему 'Организационно-педагогические проблемы формирования профессиональной компетентности в процессе переподготовки педагогов социокультурной сферы'

Организационно-педагогические проблемы формирования профессиональной компетентности в процессе переподготовки педагогов социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Ольга Михайловна

В статье обосновывается актуальность решения проблемы формирования профессиональной компетентности в процессе переподготовки педагогов социокультурной сферы; представлены теоретико-методологические основы изучения данной проблемы; предлагаются пути решения рассматриваемой проблемы; делаются выводы об эффективности предложенной программы формирования профессиональной компетентности в процессе переподготовки педагогов социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические проблемы формирования профессиональной компетентности в процессе переподготовки педагогов социокультурной сферы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О.М. ИЛЬЧЕНКО

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В статье обосновывается актуальность решения проблемы формирования профессиональной компетентности в процессе переподготовки педагогов социокультурной сферы; представлены теоретико-методологические основы изучения данной проблемы; предлагаются пути решения рассматриваемой проблемы; делаются выводы об эффективности предложенной программы формирования профессиональной компетентности в процессе переподготовки педагогов социокультурной сферы.

Во всем мире идет непрерывный процесс совершенствования профессионального образования. Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интеграцией в единое европейское образовательное пространство. Динамичность социально-экономических условий усиливает потребность современного общества в высококвалифицированных специалистах социокультурной сферы.

Профессиональная компетентность - одно из системообразующих качеств современного специалиста, к проблеме понимания которой в условиях модернизации образовательного процесса интерес заметно повысился. Исследованием структуры профессиональной компетентности занимаются такие ученые как О.В. Акулова, И.П-. Андриади, Н.В. Баграмова, И.С. Батракова, Л.И-. Берестова, Э.Н. Гусинский, Ю.В. Еремин, В.А. -Наперов, Дж, Равен, И.Н. Трофимова, Ю.И. Турчанинова, А.П. Тряпицина, О.Б. Ховов, С.Ф. Шатилов и др.

В процессе формирования профессиональной компетентности специалиста социокультурной сферы важную роль играет развитие творческого потенциала, творческой самостоятельности, повышение общей культуры личности.

Навязанная сверху образовательным учреждениям России новая модель непрерывного образовательного процесса может осуществляться только тогда, когда она будет понята и принята педагогическим сообществом и обществом в

целом. Практики понимают сегодня, что главной проблемой на пути модернизации образовательного процесса стоит отсутствие нового мышления, новых ценностных образовательных ориентиров, а значит и новой профессиональной позиции личности на изменение содержания образования и способов его трансляции.

Поэтому особо актуальной становится задача подготовки полноценных, профессиональномобильных руководящих и педагогических кадров для системы образования и культуры, способных отвечать запросам современной жизни и обеспечивать подготовку человека-творца, профессионально-мобильного и ответственного за свою деятельность.

Данную цель возможно достигнуть в процессе переподготовки специалистов социокультурной сферы, но сегодня учреждения, осуществляющие повышение квалификации педагогических кадров проводят ее на разных философских, психологических, педагогических основаниях. Вопросы освоения управленческо-педагогической деятельности и сам человек там, как правило, не рассматриваются. Обучение слушателей строится по традиционной модели обучения и носит просветительско-предметный характер. Попытки вводить в учебный процесс деловые, ролевые игры, другие активные методы обучения не меняют систему качественно. Повышение квалификации не дает ничего принципиально нового для практической деятельности слушателей и разви-

7 2 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14

©О.М. Ильченко, 2008

Организационно-педагогические проблемы формирования профессиональной компетентности...

тин их профессиональных способностей.

Исходя из этого, главной целью системы повышения квалификации становится качественное изменение педагогической деятельности, которое повлечет реальную эффективную организацию социокультурного процесса. Именно это должно стать главным критерием компетентности педагогов.

Сама инновационная система повышения квалификации педагогов социокультурной сферы должна являть собой образец современного обучения. Для этого ей необходимо иметь инновационную научно обоснованную модель нового «перестроенного» образовательного процесса в учебном заведении и «обучать» преподавателей этой модели.

Такой моделью образования личностно-ориентированного типа стала для нас модель «Саморазвитие человека» профессора К.Я. Вазиной, на её основе быта разработана инновационная программа повышения квалификации педагогов социокультурной сферы. Программа содержит следующие взаимосвязанные блоки:

первый блок - самопознание - предусматривает содержание, способствующее признанию человека уникальной, саморазвивающейся системой, природно-наделенной внутренним механизмом собственного развития; второй блок — саморазвитие - дает понимание обучающимися о сущности саморазвития в педагогической профессии, понять содержание социокультурной и педагогической деятельности; третий блок - систематизация - помогает осознать системность предметного содержания и методологических срвдств его систематизации; четвертый блок - тех-нологизация - рассчитан на понимание технологической организации обучения и социокультурной деятельности, а также постоянной самореф-лексии педагога; пятый блок - проективный -заключается в проектировании педагогом собственной деятельности на основе модернизации современной социокультурной деятельности и образования.

Таким образом, предлагаемая инновационная программа повышения квалификации - это система, элементами которой являются: профессиональное мировоззрение преподавателя как специалиста социокультурной деятельности, системное содержание обучения на основе постоянной рефлексии, технологизации процесса.

Для реализации инновационной программы

разработан комплект методического обеспечения, включающий: учебныгй план, организационно-деятельностную карту реализации программы, календарный план-график, комплект технологического обеспечения процесса переподготовки и повышения квалификации, положение о мониторинге непрерывного профессионального развития педагогов, карту мониторинга и др.

Освоение программы формирует у педагога единое представление о мире, новые ценностные ориентации на мир и место человека в нем. Системное осознание педагогом объективного мира позволяет ему по-новому осознать содержание обучения. Оно уже не может быть выражено набором отдельных предметов, как правило, функционально не связанных между собой, оно должно быть представлено системно. В процессе обучения педагог осваивает методологические средства («модуль», «древо понятий», «семантическое поле»), разрабатывает инновационный проект обучения в социокультурной сфере, который состоит из взаимосвязанных между собой модулей.

Такой подход к содержанию познания реализуется через деятельность, которая представляет совокупность взаимосвязанных алгоритмичных способов по исследованию конкретной системы, проектированию взаимосвязей человека с ней и организацию их взаимодействия.

Система деятельности позволяет педагогам социокультурной сферы анализировать реальные ситуации, разумно самоопределяться в них: ставить цель, подбирать средства по цели, находить реальные способы достижения прогнозируемого результата. Педагог осваивает следующие виды деятельности: исследовательскую, проектировочную, организационную, коммуникативную, рефлексивную, которые впоследствии будут тиражироваться на деятельность детей и подростков.

Такая система обучения позволяет каждому преподавателю непрерывно осознавать опыт своей управленческо-педагогической деятельности, соотносить его с современными образовательными тенденциями, преодолевать затруднения, возникающие в процессе обучения, вносить коррективы в методические разработки, вносить теоретический и практический вклад в развитие социокультурной деятельности.

По ходу освоения обучающей программы разрабатывается «Инновационный проект обу-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 7 3

Профессиональное образование

чения в социокультурной сфере», который содержит: авторскую блочно-модульную программу; организационно-деятельностную карту управления социокультурным процессом; систему ситуаций учебно-воспитательных занятий; систему технологических средств; инструментарий оценки качества освоения деятельности; понятийно-терминологический словарь; список основной и дополнительной литературы.

Таким повышении квалификации, присваивается статус преподавателя-инноватора, успешно проходит их аттестация на первую и высшую квалификационные категории. По результатам мониторинга непрерывного профессионального развития педагогов проводится оценка - самооценка компетентности преподавателей, определяется дальнейший вектор их саморазвития.

Предлагаемая программа формирования профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы, на наш взгляд, позволяет снять принципиальные недостатки традиционной системы повышения квалификации работников культуры, а именно: отсутствие системности и непрерывности саморазвития, нетехноло-гизированность социокультурных процессов, отсутствие целевого управления достижением про-

гнозируемого результата в творческой деятельности.

С 2003 года в Челябинской государственной академии культуры и искусств, на базе которой проходят обучение педагоги социокультурной сферы, были апробированы различные модели повышения профессиональной компетентности.

По результатам обучения педагогов проводилось исследование актуальности обучающей программы через анкетирование, получены положительные отзывы, свидетельствующие об эффективности процесса и результата повышения квалификации.

Библиографический список

1. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. - 145 с.

2. ВазинаК.Я., Петров ЮН. Инновационное образование - вызов времени: Монография.

- П. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 152 с.

3. Костыко Г. С. Проектирование управления образовательным учреждением: Монография. -Челябинск, 2004. -122 с.

С.П. КОРЯКОВЦЕВ

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эффективность организации индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования будет обеспечиваться следующими условиями: личностно-ориентированная организация социального опыта студентов в условиях дистанционного образования; интеграция деятельности субъектов дистанционного образования в реализации помогающих отношений; поэтапное освоение студентом позиции субъекта в процессе актуализации собственных ресурсов в преодолении затруднений при решении задач воспитания и обучения.

Личностно-ориентированная организация социального опыта студентов в условиях дистан-

ционного образования. Социальный опыт, вслед за А.В. Мудриком, мы понимаем как «самобытный синтез различною рода умений и навыков, знаний способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний».

Личностно-ориентированный образовательный процесс нацелен на формирование разносторонней, нравственной, активной творческой личности, а обучение в нем должно быть развивающим, многопрофильным, в полной мере учитывающим индивидуальные особенности личности, предоставляющим возможность выбора лич-

7 4 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14

©С.П. Коряковцев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.