УДК 377
О. М. Ильченко
канд. пед. наук,
Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Проблема совершенствования профессиональной деятельности педагога социокультурной сферы многоаспектна и требует разносторонних глубоких научных исследований. При этом значимым выступает обоснование профессиональной переподготовки специалистов социокультурной сферы системы дополнительного профессионального образования. Данное направление обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации без изменения уровня профессиональной деятельности. В статье раскрываются структура непрерывной подготовки специалистов культуры и искусств, принципы и функции, являющиеся основными исходными положениями, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении профессиональной переподготовки педагогов социокультурной сферы дополнительного профессионального образования. Представлены основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусств, сделаны выводы о необходимости учета особенностей социокультурной деятельности для обеспечения развития личности в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: специалисты социокультурной сферы, дополнительное профессиональное образование
Для цитирования: Ильченко, О. М. Концептуальные положения системы дополнительного профессионального образования в социокультурной сфере / О. М. Ильченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 117-121.
Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства и развитие системы переподготовки в рамках интеграционных тенденций, с одной стороны, носит позитивный характер, способствующий развитию общества в целом и выходу российских специалистов культуры и искусства в единое международное образовательное пространство на новый, качественный уровень, с другой - это проблема, требующая серьезного осмысления.
Профессиональная переподготовка специалистов социокультурной сферы - вид дополнительного профессионального образования, осуществляемый в вузах культуры и искусств в рамках непрерывного образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух уровней, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности или получения дополнительной
квалификации без изменения уровня профессиональной деятельности, направленный на совершенствование социокультурной сферы региона и государства в целом.
Принятая отечественная Концепция непрерывного образования предполагает, что процесс профессионального развития становится постоянным: специалист в рамках своей деятельности и на специальных курсах получает новые знания, «наращивает» социальные и профессиональные компетентности, развивает способности, обеспечивающие эффективность его деятельности в условиях динамичного информационного общества [6].
Структура непрерывной подготовки специалистов культуры и искусств, как указывает Т. Э. Мангер, включает в себя пять основных уровней профессионального образования: дошкольная подготовка (детские сады общеобразовательного или специализированного типа, досуговые учреждения) - развитие элементар-
117
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
О. М. Ильченко
Концептуальные положения системы...
ной и функциональной грамотности в области культуры и искусства; начальная общая подготовка (детские музыкальные, художественные, хореографические, театральные школы, школы искусств, любительские коллективы) - формирование знаний, умений и навыков, необходимых для последующего образования в области культуры и искусства; среднее специальное образование (музыкальные, художественные, хореографические, театральные училища, училища и колледжи искусств) - развитие профессиональной культуры; многоуровневое - неполное высшее, бакалавриат, специалитет, магистратура - высшее профессиональное образование (консерватории, музыкально-педагогические институты, академии искусств и др.) - развитие профессиональных компетенций; послевузовское образование - аспирантура, докторантура, переподготовка и повышение квалификации (специальные кафедры вузов, институты повышения квалификации, краткосрочные курсы, гранты и т. д.) - развитие культуротворческого менталитета личности, профессиональной компетентности [4, с. 182].
Историко-педагогический анализ развития видов дополнительного профессионального образования и анализ исследований Е. Н. Медынского [9] позволили рассмотреть процесс переподготовки педагогов социокультурной сферы в контексте общей проблемы: «Человек -образование - культура - творчество», поскольку различные формы дополнительного образования (педагогические курсы, педагогические лаборатории и кабинеты, повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка), с одной стороны, развивают профессиональную компетентность педагога, с другой - носят социокультурный характер, так как связаны с самообразованием, развитием творческих способностей и культурнонравственного потенциала.
Современное видение системы дополнительного профессионального образования в области культуры и искусств предполагает такие черты, как: четко выраженная ориентация на определенную модель специалиста социокультурной сферы; системность и преемственность в
удовлетворении профессиональных, образовательных и иных социально значимых потребностей (запросов) личности; динамизм, практическая направленность и повышенная информативность образовательного процесса, осуществляемого с использованием передовых наукоемких социальных, педагогических, образовательных и информационных технологий; интенсивное коллегиальное взаимодействие, совместный напряженный профессиональный и социальный поиск, творчество преподавателя (наставника, консультанта) и слушателя (в нашем случае педагога социокультурной сферы).
Основными исходными положениями, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении профессиональной переподготовки педагогов социокультурной сферы, выступают принципы профессиональной переподготовки, условно подразделяемые на две группы: принципы, обеспечивающие отбор
содержания переподготовки (целенаправленности, фундаментальности, практикоориентированности, индивидуализации, преемственности), и принципы организации профессиональной переподготовки (принцип человеческих приоритетов, открытость внешней среде, гибкость, динамичность, экономическая целесообразность и др.).
Выявленные принципы являются основополагающими в процессе профессиональной переподготовки педагогов социокультурной сферы и находят свое отражение в функциях. На основе проведенного анализа в соответствии с выделенными принципами нами определены следующие основные функции деятельности субъектов профессиональной переподготовки:
- диагностическая, включает оперативное изучение и оценку потребностей рынка труда в профессиональной переподготовке, необходимых ресурсов для осуществления процесса, подготовленности преподавателей и сотрудников к реализации программ профессиональной переподготовки, уровня профессиональных знаний, умений слушателей, их интересов и потребностей;
- информационная, направлена на сбор и обработку информации по проблемам про-
118
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
О. М. Ильченко Концептуальные положения системы...
фессионально-педагогической переподготовки, выявление и создание банка данных по актуальным вопросам;
- организационная, предусматривает создание гибкой структуры взаимодействия между субъектами образовательного процесса в вузе, обеспечение их совместной деятельности, направленной на передачу и усвоение знаний, умений, навыков; формирование системы внешних связей; создание условий для эффективной работы; обучение и повышение квалификации педагогов социокультурной сферы.
- контрольно-оценочная, определяет эффективность проведения профессиональной переподготовки педагогов социокультурной сферы.
- коммуникативно-когнитивная, направлена на познание, воспроизведение полученной информации, обогащение собственного зна-ниевого уровня в процессе общения и решения конфликтных и спорных ситуаций;
- аналитическая, заключается в критическом анализе полученной информации, анализе собственной деятельности, деятельности своих коллег и реальной социокультурной ситуации и т. д.;
- праксиологическая, связана с воспроизведением и моделированием нового знания в процессе практической деятельности в социокультурной сфере;
- креативная, заключается в творческом применении полученных знаний, умений, навыков, переходящих в компетенции и порождении нового знания.
На основе исследований Е. Л. Кудриной, Л. И. Рудич [7], а также собственного теоретического анализа нами определены такие направления развития системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусств, как:
- конкретизация целей образовательных программ в дополнительном профессиональном образовании для конкретного контингента работников культуры, их логичность, диаг-ностируемость по этапам обучения, направленность на возможность оценки качества образовательного процесса;
- разработка отличных от вузовских образовательных программ, основу которых составляют организационно-проектные, консалтинго-проектные, проблемно-поисковые, тренинговые и другие модели образовательного процесса, тогда как лекционные занятия выступают в качестве результатов коллективной рефлексии или проблематики конкретных запросов слушателей;
- эвристическая образовательная деятельность, которая становится ведущей в данной системе, включает творческую, метатворческую, методическую и когнитивную деятельность слушателей как основных участников конструирования всех элементов своего образования: смысла, целей, содержания, оптимальных форм и методов, индивидуальной образовательной траектории;
- выстраивание учреждениями культуры активной творческой поисковой позиции, формирующей потребности и запросы к системе дополнительного профессионального образования в социокультурной сфере;
- ориентация методических службы учреждений культуры на координирование в ходе работы всех структур системы дополнительного профессионального образования (они выступают тьюторами, консультантами и кураторами по формированию профессионального саморазвития и самообразования работников культуры).
Большое значение в современных социокультурных условиях играет развитие через Интернет информационной среды, поддерживающей способность работников культуры к профессиональному саморазвитию, успешному построению своей профессиональной деятельности и карьерному росту. Особенно востребована разработка дистанционных целевых курсов системы дополнительного профессионального образования.
В процессе переподготовки педагогов необходимо исследовать социокультурную сферу, опираться на историю ее развития, основные тенденции современного развития, прогнозировать перспективу. Поскольку предметом социокультурной деятельности является
119
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
О. М. Ильченко
Концептуальные положения системы...
изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов, необходимо учитывать следующие особенности социокультурной деятельности:
- она направлена на реализацию концепции «человек культуры», создание условий для приобщения личности к культуре (А. Г. Асмо-лов [1], В. С. Библер [2], В. В. Туев [11] и др.);
- представлена совокупностью педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регуля-тив социального взаимодействия (Н. Н. Ярошенко [12], Е. Н. Григорьева [3] и др.);
- является одним из средств организации социального общения (А. В. Соколов [10] и др.);
- выступает как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат (Р. А. Литвак [8] и др.);
- позволяет субъектам реализовать следующие основные функции: познавательную, ценностно-ориентационную, художественную, преобразовательную, социализирующую, рек-
реационную и коммуникативную (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников [5] и др.);
- социокультурная деятельность в аспекте содержания подразделяется на познавательную (усвоение информации и получение нового знания в процессе обучения и участия в творческой деятельности), ценностно ориентированную (приобретение или видоизменение своего отношения к окружающему миру, оценка общественных явлений, поступков), практически преобразующую (направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий), творческую (присуща всем видам и формам социокультурной деятельности, носит всепроникающий характер) и др.
Теоретический анализ показал, что развитие профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы в процессе переподготовки связано с возникновением у индивидуумов специфических личностных свойств, с достижением особого качественного состояния, устремляющего их к самоосознанному развитию и позволяющего совершить полноценный переход на новый уровень самосознания и самоактуализации.
1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век /
B. С. Библер. - Москва: Политиздат, 1990. - 413 с.
3. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Е. И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2004. - С. 3-513.
4. Земцова, Е. В. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: школа - вуз - послевузовское образование / Е. В. Земцова // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения: материалы науч.-метод. конф. / науч. ред. И. А. Зимняя. - Москва, 2006. - 130 с.
5. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2004. - 539 с.
6. Концепция непрерывного образования // Бюллетень Госкомобразования СССР. - 1989. - № 7. - 26 с.
7. Кудрина, Е. Л. Система планирования в учреждениях социально- культурной сферы: учеб.-метод. пособие / Е. Л. Кудрина, Л. И. Рудич, Е. В. Утин. - Кемерово, 2004. - 170 с.
8. Литвак, Р. А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста / Р. А. Литвак // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 165-167.
9. Медынский, Е. Н. Из истории русской педагогической мысли / Е. Н. Медынский // Советская педагогика. - 1944. - № 1 - С. 11-17.
10. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности: моногр. / А. В. Соколов. - Санкт-
Петербург: СПбГУП, 2003. - 203 с.
11. Туев, В. В. Социокультурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки / науч. ред. Т. Г. Киселева, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. - Вып. 23. - Москва: МГУКИ, 2001. -
C. 23-39.
12. Ярошенко, Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / Н. Н. Ярошенко. - Москва, 2000. - 414 с.
Получено 02.11.2015
120
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
О. М. Ильченко Концептуальные положения системы...
O. Ilchenko
Candidate of Pedagogic Sciences, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL THESES OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN SOCIO-CULTURAL SPHERES
Abstract. The problem of improvement of professional work of the teacher of the sociocultural sphere is multidimensional and requires versatile deep scientific researches. The substantiation of the professional retraining of specialists of sociocultural spheres of the system of additional professional education is important. This area provides the improvement of experts’ knowledge to carry out a new kind ofprofessional activity or to obtain additional qualification without changing the level of professional activity. The article describes the structure of the continuous training of specialists of culture and arts, principles and functions, which are the main source of concepts that should guide the implementation of the professional training of teachers of sociocultural sphere of additional professional education. The main directions of the development of system of additional professional education in the field of culture and arts are presented, the conclusions about the need to address the peculiarities of the sociocultural activity to ensure the development of a person in the system of additional professional education.
Keywords: specialists of the socio-cultural sphere, additional professional education
For citing: Ilchenko O. 2015. Conceptual theses of the system of additional professional education in sociocultural spheres. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 117-121.
References
1. Asmolov A. 1990. Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. Moscow: Moscow State University. 367 p. (In Russ.).
2. Bibler V. 1990. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat' pervyy vek [From the science of knowledge - to the logic of culture: two philosophical introductions to the 21 century]. Moscow: Politizdat. 413 p. (In Russ.).
3. Grigoreva E. 2004. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Modern technologies of sociocultural activity]. Tambov: Pershina. P. 3-513. (In Russ.).
4. Zemtsova E. Competence and problems of its formation in the system of continuous education: school - university -postgraduate education. 2006. I. Zimniaia, scientific ed. Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ikh re-sheniya [Actual problems of the quality of education and ways of solving them]. Moscow. 130 p. (In Russ.).
5. Kiseleva T., Krasilnikov IU. 2004. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Socio-cultural activity]. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts. 539 p. (In Russ.).
6. The concept of continuing education. 1989. Byulleten' Goskomobrazovaniya SSSR [Bulletin of State Committee of the USSR]. № 7. 26 p. (In Russ.).
7. Kudrina E., Rudich L., Utin E. 2004. Sistema planirovaniya v uchrezhdeniyakh sotsial'no-kul'turnoy sfery [The system of planning in the institutions of socio-cultural sphere]. Kemerovo. 170 p. (In Russ.).
8. Litvak R. 2014. Sotsiokul'turnyy podkhod k protsessu sotsializatsii lichnosti molodogo spetsialista [Sociocultural approach to the process of socialization of the young specialist]. Pedagogical Education in Russia. № 1: 165-167. (In Russ.).
9. Medynskii E. 1944. From the history of the Russian pedagogical thought. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy]. № 1: 11-17. (In Russ.).
10. Sokolov A. 2003. Fenomen sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Phenomenon of socio-cultural activity]. Saint Petersburg: Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. 203 p. (In Russ.).
11. Tuev V. 2001. Socio-cultural activity as a concept (inclusion in the debate). Uchenye zapiski [Scientific notes] Kiselev T., Chernichenko V., Iaroshenko N., scientific ed. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts. Issue 23: 23-39. (In Russ.).
12. Iaroshenko N. 2000. Pedagogicheskie paradigmy teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Pedagogical paradigms theory of the socio-cultural activity]. 414 p. (In Russ.).
Received 02.11.2015
121
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)